Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ
психолого-педагогическое сопровождения семьи,воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровьяПодготовила воспитатель: Протасова Л.А. МБДОУ детский сад № 122 «Лучистый» г.Брянск
Психолого-педагогическое сопровождение семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья– это деятельность, направленная на актуализацию коррекционных ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что позволяет создавать соответствующее возрасту ребенка коррекционно-развивающего пространство, формировать и реализовывать адекватные потребностям ребенка стратегии воспитания, базирующиеся на конструктивных родительских установках и позициях по отношению к нему
Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями - это целенаправленная, организованная система деятельности психологов, педагогов, специалистов-дефектологов по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья
Стадии реагирования родителей на диагноз ребенка:1.Стадия шока2.Стадия отрицания3.Стадия глубокой печали4.Стадия принятия
СтатистикаВ России 700000 детей с инвалидностью.(2012г.)От 35 до 85% семей после рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья распадаются.
Э. Кюблер-Росс (Е. Киbler-Ross) выделила пять стадий горя:1.отрицание2.сделка 3.гнев4.депрессия 5.принятие.
Стадия отрицания+_Задача специалистапозволяет "выжить«,ограждает сознание от чрезмерной тревогиродители отказываются от участия ребенка в необходимых занятиях и программах, что тормозит лечениеустановление доверительных отношений и мотивация родителей на сотрудничество с врачами.
Стадия сделки+-Задача специалистарелигии дают родителям ощущение возможности повлиять на ситуацию, ощущение контроля, которого они лишилисьзапускается процесс поиска виновного в случившемся, что не позволяет конструктивно решать возникающие проблемыработа специалистов с чувством вины
Стадия гнева+-Задача специалистаСнимает уровень тревоги и депрессииЗачастую гнев обращен на специалистовне только позволяет, но и поощряет выражение гнева, в некоторых случаях обучает родителей его выражатьСтадия гнева
Стадия депрессии+-Задача специалистакратковременная реакция, за которой следует принятие болезни и конструктивные действия по приспособлению жизни семьи к лечению и воспитанию больного ребенкареакция отчуждения, когда родители испытывают опустошенность и безразличие ко всемуважно отличать клиническую депрессию от более умеренных ее форм и от нормальной дисфории
Стадия принятия- относительно спокойно говорить о проблемах ребенка;- сохранять равновесие между проявлением любви к ребенку и поощрением его самостоятельности;- сотрудничать со специалистами, составлять краткосрочные и долгосрочные планы;- иметь личные интересы, не связанные с ребенком;- уметь что-либо запрещать ребенку и при необходимости наказывать его, не испытывая чувства вины;- не проявлять по отношению к ребенку гиперопеку, чрезмерную и ненужную строгость.
Основные:
Стили внутрисемейного воспитанияГиперопека (гиперпротекции,фобия утраты ребенка)«Холодные» отношения с ребенком (гипопротекция, снижение эмоциональных контактов)Стиль сотрудничества( конструктивные отношения)Репрессивный стиль(авторитарная родительская позиция.
Формирование личности ребенкаГиперопекаЭгоцентризмЗависимость от родителейОтсутствие собственной активностиЗаниженная самооценка
Стиль сотрудничестваЧувство защищенности,уверенности в себеПотребность в активной позиции
Репрессивный стильАффективно-агрессивное поведениеПлаксивостьПовышенная возбудимостьРаздражительность
«Холодные» отношенияНервно-психическое напряжениеТревожностьНеуравновешенностьБеззащитность
Комплексный подход
Основные направления работы по оказанию психолого-педагогической помощи семье1. Обучение эффективной внутрисемейной коммуникации всех членов семьи, способствующей формированию адекватной самооценки и дающей возможность получать эмоциональную поддержку. Для этих целей может быть реализована программа группового тренинга эффективной коммуникации для нескольких семей. В программу тренинга целесообразно включить разделы:обучение навыкам активного слушания;обучение новым способам общения (подчеркивая эффективность позитивного подкрепления в отличие от негативного подкрепления);обучение навыкам выражения мыслей и чувств от первого лица («Я-сообщение»);гармонизация отношений между диадой «мать с больным ребенком» и членами семьи, членами семьи и другими (посторонними) лицами.
=2. Оптимизация функционирования семейной системы. Прежде всего, речь идет о необходимости оптимизации системы семейных правил, регулирующих жизнь семьи. (Для этого может использоваться методика организации «Семейного совета», на котором члены семьи выявляют, осознают и оценивают существующие семейные правила и вырабатывают новые).
=3. Формирование навыков для установления необходимых для функционирования и развития семьи ресурсных социальных связей. Для реализации этой цели будет уместно мотивировать членов семьи на поиск и установление контактов с различными сообществами и организациями, объединяющими людей со схожими проблемами. (Например, сообществом «Даун Синдром»; «Ассоциацией родителей детей с нарушениями слуха»; Обществом помощи аутичным детям «Добро» и др.).
-4. Формирование адекватного, реалистичного отношения к ограниченным возможностям ребенка. 5. Формирование ответственной родительской позиции6. Формирование коррекционно-развивающей среды.
Нетрадиционные формы Оn-line. технологий.У ребенка и его семьи появляется возможность успешно реализовать программу с помощью традиционных форм психолого-педагогического сопровождения (групповые, индивидуальные занятия, консультации)формах работы с родителями: - Интернет психологическая диспетчерская служба - Служба Интернет доверия - Служба обратной связи - Дистанционный «мозговой штурм»- Сетевой тренинг - Сетевое проектирование - Марафон идей - Детско-взрослое on-line-консультирование.- Интернет-форумы.