Рабочая программа по дополнительному образованию «Музыкальная палитра» (для слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных обучающихся начального общего образования)

Рекомендовано к утверждению Педагогическим советом

Протокол от «__» __ 20__ г.







Утверждаю:
Директор СОГБОУ «Общеобразовательный центр «Южный»
__________________С.В. Картунина
Приказ от «__» ___ 20 __г.
№ __







Рабочая программа
по дополнительному образованию
«Музыкальная палитра»
(для слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных
обучающихся начального общего образования)








Смородская И.Н., учитель-логопед








Рассмотрено на МО педагогов службы сопровождения

протокол № __ от «__» __20__ г.
руководитель МО
_______________ А.П. Иванова







Согласовано:
заместитель директора по УВР

«__» __20__ г.

____________А.Е.Степаненко


























2015-2016 учебный год














Пояснительная записка
Направленность программы - художественно-эстетическая; коррекционная.
Функциональное назначение - специальная, общекультурной; развивающая.
Форма организации – групповая.
Срок реализации 1 год. Программа ежегодно корректируется в зависимости от состава участников (возраст, нозологическое представление).
Модификация программы – в основе идея сенсорного музыкального и речевого развития детей с ОВЗ.
Актуальность программы. На современном этапе в условиях интенсивного развития слухового восприятия детей с нарушениями слуха (с применением электроакустической аппаратуры, кохлеарной имплантации) система образовательно-коррекционной работы, включающая музыкально – ритмическое развитие требует создания интенсивной музыкальной среды. В обучении и развитии детей с нарушением слуха музыка носит корректирующий и психологичекский фактор. Музыка звучит во время досуга воспитанников, на праздниках, при проведении танцевальных занятий. Эти занятия направлены на эстетическое воспитание детей средствами музыки, расширения их кругозора, совершенствование движений, развитие слухового восприятия, произносительной стороны устной речи, творческих способностей детей. Специально организованные внеклассные музыкальные занятия помогут детям с нарушением речи в развитии восприятия музыки, коррекции устной речи.
Программа определяет условия, при которых музыкальные занятия будут способствовать полноценному развитию слабослышащих детей.
Эстетическое развитие детей с нарушениями слуха предполагает отбор музыкального материала для слушания музыки, для исполнения на музыкальных инструментах.
Для эмоционального развития детей используются музыкальные дидактические игры, позволяющие интересно и увлекательно формировать у школьников достаточно сложные умения и навыки, связанные с развитием нарушенной слуховой функции. Проводя музыкальные занятия в кружке «Музыкальная палитра» я уделяю большое внимание игре на детских музыкальных инструментах, потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности школьников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество устной речи, пропевания, улучшается качество музыкально - ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Этот вид упражнений способствует развитию мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
На музыкальных занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение детей к творчеству, импровизации, и инициативе. Творческое начало у слабослышащих детей может проявляться по-разному: в стремлении узнать что-то новое о музыке, в самостоятельном выборе танцевальных движений под музыку, составлении композиции из знакомых уже движений.
Цели программы:
обучение основам элементарной нотной грамоте;
формирование умений выразительного исполнения музыкальных произведений;
воспитание эмоциональной отзывчивости на прекрасное в искусстве, природе;
воспитать потребности к творческому самовыражению.
Задачи:
формировать целостное представление об искусстве;
воспитать художественно-эстетический вкус, интерес к искусству;
развивать способность активного восприятия искусства;
создать условия реализации творческих способностей;
развивать исполнительские навыки игры в ансамбле;
развивать умение перевоплощаться в сценический образ посредством музыкального исполнительства.
Состав участников кружка не более 10 человек.
Условиями отбора детей в кружок «Музыкальная палитра» являются: их желание заниматься музыкой и способность к систематическим занятиям.
Формы и режим занятий
Форма проведения занятия – классно – урочная, сценическая.
Виды деятельности: беседа, практические занятия по ритму, игре на музыкальных инструментах, движения под музыку, речедвигательные упражнения под музыкальное сопровождение и другие.
Беседа, предполагает изложение теоретических сведений, которые иллюстрируются музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия предназначены для освоения музыкальной грамоты, различных приёмов игры на инструментах, разучивания музыкальных произведений, слушания музыки, разучивания и исполнения песни (попевки), пластического моделирования музыки.
Занятие-постановка, репетиция - отработка концертных номеров, развивитие актерских способностей детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Ожидаемые результаты освоения программы:
иметь представление о русских народных музыкальных инструментах;
применять практические навыки игры на народных музыкальных инструментах;
слышать друг друга;
исполнять свою партию, следуя замыслу и трактовке педагога;
бережно относиться к музыкальным инструментам;
давать адекватную оценку восприятию музыки;
знать ноты, различать их по высоте;
иметь навыки концертной деятельности;
знать основы безопасности при игре на музыкальных инструментах.


Учебно-тематический план первого года обучения.

Тема
Кол-во
часов
Дата

1.
Вводное занятие
1


2.
Первичная диагностика
1


3.
Музыка вокруг нас
1


4.
Рождение звуков
1


5.
Звуки высокие и низкие
2


6.
Времена года в музыке
1


7.
Музыкальная азбука
6


8.
Элементы музыкальной речи
6


9.
Рисуем музыку
4


10.
Музыкальный образ: «О чём говорит музыка?» (словарь эстетических эмоций)
6


11.
Душа музыки - мелодии
4


12.
Музыкальные инструменты
4


13.
Инструменты русского народного оркестра
4


14.
Сказка в музыке. Балет. Классические произведения.
6


15.
Играем музыку
50


16.
Дидактические игры
4


17.
Музыка и движение
6


18.
С песенкой по лесенке (песни и попевки).
7


19
Русские народные песни в творчестве композиторов.




Список используемой литературы:
1. Самодеятельные вокально-инструментальные ансамбли и их репертуар. – М., “Профиздат”, 1986. Брагинская Ж.И.
4. Массовые музыкальные народные инструменты. – М., МузГИЗ, 1963. Речменский Н.
6. Юцевич Ю.Е. Словарь музыкальных терминов. – Киев, издательство “Музычна Украйина”. Юцевич Ю.Е.
8. Музыкальные занятия с детьми. – Ростов-на-Дону, изд. “Феникс”, 2002. Сухоняева Е.Э.
9. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушения слуха. - М.: Владос, 2003. Яхнина Е.З.
11. Музыкальный слух и его развитие. - М.: Музыка, 1978. Ю.Никитина М.И.
13. Воспитательная работа в школе слабослышащих / Сост. Л.В. Никулина. - М.: Просвещение, 1981. Вилочкина Т.М.
14. Слушание музыки на музыкально-ритмических занятиях //Дефектология. - 1990. Ветлугина Н.А.
16.Педагогические основы формирования у младших школьников эстетического отношения к музыке: Автореф. дис... доктора пед. наук. - Тбилиси, 1989. Боскис P.M.
18. Учителю о детях с нарушением слуха. - М.: Просвещение Барышева Т.А.
19. Диагностика эстетического развития личности. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена Апраксина О.А.
20. Методика музыкального воспитания. - М.: Просвещение, 1983. Ветлугина Н.А.

»ђ Заголовок 115