Исследовательская работа Индивидуальное и коллективное здоровье химико-биологической и гуманитарной групп 9 классов Вятского многопрофильного лицея



Введение
Человек – высший продукт природы.
Но для того, чтобы наслаждаться
сокровищами природы, человек должен
быть здоровым, сильным и умным
(И.П. Павлов)
Здоровье – ценность человека. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать трудности. Снижение качества и уровня здоровья населения в целом, и особенно детей и подростков – неопровержимый факт, вызывающий тревогу у специалистов и государственных деятелей во всём мире. Здоровье – гарантия гармонического развития социума, залог политической стабильности и экономического прогресса государства. Много профессий связано с поиском путей решения проблемы здоровья. Врачи, физиологи, экологи, специалисты в области образования, физической культуры и спорта разрабатывают рекомендации к сохранению и укреплению здоровья.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения актуальна и в Кировской области: наблюдается снижение количества детей первой группы здоровья, рост числа детей второй группы и резкое увеличение детей третьей группы здоровья. Анализируя возрастную динамику распределения детей и подростков по группам здоровья в Вятскополянском районе, также следует отметить, что по мере взросления происходит последовательное увеличение численности детей, отнесённых к третьей группе; отклонения в состоянии здоровья диагностировано у половины детей [7].Тревожит состояние нравственной воспитанности подростков, проявление негативных форм поведения и рост числа вредных привычек, пристрастий, социально обусловленных заболеваний, в том числе табакокурения, употребления алкоголя, психоактивных веществ. В значительной степени здоровье обусловлено образом жизни человека (50-55%). Не все это осознают, в том числе школьники. Многие из них пытаются избегать уроков физкультуры, мало бывают на открытом воздухе, не отказываются от курения и употребления алкогольных напитков. Высокие учебные нагрузки также могут оказывать негативное влияние на здоровье человека. Все эти положения свидетельствуют об актуальности исследований, которые мы начали два года назад в группах: гуманитарной и химико-биологической.
Цель работы: оценить состояние индивидуального и коллективного здоровья учащихся гуманитарной и химико-биологической групп лицея города Вятские Поляны.
Объект исследования: индивидуальное и коллективное здоровье учащихся гуманитарной и химико-биологической групп лицея города Вятские Поляны.
Предмет исследования: изменение состояния здоровья учащихся гуманитарной и химико-биологической групп лицея за два года.
Задачи:
Освоить правила и технику измерений физического развития методами антропометрии; провести расчёт показателей физического развития учащихся с помощью общих формул, дать его оценку.
Оценить функциональное состояние сердечнососудистой системы, дать характеристику уровня заболеваемости по группам.
Оценить объём кратковременной памяти учащихся и объём памяти при логическом и механическом запоминании.
Изучить режим дня школьников.
Изучить отношение подростков к табакокурению, курительным смесям и употреблению алкоголя.
Провести сравнительную оценку коллективного здоровья учащихся гуманитарной и химико-биологической групп за два года.
Предложить комплекс рекомендаций, направленных на сохранение и укрепление здоровья.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что, возможно:
учащиеся гуманитарной и химико-биологической групп имеют в основном
хороший уровень здоровья, вторую группу здоровья и гармоничное
физическое развитие;
заболеваниям более подвержены подростки химико-биологической группы;
объём памяти выше у школьников химико-биологической группы;
подростки гуманитарной группы более подвержены вредным привычкам
(табакокурению, употреблению алкоголя и психоактивных веществ).
Значимость работы для оценки и снижения возможного экологического риска в рассматриваемой области заключается в том, что накопление валеологических знаний и умений будет способствовать решению проблемы сохранения и укрепления физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Материалы и методики исследования
1.1. Объекты исследования
Объектами исследования явились школьники среднего звена лицея – учащиеся химико-биологической (17 человек) и гуманитарной групп (18 человек) 9 классов 2014-2015уч.г. (8 классов 2013-2014 уч.г.). Выбор школьников обоснован их одновозрастностью и доступностью изучения.

1.2. Методы исследования
• Эмпирический
• Визуальный
• Статистические методы позволяют провести количественный учёт массовых явлений, обработать их в практических целях. Пользуясь таблицами со среднестатистическими данными, общими формулами, можно рассчитать и оценить своё физическое развитие.
• Практическая работа включает проведение измерений показателей физического развития (окружности грудной клетки) и анкетирование в форме опроса по заранее составленным вопросам, анализ и обработку данных.
1.3. Материалы и оборудование
Ростомер, напольные весы, сантиметровые ленты, тонометр, часы с секундной стрелкой, таблицы стандартов физического развития.
1.4. Методика исследования
1.4.1. Проведение антропометрических измерений
Физическое развитие – показатель здоровья.
1. Метод центильных величин
Измерение роста стоя: встать босыми ногами на площадку ростомера в положение пятки вместе, носки - врозь. Голову держать прямо. Пятками и ягодицами, межлопаточной областью и затылком касаться ростомера. Измерение роста возможно и у стены с помощью сантиметровой ленты. (Приложение, рис.1). Норма: Приложение, табл.1.Слишком маленький и слишком большой рост указывают на какие-то отклонения в организме, чаще всего нарушения в функции гипофиза.4
Измерение массы тела определяют на медицинских весах, стоя посередине в легкой одежде, спокойно и прямо, не раскачиваясь. Норма: Приложение, табл.2. Отклонения в массе влияют на двигательную активность, силовые качества и сохранение телом жидкости и тепла.4
Измерение окружности грудной клетки проводят сантиметровой лентой в покое, при опущенных руках. Ленту накладывают на углы лопаток сзади, спереди – по нижнему краю околососковых полей. (Приложение, рис.2). Норма: Приложение, табл.3. Все измерения повторяют 2-3 раза. 4
2. Расчёт показателя развития грудной клетки (ПРГК)
Нами был произведён расчёт показателя развития грудной клетки по формуле: ОГК (окружность грудной клетки, см)
ПРГК = -------------------------------------------------- 100
Рост, см
Если ПРГК меньше 50 – слабое развитие, 50-55 – среднее развитие, более 55 – отличное развитие грудной клетки.3
3. Метод нахождения индекса Кетле (весо-ростовой показатель)
Масса (кг) делится на квадрат роста (м). Норма: мальчики 13-16 лет -20,
девочки 13-14 лет – 20, девушки 15-17 лет - 21. Если верхняя граница нормы (с которой вес считается избыточным) определяется увеличением на 2 единицы, что составляет 10% от приведённых возрастно-половых норм. Снижение на 2 единицы свидетельствует о дефиците массы тела. 1
4. Расчёт индекса гармоничности морфологического развития (ИГМР)
Определяем конституцию учащегося (совокупность индивидуальных, устойчивых морфологических и функциональных особенностей человека, определяется наследственными свойствами, но заметную роль играют и внешние факторы). Её мы определяли по формуле:
(L– Р) LL – длина тела (см); Р – масса тела (кг) ;
ИГМР = ---------------; где Т – окружность грудной клетки;
К 2ТК – коэффициент развития из таблицы.

Коэффициент развития детей школьного возраста
Возраст, лет Девочки Мальчики
14 1,091 1,158
15 1,067 1,139
16 1,036 1,134
Оценка результатов: ИГМР снижается с увеличением массы тела и окружности грудной клетки и повышается с увеличением длины тела. 1
1.4.2. Проведение физиометрических измерений
Изучение функционального состояния сердечнососудистой системы
Оборудование: секундомер.
1.Частота сердечных сокращений (ЧСС), или пульс
Сидя в покое, школьники находят лучевую артерию и слегка прижимают её к кости. Подсчитывают количество ударов за 15 секунд, результат умножают на 4, получая ЧСС за 1 минуту. Места пульса на теле человека показаны в Приложении рис.3. Норма: Приложение, табл.4.4
2.Функциональное состояние сердечнососудистой системы Обследуемые приседали в спокойном темпе 10 раз, считали частоту пульса после нагрузки, рассчитали тренированность сердечнососудистой системы по формуле:
Р2 Р1 Р1 частота пульса в покое (до приседаний),
Т = ------- 100%; Р2 частота пульса после нагрузки (10 приседаний).
Р1
Норма: согласно одному источнику информации, частота пульса у здорового человека не должна увеличиться более, чем на 1/3 и вернуться к норме не более, чем через 2 мин.4 По другому источнику информации частота пульса здорового человека не должна увеличиваться более ¼. 3
На основании данных таблицы мы сделали оценку тренированности сердца.
Оценка пульса Увеличение
не более 25% Увеличение
25 – 50% Увеличение
более 50%
Оценка здоровья хорошее удовлетворительное плохое
3.Артериальное давление (АД)
Измерение артериального давления производится тонометром. Манжету укрепляют на обнажённом плече и резиновой грушей накачивают в неё воздух, чтобы сжать плечевую артерию и остановить ток крови. К локтевому сгибу прикладывают фонендоскоп, чтобы прослушать движение крови в артерии. Накаченный воздух сжимает артерию, останавливая ток крови. Медленно выпускают воздух из манжеты, пока не будет прослушиваться чёткий, прерывистый звук. По шкале манометра снимают показания (мм рт. ст.). Это величина систолического (максимального) давления. Если продолжать выпускать воздух из манжеты, то звук постепенно исчезает. В момент исчезновения звука также снимают показания манометра. Они соответствуют диастолическому (минимальному, нижнему) давлению (Приложение, рис. 5).Для оценки результатов потребуется значение систолического и диастолического давления. Норма: Приложение, табл. 5.3
1.4.3. Оценка уровня здоровья
Уровень здоровья мы вычисляли по формуле: УЗ=0,011 (ЧП)+0,014 (САД) +0,008 (ДАД) +0,014 (В) + 0,009(МТ) 0,009Р0,27,где УЗ – уровень здоровья; ЧП – частота пульса; САД – систолическое давление; ДАД – диастолическое давление; В – возраст; МТ – масса тела (кг); Р – рост (см).
Оценка результатов: сравнивая полученные данные со среднестатистическими, представленными в таблице, можно определить уровень своего здоровья.1
Уровень здоровья Оценка результатов
2,6 и менее Отлично
2,61-2,86 Хорошо
2,86-3,10 Удовлетворительно
3,10 и более Неудовлетворительно
1.4.4. Характеристика заболеваемости учащихся
1. Хронические заболевания
Список хронических заболеваний был предложен обследуемым. Необходимо было выбрать собственные (если они есть).
2. Выявление нарушений осанки
А) Соматоскопический осмотр спереди, сбоку, со спины и при ходьбе: положение головы, уровень плеч, лопаток, изгибы позвоночника.
Б) Обследуемым было предложено встать к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы касались стены. Затем попробовать просунуть между поясницей и стеной кулак или ладонь. Оценка результатов: осанку считают нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь, а не кулак.1
1.4.5. Определение объема памяти
Цель: определить возможности памяти при разном способе запоминания. Работа состоит из двух этапов: выявление объема кратковременной памяти и выявление объема памяти при логическом и механическом запоминании.1
1.Определение объема кратковременной памяти
Материалы и оборудование: текст из 25 слов, часы с секундной стрелкой.
Обследуемым был предложен текст, состоящий из 25 слов:
школа, путешествие, ковер, лес, цветок, солнце, мел, камень, мост, картина,
кошка, радость, ручка, загар, поезд, шарф, рот, диплом, мир, телевизор,
осень, память, игрушка, конверт, шляпа.
Обследуемые изучали перечень слов в течение 1 мин.
Записать в тетради слова, которые удалось запомнить.
Подсчитать количество слов, проверить, нет ли ошибок.
Оценка результатов: определить по таблице объем вашей памяти. 1
Кол-во слов Объем памяти
6 и менее Крайне низкий. Необходима регулярная тренировка памяти
7-12 Чуть ниже среднего. Необходимо продолжить тренировку
13-17 Хороший. Не останавливайтесь на достигнутом
18-21 Отличный. Вы умеете сосредоточиться и обладаете волей
свыше 22 Поздравляем вас! Ваша память феноменальна
2.Объём памяти при логическом и механическом запоминании
Слова для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена.
Слова для механического запоминания: океан, утюг, луна, книга, забор, ластик, телефон, капуста, морж, ученик.
Зачитываются слова из логического ряда. Через 1 минуту учащимся было предложено воспроизвести их на листочках.
Через 3-4 минуты зачитываются слова из механического ряда. Через 1 минуту учащимся было предложено их воспроизвести на листочках.
Оценка результатов: подсчитать количество слов при логическом и механическом запоминании, сравнить (заполнить таблицу).1
Виды запоминания Количество слов в ряду Кол-во
воспроизведённых
слов
Логическое 10 Механическое 10 1.4.6. Анкетирование
Для изучения некоторых особенностей режима дня школьников применялся
метод анкетирования. Содержание анкеты мы разработали сами, включив вопросы продолжительности выполнения домашнего задания, использования компьютера, занятий в кружке, музыкой, спортом, чтения художественной литературы, помощи семье, прогулок на свежем воздухе, продолжительности сна. Также нас интересовало реальное отношение сверстников к табакокурению, курительным смесям и употреблению спиртного.
Результаты анкетирования классов мы занесли в таблицу 11.
2. Результаты исследования и их обсуждение
2.1. Оценка проведения антропометрических измерений
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие. Антропометрические исследования, проведённые школьниками на уроках и дома, включали измерения длины тела, массы, окружности грудной клетки. Результаты антропометрических измерений представлены в приложении (таблицы 9-12).
2.2. Оценка роста и веса по индексу Кетле (весо-ростовой показатель)
Для установления соответствия роста и веса учащихся я определила индекс
Кетле. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования гармоничности физического развития учащихся по методу нахождения индекса Кетле
Значение
индекса Кетле Химико-биол. группа(17) Гуманитарная группа (18)
8 класс 9 класс 8 класс 9 класс
18 – 22 (норма) 7ч-к, 41,2% 10ч-к,59% 14 ч-к, 77,8% 12 ч-к,67%
18 (дефицит веса) 7ч-к, 41,2% 5ч-к,29% 1 ч-к, 5,5% 4 ч-ка, 22%
22 (избыток веса) 3ч-ка, 17,6 % 2ч-ка,12% 3 ч-ка, 16,7% 2 ч-ка, 11%

Из таблицы и диаграммы видно, что в 8 классе более гармоничное физическое развитие имели учащиеся гуманитарной группы. Дефицит веса в химико-биологической группе имели большее количество учащихся (в 7 раз), чем в гуманитарной, что можно объяснить особенностями растущего организма подростков: наращивание массы тела происходило медленнее, чем увеличение его длины; а также, возможно, сказывался недостаток питания. Избыточный вес в обеих группах имели небольшое одинаковое количество учащихся. Мы объясняем это хорошим питанием, связанным с хорошим материальным положением. В этом учебном году процент нормы индекса Кетле 9 химико-биологической группы увеличился, что связано с меньшими пропусками учебных занятий физической культуры. Избыток веса в обоих группах уменьшился, а дефицит веса в 9 гуманитарной группе увеличился в 4 раза, что объясняется увеличением роста испытуемых.
2.3. Оценка расчёта показателя развития грудной клетки
Результаты расчёта развития грудной клетки учащихся показаны в табл. 2.
Таблица 2
Результаты показателя развития грудной клетки учащихся (ПРГК)
ПРГК Химико-биол. группа(17) Гуманитарная группа (18)
8 класс 9 класс 8 класс 9 класс
Менее 50 (слабое) 0 ч-к, 0% 4ч-ка,23% 0ч-к, 0% 4 ч-ка, 22%
50-55 (среднее) 0 ч-к, 0% 10ч-к,59% 0ч-к, 0% 12 ч-к, 67%
Более 55 (отличное) 17ч-к, 100 % 3ч-ка,18% 18ч-к, 100% 2 ч-ка, 11%

Итак, в 8 классе в обеих группах преобладало отличное развитие грудной клетки, а у этих же детей - девятиклассников преобладает лишь среднее развитие грудной клетки. Это можно объяснить большими пропусками учебных занятий по физической культуре, меньшей посещаемостью спортивных секций и занятостью танцами. Больший процент отличного развития грудной клетки (18%) в 9 классе у химико-биологической группы по сравнению с гуманитарной (11%), возможно, объясняется меньшими пропусками уроков физкультуры (27 часов за сентябрь, октябрь), чем у гуманитарной (47 уроков за этот же период).
2.4. Определение индивидуального типа конституци
По формуле мы вычислили индекс гармоничности морфологического развития (ИГМР) учащихся обоих классов. Результаты исследования представлены в приложении в таблицах 9-12. Чтобы проверить закономерность снижения ИГМР с увеличением массы тела и окружности грудной клетки, а также повышение его с увеличением длины тела, мы выбрали двух учащихся в каждом классе с противоположными показателями массы, окружности груди и роста. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Результаты индекса гармоничности морфологического развития мальчиков
Антропо-метрические
показатели ИГМР
химико-биологической группы ИГМР
гуманитарной группы
8 класс 9 класс 8 класс 9 класс
Масса
дефицит
избыток
массы 117,6 (48 кг Бабушкин)
94,5 (59кг Галяфутдинов) 95,5 (54 кг Гайнуллин)85,6 (72 кг Сычёв) 93,2 (45 кг Судницын)
79,4 (73кг Пономарёв) 108 (43 кгСудницын)71 (80кгПономарёв)
Окружность
груди
меньше
больше 122,3
(67см Рубис)
99,7 (92 см Галяфутдинов) 113,8 (83 см Бабушкин)85,6 (90 см Сычёв) 93,2 (78 см Судницын)
79,4 (94 см Пономарёв) 108 (77 смСудницын)71 (95 смПономарёв)
Длина тела
меньше
больше 76 (150 см Рубис)
94,5(177см Галяфутдинов) 122,3 (154 см, Рубис)99,7 (179 см Галяфутдинов) 93,2 (153 см Судницын)
79,4 (173 см Пономарёв) 108 (162 смСудницын)104 (175 смФилимонов)
Из таблицы видно, что индекс гармоничности морфологического развития:
1) повышается с увеличением длины тела (Рубис В., Галяфутдинов Р.) учащихся 9 класса химико-биологической группы;
2) увеличивается с уменьшением массы тела и окружности грудной клетки(Судницын И.), снижается с увеличением массы тела и окружности грудной клетки (Пономарёв А.), повышается с увеличением длины тела (Судницын И.) учащихся 9 класса гуманитарной группы;
3) аналогичные результаты мы наблюдаем и у девочек.
Таким образом, подтвердились закономерности, предложенные классической методикой. 1
Систематические антропометрические измерения позволяют своевременно выявлять нарушения физического развития, которые являются ранними признаками заболеваний или свидетельствуют о нарушении режима, установленного порядка жизни.
2.5.Оценка функционального состояния сердечно - сосудистой системы
В обоих классах нами был проведён тест на оценку тренированности сердца.
Таблица 4
Результаты тренированности сердечнососудистой системы учащихся
Увеличение пульса Химико-биол.группа(17) Гуманитарная группа(18)
8 класс 9 класс 8 класс 9 класс
Не более 25% - хорошо 9ч-к, 53% 4ч-ка, 24% 9 ч-к, 50% 3ч-ка, 16,7%
25-50% - удовлетворит. 6ч-к, 35% 11ч-к,64% 6ч-к,33,3% 12 ч-к, 66,6%
Более 50% - плохо 2 чел, 12% 2 чел, 12% 3чел,16,7% 3 чел, 16,7%

У восьмиклассников химико-биологической группы хороший показатель тренированности сердечнососудистой системы был несколько выше (на 3%), чем у гуманитарной группы. Это объясняется достаточной их двигательной активностью: они в равной степени посещают уроки физкультуры, спортивные секции, участвуют в спортивных соревнованиях, субботниках, дежурстве по классу, не употребляли спиртное и не курили регулярно. Больший процент не тренированности сердечнососудистой системы гуманитарной группы объясняется, возможно, меньше двигательной активностью, наследственным заболеванием сердца (1 человек), а так же регулярным (11%) или нерегулярным (28%) курением и нерегулярным употреблением спиртного (28%).
У девятиклассников хороший показатель тренированности сердечнососудистой системы снизился в обеих группах: у химиков-биологов в 2,2 раза, у гуманитариев в три раза. Больший процент не тренированности сердечнососудистой системы гуманитарной группы объясняется, возможно, их меньшей двигательной активностью (почти в два раза больше пропусков физической культуры, в два раза меньше времени занимаются в спортивных секциях), наследственным заболеванием сердца (1 человек), а так же регулярным (34%) и нерегулярным (16%) курением и нерегулярным употреблением спиртного (33%).
Пульс зависит от пола, возраста, массы тела, эмоционального состояния, физической нагрузки, температуры тела и окружающей среды.
2.6. Оценка уровня здоровья учащихся
По формуле мы вычисляли уровень здоровья учащихся обоих классов. Сравнив полученные данные со среднестатистическими, представленными в таблице, мы определили уровень здоровья учащихся. Результаты - в табл.
Таблица 5
Оценка результатов уровня здоровья учащихся лицея
Уровень здоровья Оценка
рез-тов Химико-биологич. гр.(17) Гуманитарная гр. (18)
8 класс 9 класс 8 класс 9 класс
2,6 и менее отлично 6чел,35% 3 чел,17% 6чел,33% 2чел, 11%
2,61 – 2,86 хорошо 6 чел, 35% 9 чел, 53% 7чел, 39% 9 чел, 50%
2,86 – 3,10 удовлет 5 чел, 30% 5 чел, 30% 5 чел,28% 7чел, 39%
3,10 и более неудовл - - - -

Из таблицы и диаграммы видно, что в 8 классе уровень здоровья лицеистов обеих групп был отличный, хороший или удовлетворительный примерно у каждого третьего. Неудовлетворительный уровень в обеих группах отсутствовал.
У девятиклассников обеих групп отличный уровень здоровья снизился: в химико-биологической группе в два раза, а в гуманитарной в три раза. Хороший уровень здоровья детей обеих групп увеличился: в химико-биологической группе в 1,5 раза, а в гуманитарной в 1,3 раза. Удовлетворительный уровень здоровья химиков-биологов остался без изменений (примерно у каждого третьего), а у гуманитариев увеличился в 1,3 раза. Итак, процент детей с отличным и хорошим уровнем здоровья в химико-биологической группе остался неизменным (70%) по сравнению с прошлым годом и он выше, чем процент таких детей в гуманитарной группе (61%). Это объясняется их большей двигательной активностью: они меньше пропускают уроки физкультуры, дольше занимаются в спортивных секциях, активнее участвуют в спортивных соревнованиях, субботниках, дежурстве по классу, меньше курят и меньше употребляют спиртное.
2.7. Характер заболеваемости учащихся
2.7.1. Группы здоровья школьников
Мы проанализировали группы здоровья учащихся обоих классов.
Таблица 6
Группы здоровья школьников лицея
Группы
здоровья Химико-биологич. группа (17) Гуманитарная группа (18)
8 класс 9 класс 8 класс 9 класс
I 6 ч-к, 35% 3ч-ка,17,6% 6 ч-к, 34% 2 ч-ка, 11%
II 11 ч-к, 65% 14ч-к,82,4% 11 ч-к, 61% 16 ч-к, 89%
III 0% 0% 1 ч-к, 5% 0%
Итак, в 9 классе в обеих группах наблюдается снижение первой группы здоровья и увеличение второй. Это связано с нарушением режима дня, недостаточной двигательной активностью и пристрастием к вредным привычкам.
2.7.2. Заболевания учащихся лицея
Обобщив данные учащихся обеих групп за два года, мы составили таблицу.
Таблица 7
Заболевания Химико-биологическая
группа Гуманитарная группа
88 8класс 9 класс 8 класс 9 класс
П Гастрит 2 1 1 1
Избыток веса (ожирение) 6 2 3 2
Нарушение осанки 2 2 3 3
Дискинезия желчевыводящих путей 1 1 - -
Увеличение щитовидной железы 1 1 - -
Заболевания сердца - - 1 1
Нарушение зрения 11 11 7 7
Гипотрофия (дефицит веса) 4 5 2 4
Заикание 1 1 - -
Цефалгия (головные боли) 2 2 2 2
Ринит 1 1 1 1
Бронхиальная астма - - 1 1
Тонзиллит - - 1 -
Недостаток роста 2 2 1 1
Нарушение опорно-двигательной системы - - 1 1
Пиелонефрит - - 1 1
Итого: 44 40 25 26
Сравнивая полученные нами результаты исследования с данными по Кировской области и Вятскополянскому району, следует отметить, что у обследованных подростков лицея, как и у таковых по области и району превалируют нарушения зрения. Анализируя причины, следует отметить, что недостаточное освещение помещений является одной из основных причин, вызывающих снижение зрения, работоспособности, ухудшения самочувствия, развития раннего утомления. В лицее хороший уровень освещённости, обусловленный своевременностью ремонта и заменой люминесцентных ламп, что связано с достаточным Федеральным финансированием. Возможно, подростки не соблюдают санитарные нормы уровня освещённости дома, а также долго непрерывно работают за компьютером (перерыв необходим через каждые 25-30 мин.).
В структуре заболеваемости у каждого третьего обследованного подростка химико-биологической группы и каждого четвёртого-пятого в гуманитарной наблюдается дефицит веса, что связано с усилением роста в 9 классе и недостаточным питанием. Отсутствие организованного питания в 8-9 классах, несмотря на его высокое качество и наличие хорошей питьевой воды в школе, а также несбалансированность питания, низкое качество питьевой воды и продуктов питания дома являются существенными факторами в развитии гастритов, функциональных расстройств желудка, болезней желчного пузыря и желчевыводящих путей.
В исследуемых группах лицея в отличие от района и области незначительны заболевания костно-мышечной и эндокринной систем, а хроническая патология наблюдается лишь единично. Использование мебели, не соответствующей росто-возрастным особенностям детей и подростков, способствует патологии костно-мышечной системы. Неправильная посадка за партой и ношение тяжестей в одной руке также способствуют нарушению осанки и искривлению позвоночника. На уроках биологии учитель постоянно обращает внимание на нашу неправильную посадку. Патология эндокринной системы в основном из-за недостаточного питания.
Незначительную заболеваемость органов дыхания можно объяснить несоблюдением учащимися правил соответствия одежды температуре атмосферного воздуха, нарушением режима проветривания, несмотря на своевременную подачу тепла в начале отопительного сезона, отсутствие перебоев в поставке топлива и работе систем отопления в холодные месяцы.
Таблица 8
Процент здоровых и нездоровых школьников
Химико-биол. группа(17) Гуманитарная группа (18)
8 класс 9 класс 8 класс 9 класс
Здоровых, % 6 ч-к, 35% 7ч-к, 41,2% 6 ч-к, 33,3% 4 ч-ка, 22,2%
Нездоровых,% 11 ч-к, 65% 10ч-к, 58,8% 12 ч-к, 66,7% 14 ч-к, 77,8%

Итак, в 9 классе в химико-биологической группе мы наблюдаем некоторое увеличение (на 6%) здоровых подростков, а в гуманитарной, наоборот, снижение (на 11%) здоровых подростков, что связано с нарушением правил здорового образа жизни.
2.8. Оценка объёма памяти
2.8.1. Оценка объёма кратковременной памяти
С помощью текста, состоящего из 25 слов, нами была проведена оценка объёма кратковременной памяти. Результаты представлены в таблице 9.
Таблица 9
Объём кратковременной памяти учащихся лицея
Баллы Характеристика памяти Хим.-биол.(17) Гуманит.(18)
8 класс 9 класс 8 класс 9 класс
6 и менее Объем памяти крайне низкий.
Необходима регулярная
тренировка памяти - - - -
7-12 Объем памяти чуть ниже
среднего. Необходимо
продолжить тренировку 3 ч-ка, 18,75% 1ч-к,5,9% 4 ч-ка, 22,2% 5 ч-к,
28%
13-17 Объем памяти хороший.
Не останавливайтесь на
достигнутом 11 ч-к,
68,75% 9ч-к,52,9% 6 ч-к,
33,3% 12 ч-к, 67%
18-21 Объем памяти отличный.
Вы умеете сосредоточиться и
обладаете достаточной волей 2 ч-ка, 12,5% 5ч-к,29,4% 8 ч-к,
44,4% 1 ч-к,
5%
свыше 22 Поздравляем вас!
Ваша память феноменальна - 2ч-ка,11,8% - -
В прошлом учебном году в 8 классе в химико-биологической группе у 2/3 детей преобладал хороший объём памяти, а в гуманитарной группе – отличный (почти у половины). Показатель отличного объёма памяти был выше в 3,5 раза в гуманитарной группе, а хороший объём памяти в 2 раза в химико-биологической группе. В этом учебном году у девятиклассников химико-биологической группы также как и в прошлом году преобладает хороший объём памяти – теперь у каждого второго, что, однако, в 1,3 раза меньше, чем в прошлом году. В гуманитарной группе стал преобладать хороший объём памяти (у 2/3детей). В химико-биологической группе показатель отличного объёма памяти в шесть раз выше, чем у гуманитариев. Если сложить оба показателя памяти (отличный и хороший), то 9 классе этот показатель выше на 10% у химиков-биологов (82,3%), чем у гуманитариев (72%). Это подтверждается более высокими показателями качества знаний и умений по учебным предметам у химиков-биологов, чем у гуманитариев.
2.8.2. Оценка объёма памяти при механическом и логическом
запоминании
С помощью текстов, состоящих из 10 слов, нами была проведена оценка объёма памяти при логическом и механическом запоминании. Результаты представлены в таблице 10.
Таблица 10
Результаты объёма памяти при механическом и логическом запоминании учащихся
Виды запоминания Химико-биолог. группа Гуманитар. группа (18)
8 класс (16) 9 класс (17) 8 класс 9 класс
преобладает логическое 6 ч-к, 37,5% 2 ч-ка,11,8% 10 ч-к,55,6% 7ч-к, 39%
преобладает механическое 3 ч-ка,18,75% 2 ч-ка,11,8% 5 ч-к, 27,7% 4ч-ка, 22%
одинаковы оба 7 ч-к, 43,75% 13ч-к,76,4% 3 ч-ка,16,7% 7ч-к, 39%
Из таблицы видно, что в 9 классе в обеих группах количество детей, у которых преобладает логическое мышление снизилось: в химико-биологической в три раза, а в гуманитарной в 1,5 раза. Аналогично снизилось количество детей с преобладанием механического мышления: в химико-биологической в 1,6 раза, а в гуманитарной в 1,3 раза. Однако, увеличилось количество детей с одинаковым мышлением: в химико-биологической в 1,7 раза, а в гуманитарной в 2,2 раза.
2.9. Результаты анкетирования школьников
2.9.1. Режим дня
Для изучения некоторых особенностей организации дня школьников было
проведено анкетирование. Результаты обработаны и сведены в таблицу 11.
Таблица 11
Результаты изучения некоторых режимных моментов методом анкетирования
Содержание анкеты Химико-биологическая группа Гуманитарная группа
8 класс
9 класс 8 класс
9 класс
1. Количество
анкетируемых 19 (100%) 17 (100%) 16 (100%) 18 (100%)
2. В котором часу встал
6-7 ч
7-8 ч 7 чел. (36.8%)12 чел. (63.2%) 1 (6%)
16 (93%) 13(81%)
3(19%) 2 (11%)
16 (89%)
3. Сколько часов делал
уроки 1 ч
1-2 ч
2-3 ч иногда больше 3 ч
среднее 6 чел. (31.6%)6 чел. (31.6%)5 чел. (26.3%)2 чел. (10.5 %)
2 часа 2 (12%)
7 (40%)
4 (24%)
4 (24%)
2 часа 0%
7 (43.75%)
6 (37.5%)
3 (18.75)
2,5 часа 4 (22%)
4 (22%)
9 (50%)
1 (6%)
2 часа
4. Успеваешь ли поесть
в перемену да нет 4 чел . (21.1%)15 чел. (78.9%) 16 (95%)
1 (5%) 12 (75%)
4 (25%) 16 (89%)
2 (11%)
5. Сколько занимался
в кружке нисколько < 1 ч 1 ч 1-2 ч 2-3 ч среднее 0%
10 чел. (52.6%)4 чел. (21.1%)4 чел. (21.1%)1 чел. (5.3%)
2 ч 3 (18%)
4 (24%)
6 (34%)
4 (24%)
0%
1,5 ч 8 (50%)
2 (12.5%)
3 (18.75%)
3 (18.75%)
0%
1,5 ч 10 (55%)
1 (6%)
1 (6%)
5 (27%)
1 (6%)
1,5 ч
6. Сколько занимался спортом нисколько 0-1 ч 1-1.5 ч 2 ч
среднее 3 чел. (15.8%)10 чел. (52.6%)3 чел. (15.8%)3 чел. (15.8%)1 ч 30 мин. 2 (12%)
5 (29%)
6 (35%)
4 (24%)
1,5 ч 0%
8 (50%)
4 (25%)
4 (25.5%)
1 ч 2 (11%)
11 (61%)
1 (6%)
4 (22%)
1 ч
7. Сколько занимался музыкой нисколько
0-1 ч
1 ч 10 чел. (52.6%)7 чел. (36.8%)2 чел. (10.5%) 6 (35%)
9 (53%)
2 (12%) 10 (63%)
6 (37%)
0% 12 (67%)
4 (22%)
2 (11%)
8. Сколько было уроков 7
6 19 чел. (100%)
0% 12 (70%)
5 (30%) 0%
16 (100%) 9 (50%)
9 (50%)
9. В котором часу ушёл из школы 18:30 ч
19:40 ч 2 чел. (10.5 %)17 чел. (89.5 %) 3 (18%)
14 (82%) 16 (100%)
0% 9 (50%)
9 (50%)
10. Гулял на свежем
воздухе 0-1 ч
1-2 ч
2-3 ч
4-5 ч
среднее 6 чел. (31.6%)6 чел. (31.6%)6 чел. (31.6%)1 чел. (5.3%)2 ч 30 мин. 6 (35%)
2 (12%)
8 (47%)
1 (6%)
2 ч 4 (25%)
5 (31,25%)
7 (43,5%)
0%
2 ч 5 (27%)
6 (33%)
4 (22%)
3 (18%)
2 ч
11. Помощь семье среднее 3 ч 1,5 ч 1 ч 1 ч
12. Работал на компьютере среднее 3 ч 2 ч 2 ч 2.5 ч
13. Смотрел телевизор
0-1 ч
1-2 ч
среднее 11 чел. (57.9%)8 чел. (42.1%)2 ч 10 (60%)
7 (40%)
1 ч 7 (43,5%)
9 (56.5%)
1,5 ч 13 (72%)
5 (28%)
1 ч
14. Чем ещё занимался
в свободное время
отдыхал
гулял
нет свободного времени 11 чел. (57.9%)
5 чел. (26.3%)
2 чел.(10.5%)
1 чел. (5.3%) 8 (46%)
5 (30%)
2 (12%)
2 (12%) 16 (100%)
0%
0%
0% 8 (45%)
7 (37%)
0%
3 (18%)
15. Читал ли художест-
венную литературу
да
нет 7 чел. (36.8%)
12 чел. (63.2%) 13 (77%)
4 (23%) 6(38%)
10(62%) 10 (55%)
8 (45%)
16. В котором часу лёг
спать 22-23 ч
23-24 ч 10 чел. (52.6%)9 чел. (47.4%) 8 (47%)
9 (53%) 10(62%)
6(38%) 6 (33%)
12 (67%)
17. Наступал ли стресс?
да нет 9 чел. (47.4%)10 чел. (52.6%) 8 (47%)
9 (53%) 6(38%)
10(62%) 9 (50%)
9 (50%)
Из таблицы видно, что в 8 классе ученик гуманитарной группы на выполнение домашнего задания тратил в среднем на 30 минут больше, чем ученик химико-биологической группы, что, возможно, объясняется более лёгким отношением к учёбе. Не укладывался в нормативные рамки (3часа) в химико-биологической группе каждый третий ученик, а в гуманитарной - каждый пятый. Большинство школьников химико-биологической группы не успевали поесть в перемену в отличие от большинства в гуманитарной. Гуляли на свежем воздухе больше на 30 минут подростки химико-биологической группы, что позволяло восстановиться после учебных занятий. Большее количество подростков химико-биологической группы занималось в кружках и в спортивных секциях по сравнению с гуманитарной. За компьютером учащиеся обеих групп в среднем проводят гораздо больше времени, чем по санитарным нормам. Средняя продолжительность ночного сна 8-9 часов в сутки, что соответствует нормативным показателям.
В этом учебном году ученики обоих групп выполняют домашнее задание в среднем одинаково (2ч), что, однако, меньше норматива (3ч). Подавляющее большинство школьников обеих групп успевают поесть в перемену. Гуляют на свежем воздухе в среднем одинаково (2ч) подростки обеих групп, что позволяет им восстановиться после учебных занятий. Подавляющее большинство подростков химико-биологической группы (82%) по сравнению с гуманитарной (каждый второй) занимается в кружках. В спортивных секциях занимается одинаковое количество подростков обоих групп (около 80%). За компьютером учащиеся обеих групп в среднем проводят гораздо больше времени, чем по санитарным нормам (30 мин.). Средняя продолжительность ночного сна школьников обеих групп 8 часов в сутки, что соответствует нормативным показателям.
2.9.2. Отношение к табакокурению учащихся лицея
Анкетирование проводилось анонимно.
Таблица 12
Результаты отношения к табакокурению учащихся лицея
Отношение
к табакокурению Химико-биологическая группа (17) Гуманитарная группа (18)
8 класс 9 класс 8 класс 9 класс
«а» - никогда не пробовал 75% 52,9 % 28 % 16 %
«б» - пробовал один раз 25% 11,7 % 28 % 28 %
«в» - пробовал несколько раз,
но сейчас не употребляю 0 % 29,3 % 5 % 6 %
«г» - употребляю, но не часто 0 % 0 % 28 % 16 %
«д» - употребляю регулярно 0 % 6 % 11 % 34 %

Ситуация с отношением к табакокурению складывается более благополучно в химико-биологической группе на протяжении двух лет. В прошлом учебном году ¾ учащихся химико-биологической группы ни разу не пробовали курить, а в гуманитарной группе таковых было в три раза меньше. Курящих не часто в химико-биологической группе также не было, а в гуманитарной – каждый четвёртый. Регулярно курящих в химико-биологической группе не было, а в гуманитарной был каждый девятый.
В 9 классе ситуация ухудшилась в обеих группах: в химико-биологической чуть больше половины учащихся (каждый второй) ни разу не пробовали курить, а в гуманитарной таковых в три раза меньше (лишь каждый шестой). Радует, что курящих, но не часто в химико-биологической группе также, как и в прошлом году, нет. К сожаленью, в гуманитарной группе – каждый шестой, что меньше по сравнению с прошлым годом (каждый четвёртый). Однако, что ещё хуже, в гуманитарной группе в три раза увеличилось количество регулярно курящих (каждый третий), когда как в химико-биологической группе таковых в шесть раз меньше.
2.9.3. Отношение к курительным смесям
Анкетирование проводилось анонимно.
Таблица 13
Результаты отношения к курительным смесям учащихся лицея
Отношение
к курительным смесям Химико-биологическая группа (17) Гуманитарная группа (18)
8 класс 9 класс 8 класс 9 класс
«а» - никогда не пробовал 97 % 94 % 97 % 68 %
«б» - пробовал один раз 3% 6 % 3 % 16 %
«в» - пробовал несколько раз,
но сейчас не употребляю 0 % 0 % 0 % 16 %
«г» - употребляю, но не часто 0 % 0 % 0 % 0 %
«д» - употребляю регулярно 0 % 0 % 0 % 0 %
К сожаленью, в каждой исследуемой группе, как в 8 классе, так и в 9 есть дети, которые пробовали курительные смеси: процент пробовавших один раз в химико-биологической группе увеличился в два раза (6%), а гуманитарной увеличился в пять раз (16% - каждый шестой). Радует, что в химико-биологической группе нет детей, пробовавших курительные смеси несколько раз. К сожаленью, в гуманитарной группе это каждый шестой.
2.9.4. Отношение к алкоголю
Анкетирование проводилось анонимно.
Таблица 14
Результаты отношения к спиртному учащихся лицея
Отношение к спиртному Хим-биол.группа (17) Гуманитар. гр. (18)
8 класс 9 класс 8 класс 9 класс
«а» - никогда не пробовал 81 % 18 % 11% 16 %
«б» - пробовал один раз 19 % 47 % 11% 11%
«в» - пробовал несколько раз,
но сейчас не употребляю 0 % 18 % 50% 40 %
«г» - употребляю, но не часто 0 % 18 % 28% 33%
«д» - употребляю регулярно 0 % 0 % 0% 0 %
Ситуация с отношением к употреблению спиртного в химико-биологической группе также складывается более благополучно. В 8 классе подавляющее большинство учащихся химико-биологической группы ни разу не пробовали спиртное, что в восемь раз больше, чем в гуманитарной. Употребляющих спиртное не часто в химико-биологической группе нет, а в гуманитарной каждый четвёртый. Регулярно употребляющих спиртное нет.
В 9 классе в обеих группах увеличился процент детей, употребляющих спиртное не часто: в химико-биологической группе – каждый пятый, а в гуманитарной каждый третий. Радует, что регулярно употребляющих спиртное нет в обеих группах, как и в 8 классе.
3. Заключение
3.1. Выводы
По результатам проведённых исследований мы сделали следующие выводы.
1. Учащиеся обеих групп (химико-биологической и гуманитарной) 8 и 9
классов имеют в основном хороший или отличный уровень здоровья,
вторую группу здоровья и гармоничное физическое развитие.
2. Показатели функционального состояния сердечнососудистой системы
несколько выше у подростков химико-биологической группы как в 8, так
и в 9 классе, их сердце и сосуды более тренированы.
3. Уровень заболеваемости выше в химико-биологической группе как в 8,
так и в 9 классе. Среди болезней преобладает нарушение зрения.
4. Объём кратковременной памяти соответствует возрастным нормам.
Отличный и хороший объём памяти в каждой группе 8 класса составляет
порядка восьмидесяти процентов. В 9 классе оба объёма памяти в сумме
выше у химиков-биологов, что подтверждается их более высокими
показателями качества знаний и умений по учебным предметам. Снизилось
количество детей с преобладанием логического мышления и увеличилось
количество детей с одинаковым видом мышлением в обеих группах 9
класса.
5. По результатам изучения некоторых режимных моментов школьников
можно сказать, что оба года учёбе уделяется достаточно сил и времени.
Однако, не укладывается в возрастные нормы в химико-биологической
группе каждый третий ученик, а в гуманитарной – каждый пятый. Это
ведёт к сокращению времени сна и занятий по интересам.
3.2. Рекомендации
Для сохранения здоровья предлагаем некоторые рекомендации сверстникам.
• Пересмотреть и разумно организовать свой режим дня.
• При выполнении домашнего задания стараться уложиться в трёхчасовой
отрезок времени. Необходимо содержать в порядке рабочее место,
начинать с предметов средней трудности, затем переходить к более
сложным, лёгкие делать в конце, выполнять в отсутствие внешних
раздражителей.
• Для полноценного отдыха организма уделять сну не менее 8-9 часов в
сутки. Сон желателен на жёсткой постели и не на боку.
• Больше времени посвящать активному отдыху, включая ходьбу до и от
школы, прогулки на свежем воздухе и физические упражнения.
• Осуществлять самоконтроль за правильной и равномерной нагрузкой на
позвоночник при ношении сумок, сидении за партой, столом.
• Полностью отказаться от курения, употребления спиртных напитков
Для сохранения здоровья своих детей предлагаем рекомендации родителям.
• Окружить заботой и любовью своего ребёнка, быть примером.
• Больше времени посвящать совместному с детьми активному отдыху, знать
интересы ребёнка, предлагать реальную помощь в решении проблем.
• Осуществлять контроль за употреблением табака, курительных смесей,
спиртных напитков.
• Содержать в чистоте квартиру (дом), соблюдать режим проветривания.
• Обеспечит полноценное разнообразное питание ребёнка.
3.3. Перспективы дальнейшей работы
Исследование будет продолжено в направлении ведения мониторинга за изменением состояния индивидуального и коллективного здоровья этих же учащихся теперь уже старшего звена лицея.
Список использованных источников информации
1. Аверчинкова О. Е. Биология. Элективные курсы. Лечебное дело.
Микробиология. Основы гигиены. Основы педиатрии. 9-11
классы. М.: Айрис-пресс, 2007. 208 с. (Профильное
обучение).
2. Алексеев С. В., Груздева Н. В., Муравьёв А. Г., Гущина Э. В.
Практикум по экологии: Учебное пособие / Под редакцией
Алексеева С. В. – М.: АО МДС, 1996.
3. Воронина Г. А. Школа здоровья. Учебно-методическое пособие
для учителей и студентов педагогических вузов. – Киров, 1999.
4. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. М.:
Вентана-Граф, 2004.
5. Мансурова С. В., Шклярова О. А. Здоровье человека и
окружающая среда: Элективный курс, 2-е издание. – М.: «5 за
знания»; СПб: ООО «Виктория плюс», 2007. – 112с. – (Электив)
6. Образование и здоровье: опыт организации
здоровьесберегающей деятельности образовательных
учреждений Вятскополянского района. Киров: Изд-во
Кировского ИУУ, 2004. 70 с.
7. О состоянии окружающей природной среды Кировской области
в 1999 году (региональный доклад). – Киров, 2000.
8. Попов С. В. Валеология в школе и дома. – СПб: «Союз», 1998.
9. Ром, Дронов География России. Учебник для 8 класса
10. Рохлов В. С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс.
2 е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2000. 96 с.
11. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология человека:
Учебник для 9 класса школ с углублённым изучением биологии.
М., 1998.
12. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое
пособие /Под редакцией Ашихминой Т. Я. – М.: АГАР, 2000.
13. Экологический мониторинг /Под редакцией Т.Я. Ашихминой –
Киров Константа, Москва Академический Проект, 2005.
14. www.researcher. ru Портал развития исследовательской
деятельности учащихся.