Классный час Как строить отношения с теми, кто не похож на нас?
КАК СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ТЕМИ, КТО НЕ ПОХОЖ НА НАС?
План.
Вступление. Необходимость строить отношения.
Внешние признаки непохожести.
А) полнота
Б) рост
В) инвалид
Национальность.
Цель: формировать нравственные ценности у учащихся.
1.«В мире нет ничего более замечательного, чем человек», - сказал арабский философ Абдулла Сарацин. Человек… его жизнь, его привычки, поведение, достоинство и недостатки, сила и слабость – то, что во все времена вызывало споры и разногласия.
Мы живем в мире, населенном людьми. Не существуем а живем, так как нам приходится общаться с разными людьми. Кто-то нам нравится, кто-то вызывает антипатию… У всех есть свои представления о различных группах людей, их привычках, образе жизни. Эти представления часто являются составной частью нашего сознания, и в то же время мало кто внимательно анализирует их или подвергает сомнению.
Давайте выделим с вами группы людей, которые не похожи на нас. (ответы детей)
Как видите их можно разбить на признаки непохожести: внешние, национальной принадлежности, особенностям характера.
2. Майский жук «уселся с Дюймовочкой на самый большой лист, угостил ее сладким соком и сказал, что она очаровательна, хоть и ничуть на него не похожа. Потом к ним прилетели гости – другие майские жуки. Они разглядывали Дюймовочку с головы до ног, и барышни шевелили усиками и говорили:
- У нее только две ножки! Какое убожество!
-У нее даже нет усиков?
- какая у нее тонкая талия! Ужасно!
- Как она некрасива.
На самом деле Дюймовочка была прелестна.
Или обратный пример: золушка. Под рваными лохмотьями, лицом перепачканном сажей, скрывается добрая, красивая девушка, с открытой душой, способная прийти на помощь. И на протяжении всей сказки она несчастна из-за неуважительного отношения к ней.
Помните песенку про «Рыжего»?
Ну скажите, резвее эти персонажи заслуживают неуважительного отношения? Ведь часто говорят: первое мнение – обманчиво. Или: по одежке встречают, провожают по уму. Каждый человек – личность, и воспринимать его нужно таким, какой он есть.
3.Два приятеля шли по подземному переходу, и вдруг двое совсем маленьких цыганят подошли к мальчикам и попросили денег. Один из друзей сердито замахал на них руками и велел им убираться прочь.
- у меня две сестренки и я представил себе: что если бы люди обращались с ними подобным образом?
- это же цыгане. Они только и делают, что воруют и пристают к людям.
- по-твоему они хуже нас с тобой только потому, что они цыгане? Тебе не кажется, что они думают и чувствуют так же как все?
- честно говоря, я никогда не считал их за людей с обычными чувствами и мыслями.
- а ты представь, каково это, когда все на тебя смотрят с отвращением и раздражением? Они ведь тоже люди. Я уверен, они хотят, чтобы их любили и воспринимали как равных. И чтобы у них были друзья.
Еще один пример. В 1959 году белый американский журналист, который не мог остаться равнодушным к проблемам расовой дискриминации в Америке, прошел медицинскую процедуру, которая временно сделала его кожу темно – коричневой. Он понимал, что единственный способ понять проблемы и суть противоречий между белыми и черными американцами, - это жить в «обоих» мирах. О пережитом он написал книгу, прославившуюся на всю страну «Черный как я». Отрывок: покупает билет в кассе, «взгляд, полный ненависти», «отчаянная ярость, которая охватывала ее при каждом взгляде на меня». В ее поведении было столько злобы, что мне стало жаль ее. Я оставался тем же человек, изменился только цвет моей кожи. Однако будучи белым, я получал улыбки братской любви и помощь со стороны белых, и взгляды, полные ненависти со стороны черных. А когда я стал негром, белые стали относиться ко мне с презрением, брезгливость, а негры – с теплотой.
Искусство уважать коренится в эмпатии: умении понимать чувства, мысли и переживания других. Это проекция собственных чувств на чувства другого, что позволяет нам лучше понять этого человека.
Эмпатии научиться не так то легко. Трудно понять, что чувствуют другие люди и как бы вы ощущали себя на их месте. Первый шаг заключается в том, чтобы честно соотнести себя с чужими чувствами и желаниями, а следующий, гораздо более трудный, - в том, чтобы поступать в соответствии с этим пониманием.
Практическая работа в группах. Вот несколько вопросов, которые можно задать себе, чтобы лучше понять положение другого человека.
Что чувствует этот человек?
Что бы я чувствовал на его месте?
Как бы я хотел, чтобы другие поступали со мной, если бы я был на месте этого человека?
Предложить уч-ся поработать в группах и применив эти вопросы к ситуациям:
В ваш класс пришла «новенькая». Девочка из многодетной семьи, материальное положение которой оставляет желать лучшего. Внешне она очень отличается от многих: у нее нет модных вещей, она не может себе позволить ходить в клубы и на вечеринки.
В ваш класс пришел «новенький». Мальчик с Кавказа. А у вас еще свежи в памяти о событиях терактов в Москве.В компании появился мальчик из очень обеспеченной семьи…
Комментарии учителя: «как я хочу, чтобы другие люди относились ко мне?»
Чтобы считали, что я имею ценность сам по себе, а не только использовали меня в своих целях. ( к третьей ситуации)
Чтобы ко мне относились с заботой, а не применяли насилие. ( к первой ситуации)
Чтобы меня воспринимали как личность, а не унижали из-за моей принадлежности к какой-то группе людей. ( ко второй ситуации)
Решения, которые мы принимаем, выбираемые нами поступки, наш образ мыслей – все это часть наших личностных ценностей. Если мы осознаем истину, скрытую за предрассудками и стереотипами, то мы сможем помочь другим людям избежать этих ошибок. Это очень важно – научиться различать, является ли общепринятое мнение о каком-то человеке или группе людей истиной или проявлением предрассудков и нетерпимости.
В итог:
Почему мы должны уважать всех людей, а не только тех, кто «достоин» нашего уважения?
Укажите группу людей, которая вам неприятна. Перечислите свои представления и чувства, которые вы связываете с этими людьми, а потом попробуйте вспомнить, каковы источники вашего предубеждения против этих людей. Основаны ли ваши представления на истине? Почему?
Ни один человек и ни одна группа людей не могут воплощать в себе только зло. Что хорошее вы видите в этой группе людей?
Поговорите с каким-нибудь человеком, принадлежащим к группе, о которой вы знаете мало. Спросите его о традициях, представлениях, воспитании. Попробуйте придумать интересные вопросы, которые помогут вам лучше понять этого человека.
« Пока ты кого-то унижаешь, часть тебя тоже должна унижаться, и это не дает тебе воспарить, реализовать себя»
Мариам Андерсон, афро – американская певица.