Внеклассное чтение по рассказу Д. Мамина — Сибиряка Зимовье на Студёной


Тема Урок внеклассного чтения по рассказу Д.Н. Мамина – Сибиряка
«Зимовье на Студёной»
Цели - совершенствование навыков пересказа (подробного, краткого, выборочного);
- развитие интереса к урокам внеклассного чтения;
- воспитание нравственных качеств личности (любовь к животным, сострадание к людям, попавшим в трудную ситуацию).
Оборудование Портрет писателя, рисунки, иллюстрации, словарь (см. отдельно)
1. Оргмомент.
2.Задача урока
3. Вступительное слово учителя
4. Работа с текстом. 1.Конкурс на самого внимательного читателя. Викторина.
1)сколько лет жила собака Музгарка со стариком? (10)
2)в какое время года автор рассказа знакомит нас с героем?
(поздняя осень)
3)как называетс я река, на берегах которой живут старик и Музгарка?
4) чем было залеплено окно в избушке старика? (рыбьим пузырём)
5)какую рыбу ловил старик в реке Студёной?
6)как звали старика ? (Елеска Шишмарёв)?
7)почему старик назвал собаку Музгарко? (по названию реки, возле которой он её нашёл – Музгарка).
2. - Расскажите, каким мы видим впервые старика? Как он выглядит? Есть ли в его внешности что-нибудь необычное? Можно – текстом.
В первый раз мы видим его больным ( у него болит спина). Сам старик сгорбленный, седой, с ужасным лицом. Оно было сдвинуто на одну сторону, так что левый глаз вытек и закрылся припухшим веком.
3. – Предлагаю ещё раз отправиться в гости в лесную старую избушку старика. Как она выглядела? Что было внутри? Опишите.
Старик жил в очень старой избушке, у дальней стены тянулись широкие нары - настил из деревянных плах. Окошечко было залеплено рыбьим пузырём. Поэтому света было мало. Сам старик спал на лавочке возле печки. Стены из брёвен покрылись плесенью.
На стене висели беличьи шкурки, сеть для ловли рыбы.
4. - Почему старик не построил себе новую избушку?
Он стар, а одному построить её трудно.
Вывод: трудно живёт старик, бедно, одиноко, помочь некому, умрёт – некому глаза закрыть.
5. – Расскажите, чем занимается старик в глуши лесной?
Он ловит рыбу с весны до осени. Сушит её на солнце. Готовит из рыбы корм для Музгарки. Охотится на белок, ….
6. – Как относится старик к своему единственному другу – Музгарке? Ответьте текстом.
«Одна отрада осталась – собака. И любил же старик гораздо больше, чем любят люди друг друга…» с.
Вывод: Заметьте, ребята, что только добрый, ласковый человек способен так любить животных.
7. – Ведь не всегда жил старик в одиночестве в лесу. Когда- то и он был молодым. Расскажите историю старика.
Сжатый пересказ последней части 1 главы.
Вывод: Елеска гордый человек, не захотел жить подаянием, как калека. Он готов выполнять любую работу, чтобы прокормиться.
8. – Когда пришёл обоз и люди легли отдыхать, молодой приказчик (управляющий, старший) стал разговаривать со стариком. Вот тут-то мы и узнали, откуда появился Музгарка у старика. Посмотрим и послушаем…
Инсценирование.
9. – Исполнил ли своё обещание молодой приказчик? Что изменилось в избушке старика? (текстом)
10. – Но вместе с новой радостью пришла в дом Елески страшная беда. Какая?
(4 абзаца 3 главы читать)
11. – Какой случай вспоминается старику в эти минуты?
(читать)
12. – Учитель читает «Музгарка издох.. …похоронил в верного друга»
Вывод: Тяжело читать эти строки. Потеря единственного верного друга, который не раз спасал старику жизнь, помогал коротать долгие дни одиночества, стала невыносимой.
13. Какое решение принимает старик? Какой конец у рассказа?
Обобщение учителя: Что же хотел показать нам автор рассказа?
Нет ничего страшнее, чем утрата близких.
И собака может быть для человека верным другом и помощником.
Урок внеклассного чтения по рассказу Д.Н. Мамина – Сибиряка