РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для обучающихся на базе среднего полного и общего полного образования профессии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ДОНСКОЙ ТЕХНИКУМ КУЛИНАРНОГО ИСКУССТВА И БИЗНЕСА»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05.
« БЕЗОПАСНОСТЬ
ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
для обучающихся на базе среднего полного и общего полного образования профессии 260807
Технология продукции общественного питания











2015


Рассмотрено на заседании предметной цикловой комиссии преподавателей спецдисциплин
Протокол № ___ от «____»______2015г.

Председатель ________



Утверждаю
Заместитель директора по УПР

__________________________


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессии 260807. Технология продукции общественного питания.


Организация-разработчик: ГБОУ СПО РО Дон ТКИиБ


Разработчик: Ю.Н. Фурсов - преподаватель-организатор высшей
квалификационной категории




Рецензенты: Антонова Е.М. преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО РО ДонТКИиБ

Абросимов И.И., преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО РО РАТК



Содержание:

№№
наименование
Страница


1
Паспорт программы учебной дисциплины

4

2


Структура и содержание учебной дисциплины

5

3.
Условия реализации учебной дисциплины

11

4
Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины

13
















Паспорт программы учебной дисциплины
ОП. 05. Безопасность жизнедеятельности
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной программы в соответствии с ФГОС СПО по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессии 260807.01. Повар, кондитер
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студенты должны
уметь:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасности различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения
применять первичные средства пожаротушения
ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы
оказывать первую помощь пострадавшим
знать:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации
основы военной службы и обороны государства
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные специальностям СПО
область применения полученных профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы:

Всего
102

Учебная нагрузка
68

Аудиторная нагрузка
20

в т.ч. практические работы
48

Самостоятельная внеаудиторная работа
34






2. Структура и содержание учебной дисциплины
ОП. 05 «Безопасность жизнедеятельности»



2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы:


Вид учебной работы
часы

Максимальная учебная нагрузка (всего)
102

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего):
в том числе :
Практические занятия
Теоретические занятия

68

48
20

Самостоятельная внеаудиторная работа
34

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП. 05. Безопасность жизнедеятельности

Наименование тем
Содержание учебного материала, практические работы,
Объём часов


Уровень усвоения

Тема-1
Общая характеристика опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС)


Практические работы:
Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану образовательного учреждения (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.).Предприятия, использующие в своем производстве отравляющие вещества и находящиеся в близости техникума .(Пролетарский р-н г.Ростова-на-Дону.)
Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности кулинара. Принципы снижения вероятности их реализации. Действия населения региона при получении сигнала о ЧС.
Практическая работа №1 Отработка норматива по эвакуации сотрудников и посетителей предприятия общепита.
14












2

Самостоятельная внеаудиторная работа:
1.Составить план-схему предприятий, использующих в своем производстве отравляющие вещества, относительно здания техникума с указанием на ней азимута до предприятия (в градусах) и расстояния до техникума (в км).
- Работа с конспектом
- Поиск информации в интернете.





Тема-2
Основы воинской службы




Практические
работы:



Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура. Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Космические войска: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. Вооружение и боевая техника родов войск.
Область применения полученных профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы.
Практическая работа №2 Отработка норматива с автоматом АК-74.
Практическая работа №3 Отработка норматива с 9мм пистолетом ПМ и гранатой Ф-1.
Практическая работа №4 Меры безопасности при стрельбе. Стрельба из пневматического оружия.
Практическая работа №5 Военно- учетные специальности. Умение найти свое место в армейском коллективе, исходя из получаемой профессии. Бесконфликтное общение.
24


















2


Самостоятельная внеаудиторная работа:

2. Реферат на темы: - Военно Морской Флот; - Военно Воздушные Сил; - Сухопутные войска;
3. Дать краткую характеристику Атомной Подлодке класса «Тайфун»
4. Дать краткую характеристику Зенитного Артиллерийского Комплекса «Шилка»
5. Раскрыть понятие «Воинский учет»
6. Доклад: «Воинские взыскания и поощрения на солдат, матросов»
7. Раскрыть понятие «Войсковое товарищество» и его значение в боевых условиях Работа с конспектом
Поиск информации в интернете.




Тема-3
Способы защиты при ЧС


Практические работы:




Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах на ПОП. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения. Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. Индивидуальные средства защиты от ОМП. Средства пожаротушения.
Практическая работа №6 Отработка навыков в обращении со средствами пожаротушения
Практическая работа №7 Нормативы по одеванию противогаза «ГП-5». Действия администрации по защите сотрудников и посетителей предприятия от задымления
Практическая работа №8 Отработка норматива по одеванию защиты ОЗК. Действия администрации по защите сотрудников и посетителей предприятия от опасности ожогов, выбросов химических отравляющих веществ, теракте.

Практическая работа №9 Поиск, обнаружение и определение ОВ. Необходимость создания постов контроля на предприятиях общепита.
Практическая работа №10 Поиск, обнаружение и определение уровня радиации. Места расположения постов контроля на предприятии.
14














2

Самостоятельная внеаудиторная работа:

8. Составить индивидуальную хронометрическую таблицу по одеванию противогаза, взяв за основу 5 его пунктов и времени-6сек.
9. Доклад на тему: «История создания ГО». Работа с конспектом
10. Доклад на тему: «Если меня захватили в заложники». Поиск информации в интернете.




Тема-4
Основы медицинских знаний
Практические работы:
Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим в результате ЧС.

Практическая работа №11 Оказание первой медицинской помощи при о травлении, ожоге, ранении (порезе).
Практическая работа №12 Оказание первой медицинской помощи при остановке сердца.
Практическая работа №13 12 Оказание первой медицинской помощи при переломе.

Практическая работа №14 Комплектация медицинской сумки, аптечки. Назначение препаратов.

16






2

Самостоятельная внеаудиторная работа:

11. Реферат : «Вредные привычки (алкоголь, наркотики, курение) и их влияние на здоровье человека.
12. Работа с конспектом
13. Поиск информации в интернете.




3. Условия реализации учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличия кабинета «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда», стрелкового тира, полосы препятствий, плаца для проведения строевых занятий, помещения для хранения имущества, средства защиты от ОМП, приборы контроля за ОМП

Оборудование кабинета «Безопасности жизнедеятельности и охраны труда»:

рабочие места по количеству обучающихся
рабочее место преподавателя
технические средства обучения с программами
комплект учебно-программной и учебно-планирующей документации
учебное оружие АК-74, Ф-1.
дидактические средства обучения и контроля
дидактический раздаточный материал

Оборудование стрелкового (учебного) тира:

+ тир с противо рикошетным устройством
+ пневматическое оружие (винтовка, пистолет, автомат)
+ выстрелы в комплекте
+ запасные инструменты и принадлежности для технического
обслуживания оружия

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2012. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2012. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 1011 кл. – М., 2010г.
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 1011 кл. – М., 2003.
100 вопросов 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. – М., 2006.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. 8-е изд., перераб. – М., 2007.

Дополнительные источники:
Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 19932007.
Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 1011 кл. / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2010.Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.
Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. – М., 2000.Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 1011 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. .А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2006.Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
- Интернет – ресурсов:


Hhh/12y@ yandex/ ru
Hhh/jhe;t yandex/ru/oruzie
















Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины


Результаты обучения
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций
предпринимать профилактические меры ля снижения уровня опасности различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения
применять первичные средства пожаротушения
ориентироваться в перечне военно-учётных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы
оказывать первую помощь пострадавшим



Знания:
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации
основы военной службы и обороны государства
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учётные специальности, родственные специальностям СПО
область применения полученных профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы

порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим

Оценка результатов практической работы №1


Оценка результатов практической работы №9,10



Оценка результатов практической работы №7,8


Оценка результатов практической работы №6
Оценка результатов практической работы №5



Оценка результатов практической работы №2,3,4



Оценка результатов практической работы №5



Оценка результатов практической работы №11




Накопительная оценка в форме устного опроса, письменного опроса,
тестирования






Накопительная оценка в форме устного опроса, письменного опроса, тестирования

Накопительная оценка в форме устного опроса, письменного опроса

Накопительная оценка в форме устного опроса, письменного опроса

Накопительная оценка в форме устного опроса, письменного опроса
Оценка результатов практической работы №7,8

Накопительная оценка в форме устного опроса, тестирования, письменного опроса




Накопительная оценка в форме устного опроса, тестирования, письменного опроса

Накопительная оценка в форме устного опроса тестирования письменного опроса












СВОДНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОП.05. «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

№№
урока
Раздел, тема
68 час. (48-практика + 20- теория)
Колич.часов

Тема-1. Общая характеристика опасных и чрезвычайных ситуаций (ЧС)


1
Цели и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» Меры безопасности на уроке.
1

2-3
ПДД Дорожные знаки. Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природе.
2

4-5
Ориентирование на незнакомой местности днем и ночью.
2

6-7
Пр.работа №1 Отработка норматива по эвакуации сотрудников и посетителей предприятия общепита на базе цехов и столовой техникума.
2

8
Алгоритм действий администрации предприятия при ЧС. Действия посетителей общепита в различных ситуациях. Характеристика обстановки в ЮФО.
1

9-10
Действия населения региона при получении сигнала о ЧС, во время ЧС и при ликвидации последствий катастроф
2

11-12
Правила поведения в ситуациях криминогенного характера
2

13-14
УК РФ. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Экологические преступления.
2


Тема-2 Основы воинской службы

15-16
Современные средства поражения. Техника и вооружение 5-го поколения.
2

17-18
Виды и рода войск. Техника и вооружение флота (ВМФ) Особенности службы повара (кока) в части и на корабле.
2

19-20
Виды и рода войск. Техника и вооружение сухопутных войск и воздушных сил (ВВС). Особенности приготовления пищи в полевых условиях. Полевые кухни.
2

21-26
Пр. работа №2 Отработка норматива с автоматом АК-74
6

27-30
Пр. работа №3 Отработка норматива с 9мм пистолетом ПМ и гранатой Ф-1
4

31-36
Пр. работа №4 Меры безопасности при стрельбе. Стрельба из пневматического оружия.
6

37-38
Пр. работа №5 Военно- учетные специальности. Умение найти свое место в армейском коллективе, исходя из получаемой профессии. Бесконфликтное общение
2

Тема-3 Способы защиты при ЧС


39-40
Пр. работа №6 Отработка навыков в обращении со средствами пожаротушения при пожаре в горячем цеху, общем зале и других помещениях предприятия.
2

41-44
Пр. работа №7 Отработка нормативов в одевании противогаза ГП-5. Действия администрации по защите сотрудников и посетителей предприятия от задымления.
4

45-48
Пр. работа №8 Отработка нормативов в одевании защитного комплекта ОЗК. Действия администрации по защите сотрудников и посетителей предприятия от опасностей ожогов, выбросов химических отравляющих веществ (при теракте).
4

49-50
Пр. работа №9 Поиск, обнаружение и определение отравляющих веществ. Необходимость создания постов контроля на предприятиях общепита.
2

51-52
Пр. работа №10 Поиск, обнаружение и определение уровня радиации. Места расположения постов контроля на предприятии.
2

Тема-4 Основы медицинских знаний


53-56
Пр. работа № 11 Оказание первой медицинской помощи при отравлении, ожоге, ранении (порезе). Комплектация медицинской сумки, аптечки.
4

57-60
Пр. работа № 12 Оказание первой медицинской помощи при остановке сердца
4

61-64
Пр. работа № 13 Оказание первой медицинской помощи при переломе
4

65-66
Пр. работа № 14 Комплектация медицинской сумки, аптечки. Назначение препаратов.
2

67
Повторительно-обобщающее занятие. Тренировка нормативов.
1

68
Дифференцированный зачёт за курс.
1


РЕЦЕНЗИЯ
на программный продукт преподавателя «Безопасность жизнедеятельности» ГБОУ СПО РО ДонТКИиБ
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для специалистов среднего профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобразования России (16.04.2008)Настоящая программа учебной дисциплины на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по Безопасности жизнедеятельности на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования. Программа предназначена для формирования базовых знаний по предмету, необходимых для адаптации выпускника образовательного учреждения среднего профессионального образования в современном обществе.
Программа включает:
Паспорт учебной дисциплины
Структура и содержание
Условия реализации учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов учебной дисциплины
Представленная программа обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей студентов, развивает их мышление, память, воображение, формирует навыки самостоятельной деятельности, необходимой для самореализации.
В целом реализуемая программа соответствует требованиям, предъявляемых к образовательным программам и может быть рекомендована для практического применения в образовательном учреждении среднего профессионального образования.

Рецензент: ____________Антонова Е.М. Преподаватель высшей квалификационной категории, ГБОУ СПО РО ДонТКИиБ
Подпись Антоновой Е.М. удостоверяю
Директор ГБОУ СПО РО ДонТКИиБ ___________Р.Х.Бареева
МП








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




Заголовок 315