Самоанализ урока по окружающему миру. ! класс Тема В декабре, в декабре….

Самоанализ урока окружающего мира в 1А классе.
( программа: начальная школа 21 века)

Учитель: Ласточкина Г.А.
Тема: «В декабре, в декабре все деревья в серебре»
Тип урока: «Урок открытия нового»
Сегодняшний урок первый в системе уроков по теме « Зима».
Уровень подготовленности класса.
Сильные - 18%
Средние - 67%
Слабые - 15%
Активность мышления.
Дети плодотворно работали на протяжении всего урока- 75%, работали со вспышками -25%,.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учеников моего класса. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной, проектной и учебно -исследовательской.
Методы обучения: проблемно-диалогический, исследовательский, частично – поисковый
Планируя урок, перед собой ставила несколько задач, основные из которых это
-подвести учащихся к самостоятельному открытию нового материла и решению проблемных ситуации;
-преобразовывать информацию (создать проект), формировать умение выдвигать гипотезу, обосновывать доказательство своего предположения, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.
- организовать деятельность учащихся, направленную на формирование представлений о характерных признаках зимы в неживой и живой природе.
- создать условия для уточнения представлений о признаках зимы.
- способствовать развитию мыслительной деятельности на основе наблюдений за объектами природы. Развивать речь учащихся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-индивидуальная, фронтальная, групповая.
Выбранные мною инновационные технологии, приемы, методы и формы направлены на формирование:
I. Предметные умения:
Научатся кратко характеризовать зимние наблюдения, строить высказывания на основе наблюдений за объектами природы,
Научатся определять последовательность времён года,
Узнают: об изменениях, происходящих осенью в неживой и живой природе,
Научатся осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Научатся: устанавливать связи:
жизнедеятельности растений и животных зимой;
владеть общеучебными умениями (в рамках изученного
II. Метапредметные:
Познавательные УУД
ориентироваться в разнообразии способов решения задач;формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; формируем умение устанавливать аналогии; формируем умение обобщать и классифицировать по признакам
Коммуникативные УУД
взаимодействие – слушать собеседника; управление коммуникацией – оказывать взаимопомощь в сотрудничестве.

формируем умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Регулятивные УУД
планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения. формируем умение определять цель деятельности на уроке; умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД
самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
Применялись следующие образовательные технологии:
Технология развивающего обучения
Технология оценивания своих достижений (цель: создать условия для развития оценочных умений, адекватной самооценки обучающихся. Комфортна для учеников, положительно влияет на их мотивацию к обучению).
Технология развития критического мышления (цель: научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, определять главное.
Технология диалога. (Один из самых эффективных способов введения нового знания, создания проблемной ситуации т.д.
Технология сотрудничества
Выбор технологий основан на уровневой дифференциации обучения, которые обеспечивают гарантированное решение задач воспитания, обучения и развития личности ребёнка.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и открыть новые. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Считаю, что главный этап урока – это «поиск открытия нового».
Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
Для достижения цели определила технологию проблемного обучения. Именно в этой технологии обучающиеся сталкиваются с затруднениями, противоречиями, проблемными ситуациями, учатся формулировать проблему, выделять познавательную цель(познавательные УУД, выдвигать гипотезы, моделировать, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическую цепочку доказательств. Верно найденные закономерности и все особенности активизируют самостоятельность, при этом создаётся ситуация успеха.( личностные УУД). Ребята предлагают разные точки зрения, все варианты допускаются. (коммуникативные УУД). Информация представлена не в явном виде, это способствует долгое время удерживать и сохранять учебную задачу, выполнять в уме учебные действия и осуществлять контроль (регулятивные УУД). А при формировании вывода по результатам наблюдений формируются
( познавательные УУД).  Что и было на уроке.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.   Выполняя задание, учащиеся работали легко, с удовольствием. Они проводили классификацию по заданным параметрам, группировали объекты ( познавательные УУД), мотивация на достижение цели. (личностные УУД). Выслушивая ответы одноклассников, и принимая или не принимая их высказывания (коммуникативные УУД). Осуществляют итоговый контроль и действия с учебным материалом.( регулятивные УУД).
По результатам наблюдений формируют вывод, определяют последовательность действий (познавательные УУД). Осуществляя пошаговый контроль и итоговый, ( регулятивные УУД).
Работа в группе – учит высказывать своё предположение на основе заданий (рег.) пробуждает познавательный интерес к учебному материалу. Ориентируясь на понимание причин успеха в учении, формируют способность к самооценке ( личностные УУД).на уроке была организована ситуация целенаправленного поиска.
Практическая работа.
В течение урока старалась направлять аналитическую деятельность учащихся на метапредметный уровень – наиболее сложный и глубокий. Деятельность учащихся организовала таким образом, чтобы большую часть заданий они выполняли самостоятельно, имели возможность корректировать действия друг друга, исправлять свои и чужие ошибки. Это практическая работа, работа в группах,
Данный урок связан с предыдущими уроками. Структура урока позволяла использовать разные формы работы: фронтальную, в парах, самостоятельную, индивидуальную, творческую.
На всем уроке происходило развитие учебной деятельности. При составлении книги были созданы условия для рефлексии: обучающиеся соотносили результат своей деятельности с поставленной целью, систематизировали свои знания по теме.
Развитие познавательной мотивации велось на основе эмоциональной (наглядный материал); социальной (похвала учителя, ответственность за работу, желание не подвести).
В процессе выполнения работы моя роль – наблюдать за работой групп, за умением детей договориться, принять единое мнение, оказать помощь (метапредметные).
Контроль осуществлялся с помощью средств обратной связи, взаимопроверки, проверки учителем.


Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Использовался краеведческий материал. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников. Применялись здоровьесберегающие технологии.
В конце урока использовала метод рефлексии, позволяющий выявить познавательный интерес у учащихся и нацеливающий на дальнейшую работу над темой.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
Я считаю, что урок был развивающим и проблемным, стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создаёт атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта, все задачи, поставленные мною на урок, были реализованы.
Считаю, что цель и задачи, поставленные перед уроком, достигнуты в полной мере. Закончить самоанализ урока хочу словами Ж.-Ж.Руссо «Среди многих боковых тропинок, сокращающих дорогу к знанию, нам нужнее всего одна, которая бы научила нас искусству приобретать знания с затруднениями»












15