Программа по счёту (3 класс, 3 й год обучения класс Особый ребёнок)
Муниципальная специальная (коррекционная) образовательная организация для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»
Рабочая программа
по счёту
3б класс, 3год обучения
подготовила Брюхова А.П
2014 – 2015 г.
СЧЕТ
Пояснительная записка
4-й год обучения, 3класс
Программа по счёту составлена на основе программы классов (групп) для умственно отсталых детей (IQ 20-49 по МКБ) Программа («Особый ребёнок) Пермь 2010 г.
В Пояснительной записке программы «Особый ребенок»,2010год дается рекомендация для введения дополнительных каникул данной категории детей продолжительностью одна неделя в конце февраля – начале марта.
Базисный учебный план по программе «Особый ребенок» составляет 2 часа в неделю*33недели= 66часов в год
1четверть -9недель*2часа=18часов
2четверть – 7недель*2часа=14час
3четверть – 9недель*2часа=18часов
4четверть – 8недель *2часа=16часа
Цель: Формирование элементарных математических представлений.
Закладывание основ математических знаний и умений.
Задачи:
Формировать дочисловые и числовые представления.
Развивать восприятие цвета, величины, массы, формы предметов.
Обучать ориентации в пространстве и на плоскости.
Формировать временные представления.
Освоить счет в пределах 8.
Прогнозируемый результат:
-освоить счет в пределах 8;
-знать цифры 1-8;
-решать примеры на счетном материале в пределах 8.
Программа содержит материал, направленный на формирование у ребенка основ социальной адаптации.
В обучении используются дидактические материалы по математике для дошкольников : Л.С. Метлина « Математика в детском саду», Москва, «Просвещение», 1984г.
Учебники: Математика для 1-х классов специальных (коррекционных) школ 8 вида, А.А.Хилько, Б.Л. Мершон, Москва, «Просвещение», 2010г.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИИ ПРОГРАММЫ
№ Тема Кол- вочасов Коррекционно-развивающие
задачи Педагогические средства,
технология решения коррекционных задач Пробелы, возникающие при изучении темы Педагогический
мониторинг
1 2 3 4 5 6 7
1
2
3
4
5
6
Свойства предметов:
цвет, форма, величина
Геометрические
формы предметов.
Количество и счет.
Сравнение
предметных совокупностей.
Временные представления.
Положение в пространстве,
на плоскости.
Развивать сенсорные возможности посредством восприятия цвета, формы, массы, величины предметов.
Формировать представление о простых геометрических фигурах:
круг, квадрат, треугольник, путем их
сравнения.
Обучать элементарному анализу и синтезу, сравнению предметов, определению их сходства и различия,
умению выделять существенные и несущественные признаки.
Уточнять временные представления.
Формировать пространственные представления.
Развивать глазомер, умение ориентироваться в плоскости и в пространстве.
Корригировать мелкую моторику и зрительно-пространственную координацию.
Расширять «пассивный» лексический запас простыми математическими терминами. Упражнения с раздаточным материалом.
Показ. Отработка приемов и способов действия.
Практические упражнения с раздаточным материалом.
Использование приемов сравнения, сопоставления и противопоставления.
Наблюдение реальных объектов, практических операций с конкретными предметами.
Предметно-практическая деятельность с предметами
Использование
дидактического материала.
Дидактические игры.
Беседы с использованием наглядного материала.
Совместная с педагогом деятельность.
В связи с речевым диагнозом:
сенсо-моторная-алалия у
обучаемого
затруднено понимание речи и соответственно все коммукативные функции речи.
Ребенок отличается выраженной гипердинамией, затруднены любые виды восприятия и удержание внимания. Сосредоточение возможно лишь на несколько минут.
Ребенок не выполняет инструкции учителя, четко не фиксирует взгляд не предмете.
Повышенно истощаем. Понимание обращенной речи, выполнение элементарных инструкций учителя.
Копирование.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СЧЕТ
3 класс, 4год обучения
2часа в неделю*33недели=66часов в год
1четверть - 9недель*2часа=18часов
№ Содержание
(темы, разделы) Кол-во
часов Коррекционная работа
1. Повторение материала 2 класса Временные и пространственные представления. 1 Понятие о величине: большой- маленький, длинный- короткий, высокий- низкий, широкий- узкий. 1 Стимуляция мыслительной деятельности.
2 Понятие о величине: одинаковые. Равные по величине. 1 Стимуляция мыслительной деятельности
3 Пространственные представления: слева- справа, в середине, между. 1 Коррекция общего недоразвития
4 Пространственные представления: вверху – внизу, выше- ниже, верхний – нижний, на, над, под, внутри – снаружи. в, рядом, около. 1 Коррекция памяти , мышления на основе игры «Запомни»
Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики.
5 Понятия: первый – последний, крайний, после, следующий за. 1 Коррекция общего недоразвития
6 Временные представления: утро, день, вечер, ночь. 1 Коррекция общего недоразвития
7 Временные представления: вчера, сегодня, завтра. 1 Коррекция общего недоразвития
Счетные операции в пределах 3. 8 Понятия: много – мало, несколько, один – много, ни одного. 1 Коррекция всех видов памяти
9 Понятия: больше – меньше, столько же, одинаковое ( равное) количество. 1 Формирование процесса общения
10 Число и цифра 1. 1 Формировать умение слушать учителя
11 Число и цифра 2. 1 Коррекция вычислительных навыков
Работа со счетами, сравнение чисел 1 и 2.
Проверочная работа Коррекция вычислительных навыков
12 Понятие: пара. Соответствие числа, количества и цифры. 1 Коррекция вычислительных навыков
13-14 Составление и решение примеров и задач. 2 Коррекция вычислительных навыков
15 Число и цифра 3. 1 Формировать умение слушать учителя
16 Сложение и вычитание чисел в пределах 3 на конкретном материале.
1 Стимуляция мыслительной деятельности
17 Работа со счетами, сравнение чисел в пределах 3. 1 Стимуляция мыслительной деятельности
18 Состав числа 3. Сложение и вычитание в пределах 3.
Итоговый урок за 1четверть 1 Развитие долговременной памяти
СЧЕТ
3 класс, 4год обучения
2четверть - 7недель*2часа=14часов
№ Содержание
(темы, разделы) Кол-во
часов Коррекционная работа
Повторение материала 2 класса
Счет в пределах 5.Закрепление. 1 Счет прямой и обратный в пределах 5.
Образование чисел 4,5 1
Стимуляция мыслительной деятельности.
2 Решение примеров в пределах 5. 1 Стимуляция мыслительной деятельности
3 Сравнение чисел, стоящих рядом в числовом ряду.
Выделение большего или меньшего числа. 1 Коррекция общего недоразвития
4-5 Составление и решение задач в пределах 1-5 по предметам , игрушкам, различным картинкам
Запись действия задачи без наименования.
Составление задач по примерам 2 Коррекция памяти , мышления на основе игры «Запомни»
Коррекция пространственной ориентировки, мелкой моторики.
6 Ноль как отсутствие остатка. 1 Коррекция общего недоразвития
7 Геометрический материал: квадрат, круг, треугольник. Обводка шаблона и штриховка. 1 Коррекция общего недоразвития
Устная нумерация в пределах 8 8 Образование и запись чисел в пределах 8. 1 Коррекция всех видов памяти
9 Число и цифра 6. Образование .Запись.
Соответствие числа, количества и цифры. 1 Формирование процесса общения
10 Счет в пределах 6. Сравнение чисел в пределах 6.
1 Формировать умение слушать учителя
11 Состав числа 6.
Прямой и обратный счет в пределах 6.
Работа со счетами. 1 Коррекция вычислительных навыков
12 Порядковый счет от заданного числа до заданного. 1 Коррекция вычислительных навыков
13 Решение примеров и задач в пределах 6. 1 Коррекция вычислительных навыков
14. Контрольная работа за 2четверть 1 Выявить уровень знаний по предмету
3четверть - 9недель*2часа=18часов
№ ТЕМА Кол-во часов Коррекционная работа
1 Повторение. Числовой ряд 1-6. 1 Развивать словесно-логическую память, зрительную память.
2 Сравнение чисел в пределах 6. 1 Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
3 Сложение и вычитание в пределах 6. 1 Коррекция вычислительных навыков
4 Решение задач в пределах 6. 1 Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля в работе.
5-6 Меры стоимости. Знакомство с монетами 1,5 коп.. 2 Коррекция вычислительных навыков
7-8 Размен монет в 5 коп. по 1 коп. 2 Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля в работе.
9-10 Число и цифра 7. 2 Коррекция вычислительных навыков
11 Счёт в пределах 7. 1 Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля в работе.
12 Образование числа 7. 1 Корректировать переключаемость, распределение и увеличение объема внимания.
13 Прямой и обратный счет в пределах 7
Решение задач на нахождение суммы и разности. Запись слова «задача». 1 Формировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля в работе.
14 Сравнение чисел в пределах 7. 1 Совершенствование умения сравнивать, обобщать, анализировать, выделять сходство и различие понятий.
15-16 Состав числа 7 2 Корректировать переключаемость, распределение и увеличение объема внимания.
17 Сложение и вычитание в пределах 7. 1 Коррекция всех видов памяти
18 Решение задач на нахождение суммы и разности. Запись слова «задача». 1 Корректировать переключаемость, распределение и увеличение объема внимания.
4четверть - 8недель*2часа=16часов
№ Тема Кол-во часов Коррекционная работа
1 Решение задач на нахождение суммы. Запись слова «задача». 1 Развивать умение работать по образцу, логическое мышление, память, опираясь на имеющиеся знания, умение работать с линейкой и часами с точностью до часа.
2 Решение задач на нахождение разности. Запись слова «задача». 1 3 Число дней в неделе, их последовательность. 1 4-5 Число и цифра 8. Письмо, работа с прописями. 2 6 Числовой ряд 1-8. Счёт прямой и обратный. 1 Корригировать устойчивость внимания, память.
7 Состав числа 8 1 Стимуляция мыслительной деятельности.
Коррекция последовательности объяснения, переключаемости внимания.
8 Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 8 1 9 Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 8 1 10 Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 8 1 Развивать умение работать по инструкции учителя. Прививать навык контроля и самоконтроля. Развитие активности внимания.
11 Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 8 1 Развитие мыслительных операций в результате предметно – практической деятельности. Коррекция зрительной и слуховой памяти через заучивание ряда чисел.
12 Сравнение чисел в пределах 8 1 13 Прямоугольник. Обведение прямоугольника по шаблону. 1 14 Прямоугольник. Обведение прямоугольника по шаблону. 1 Совершенствовать вычислительные навыки, прививать самостоятельность.
15 Знакомство с линейкой. Отсчёт от 0.
Проведение прямой линии через одну точку. 1 Развивать словесно – логическое мышление, умение ориентироваться в учебнике и тетради.
16 Повторение.
Итоговый урок за год.
Контрольная работа1 Развивать умение переключать внимание, работать по образцу, умение устанавливать последовательность счета, соотносить слова с действиями, умение пользоваться словесной инструкцией.