Урок по естествознанию (астрономия) Солнечная система — таинственный мир планет


-1143635-72009000Филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Кунгурский центр образования №1» в пгт. Суксун
-11430080645СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА: таинственный мир планет
00СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА: таинственный мир планет

Методическая разработка урока

Автор:
Евгения Геннадьевна Минина,
преподаватель физики
филиала ГБПОУ «КЦО №1» в пгт. Суксун
2016 г.
Методическая разработка урока естествознания по теме «Солнечная система: таинственный мир планет»
Составитель:
Минина Е.Г. – преподаватель физики филиала ГБПОУ «КЦО №1» в пгт. Суксун.
В методической разработке представлены материалы урока естествознания по теме «Солнечная система: таинственный мир планет».
Разработка состоит из пояснительной записки, технологической карты и конспекта урока, перечня используемой литературы и приложений.
Методическая разработка составлена в соответствии с нормативными документами, регламентирующими требования оформления работ в средних профессиональных образовательных учреждениях.
Разработка рекомендована цикловой методической комиссией филиала для проведения открытого урока.
Содержание
TOC \o "1-3" \u Пояснительная записка PAGEREF _Toc378941079 \h 4
1.1 План урока PAGEREF _Toc378941080 \h 8
1.2. Технологическая карта занятия PAGEREF _Toc378941081 \h 10
2. Конспект урока по теме: «Солнечная система: таинственный мир планет» PAGEREF _Toc378941082 \h 12
Литература PAGEREF _Toc378941083 \h 19
Приложения PAGEREF _Toc378941084 \h 20

Пояснительная запискаВ современном мире знание начал астрономии входит в понятие культуры. Астрономия, связанная практически со всеми науками, содержит очень много интригующих загадок мироздания, вопросов, способных напрягать каждый пытливый ум, обративший на них своё внимание, что так необходимо нынешней молодежи.
Методическая разработка по теме «Солнечная система: таинственный мир планет» по дисциплине «Естествознание» выполнена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального профессионального образования по профессии 260807.01 «Повар, кондитер».
В Рабочую программу по дисциплине «Естествознание» включен раздел «Эволюция Вселенной», который помогает понимать и даже открывать фундаментальные законы мироустройства. Именно на изучении астрономических объектов и явлений проверяются положения квантовой механики и теории относительности - фундамента всей физики.
Внедрение ФГОС основано на компетентностном подходе к обучению. Поэтому в процессе преподавания дисциплины, преподавателю необходимо использовать различные формы и методы для формирования общих компетенций. Так же большой акцент делается на организацию самостоятельной работы обучающихся. В методической разработке показано использование методов и форм технологии интерактивного обучения, которая способствует формированию таких компетенций, как способность организовать индивидуальную и групповую работу; осуществлять контроль и коррекцию своей действий; нести ответственность за результаты своей деятельности.
Задача интерактивного обучения – создать условия для инициативы учащихся. «При таком обучении дети выступают не пассивными «обучаемыми», а полноправными участниками процесса, их опыт не менее важен, чем опыт учителя, который не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску» [1]. Исходя из этого, в данной разработке показана организация самостоятельной работы с помощью метода «Ко-оп Ко-оп» (Co-op Co-op), разработанный С. Коганом. Цель метода для каждой группы – делиться знаниями, которые она получила, со всей студенческой группой; кооперироваться в группах обучения так, чтобы эти группы могли кооперироваться со всей студенческой группой. Разработчик этого метода считает, что если преподаватель стремится «к тому, чтобы учащиеся чувствовали большую ответственность за то, что и как они учат» [2], то данный метод обучения будет самым эффективным.
Также в разработке используются элементы информационно-коммуникационной технологии обучения, которая направлена на формирование навыков работы с информацией (поиск, отбор, обработка, передача).
Использование на уроке таких средств как интерактивная доска и специальное программное обеспечение Smart Notebook и Celestia, позволяют объединить всех участников образовательного процесса в единое целое и целенаправленно двигаться вместе для достижения поставленных задач.
Большое внимание в разработке уделено самостоятельной работе обучающихся. Самостоятельная работа студентов организована таким образом, что через предложенные задания они должны прийти к выводу, о необходимости знать мир, в котором мы живем, в который входят все элементы Солнечной системы. Именно изучая те небесные тела, которые окружают нашу планету, помогают понять, что человек - это всего лишь песчинка в бесконечно огромном Космосе. Перед преподавателем же стоит задача, показать уникальность каждой планеты Солнечной системы, и в то же время обратить внимание на то что, их можно сгруппировать по определенным физическим характеристикам в две большие группы. Для этого разработаны листы рабочей тетради, презентация в программе Smart Notebook, которая позволяет показать всю красоту и таинственность изучаемых планет с помощью интерактивной доски (режим 3D).
Исходя из этого, сформулированы цели урока:
сформулировать общие характеристики для планет земной группы и планет-гигантов, и выявить особенности физической природы планет Солнечной системы;
через содержание заданий и использование средств ИКТ, показать уникальность того мира, в котором мы живем, т.е. видеть прекрасное вокруг себя.
способствовать формированию умений работать в группе с текстовой информацией, анализировать, сравнивать и обобщать материал, через предлагаемые задания.
Формы и методы обучения, используемые на занятии, способствуют формированию общих компетенций:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых преподавателем. Происходит на этапе «Погружение в тему», через мотивацию к изучению темы, формулирование своих ожиданий от урока и сознательное выполнение студентами заданий в ходе всего урока.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. Происходит через выполнение задания в парах, на этапе «Актуализация опорных знаний», в ходе формирования новых знаний, через выполнение задания с использованием метода Ко-оп Ко-оп, а также на этапе оценивания и рефлексии.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач. Происходит через групповую самостоятельную работу при выполнении задания с предложенным текстом, а также при выполнении домашнего задания.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. Происходит через групповую работу.
В процессе деятельности на уроке преподаватель отслеживает уровень сформированности общих компетенций через наблюдение.
Методическая разработка состоит из:
пояснительной записки, в которой обозначена значимость и важность данной темы, определены цели урока, перечислены общие компетенции, формированию которых способствует данный урок;
плана урока, который включает в себя тему, тип и цели урока, средства обучения и технологическую карту урока. В технологической карте обозначены этапы урока, определена деятельность преподавателя и обучающихся, также описан и предполагаемый результат на каждом этапе урока;
в конспекте урока дается подробное изложение материала урока, описана деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе урока;
список литературы включает печатные и электронные ресурсы;
приложение включает в себя листы рабочей тетради и брошюру-помощник.
1.1 План урокаТема: «Солнечная система: таинственный мир планет».
Тип урока: комбинированный.
Используемые технологии:
ИКТ (аудиозапись, видеозаписи, презентация в Smart Notebook 11 для интерактивной доски, программа Celestia);
технология интерактивного обучения (метод организации самостоятельной работы «Ко-оп Ко-оп», разработанный С. Коганом)
Цели урока:
Цель личностного развития (воспитательная):
через содержание заданий и использование средств ИКТ, показать уникальность того мира, в котором мы живем, т.е. видеть прекрасное вокруг себя.
Обучающие цели:
сформулировать общие характеристики для планет земной группы и планет-гигантов, и выявить особенности физической природы планет Солнечной системы
способствовать формированию умений работать с текстовой информацией, анализировать, сопоставлять, сравнивать и обобщать материал.
Развивающие цели:
развитие умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
способствовать развитию умения публичного выступления.
Виды деятельности на уроке:
индивидуальная, групповая;
мыслительная деятельность: продуктивная и репродуктивная;
речевая.
Урок способствует формированию следующих общих компетенций (ОК):
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определённых преподавателем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения учебных задач.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Дидактические средства обучения:
листы рабочей тетради;
брошюрка-памятка;
задания для групп;
презентация в Smart Notebook 11;
программа «Celestia»;
видеокадры «Полет к звездам», «Планеты Солнечной системы»;
аудиозапись: Zodiak – Полет к звездам.
Время урока: 45 минут

1.2. Технологическая карта занятия
Этапа урока Задачи этапа
(решаемые на этапе) Деятельность
обучающихся Формы, методы, средства обучения Предполагаемый результат Время
(мин)
1 2 3 4 5 6
1.Организационный
момент
создать позитивную атмосферу для учебной деятельности;
мотивировать на плодотворную работу. Готовность обучающихся к работе. Фронтальная
Словесный
Положительный эмоциональный настрой. 1
2. Погружение в тему поставить цели и задачи урока;
-подготовить к восприятию материала;
мотивировать на дальнейшую активную и самостоятельную работу, через прием «Ожидания». Восприятие и осмысление темы урока.
Работа с листами рабочей тетради 9записывают тему урока).Фронтальная
Словесный,
наглядный (слайд №1-2.)
Интерактивная доска (аудиозапись и видеозапись). Познавательный интерес к теме урока, осмысленное отношение к теме урока, готовность включиться в тему.
Проявление ОК 2 4
3. Актуализация знаний подготовиться к дальнейшей работе с целью проверки полученных ранее знаний.
организовать взаимопроверку выполненных работ Работа с листами рабочей тетради (выполнение задания и взаимопроверка) Индивидуальная и групповая работа
Словесный,
наглядный (слайд №3)
Интерактивная доска (таблица с заливкой). Составлена схема «Строение Солнечной системы»
Проявление ОК 2, ОК 3. 5
4. Формирование новых знаний провести работу с ключевыми понятиями;
организовать самостоятельную работу в группах;
организовать передачу полученных знаний всем студентам
показать красоту планет, через программу Celestia и видеозапись Работа с листами рабочей тетради (запись понятий, заполнение пропусков)
Подготовка «гида» к выступлению, выполняя задание №2
Выступление с результатами работы Индивидуальная и групповая работа Наглядный (слайд №4-6),
Словесный.
Интерактивная доска (интерактивное средство «Отображение понятий», видеозапись).
Программа Celestia. Выделены общие характеристики для земной группы планет и планет-гигантов.
Выявлены особенности физической природы планет
Проявление ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6 26
1 2 3 4 5 6
5. Подведение итогов.
Домашнее задание Рефлексия организовать обратную связь через вопросы;
оценить работу обучающихся на занятии;
прокомментировать домашнее задание;
мотивировать на дальнейшее изучение следующих элементов Солнечной системы;
определить уровень удовлетворенности от учебной деятельности Запись д/з:
Сообщение о метеоритах
Выбрать цвет звезды (красный, желтый) и показать свое эмоциональное отношение к уроку и своей деятельности, поместив на ночное небо Фронтальная
Словесный,
наглядный (слайд №7.)
Интерактивная доска (черное небо и два типа звезд с функцией «Утилита множественного клонирования»)
Брошюра-памятка Готовность к выполнению д\з.
Положительное восприятие своей деятельности и эмоционального отношения к уроку.
Проявление ОК 3, ОК 4 9
Время 45
2. Конспект урока по теме: «Солнечная система: таинственный мир планет»1. Организационный этап (1 мин).
Доброе утро, уважаемые студенты! Меня зовут Евгения Геннадьевна, мне радостно видеть вас на уроке естествознания, и приятно находится в вашем городе! При въезде меня встречали таинственные ели, покрытые огромными белыми шапками. Ваш город выплыл, словно из сказки как таинственный корабль, окутанный таинством! И сегодня в течение урока я постараюсь, чтобы вы испытывали такое же чувство, чувство открытия таинства.
Но, прежде всего несколько организационных моментов.
Я вижу, что все на месте.
Для работы нам понадобится лист рабочей тетради, в котором вы будете фиксировать все знания, полученные на уроке.
А чтобы урок состоялся понадобиться ваше хорошее настроение и желание узнать новое. Поэтому надеюсь, что наша работа будет увлекательной, познавательной, плодотворной и интересной!
Погружение в тему (4 мин).
Вступление (звучит музыка «Полет к звездам» - Zodiak, включается видеозапись звездного неба) (2 мин).
Кто из вас был в планетарии? Я предлагаю всем закрыть глаза и представить, что вы входите в планетарий, выключается свет, и перед вами открывается огромное звездное небо.
Вот она Полярная звезда! Здесь Большая медведица, недалеко от нее Малая медведица, и конечно Луна. Большое желтое пятно на черном небе, будто желток на сковороде. А что там, дальше? Что это за яркие мерцающие точки? Может кометы? Может астероиды? А может это планеты? Ну что же давайте откроем глаза и вперед в этот чудесный, удивительный и до конца неизведанный мир, узнаем его тайны!!!
2.2 Постановка целей и задач урока (1 мин).
Тема сегодняшнего урока: «Солнечная система: таинственный мир планет». Зафиксируйте ее в листе рабочей тетради.
Ход урока: сегодня на уроке мы вспомним состав Солнечной системы, узнаем характеристики планет, поработаем командами, и вы сможете поделиться тем, что узнали нового с вашими однокурсниками.
2.3 Мотивация (прием «Ожидания») (1 мин).
Цель: повышение мотивации к учебной деятельности.
Вопрос преподавателя Предполагаемые ответы студентов
Какие Ваши ожидания от урока? Интересное, новое, увлекательное, познавательное.
Что необходимо, чтобы ваши ожидания оправдались? Работать быстро, соблюдать все требования
Какими качествами необходимо обладать, чтобы быть успешным на уроке? Быть активными, внимательными, выполнять все в срок
Отлично, значит, нам нужно быть внимательными, активными, уметь работать в команде.
Итак, отправляемся в путешествие по нашей Солнечной системе!
Актуализация знаний (5 мин.)
Работа в группах индивидуально (3 мин. В течение нескольких лет вы на уроках природоведения, биологии, физики, так или иначе, изучали строение Солнечной системы. Давайте вспомним, каково же ее строение. Работаем с листами рабочей тетради.
Задание №1. Перед вами схема, которая отражает состав Солнечной системы. В группах каждому нужно заполнить пропуски. Вам дается 2 минуты. (пустая схема появляется на интерактивной доске)
Проверка работ. (2 мин.) Обменяйтесь работами: 1 группа со 2
группой, 3 группа с 4 группой, и проверьте правильность выполнения работы. Возле каждого пропущенного слова поставьте галочку, в случае правильности ответа, и минус – в случае неправильного выполнения. Обратите внимание, что порядок написания некоторых понятий не обязателен, главное их наличие (на доске появляется каждый пункт, выполненный с помощью заливки таблицы).
4. Формирование новых знаний(26 мин).
4.1 Работа с ключевыми понятиями (5 мин.Перед вами несколько понятий, которые нам понадобятся. В листе рабочей тетради вам нужно записать, определения к ним. Гелиоцентрическая система мира (учение, согласно которому Земля, как и другие планеты, обращается вокруг Солнца и, кроме того, вращается вокруг своей оси: смена времен года и смена дня и ночи), Звезда (излучающий свет массивный газовый шар, удерживаемый силами собственной гравитации, в недрах которого происходят (или происходили ранее) реакции термоядерного синтеза). Планета (это небесное тело, вращающееся по орбите вокруг звезды или её остатков, достаточно массивное, чтобы стать округлым под действием собственной гравитации). Телескоп (прибор, предназначенный для наблюдения небесных тел, существует космический телескоп «Хаббл» автоматическая обсерватория на орбите вокруг Земли), 1 астрономическая единица (1 а.е. – среднее расстояние Земли от Солнца равное 149600000 км) (понятия появляются на интерактивной доске и сопровождают весь урок, а также подчеркнутое краткое определение, записывается в лист рабочей тетради)
4.2 Знакомство с Солнечной системой (21 мин..)1.Работа в группах по методу организации самостоятельной работы технологии интерактивного обучения «Ко-оп. Ко-оп» (13 мин).
Теперь нам нужно более подробно разобрать получившуюся схему: Солнце, планеты и малые тела.
Начнем с планет. Цель: выделить планеты в две большие группы, сформулировать общие характеристики для каждой группы, и выявить отличительные особенности планет. Но сначала посмотрим на эти удивительные небесные тела. (на экране появляется видеозапись, с планетами).
Встречает первым солнечные бури
Неуловимый, маленький Меркурий.
А это – Марс, планета ржавая,
Красно – оранжевая самая.
За ним, летит Венера
С тяжёлой, плотной атмосферой.
А это, кружит карусель,
Земная наша колыбель.
Нептун, четвёртый газовый гигант
В красивой голубой рубашке франт.
Смотри, Уран, прилёг как лежебока,
Ведь труден путь его далекий.
Это Юпитер, очень большой
На звёздном небе виден хорошо.
А тут – Сатурн, в шикарных кольцах,
Очаровашка, под лучами Солнца.
Итак, всего вокруг нашей единственной звезды в Солнечной системе вращается 8 планет с их спутниками. Все планеты разделены на две большие группы: земная группа и планеты-гиганты.
Сейчас мы с вами будем работать по группам: каждая группа получает свое задание: вы должны внимательно прочитать предложенные тексты, выделить общие характеристики для планет земной группы 1 группа, общие характеристики для планет-гигантов – 2 группа, и отметить особенности каждой из планет – 3 группа – земные планеты, 4 группа – планеты-гиганты.
Задание №2. Вам дается текст и задание к нему. Каждая группа выбирает гида и готовит выступление на 1-2 минуты. В листе рабочей тетради нужно будет заполнить попуски во время выступления «гидов».
2. Выступление групп (8 мин).
Итак, каждая группа представляет свое задание, задача всех остальных в листах рабочей тетради сделать соответствующие записи (студенты заполняют пропуски, на доске в программе Celestia показываются планеты и их спутники).
Солнечная система – бесконечная область для будущих познаний и открытий. Людей всегда интересовали тайны нашей Вселенной, а сейчас, в век постоянного технологического прогресса, появляется возможность приоткрывать завесы неизведанного.
Итак, все молодцы! Сейчас обозначьте на схеме планеты, которые относятся к земной группе – синим цветом, а те которые относятся к планетам-гигантам – красным (отмечается и в листах и на доске).
Заключительный этап. Рефлексия (9 мин).
Подведение итогов урока (4 мин).
Вот и подошел к концу наш урок. Давайте вспомним, какие знания мы
получили. Продолжите предложения.
Вопросы преподавателя Предполагаемые ответы студентов
Мы с вами вспомнили … Строение Солнечной системы
Солнечная система состоит из … Солнца – звезды, 8 планет, разделенных на 2 группы: земная и планеты-гиганты, малых тел (кометы, астероиды, метеорное вещество). К планетам земной группы относятся ... Меркурий, Венера, Земля, Марс
Они объединены в группу по следующим характеристикам… Твердая поверхность, мало спутников, небольшие размеры, высокие температуры на поверхности, высокая плотность веществ, сравнительно медленно вращаются вокруг своей оси
К планетам-гигантам относят … Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун
Они объединены в группу по следующим характеристикам… Большие размеры и масса; быстро вращаются вокруг оси; имеют кольца, много спутников; атмосфера состоит, в основном, из водорода и гелия; в центре имеют горячее ядро из металлов и силикатов; низкие температуры на поверхности; малая плотность вещества планет.
5.2 Оценивание уровня знаний и сформированности ОК (1 мин.)
Молодцы, ваши листы я проверю и передам оценки преподавателю, вы сегодня эффективно поработали в группах, проанализировали, обобщили и сравнили предложенный материал (преподаватель оценивает, исходя из анализа деятельности студентов на уроке).
5.3 Домашнее задание (2 мин).
Для того чтобы вы запомнили тему сегодняшнего урока, я подготовила для вас небольшие памятки, там вы найдете стихи о тех планетах, которые мы с вами сегодня изучали. Надеюсь, они помогут вам лучше запомнить уникальные особенности небесных тел (раздаются каждому студенту брошюрки-памятки).
На следующем уроке вас ждет новое путешествие по Солнечной системе, и для этого я предлагаю вам выполнить следующее задание:
Воспользуйтесь учебниками, средствами массовой информации, интернетом и напишите сообщение о самых интересных, на ваш взгляд метеоритах. Обязательно аргументируйте свой выбор. И не забудьте об очень интересном событии, которое произошло в Челябинской области в 2013 году - упал метеорит (домашнее задание прописано в брошюрке-памятке).
5.4 Рефлексия (2 мин).
Мы сегодня рассматривали 8 планет Солнечной системы, которые вращаются вокруг одной единственной звезды – Солнца, а для меня, стало на 20 звезд больше!
Дальше на уроках естествознания вы узнаете, что существует несколько типов звезд, одни желтые – как наша звезда они теплые, другие красные - холодные. Так вот сейчас я вам предлагаю оценить наш урок, если ваши ожидания оправдались, вы чувствовали себя комфортно и работали плодотворно – желтая звезда идет на наше небо, в ином случае – красная звезда (ребята заполняют экран звездами, используется «Утилита множественного клонирования» и черный экран).
ЛитератураИнтерактивные формы организации образовательного процесса // Справочник заместителя директора школы – с. 27-40 №5 2010
Левитан Е.П. Астрономия: Учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Е.П. Левитан. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.
Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности [Текст]/ Л.М. Митина. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 400 с. – ISBN 5-89502-7 (МПСИ), ISBN 5-89395-397-5 (НПО «МОДЭК»).
Мякишев Г.Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни/Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин; под ред. В.И. Николаева, Н.А. Парфентьевой. – 18-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 399 с.
Семке А.И. Увлекательная астрономия. Мифы и легенды звездного неба, интересные факты, задачи и практические работы/ А.И. Семке; худож. М.В. Душин. – Ярославль: Академия развития, 2010. – 352 с.
Интернет- ресурсы
Солнечная система и ее строение. Планеты земной группы и планеты-гиганты. http://www.grandars.ru/shkola/estestvoznanie/solnechnaya-sistema.html
Урок онлайн. Солнце. Солнечная система. Планеты. http://biology-online.ru/uroki-onlain/5-klass-prirodovedenie/urok-onlain-solnce-solnechnaja-sistema.html
Приложение №1
-1156335-1166495001 группа «Планеты земной группы»
Задание. Прочитайте описание всех планет Солнечной системы и выявите общие для них характеристики (подсказка: всего 5 пунктов).
1. Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменная поверхность. Она считается одной из самых плотных планет. На этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. На Меркурии слабая атмосфера, практически нет. Спутников нет. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее, чем Земля, когда приближается к Солнцу, скорость его увеличивается. День длится 88 земных суток, а год в 2 раза больше.
2. Вторая от Солнца планета – Венера. Поверхность Венеры каменистая. Самая яркая планета из всех, благодаря своей очень плотной атмосфере, которая состоит из облаков серной кислоты и углекислого газа. На Венере невыносимая жара, приблизительно 500 С, так как до сих пор присутствует вулканическая активность. Спутников нет. Венера вокруг своей оси обращается в обратную сторону. Сутки у нее длиннее года. Ее называют сестрой Земли.
3. Планета Земля – третья по счёту от Солнца планета Солнечной системы. Земля – наша родная планета. Большая часть поверхности нашей планеты покрыта водой. Земля окружена газовой оболочкой – атмосферой. На Земле обитают живые существа. Уникальная черта Земли, отличающая ее от других планет, – это присутствие воды, в которой и зародилась жизнь. Пока это единственная известная нам планета, на которой есть жизнь. Луна - единственный естественный спутник Земли, находящийся от нее на расстоянии 384 тыс.км. 
4. Марс – четвертая планета. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного, а сутки 24 часа. У Марса есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа. Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красной пылью, которая позволяет увидеть планету как красноватую планету. Лето холоднее, чем на Земле, а зима суровее. На полюсах ледяные шапки. Бывают дни и ночи. У Марса есть два спутника: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас). Самый большой в Солнечной системе потухший вулкан Олимп, высотой 28 км, самый большой каньон в Солнечной системе.
2 группа «Планеты-гиганты»
-1108710-120332500Задание. Прочитайте описание этих планет Солнечной системы и выявите общие характеристики для них.
5. Пятая от Солнца планета – Юпитер. Самая большая планета. Это газовый гигант, состоящий из жидкого водорода, самого легкого газа на свете, но его так много, что это самая тяжелая планета из всех. Лишена твердых участков поверхности. Быстро вращается вокруг своей оси, сутки равны 9 часов 45 минут. Юпитеру достается немного тепла от Солнца, и поэтому там царит вечная зима. На Юпитере находится знаменитое Красное пятно – это сильнейший ураган, по размерам в несколько раз превосходящий Землю. Очень много спутников – 63. Есть 4 спутника, открытых Галилеем: Ганимед – самый большой спутник в Солнечной системе, Ио - самое вулканически активное место в Солнечной системе, Европа - покрытая толстым слоем льда, Каллисто – самый близкий к Юпитеру.
6. Шестая планета – огромный Сатурн. Он расположен далеко от Солнца, поэтому температура его очень низкая. Сатурн тоже газовая планета. Эта планета желтоватого цвета, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней, их видно в телескоп или сильный бинокль. Много спутников – 60.
7. Уран расположен за Сатурном. Эта планета вращается лежа на боку. Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то второй. Размер этой планеты гораздо больше Земли. И она тоже состоит из газов, как ближайшие ее соседи. Нет твердой поверхности. Удаленность от Солнца не позволяет нагреть эту планету. Спутников – 27, а самым большим является Титан.
8. Нептун – восьмая от Солнца планета Она кажется темно-голубой, потому что тоже состоит из газа, газа метана, который горит в наших газовых плитах. В телескопы астрономы замечают на Нептуне клочковатые белые облака. Вечная зима там царит. Спутников –13.
3 группа «Планеты земной группы»
-1156335-113347500Задание. Прочитайте описание всех планет Солнечной системы и выявите их уникальные особенности.
1. Самая близкая к Солнцу планета – Меркурий. По размерам он меньше Земли, у него твердая, каменная поверхность. Она считается одной из самых плотных планет. На этой планете очень жарко днем, а ночью ужасный холод. На Меркурии слабая атмосфера, практически нет. Спутников нет. Меркурий очень быстро движется вокруг Солнца в 3 раза быстрее, чем Земля, когда приближается к Солнцу, скорость его увеличивается. День длится 88 земных суток, а год в 2 раза больше.
2. Вторая от Солнца планета – Венера. Поверхность Венеры каменистая. Самая яркая планета из всех, благодаря своей очень плотной атмосфере, которая состоит из облаков серной кислоты и углекислого газа. На Венере невыносимая жара, приблизительно 500 С, так как до сих пор присутствует вулканическая активность. Спутников нет. Венера вокруг своей оси обращается в обратную сторону. Сутки у нее длиннее года. Ее называют сестрой Земли.
3. Планета Земля – третья по счёту от Солнца планета Солнечной системы. Земля – наша родная планета. Большая часть поверхности нашей планеты покрыта водой. Земля окружена газовой оболочкой – атмосферой. На Земле обитают живые существа. Уникальная черта Земли, отличающая ее от других планет, – это присутствие воды, в которой и зародилась жизнь. Пока это единственная известная нам планета, на которой есть жизнь. Луна - единственный естественный спутник Земли, находящийся от нее на расстоянии 384 тыс.км. 
4. Марс – четвертая планета. Он вдвое меньше Земли. Год на Марсе длится в два раза дольше земного, а сутки 24 часа. У Марса есть атмосфера, но состоит она в основном из углекислого газа. Ученым удалось установить, что твердая поверхность Марса покрыта оранжево-красной пылью, которая позволяет увидеть планету как красноватую планету. Лето холоднее, чем на Земле, а зима суровее. На полюсах ледяные шапки. Бывают дни и ночи. У Марса есть два спутника: Фобос (Страх) и Деймос (Ужас). Самый большой в Солнечной системе потухший вулкан Олимп, высотой 28 км, самый большой каньон в Солнечной системе.
4 группа «Планеты-гиганты»
-1108710-119189500Задание. Прочитайте описание этих планет Солнечной системы и выявите их уникальные особенности.
5. Пятая от Солнца планета – Юпитер. Самая большая планета. Это газовый гигант, состоящий из жидкого водорода, самого легкого газа на свете, но его так много, что это самая тяжелая планета из всех. Лишена твердых участков поверхности. Быстро вращается вокруг своей оси, сутки равны 9 часов 45 минут. Юпитеру достается немного тепла от Солнца, и поэтому там царит вечная зима. На Юпитере находится знаменитое Красное пятно – это сильнейший ураган, по размерам в несколько раз превосходящий Землю. Очень много спутников – 63. Есть 4 спутника, открытых Галилеем: Ганимед – самый большой спутник в Солнечной системе, Ио - самое вулканически активное место в Солнечной системе, Европа - покрытая толстым слоем льда, Каллисто – самый близкий к Юпитеру.
6. Шестая планета – огромный Сатурн. Он расположен далеко от Солнца, поэтому температура его очень низкая. Сатурн тоже газовая планета. Эта планета желтоватого цвета, ее окружают удивительные кольца, состоящие из ледяных глыб и камней, их видно в телескоп или сильный бинокль. Много спутников – 60.
7. Уран расположен за Сатурном. Эта планета вращается лежа на боку. Поэтому к Солнцу обращен то один его бок, то второй. Размер этой планеты гораздо больше Земли. И она тоже состоит из газов, как ближайшие ее соседи. Нет твердой поверхности. Удаленность от Солнца не позволяет нагреть эту планету. Спутников – 27, а самым большим является Титан.
8. Нептун – восьмая от Солнца планета Она кажется темно-голубой, потому что тоже состоит из газа, газа метана, который горит в наших газовых плитах. В телескопы астрономы замечают на Нептуне клочковатые белые облака. Вечная зима там царит. Спутников –13.
-110490-76327000