Урок «Типы речи. Путешествие в дорожную академию».
Тема: «Типы речи. Путешествие в дорожную академию».
Цели урока:
Образовательные: углубить общее понятие о типах речи, обучить приёмам разграничения описания, рассуждения и повествования; отрабатывать навыки различения текстов разных типов речи; познакомить со структурой повествовательного текста
Развивающая: развивать речь учащихся, навыки составления текстов на заданные темы, активизировать знания детей в области правил дорожного движения
Воспитательная: воспитывать у учащихся культуру поведения на улицах и дорогах, правила поведения пассажиров.
Оборудование: презентация к уроку, раздаточный материал (карточки с текстами), три воздушных шара (красный, жёлтый, зелёный), мультфильм из серии «Азбука безопасности Смешариков».
Ход урока
1. Оргмомент- Ребята, мы продолжаем развивать нашу речь. Тема сегодняшнего урока «Типы речи». Но урок у нас будет необычный. Мы отправляемся в дорожную академию. (Слайд № 1)
Запишите число и тему урока.
- Но на чём же мы отправимся в путь? Давайте вспомним, какие виды транспорта придумало человечество. (Слайд № 2)
Словарный диктант.
- Разгадайте загадки и запишите название транспортного средства, объясняя орфограммы. (Учащиеся комментируют написание слов).
Маленькие домики
По улицам бегут,
Детей и взрослых в городе
Домики везут (автомобили)
Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином (автобус)
Ходит город-великан
На работу в океан (корабль)
Удивительный вагон!
Посудите сами:
Рельсы в воздухе, а он
Держит их руками (троллейбус)
На большие расстояния
Мчится он без опоздания.
Пишется в конце два с,
Называется …. (экспресс)
У него – два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами (велосипед)
Железные избушки
Прицеплены друг к дружке.
Одна из них с трубой
Ведет всех за собой (паровоз, поезд)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернется над лугами,
Отливает серебром (самолёт)
Он идёт, волну сечёт,
Из трубы зерно течёт (комбайн)
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят.
А как пашет -
Семь плугов тащит (трактор)
А теперь давайте проверим ,правильно ли вы записали слова.
- Ребята, а как называют человека, совершающего поездку в поезде, на пароходе и т. п.? (пассажир)
Запишите это слово и составьте устно с ним предложение.
Просмотр мультфильма «Пристегните ремни» из серии «Азбука безопасности» (мультфильм демонстрируется через гиперссылку)
- Какие правила поведения пассажиров вы должны знать?
Итак, вы успешно сдали первый экзамен в нашей дорожной академии. А у нас следующее задание. В дорожной академии изучают правила дорожного движения и тему урока «Типы речи» мы будем изучать на примере текстов на тему «Дорога»
Объяснение нового
Работа с раздаточным материалом. (Слайды № 3 -5)
Прочитайте выразительно тексты. Определите стиль речи.
Текст № 1
Этот автомобиль работал на газированной воде с сиропом. Посреди машины
было устроено сиденье для водителя, а перед ним помещался бак с газированнойводой. Газ из бака проходил по трубке в медный цилиндр и толкал железный
поршень. Железный поршень под напором газа ходил то туда, то сюда и вертел
колеса. Вверху над сиденьем была приделана банка с сиропом. Сироп по трубке
протекал в бак и служил для смазки механизма.
Такие газированные автомобили были очень распространены средикоротышек. Но в автомобиле, который соорудили Винтик и Шпунтик, имелось одно
очень важное усовершенствование: сбоку к баку была приделана гибкая
резиновая трубка с краником, для того чтобы можно было попить газированнойводы на ходу, не останавливая машины.
( Из Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей»)
Текст № 2
На окраине столичной
Во дворце из кирпичей
Жил да был трамвай обычный,
Друг надежный москвичей.
И зимой и жарким летом
Просыпался он с рассветом,
С петухами просыпался
В час, когда все люди спят,
Первым делом умывался
С головы до самых пят.
Чистил кресла и подножки,
Мыл стеклянные глаза
И посапывал немножко,
Проверяя тормоза.
Жил трамвай со всеми в дружбе,
Верно людям он служил.
Он возил людей на службу
И со службы их возил.
С. БаруздинТекст № 3
Делаем ребятам
Предостережение:
Выучите срочно
ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ,
Чтоб не волновались
Каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались
Улицей водители!
Ю. Яковлев
Беседа.
- К какому из текстов можно задать вопрос: Какой? Что произошло? Почему?
- В зависимости от содержания к тексту мы ставим вопрос – какой? – тип речи описание
Что произошло? – повествование
Почему? – рассуждение
Представьте, что вам надо в рисунках передать содержание каждого текста.
- Сколько рисунков вы сделаете к описанию? (один)
- Сколько рисунков вы сделаете к повествованию? (три-четыре)
- Сколько рисунков вы сделаете к рассуждению? (ни одного)
Запишите опорную схему (Слайд № 6)
Работа со слайдами № 7-10
Закрепление
Работа с раздаточным материалом
Прочитайте тексты. Какая тема их объединяет? Определите стиль и тип речи.
Текст № 1
А почему светофор называется светофором?
Это слово составлено из двух частей: «свет» и «фор». «Свет» —это всем понятно. А «фор»? «Фор» произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий» или «носитель». А все вместе «светофор» — значит «носитель света», «несущий свет».
Текст № 2
Наиболее распространены светофоры с сигналами (обычно круглыми) трех цветов: красного, жёлтого и зелёного. В некоторых странах вместо жёлтого используется оранжевый цвет. Сигналы могут быть расположены как вертикально (при этом красный сигнал всегда располагается сверху, а зелёный — снизу), так и горизонтально (при этом красный сигнал всегда располагается слева, а зелёный — справа).
Текст № 3
Что означает каждый из сигналов светофора? Почему выбраны эти три цвета?
Красный цвет заметнее, его не спутаешь ни с каким другим. Потому-то большинство дорожных знаков обведено красной каемкой, а пожарные машины покрашены красной краской. Красный цвет бросается в глаза, с ним у нас связаны представления об огне, опасности.
Красный цвет сдерживает нас, призывает к осторожности. Вот почему красному сигналу светофора поручили останавливать транспорт и пешеходов.
Желтый цвет напоминает нам солнышко, оно может быть другом или врагом (если перегреться). Солнышко, как бы предупреждает: “Внимание! Будь осторожен, не торопись”.
Зеленый цвет: зеленые поля, леса, луга. Словом все, что связано у нас с покоем и отдыхом. Это безопасность.
Текст № 4
Он легко, без напряженья
(Только глазом подмигнёт),
Регулирует движенье
Тех, кто едет и идёт!
Светофор зажёгся красным,
И пошёл поток машин,
Значит, станет путь опасным!
На дорогу не спеши!
На машины, на дорогу
Повнимательней гляди!
И постой ещё немного:
Будет жёлтый впереди.
Ну а после загорится,
Как трава, зелёный, свет!
Нужно снова убедиться,
Что машины рядом нет.
Осмотри дорогу слева,
Следом справа посмотри.
И, идя по «зебре» смело,
Светофор благодари!
Физкультминутка. Игра «Светофор» (Слайд № 11)
Учитель показывает красный шар – дети должны сесть на корточки
Зелёный – шагают на месте
Жёлтый – стоят на месте.
Синтаксический разбор (Слайд № 12)
СВЕТОФОР - НАСТОЯЩИЙ ДРУГ ВОДИТЕЛЕЙ И ПЕШЕХОДОВ!
Творческая работа (Слайд № 13)
«Поэтическая минутка»
- Составьте стихотворение, используя слова: мотор, светофор, пешеход, переход
Чтение работ учащихся
Итог урока
Наше занятие в дорожной академии подошло к концу. Что нового мы узнали на уроке о типах речи? Расскажите о правилах поведения на дороге.
Домашняя работа:
- Написать сочинение-рассказ о правилах дорожного движения «Сказка о Светофоре», используя в тексте все типы речи (Слайд № 14)