Здоровье сберегающие и здоровье формирующие ресурсы образовательного процесса в начальных классах.
Дегтярева Светлана Сергеевна
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 2 г. Сызрань
Здоровье сберегающие и здоровье формирующие ресурсы образовательного процесса в начальных классах.
Здоровье – это не все,
Но все без здоровья – ничто.
Сократ
Любые изменения в обществе обязательно сказываются на структуре и содержании системы школьного образования, меняя ее приоритеты, задачи, требования к учителю и ученику. Но как бы не менялись задачи реформирования школы (реформы образования происходят каждые 10- 15 лет), одна проблема остается неизменно актуальной- проблема здоровья детей, сохранения и укрепления здоровья школьников, создания соответствующих условий для их нормального роста и развития.
И сегодня эта проблема остается актуальной. Заболеваемость детского населения в России остается на высоком уровне и составляет 225 тысяч заболеваний на 100 тысяч детей.
Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень здоровья детей, подростков, молодежи.
Я считаю, что в последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, с нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %.
Я думаю, что сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач современности. И порой учитель для этого может сделать гораздо больше, чем врач. Ведь именно школа, как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом, способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут им востребованы в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровье сберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников.
Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровье сберегающих образовательных технологий.
Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили ученым выявить школьные факторы риска, негативно сказывающиеся на росте, развитии, на здоровье детей.
Школьные факторы риска:
-острый дефицит двигательной деятельности;
-чрезмерное статистическое напряжение;
-стрессовая тактика педагогических воздействий;
-интенсификация учебного процесса;
-нерациональная организация учебной деятельности;
-низкая грамотность и культура учащихся и родителей в вопросах охраны и укрепления здоровья.
Под воздействием этих факторов у детей развивается:
Нарушение осанки
Чрезмерное напряжение зрительного анализатора
Накопление избыточной массы тела
Увеличение заболеваний сердечно- сосудистой и дыхательной систем
Нарушение обмена веществ
Снижение уровня развития двигательных качеств
Ухудшение психоэмоционального состояния
По данным Минздрава России на сегодня каждый 5 школьник имеет хроническую патологию, у половины отмечают функциональные отклонения.
Статистика заболеваемости детей:
Болезни органов дыхания -58,7 % детей
Заболевания глаз- 5,9 % детей
Костно- мышечной системы- 5,5% детей
Болезни нервной системы- 9,0 % детей
Заболевания системы кровообращения- 4,1% детей
Нарушение осанки- 9,3 % перед поступлением в школу, к 5 классу 13,8 % детей
Сколиоз- 0,7% перед поступлением в школу, к 5 классу 2,6%, к окончанию в школе 12,1% детей.
Состояние школьной тревожности отмечается у 67% школьников, выражающееся в агрессивности, депрессии, деструктивных и других реакциях, за счет чего у школьников снижается сопротивляемость организма, страдает иммунная система, что обуславливает повышение заболеваемости среди детей.
Анализ педагогического опыта.
Когда в 2011 году я взяла 1 класс, часть детей на момент поступления в школу имели отклонения в состоянии здоровья. 1 группу здоровья – 7 человек , 2 группу - 16 человек. Хронические заболевания - 2 человека. Понижено зрение – у 3 учеников.
Организовала учебную деятельность с учетом динамики работоспособности в течение дня, недели. Для себя решила так построить учебный процесс, чтобы можно было предупредить соматические и эмоциональные перегрузки младших школьников. Если дети будут меньше болеть, как это повлияет на успешность обучения.
Исследовала и оценила состояние здоровья детей и резервов здоровья в процессе учебной деятельности; формирую установку на здоровый образ жизни; стараюсь сохранить и укрепить здоровье детей через приобщение к здоровому образу жизни; провожу уроки с учетом здоровье сберегающих технологий. При планировании и проведении любого урока придерживаюсь заповеди "Не навреди". Строю каждый урок согласно гигиеническим требованиям. Рациональная организация урока включает в себя разнообразные виды деятельности, частоту их чередования. Каждый день начинаю с зарядки.
Огромное значение в ходе учебного процесса имеет валеологическая работа.
На уроках русского языка и чтения знакомлю учащихся с правилами культуры чтения и письма, формирую гигиенические умения и навыки чтения и письма (правильная осанка, положение тетради, учебника) в ходе урока использую стихи, пословицы, поговорки валеологической направленности.
На уроках окружающего мира даю практические задания: измерить температуру воздуха в классе с помощью термометра и соотнести с нормами, правильно организовать свой режим дня. На уроках технологии знакомлю с правилами безопасности на уроках.
Во время уроков регулярно провожу физкультминутки, эрг-упражнения в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно- двигательной системы и мышц глаз, осанки.
Физминутки провожу на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Обеспечиваю позитивный эмоциональный настрой.
На уроках русского языка школьник, как правило, пишет не рукой, а всем "телом". Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии напряжения. Организую:
Упражнения на снятие общего локального утомления. ("Скульптура)
Упражнения для кистей рук. ("Рубим капусту", "Разотру ладошки", самомассаж пальцев рук)
Преобладающий вид деятельности на уроке - чтение. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому расширяю зрительно - пространственную активность в режиме урока и использую:
Гимнастику для глаз ("Пальминг", "Буратино", "Часики", рисование носом, раскрашивание).
На уроке ученики также много слушают и говорят. Работа со слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном этапе урока использую
Гимнастику для слуха ("Послушай ветерок", "Массируем уши")
При помощи дыхательных упражнений помогаю повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке:
Для проведения оздоровительных минуток использую различные предметы и подручные средства, которые позволяют сделать их интересными и разнообразными. Оздоровительные минутки на уроке способствуют не только сохранению физического здоровья учащихся, но и сохранению их психического здоровья. Ребята больше общаются друг с другом, помогают и поддерживать друг друга, что влияет на изменение их коммуникативной культуры.
В классе у детей наиболее распространены простудные заболевания.
Для профилактики простудных заболеваний провожу классные часы и беседы на темы профилактики простудных заболеваний. Приглашала школьного врача с беседами. А учащиеся собирали материал о лекарственных растениях, рецепты от простудных заболеваний и оформили в виде сообщений, рефератов.
Дети в классе очень активные и подвижные. Уделяю внимание режимным моментам, оказывающим влияние на величину двигательной активности. Это подвижные перемены, динамическая пауза , дни здоровья. Данные формы работы снимали чувство усталости, тонизировали нервную систему, улучшали эмоциональное состояние и повышали работоспособность. На переменах рекомендовала детям такие игры: "Плетень", "Море волнуется", "Делай наоборот", "Светофор" и другие.
Составила программу кружка "Подвижные игры".
Изучила и проанализировала причины пропусков занятий, состояние психологического климата вокруг детей с ослабленным здоровьем, активность участия в спортивно-оздоровительных мероприятиях класса, школы. Сделала вывод, что участие в спортивно- оздоровительных мероприятиях класса, школы, района оказывает положительный результат на укрепление и сохранение собственного здоровья.
Внеклассные мероприятия. Большая часть мероприятий в начальной школе посвящена получению и расширению знаний о здоровом образе жизни. Например, праздник совместно с родителями «Что нам осень принесла?», веселый КВН «Учимся быть здоровыми»
Провожу классные часы на темы:
«Доктор Айболит предупреждает», «Уроки Мойдодыра»,
«Правильно ли мы едим?», «Зачем человек спит, или? Как сделать сон полезным?», «Что мы знаем о глазах», «Как мы слышим», «Осанка»,
«Как избежать болезни», «Как избежать отравления» и т .д.
классный час «Вода-источник жизни».
Работу по сохранению и укреплению здоровья школьников веду в тесном контакте с родителями. Разработала тематику бесед и консультаций для родителей, провожу встречи с медицинскими работниками, семейные праздники «Мама, папа, я – спортивная семья». Родители с удовольствием участвуют в городских спортивных мероприятиях.
Здоровье сберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому всё, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Чтобы сохранение и укрепление здоровья обучающих в начальной школе при стабильных результатах обучения было успешным, необходимо реализовывать следующие условия:
выявлять и учитывать показатели здоровья учащихся;
правильно организовывать место и время учебной деятельности (
применять здоровьесберегающие технологии, приемлемые в образовательном процессе данного образовательного учреждения (упражнение для глаз; сочетание разных видов деятельности);
соблюдать принцип педагогического сотрудничества учителей и родителей по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Заключение
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового
Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства. Каждый учитель может решить конкретные задачи по созданию в своём классе необходимого микроклимата для успешного обучения и правильного развития школьника.
Список литературы
Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Творческий центр СФЕРА, Москва, 2010
Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физическая культура и здоровье школьника: от А до Я. Советы родителям. Москва, 2011
Назарова Т.Н. Научно-методическая деятельность учителя. Методические исследования, технологические находки. Волгоград: Учитель, 2011
Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 классы.».,Москва, Издательство «Вако»,2005 г.
Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии»., Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г.
Интернет- ресурсы: http://www.openclass.ru/node/47746http://festival.1september.ru/articles/102680/http://kuhta.clan.su/load/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_shkole/41
Приложение
Основные виды оздоровительных мероприятий:
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
1.упражнения по формированию осанки:
* ходьба на месте
* приседания
* потягивания
* наклоны
2. Упражнения для мышц рук.
1) «Моя семья»
Этот пальчик- дедушка,
Этот пальчик- бабушка,
Этот пальчик- папочка,
Этот пальчик- мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого.)
2) «Мы наши пальчики сплели
И вытянули ручки.
Ну а теперь мы от Земли
Отталкиваем тучки.»
( Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.)
Очень нравятся детям физкультминутки в стихах:
«Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать»
3. Упражнения для глаз.
По словам психоаналитиков, если гимнастику для глаз проводить регулярно, зрение у человека восстанавливается полностью, и он может отказаться от очков.
Вот некоторые элементы этой гимнастики:
*Сидя за столом, расслабиться и медленно подвигать глазами слева направо. Затем справа налево. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
*Медленно переводить взгляд вверх-вниз, затем наоборот. Повторить 3 раза.
*Представь вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки. Сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить 3 раза.
*Смотреть на кончик носа до тех пор, пока не возникнет чувство усталости. Затем расслабиться на 5-6 секунд.
*Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.
Способствует расширению зрительно- двигательной активности и проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве ориентиров. Физкультминутки выполняются через 10-15 минут напряжённого зрительного труда.
Какие же ориентиры я использую на уроках?
Разного рода траектории, по которым дети « бегают» глазами. Например, на листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.
С целью стимулирования мыслительных процессов проводим мозговую гимнастику.
Качание головой.
Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону. Выполнять 30 секунд.
Ленивые восьмерки.
(упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания ) : нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки « по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Шапка для размышлений.
( улучшает внимание, ясность восприятия и речь ): « наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
Моргания.
(полезно при всех видах нарушения зрения) : моргайте на каждый вдох и выдох.
5.Танцевальные:
Эти физкультурные минутки целесообразно проводить под популярную детскую мелодию или использовать классические произведения. Например, предложить учащимся послушать музыку П. Чайковского «Времена года» («Осень», «Зима» и др.) и выполнить различные движения под музыку, изобразить кружащиеся листья в осеннем саду, падающие снежинки в зимнем лесу и. т. п.
6.Двигательные действия и задания.
Загадываю загадку, а отгадку учащиеся имитируют в движении.
7.Развивающие игры: «Запомни движения и повтори» ученик показывает комплекс из 3-4 упражнений и предлагает повторить эти движения, а затем выполнить в обратной последовательности.
Научить школьников контролировать своё эмоциональное состояние помогают аутотренинги, минуты релаксации.
Релаксация – это расслабление или снижение тонуса после напряженной умственной деятельности. Предлагаю комплекс игр на релаксацию.
«Водопад» Давайте вместе немного отдохнём и расслабимся
- Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните…
Представьте, что вы стоите возле водопада. Но это необычный водопад. Вместо воды в нём вниз падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашим головам… Вы чувствуете, как расслабляются лоб, затем рот, мышцы шеи.
Белый свет течёт по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Свет течёт по груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются, и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно и с каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами…( пауза 15 секунд)
Теперь мысленно поблагодарите этот водопад света за то, что он вас чудесно расслабил… Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза.
Упражнения на расслабление всего организма:
“Птички”.
Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева.
«Тишина».
Тише, тише, тишина!
Разговаривать нельзя!
Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать
И тихонько будем спать.
Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.
Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат.
Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках.
Русский язык
Вставка 1. Вежливые слова и здоровье.
Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, с добрым утром, спокойной ночи. Пусть дети подумают, что общего между этими словами, и продолжат список.
- Дети, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Такими становятся и люди, которые их говорят и которые их слышат. Говорите чаще друг другу: « Спасибо». Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. Давайте все вместе скажем:
- Я хочу быть здоровым!
- Я могу быть здоровым!
- Я буду здоровым!
Вставка 2. Списывание текста о здоровье.
Учитель предлагает учащимся правильно списать с доски текст:
«Здоровье всего дороже. Чистота- залог здоровья. Кто долго жуёт, тот долго живёт.».
Чтение
Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки, многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении. Приведу несколько примеров.
« Колобок».
Дети легко и охотно приходят к заключению:
- Коли мама отпустила погулять на улицу, никуда со двора выходить нельзя, с незнакомыми людьми лучше не общаться.
« Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- Для питья можно использовать только чистую воду. В открытом водоёме вода не может быть чистой, её надо кипятить.
- Если вода прозрачная, красивая, она чистая?
- Нет. В ней могут быть невидимые глазом живые организмы, микробы, которые вызывают кишечные заболевания.
Учащиеся вспоминают пословицы, подходящие к данному случаю, формулируют правила предупреждения кишечных инфекций:
- Мойте руки перед едой. Мойте руки после туалета. Вымойте хорошо мыло прежде, чем умываться. После еды прополощите рот.
Окружающий мир
Лекарственные растения твоего края.
- Природа даёт человеку лекарства. Они растут во дворе, в саду, в лесу, в поле. Это травы, кустарники, деревья. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Подорожник, тысячелистник, крапива, шиповник, черёмуха, берёза, дуб, липа, одуванчик – не перечесть всех природных врачей