Программа деятельности детской общественной организации с учётом ФГОС
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №60»г. Оренбурга
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ «СОШ №60»
______________ Кочеткова Е.А.
подпись
_______________ 2015 года
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
________ Степичева А.Ю подпись
________ 2015 года
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ЗВЕЗДА»
МОБУ «СОШ №60» Г. ОРЕНБУРГА
на 2015-2016 уч. год для 5 класса
Составитель: педагог-организатор Турыгина Е.О
Пояснительная записка
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные концессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан. Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения – это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса, осуществляемого в системе отечественного образования. Традиционная педагогика считает необходимым целенаправленное развитие у человека проявлений духовности, а точнее – ее светлой стороны, ориентированной на доброту, любовь, истину, уважение к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует православным ценностным ориентациям, определяющим смысл жизни человека как непрерывное духовно-нравственное его совершенствование.
Развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема развития социальной активности нового поколения. Детская общественная организация всегда была важным фактором жизни общества. За свою историю детское общественное движение России развивалось в разнообразных формах, которые оказали огромное влияние на формирование нескольких поколений граждан нашей страны. Скаутское движение, пионерская организация, тимуровское, коммунарское движение привнесли в работу с детьми и молодежью новые подходы, которые и сейчас составляют основу для развития детских и молодежных организаций. Миссия деятельности детской организации «Звезда» – внести вклад в духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России. Именно они определяют самосознание российского народа, расставляют приоритеты общественного и личностного развития, определяют характер отношений человека к семье, обществу, государству, труду, смысл человеческой жизни. Воспитание через деятельность детской общественной организации должно пронизываться постоянным обращением к смыслам событий, явлений, поступков, в которых проявляются идеалы, духовность, достойное поведение гражданина России и российского народа, в которых возникает образ великой страны, российской державы. Нормативно-правовой и методологической основой Программы деятельности детской общественной организации «Звезда» является Конвенция ООН о правах ребенка, Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ», Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Федеральная программа «Патриотическое воспитание», Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, закон РФ «Об общественных объединений», Федеральный закон «О поддержке детских общественных организаций РФ», Устав МОБУ «СОШ №60», Устав детской общественной организации «Звезда».
Цель программы: сформировать у обучающихся нравственные ценности, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию по средствам разносторонней деятельности в детской общественной организации.Задачи:
воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа России.
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося;
приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;создание условий для развития ребёнка в соответствии с его природным склонностями, выявление талантов и способностей у детей через познавательную и творческую деятельность (игры, конкурсы, праздники, фестивали, походы и т.д.)
предоставление возможности для самореализации, развития организаторских качеств обучающихся посредством участия в планировании и проведении социально-значимых дел, акций.
Срок реализации: 1 год
Теоретико-методологические положения и теоретические понятия программы
Реализация поставленных цели и задач основывается на следующих теоретико-методологических положениях и теоретических понятиях:
Теоретическое положение о национальном самосознании (идентичности) как разделяемое большинством граждан представление о своей стране, полиэтничном народе России, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу российской национально-гражданской идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба народов (этносов) России.
Базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие стабильное развитие страны.
Определение патриотизма как чувства и сформировавшейся позиции сопричастности своей личной судьбы судьбе своей страны России, солидарности с народом России. Патриотизм включает чувство гордости за свое Отечество, малую Родину, то есть край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и вырос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность служению своему Отечеству – России. Таким образом, патриотизм соединяет в себе естественное для каждого человека чувство любви, уважения к своей Родине и активную гражданскую позицию, которая выражается в готовности служить Отечеству.
Духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценостно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Воспитание – многозначное понятие. В педагогике его рассматривают как общественное явление, деятельность, процесс, ценность, систему, воздействие, взаимодействие, как социально контролируемую социализацию. В данной Программе воспитание рассматривается как педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, процесс освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
Гуманистическая система воспитания – целенаправленная система личностно-значимых и творческих мероприятий (актов, действий), педагогически ориентированных методов, условий и средств, обеспечивающих личностное развитие учащихся (воспитанников), их самореализацию, ориентацию на общечеловеческие ценности: уважение прав, свобод и достоинства каждого человека; способности идти на компромисс во имя достижения позитивных целей.
Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.
Социализация – усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений. В узком смысле – процесс освоения человеком существующих в данной культуре и обществе заданных норм поведения и способов деятельности.
Ценностные ориентиры, лежащие в основе программы деятельности детской общественной организации «Звезда»
Содержанием программы деятельности детской общественной организации «Звезда» являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.
Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
честь;
достоинство;
свобода (личная и национальная);
доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
дружба;
здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
Процесс перехода базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Принципы и особенности организации содержания воспитания и социализации школьников в рамках программы деятельности детской общественной организации «Звезда»
Принцип гуманизации воспитания, который рассматривается как уважение прав, свобод и позиции человека, уважение права человека быть самим собой, предъявление человеку посильных и разумно сформулированных требований. Этот принц предполагает ненасильственное формирование позитивных качеств, признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по гуманитарным причинам противоречат его убеждениям.
Принцип личностного подхода, который понимается как опора на личностные качества школьника, учет направленности личности, ее ценностных ориентаций, жизненных планов, доминирующих мотивов деятельности и поведения.
Принцип ориентации на идеал, согласно которому идеалы как высшие ценности определяют смыслы воспитания. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определенные идеалы, сохраняющиеся на основе культурной преемственности в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей субъекты общества могут оказывать школе содействие в формировании у школьников позитивных ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершенного значимым для школьника другим человеком. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремленность людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип целостности, который выражается в том, что личность существует и проявляет себя как целостный социально-психологический феномен. Целостность личности предписывает педагогам целостность, системность воспитательных воздействий.
Принцип сочетания личной и общественной направленности воспитания, в соответствии с которым воспитательная деятельность педагогического коллектива должна быть направлена на формирование социально-ориентированного типа личности.
Принцип ориентации на ценности и ценностные отношения, который означает постоянное внимание педагогов к вопросам отношения школьников к социально-культурным ценностям и ценностным основам жизни человека – добру, истине, красоте. Система идеалов и ценностей должна создавать в образовательном учреждении смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности.
Принцип связи воспитания с жизнью, трудом, согласно которому формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, участия в многообразных общественных отношениях.
Принцип опоры на положительное в человеке, который выражается в опоре педагогов на положительные качества человека, что способствует преодолению, компенсации отрицательных качеств человека.
Принцип единства воспитательного воздействия, согласно которому все субъекты воспитательного воздействия (школа, семья, общественность) должны предъявлять школьникам согласованные требования.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания, который выражается в интеграции содержания различных видов развивающей, воспитывающей, ценностно- ориентированной деятельности школьников на основе воспитательных идеалов, базовых национальных ценностей в рамках программы воспитания и социализации учащихся основной школы.
Направления деятельности в рамках программы деятельности детской общественной организации «Звезда»
Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Содержание программы реализуется по двум приоритетным направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека – «Я патриот»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания – «Я человек»»
2.1 Направление «Я патриот»
Цель: развитие у подростков гражданственности, патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Формирование, развитие у школьников в условиях реального общества следующих ценностей, понятий, качеств, установок, компетенций:
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
о символах государства – Флаге, Гербе России,
об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
о правах и обязанностях гражданина России;
о правах и обязанностях, регламентированных Уставом школы, Правилами для школьников;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
ценностного отношения к своему национальному языку и культуре, как государственному, языку межнационального общения;
о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
о национальных героях и важнейших событиях истории России, и ее народах;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего села, своей страны;
любовь к образовательному учреждению, своему селу, области, народу России;
уважение к защитникам Отечества;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям.основные направления воспитательной работы виды деятельности ключевые дела
1. Воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории РФ.
2. Формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите.
3. Формирование гражданского отношения к Отечеству.
4. Воспитание верности духовным традициям России.
5. Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.
6. Сохранение школьных традиций. 1. Знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга.
2. Знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России.
2. Знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны.
4. Знакомятся с деятельностью общественных организаций патриотической и гражданской направленности, участвуют в социальных проектах и мероприятиях.
5. Участвуют в беседах о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, в проведении игр военно-патриотического содержания, встречах с ветеранами и военнослужащими.
6. Получают опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России.
7. Участвуют во встречах и беседах с выпускниками своей школы, знакомятся с их биографиями.
Конкурсы инсценированной военно-патриотической песни, стихов.
Тематические линейки, уроки мужества, посвящённые дням воинской славы.
Торжественная линейка, посвященная Дню Мира
Шефство над обелиском «Никто не забыт, ничто не забыто»
День Народного единства
День Героев Отечества
Областной детский Референдум
День Конституции
День Родной школы
День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества
Праздничный концерт «Герои России, герои страны…»
День Воссоединения Крыма с Россией
День славянской письменности и культуры
Международный день родного языка
День Победы
Акция «Синий платочек»
Акция «Живая легенда»
Участие в городских конкурсах на гражданско-патриотическую тематику
Участие в областных конкурсах ООО «ФДО» в рамках программы гражданско-патриотического воспитания «Наследники».
2.2 Направление «Я человек»
Цель: создать условия для воспитания нравственных чувств, убеждений, этического сознания обучающихся, их социальной активности.
Задачи:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;
усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством;
приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;
приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережное, гуманное отношение ко всему живому;
знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его;
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.основные направления виды деятельности ключевые дела
1. Формирование духовно-нравственных ориентиров.
2. Формирование гражданского отношения к себе.
3. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности
4. Формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств.
5. Развитие
самосовершенствования личности. 1. Знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед.
2. Участвуют в общественно полезном труде в помощь школе, посёлку, району.
3. Принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе.
4. Расширяют положительный опыт общения со сверстниками противоположного пола в учёбе, общественной работе, отдыхе, спорте, активно участвуют в подготовке и проведении бесед о дружбе, любви, нравственных отношениях.
5. Получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье.
6. Знакомятся с деятельностью традиционных религиозных организаций. Организационный сбор команды единомышленников
Акция «100 добрых дел»
Акция «Нашим рекам – чистые берега»
Субботники на улицах пос. им. Куйбышева
Поздравление учителей-ветеранов с профессиональным праздником
Конкурс на лучшую кормушку для птиц «Синичкин день»
Проведение агитационной работы в преддверии благотворительного концерта «Зажги звезду добра»
Организация и проведение благотворительного концерта «Зажги звезду добра»
Участие в «Радужной неделе добра»
Участие в конкурсах и мероприятиях ООО «ФДО» в рамках областной программы волонтёрского направления «Сами»
Содержание и механизм реализации программы
Направление Содержание деятельности Формы работы
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Деятельность ориентирована на развитие активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно – нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества. Беседы,
диспуты,
КТД,
ФлешмобыАкции
шествия
встречи с интересными людьми, экскурсии,
уроки памяти
участие в конкурсах различного уровня
Воспитание нравственных чувств и этического сознания Внимание уделяется таким общечеловеческим ценностям, как гуманизм, милосердие, человеколюбие и сострадание. Занимаясь волонтерской работой, дети оказывают помощь тем людям, которым действительна, она нужна (пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями, младшие школьники, воспитанники детских домов). Беседы,
диспуты,
дебаты, тренинги
социальное проектирование, выездные концерты в дом ветеранов, детский дом.
Тематическое планирование
Сроки Я патриот Я человек
Сентябрь Торжественная линейка, посвящённая Дню Мира « Мир делаем мы!» Участие в акции «Нашим рекам – чистые берега»
Очистка от мусора берега озера КоровьеШефство над обелиском «Никто не забыт, ничто не забыто» Субботники на улицах пос. им. Куйбышева
Участие в городском литературно-поэтическом конкурсе детского и юношеского творчества «Тебе, Оренбург, посвящаю…» (рук.Салаева А.В.) Старт акции «100 добрых дел»
Октябрь Шефство над обелиском «Никто не забыт, ничто не забыто» Поздравление учителей-ветеранов с профессиональным праздником
Спортивный праздник «Золотая осень» Поездка на областную спартакиаду для лиц старшего поколения «Спортивное долголетие» в качестве волонтёров
познавательный час «Флаг, герб – символы
государства российского» Ноябрь Мероприятия приуроченные ко Дню Народного единства – 4 ноября Конкурс на лучшую кормушку для птиц. (12 ноября Синичкин день)
Мероприятия приуроченные ко Всероссийскому Дню призывника (15 ноября) Шефство над обелиском «Никто не забыт, ничто не забыто» Проведение агитационной работы для проведения благотворительного концерта.
Подготовка и участие лидера в городском конкурсе «Лидер 21 века»
Декабрь Шефство над обелиском «Никто не забыт, ничто не забыто» Мероприятия, приуроченные ко Дню Героев Отечества (9 декабря) Поездка в Оренбургский областной Дом ребёнка
Мероприятия, приуроченные ко Дню Конституции РФ Поездка в областнойонкодиспансер.
Январь Участие в ОПС «Наследники. ШАГ в безопасность» Открытие хоккейного корта Февраль День Родной школы День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества: оформление тематических стендов, возложение цветов к обелиску. Международный день родного языка: оформление стендов, раздача листовок на данную тему
«Герои России, герои страны…»
живут рядом с тобой»
- выпуск листовок на тему Всесоюзная пионерская организация в годы Великой Отечественной войны»
- возложение цветов к обелиску «Никто не забыт, ничто не забыто» Подготовка портфолио к областному смотру-конкурсу детских организаций «Мозаика-2015»
Март Подготовка портфолио к городскому открытому конкурсу «Летопись добрых дел-2016»
Мероприятия, посвященные Дню воссоединения Крыма с Россией Апрель Организация и проведение «Радужной недели добра»
Городская военно-спортивная игра «Зарничка» Шефство над обелиском «Никто не забыт, ничто не забыто»
Участие в субботниках
Подготовка к мероприятиям ко Дню Победы
Май Участие в мероприятиях, посвященных Дню Победы Акция «Синий платочек»
Флешмоб «Майский вальс» Проект «Живая легенда» Шефство над обелиском «Никто не забыт, ничто не забыто» Подведение итогов Подведение Итогов
Июнь Эффективность реализации программы
Каждое из основных направлений духовно-нравственного развития и воспитания школьников должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
В результате реализации программы воспитания и социализации обучающихся на в рамках программы деятельности детской общественной организации «Звезда» должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность).
эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта – развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т.д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т.п.), а также собственным усилиям самого обучающегося.
Уровни воспитательных результатов и эффекты деятельности школьников
уровень результат особенности взаимодействия воспитательный эффект
1 приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни ученик взаимодействует со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях
2 получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. обучающиеся взаимодействуют между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) 3 получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде. создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие школьников достигает относительной полноты. Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся в рамках программы деятельности детской общественной организации «Звезда»
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) — исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся путём анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально разработанных заданий.
Опрос — получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов обучающихся и их родителей на специально подготовленные вопросы анкеты, например: «Анкета для родителей», анкета «Детская организация глазами родителей». Анкеты по воспитательной деятельности для педагогов, обучающихся и родителей.
беседа — специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и учащимися с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания и социализации обучающихся (индивидуальные беседы с учащимися и родителями с администрацией школы, классным руководителем, психологом, социальным педагогом)
Психолого-педагогическое наблюдение — описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках мониторинга предусматривается использование следующих видов наблюдения:
включённое наблюдение — наблюдатель находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимися, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;узкоспециальное наблюдение — направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания и социализации обучающихся.
Критерии эффективности реализации воспитательной и развивающей программы.
Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в детской общественной организации.
Динамика детско-родительских отношений и степени включённости родителей (законных представителей) в деятельность детской общественной организации.
Критерии изучения динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
1. Положительная динамика (тенденция повышения уровня нравственного развития обучающихся) — увеличение значений выделенных показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический).
2. Инертность положительной динамики подразумевает отсутствие характеристик положительной динамики и возможное увеличение отрицательных значений показателей воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном этапе по сравнению с результатами контрольного этапа исследования (диагностический);
3. Устойчивость (стабильность) исследуемых показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на интерпретационном и контрольным этапах исследования. При условии соответствия содержания сформировавшихся смысловых систем у подростков, в педагогическом коллективе и детско-родительских отношениях общепринятым моральным нормам. Устойчивость исследуемых показателей может являться одной из характеристик положительной динамики процесса воспитания и социализации обучающихся.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели своей деятельности в детской общественной организации, ставить и формулировать для себя новые задачи в творческой и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей работы в детской общественной организации;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
8) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
Социально-педагогический результат – увеличение количества подростков, вовлеченных в деятельность детской общественной организации; привлечение внимания общественности и средств массовой информации к проблемам людей, находящихся в трудной жизненной ситуации; создание банка данных форм волонтерской трудовой инициативной деятельности детей и молодежи.