Технологическая карта урока основ духовно-нравственной культуры народов России по теме: Человек-творец и носитель культуры.
Технологическая карта урока
Класс: 5
Тема урока: «Человек – творец и носитель культуры»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цели урока:
Деятельностная - формирование у учащихся умение выделять существенную информацию, систематизировать ее, представлять в графическом виде, обобщать, развивать творческое воображение.
Содержательная-Рассмотреть вопрос о жизни человека вне культуры. В процессе своей жизни человек усваивает культуру и сам вносит вклад в нее. Вклад человека в культуру зависит от его таланта, способностей, упорства. Законы нравственности – часть культуры общества.
Развивающая - развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, коллективная
Оборудование: проектор, экран, учебник
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
1 этап урока - Организационный момент – 3 мин
Мотивирует учащихся к учебной деятельности
Объясняем, есть ли связь между фотографиями в учебнике на стр. 12
Извлечение информации из фотографий
Вовлекаются в пространственную деятельность на уроке.
Планирование учебного сотрудничества
со сверстниками и учителем
Слушают внимательно отвечающих.
Самоопределение на уроке, нравственно – этическое оценивание усваемого содержания
2 этап урока – Актуализация знаний – 5мин
Предлагает работу с учебником.
Обращаемся в раздел учебника «Обсудим вместе» к высказыванию Исаака Ньютона.
извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ
Учатся работать коллективно и в паре.
Развивают речь, память.
формулирование понятных высказываний в рамках учебного диалога.
Размышляют, что у них не получилось и почему? Какая часть высказывания была истолкована неверно? Почему?
выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения
Чтение и обсуждение статьи учебника «Человек- творец и носитель культуры». Стр. 13
Отвечают на вопрос: «Можно ли считать нравственность частью культуры общества?». Сверяют свои суждения с текстом.
анализ, построение логической цепи рассуждений
Происходит обсуждение в парах
учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве; использование речевых средств для решения коммуникационных задач; достижение согласования общего решения; осознание ответственности за общее дело
Определяется роль каждого
Саморегуляция
3 этап урока – Проблемное объяснение нового знания – 15 мин
Предлагает исследовать схему на доске, рассмотреть виды связи между элементами, введение понятий культура, этика, нравственность и др.
Предлагает мини-исследование. Работа с высказываниями Аристотеля.
Задаёт вопрос повышенной сложности
Рассказ учителя. Чтение текста учебника стр. 13-14
Этика – наука, предметом которой является мораль, нравственность. Название ее происходит от др. греческого этос, что означает «нрав», «обычай». Первоначальным смыслом этого слова было «совместное жилище» и «правила, порожденные совместным общежитием». Этос включал в себя нормы, сплачивающие общество, способствующие преодолению индивидуализма и агрессии. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т.п.Родоначальником науки этики считается древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Он первым употребил понятие «этический» (относящийся к этосу) для выделения особого класса человеческих качеств (добродетелей), таких как умеренность, мужество, щедрость и др. Область этических добродетелей, теорию, изучающую их, а также книги, в которых излагается этическая теория, он назвал «этикой». Целью этики, по мнению Аристотеля, была оценка человеческих поступков. Ее главной задачей является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной (идеальной) форме. Этика должна «научить» человека морали, дать ему критерии оценки своих и чужих поступков, чтобы он мог вдальнейшем «правильно» строить свою жизнь.
Размышляют над заданием. Находят ответ.
Работают с информацией учебника, систематизируют её.( раздаточный материал)
Работа с группой пословиц на стр. 14-15. Концентрируют своё внимание на задании. Размышляют. Анализируют. Делают вывод по этому виду работы.
анализ, синтез, извлечение из текста необходимой информации, постановка и формулирование проблемы; структуирование знаний.
анализ , сравнение, классификация; извлечение информации из текста; использование знаково-символических средств; подведение под понятие; осознанное построение речевого высказывания.
Анализ, осознанное построение речевого высказывания.
Слушают высказывания сверстников, объясняют свою позицию
Учатся работать в группах: определяют функции каждого члена группы.
Учатся слушать мнения сверстников.
Выполняют взаимопроверку.
учёт разных мнений, выражение мыслей;
аргументация своего мнения
учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего мнения.
учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего мнения.
Планируют свою деятельность. Определяют и формулируют тему урока и цель.
Планируют свою работу
Планируют свою работу
Саморегуляция.
контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения
контроль, самооценка, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения
4 этап урока – Динамическая пауза – 4 мин
Предлагает вспомнить пословицы. Создаёт игровую ситуацию
Вспоминают пословицы.
Читают вслух.
Размышляют над значением слов. Делают вывод по данному этапу.
анализ, осознанное построение речевого высказывания
Играют в игру «Собери пословицу»
сотрудничество с учителем и сверстниками
5 этап урока - Первичное закрепление -13 мин
Предлагает выполнить индивидуальные задания по картинам Решетникова «Опять двойка» и «Прибыл на каникулы»
Получают информацию. Обрабатывают и запоминают её. Предполагают ситуацию успеха, мотивирующую их к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
Находят выход из предложенной учителем ситуации. Делают вывод по этому виду работы.
структурирование знаний, анализ, аналогия; рефлексия способов действия в ситуации
Учатся слушать мнения сверстников.
Выполняют взаимопроверку
учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего мнения.
Самостоятельно выполняют задание нового типа и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая ответы друг друга.
Саморегуляция
6 этап - Итог урока – 5 мин
Организует рефлексию учащихся по вопросам «ИТОГ»
Обращают внимание к записи темы урока и целей. Мысленно соотносят их с теми знаниями, которые получили на уроке.
Анализируют свою деятельность, отвечая на вопросы «ИТОГ».
Слушают задания на дом.
анализ, рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Слушают высказывания одноклассников.
внутренняя оценка деятельности учащихся
Определяют свой уровень познания в соотношении со сказанным. «Знаю или не знаю»
самооценка на основе критерия успешности; самоопределение
15