Научная работа Социальное здоровье младших школьников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
(МГОГИ)
Педагогический факультет
Кафедра педагогики начального и дошкольного образования
Специальность «Педагогика и методика начального образования. Дошкольная педагогика и психология».
Выпускная квалификационная работа на тему
«Особенности социального здоровья младших школьников»
Выполнила: студентка
Малиновская Юлия Васильевна
_____________(подпись)
Научный руководитель:
к.п.н., доцент Лунина Г.В.
_____________(подпись научного руководителя)
Зав.кафедрой педагогики
начального и дошкольного образования:
к.п.н., доцент Гришина Г.Н.
_______________(подпись научного руководителя)
Орехово-Зуево
2013
Оглавление
Введение…….. …………………………………………………………………………………..3
Глава 1 Теоретические основы проблемы социального здоровья младших школьников….6
1.1 Характеристика понятия «социальное здоровье»…………………………………………6
1.2 Особенности социального развития младших школьников……………. ………………11
1.3 Социальная адаптация младших школьников как одно из эффективных условий социального здоровья…………………………………………………………………………..16
Глава 2 Анализ работы по изучению динамики социального здоровья школьников……...21
2.1 Цель, задачи и методы исследования……………………………………………………..21
2.2 Технология проведения оценки личностных универсальных учебных действий (как компонента социального здоровья школьника)…………. ………………………………….22
2.3 Показатели развития ценностно-смысловой ориентации учащихся за 1 и 2 классы….34
Заключение…………………………………………………………………………………….. 37
Список литературы……………………………… …………………………………………….39
Приложение……………………………………………………. ……………………………....43
Введение
В настоящее время проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков выдвигается в число приоритетных задач социального развития страны. В связи с этим, на систему образования, обеспечивающую социальное развитие личности, помимо специальных задач ложится и задача сохранения физического, психического, духовного и социального здоровья учащихся. При этом школа занимает одну из первых ступеней в структуре общественного воспитания личности.
Актуальность выбранной для исследования темы определяется тем, что сегодня в научном сообществе идет интенсивный поиск средств, способствующих улучшению социального здоровья младших школьников. Период, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей, приходится на время пребывания ребенка в школе, несмотря на то, что именно эти годы проходят под постоянным контролем со стороны медиков и педагогов. Таким образом, рассматриваемая нами проблема заключается в том, что в школьном возрасте происходит ухудшение состояния здоровья, но именно школа как социальный институт имеет широкие возможности для внедрения эффективных путей решения проблем сохранения и укрепления здоровья детей. Проблема социального здоровья сегодня едва ли не самая актуальная в учебном учреждении. Однако современная образовательная модель школы делает акцент на медицинской стороне здоровья, обращает внимание в основном на физическое и психическое здоровье учащихся, другие аспекты феномена здоровья – духовный и социальный – затрагиваются в меньшей степени.
Вопросы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения исследовались во все периоды становления и развития образования. Ряд ученых – философы К. Гельвеций, Дж. Локк, Г. Спенсер и др., психологи В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясищев и др., медики Н.М. Амосов, И.И. Брехман, В.П. Казначеев, П.Ф. Лесгафт, Ю.П. Лисицын, М. Монтессори и др., педагоги К.Д. Ушинский, В.В. Колбанов, В.А. Сухомлинский, Л.Г. Татарникова и др. – пытались решать проблему здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни у детей. В работах П.П. Блонского, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко здоровье ребенка рассматривалось в его развитии через выполнение физического труда. Валеолого-педагогические аспекты данной проблемы носили широкое освещение в работах И.И. Брехмана и Л.Г. Татарниковой. Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся в ходе образовательного процесса раскрыта в трудах М. Монтессори, А.В. Сухомлинского, П.Ф. Лесгафта и Дж. Локка. Исследования по вопросам гигиенического воспитания проводились Н.А. Бернштейном, В.И. Загвязинским и др. Серьезное внимание проблемам сохранения и укрепления здоровья обучаемых уделено в работах М.М. Безруких, В.Д. Сонькина, Н.К. Смирнова и др. Вопросы социального здоровья школьников исследовали М.В. Миляева, Е.Н. Приступа, О.А. Рагимова, Е. Сивицкая и др. Таким образом, рассмотрение социального здоровья в психолого-педагогическом контексте, позволяет нам сформулировать следующее представление данного понятия: социальное (личностное) здоровье – это состояние физического, психического, духовно-нравственного благополучия, определенный уровень личностного развития, отсутствие поведенческих девиаций, социально-значимых заболеваний и способность к полноценному выполнению социальных функций в обществе. В целом проблема социального здоровья школьников актуальна, но недостаточно решена как на теоретическом, так и на научно-методическом уровне. Необходим поиск эффективных и действенных способов в решении проблемы сохранения и укрепления социального здоровья. Поэтому начальная школа как социальный институт, охватывающий всех младших школьников в течение длительного промежутка времени, имеет широкие возможности для внедрения эффективных путей сохранения и укрепления здоровья.
Объект исследования – состояние социального здоровья младших школьников.
Предмет исследования – особенности динамики социального здоровья школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Цель исследования - обосновать теоретические подходы к понятию «социальное здоровье» и выявить особенности динамики социального здоровья школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Задачи:
1. Изучить и описать теоретические подходы к определению понятия «социальное здоровье»;
2. Описать технологию оценки личностных универсальных учебных действий (как компонента социального здоровья школьников);
3. Сравнить результаты диагностики личностных универсальных учебных действий (ценностно-смысловой ориентации) школьников, второй год обучающихся по ФГОС НОО второго поколения.
Методы исследования: анализ теоретических, нормативно-правовых, организационно-методических источников; анализ и обработка результатов комплексной контрольной работы; формулирование выводов.
Теоретическая значимость исследования состоит в конкретизации научного знания о понятии «социальное здоровье» и особенностях динамики социального здоровья младших школьников в условии реализации ФГОС НОО.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов данной работы для дальнейших исследований аспектов социального здоровья младших школьников.
Структура работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Глава 1 Теоретические основы проблемы социального здоровья младших школьников
1. 1 Характеристика понятия «социального здоровья»
Современная жизнь создает много проблем и предъявляет повышенные требования к человеку и его здоровью. В связи с этим важно воспитать общественное сознание в отношении здоровья не только как личного достояния человека, но и как состояние всего общества, сохранение которого должно стать стабильной ценностной ориентацией личной жизни граждан и государства. Вместе с тем в условиях современной цивилизации многие элементы человеческой культуры, развития и техники, экономики и средств отношения к природе вступают в противоречия с требования здорового образа жизни, со здоровьем человека и его развитием в целом. Поэтому одной из задач современной школы является формирование и воспитание социально-здоровой личности. Социально-здоровая личность предполагает здоровье не только в его физическом смысле, но и в социальном.
Вопросы, касающиеся сущности социального здоровья, с давних времен интересовали ученых и во все времена находились в центре внимания научной мысли и давно вошли в научный оборот. Первыми кто обратился к изучению социального здоровья, были врачи и философы, так как именно медицинские и философские исследования были направлены на осмысление форм физического, душевного и социального существования человека.
В нашей работе мы будем придерживаться мнения, что здоровье человека- это совокупность трех компонентов: физического, психического и социального, которые находятся в относительном благополучии. Можно предположить, что под физическим благополучием подразумевается благополучие тела, под душевным благополучием души. Труднее всего, на наш взгляд дать определение социальному благополучию или социальному здоровью человека, хотя наличие данного компонента является для современного человека не менее важным, чем здоровье тела и души. Поэтому мы убеждены, что понятие «социальное здоровье» требует к себе пристального внимания.
Ранее понятие «социальное здоровье» в качестве самостоятельного показателя наряду с психическим и физическим здоровьем выделялось только в социологической литературе. Ученые-социологи чаще определяют социальное здоровье как здоровье общества, здоровье населения. Примером такого подхода является определение, предложенное А.Б. Соколовым [36], который рассматривает социальное здоровье как социально-политическую категорию, которая характеризуется статистическими показателями воспроизводства населения, его физического и духовного развития, сохранностью потенциала и активности жизни популяции, обусловленными уровнем воспроизводства общественных ресурсов, качества окружающей среды и качества жизни.
Другой вариант определения предложен О.А. Рагимовой [33], которая определяет категорию социального здоровья как «здоровье общества или его общностей (групп)» и предлагает рассматривать его как многоуровневую систему, которая состоит из двух оснований.
Первое основание - индивидуально-личностное или психофизическое, включающее два компонента:
- биологическая составляющая, которая связана с физическим развитием индивида и наличием или отсутствием заболеваний и отклонений;
- психологическая составляющая, которая отражает особенности психики, психическое развитие индивида.
Второе основание - социально-психологическое, которое определяется через социальную адаптацию и социализацию. О. А. Рагимова считает необходимым оценивать социальное здоровье человека с точки зрения значимости этого феномена для развития и общества, и индивида.
Постепенно, с появлением и развитием наук о человеке и обществе, таких как психология, педагогика и социология, понятие «социальное здоровье» трансформировалось и расширялось. При этом представители различных наук обращались к разным его аспектам, что способствовало появлению разнообразных трактовок социального здоровья.
Проблема определения социального здоровья, с точки зрения философии, представляется особо значимой по нескольким причинам: здоровье является компонентом целого – культуры, где личное здоровье – это компонент личностной культуры; здоровье нации – компонент национальной культуры; здоровье – фактор социальной реализации человека.
Под социальным здоровьем в педагогической литературе сегодня понимается сбалансированное состояние социально-нравственной, ценностно-смысловой и регуляционно-поведенческой сфер личности. Факторами, провоцирующими негативные тенденции в состоянии социального здоровья школьников, в первую очередь, называют размытость идеалов и социальных ценностей, агрессивность материалов в средствах массовой информации, внедряющих в детское сознание модели «символического потребления».
В социологии здоровья социальное здоровье – это здоровье общества или его общностей (страт, групп)– это ресурс, социальный капитал, необходимый молодежи и школьникам для успешной социализации и социальной адаптации в новых общественно-экономических условиях, а также в условиях модернизации российского образования. Содержание категории здоровья рассматривается через понятия «социальное благополучие», «социальная безопасность», «устойчивость социального статуса». Ученые в основном оперируют понятиями «социальное здоровье индивида», «социальное здоровье общества», «социальное здоровье населения». В современной социологии социальное здоровье трактуется как состояние индивидуума, группы, общества, соответствующее норме с точки зрения всех статусных параметров (психологического, семейного, социального, культурного, экономического, этнического). Так, социальное здоровье определятся так же, как система взаимодействия социальных субъектов на принципах гражданского участия, уважения человеческого достоинства, признания прав индивидуума, соблюдение социальной справедливости и прав человека. Рагимовой О.А. разработана модель социального здоровья: социальное здоровье – здоровье общества – здоровье общности – здоровье слоев населения – здоровье семьи.
В психологии социального здоровья И.В. Кузнецовой [14] было дано следующее определение социальному (личностному) здоровью. Это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие.
В настоящее время под социальным здоровьем, в самом общем виде, понимается полноценное выполнение человеком социальных функций. На сегодняшний день приходится констатировать отсутствие единого общепринятого определения термина «социальное здоровье». В научной литературе, посвященной тем или иным аспектам здоровья, содержится ряд определений данного понятия, основанных на различных подходах и точках зрения.
Синягина Н.Ю. [37], говорит о том, что здоровье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Стоит заметить, что особое внимание уделяется тому, что это состояние уравновешенности с окружающей средой, следовательно, что для здоровья человека не малое значение имеет его социум, под воздействием которого формируется социальное здоровье, как компонент здоровья.
Социальное (личностное) здоровье. Это определенный уровень развития, сформированности и совершенства форм и способов взаимодействия индивида с внешней средой (приспособление, уравновешивание, регуляция); определенный уровень психического и личностного развития, позволяющий успешно реализовывать это взаимодействие. (Антиподом социального здоровья выступает состояние социальной запущенности).
Овчарова Р.В. [30] указывает на то, что социальное здоровье – это активная адаптация и самореализация человека в сложных условиях общества, его социальная роль и социальная активность.
По мнению Л. Годовниковой, С. Лычевой [7], социальное здоровье представляет собой совокупность социальных характеристик, имеющих в настоящий момент большую значимость для конкретных учащихся, коллектива школы и всего общества. Критериями сформированности социального здоровья выступают уровень воспитанности, обученность детей и социальный статус в ученическом коллективе. Под уровнем воспитанности они понимают степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности.
Н. И. Монаховым [24] были выделены качества личности, присущие для каждой возрастной категории, которые указывают на воспитанность личности. Для учащихся начальных классов такие, как:
1) патриотизм- интерес к прошлому и настоящему родного края, любовь и бережное отношение в природе, любовь к своей школе;
2) товарищество – наличие друзей, добровольное участие в коллективных занятиях, играх, стремление поделиться своими радостями, огорчениями с товарищами, готовность бескорыстно помочь товарищу, стремление не подвести свой класс;
3) уважение к старшим – вежливость, послушание, оказание посильной помощи учителям, родителям, взрослым;
4) доброта- дружелюбие, заботливое отношение к малышам, готовность поделиться игрушками, книгами и т. д. с товарищами, любовь к животным;
5) честность – искренность, правдивость, привычка не брать без разрешения чужие вещи, добровольное признание своих проступков, исполнение обещаний;
6) трудолюбие - добросовестное учение, добросовестное выполнение обязанностей по домашнему хозяйству, активное участие в коллективном обслуживании, в общественно полезном труде, интерес в занятиям по труду;
7) бережливость – опрятный внешний вид, содержание порядке личных вещей, бережное отношение к школьному имуществу;
8) дисциплинированность - исполнительность, соблюдение правил поведения в школе, на улице, дома, в общественных местах, выполнение требований коллектива класса;
9) прилежание – посещение учебных занятий, внимательность и старательность на уроках, регулярное и добросовестное выполнение домашних заданий;
10) любознательность – интерес ко всему новому, неизвестному, обращение с вопросами к окружающим, любовь к чтению, хорошая успеваемость;
11)любовь к прекрасному – активное участие в художественной самодеятельности, интерес к занятиям по искусству, способность замечать красоту, стремление все делать красиво;12) стремление быть сильным, ловким, закаленным – соблюдение режима дня и правил личной гигиены, ежедневное выполнение утренней зарядки, интересе к занятиям физкультурой, активное участие в спортивных секциях.
Кроме того, компонентами здоровья являются еще два вида здоровья: соматическое и психическое.
Соматическое (биологическое, физическое) здоровье. Это отсутствие хронической заболеваемости, физических дефектов, функциональных нарушений, ограничивающих социальную дееспособность человека (противоположность этого вида здоровья - инвалидность).
Психическое здоровье. В литературе нет однозначного толкования психического здоровья, равно как и его критериев. Часто этот термин используют в медицинской практике, в том числе в психиатрии, разграничивая норму и патологию и особо выделяя условия психосоциального развития детей. Понятие психического здоровья соотносится с психосоматической медициной, связывающей любое соматическое нарушение с изменениями в психическом состоянии.
Опираясь на теоретические основы проблемы здоровья личности человека, мы выявили, что социальное здоровье – это интегрированная, комплексная категория, объединяющая педагогические, психологические, социологические, медицинские научные знания, характеризует социальное развитие личности на настоящий период времени.
Особое значение для нашего исследования имеет подход М.В. Миляевой [24] к определению структуры социального здоровья. Автор рассматривает данное понятие применяемое к старшеклассникам и включает в содержание социального здоровья такие компоненты:
- духовно-нравственный компонент (нравственное самосознание, толерантность личности, социальная ответственность, позитивное самоотношение, потребность в духовном саморазвитии, сформированность моральных мотивов поведения);
- ценностно-смысловой компонент (основные жизненные ценности, рефлексивные способности, потребность в конструктивной личностной и будущей профессиональной самореализации и саморазвитии, здоровьесберегающие установки, личностная значимость социального здоровья);
- социокультурный компонент (социальный интеллект, социальная и гражданская активность, социальная адаптивность, социально-полезный опыт, социальная компетентность);
- регуляционно-поведенческий компонент (нервно-психическая устойчивость, сформированность навыков саморегуляции поведения, устойчивость личности к социально-неблагоприятным условиям среды, навыки конструктивного решения проблем, адекватные стратегии коппинг-поведения, ведение здорового образа жизни).
1.2 Особенности социального развития младших школьников
Поступление в школу — переломный момент в жизни ребенка, переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками. У ребенка происходит перестройка всех систем отношений с действительностью. Если у дошкольника существовали две сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети», то теперь в системе отношений «ребенок – взрослый» произошли изменения. Она разделилась на две части: «ребенок – родитель» и «ребенок – учитель». Система «ребенок – учитель» начинает определять отношение ребенка и к родителям, и к детям. Это было экспериментально показано Б.Г. Ананьевым, Л.И. Божович, И.С. Славиной. Данные отношения становятся для ребенка центральными, потому что появляется оценочная система: хорошие отметки и хорошее поведение, оценивание исходит от учителя. Д.Б. Эльконин отмечал, что дети очень чутки к тому, как учитель к ним относится. Если ребенок замечает, что учитель кого-то выделяет, то уважение к нему снижается. В первое время дети строго следуют указаниям учителя, но если он проявляет лояльность по отношению к правилу, то правило начинает разрушаться изнутри.
От того, какие оценки он будет получать, зависят отношения со сверстниками, так как дети стараются дружить с теми, кто хорошо учится, и родителями. Если раньше родители спрашивали: «Как у тебя дела?», то теперь: «Какую оценку ты получил?». Ребенок видит, что плохие оценки огорчают родителей, а хорошие – радуют.
Ребенок способен оценить свой поступок с точки зрения его результатов и тем самым изменить свое поведение, спланировать его соответствующим образом. Появляется смысловая ориентировочная основа в поступках, это тесно связано с дифференцированностью внутренней и внешней жизни. Ребенок способен побороть в себе свои желания, если результат их выполнения не будет соответствовать определенным нормам или не приведет к поставленной цели. Важной стороной внутренней жизни ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях. Это связано с переживаниями ребенка по поводу боязни изменения отношения с окружающими. Он боится потерять свою значимость в их глазах.
В младшем школьном возрасте происходит рост стремления детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности ребенка шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Социальное пространство ребенка расширилось — ребенок постоянно общается с учителем и одноклассниками по законам четко формулируемых правил.
Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Дети находят новые групповые формы активности, занятий. Они стараются по началу вести себя так, как принято в этой группе, подчиняясь законам и правилам. Затем начинается стремление к лидерству, к превосходству среди сверстников. В этом возрасте дружеские отношения более интенсивные, но менее прочные. Дети учатся умению приобретать друзей и находить общий язык с разными детьми. «Хотя предполагается, что способность к формированию близких дружеских отношений в некоторой степени определяется эмоциональными связями, установившимися у ребенка в течение первых пяти лет его жизни». [3, с.119] В младшем школьном возрасте у ребенка развивается направленность на других людей, получившая свое выражение в просоциальном поведении с учетом их интересов. Просоциальное поведение очень значимо для развитой личности. Способность к сопереживанию получает свое развитие в условиях школьного обучения потому, что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать себя с другими детьми — с их успехами, достижениями, поведением, и ребенок просто вынужден учиться развивать свои способности и качества. Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Отличительная особенность положения школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил.
Главное, что изменяется во взаимоотношениях ребенка — это новая система требований, предъявляемых к ребенку в связи с его новыми обязанностями, важными не только для него самого и его семьи, но и для общества. Его начинают рассматривать как человека, вступившего на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости.
Вместе с новыми обязанностями школьник приобретает и новые права. Он может претендовать на серьезное отношение со стороны взрослых к своему учебному труду; он имеет право на свое рабочее место, на необходимое для его занятий время, тишину; он имеет право на отдых, на досуг. Получая за свой труд хорошую оценку, он имеет право на одобрение со стороны окружающих, требует от них уважения к себе и своим занятиям.
Социальный смысл учения отчетливо виден из отношения маленьких школьников к отметкам. Они долгое время воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.
Сегодня в общеобразовательной школе в рамках любого учебного предмета каждый ученик не только получает предметные знания, но и формируется как личность. Это крайне важно, потому что в настоящее время учащиеся проводят значительную часть времени в стенах массовых общеобразовательных заведений, деятельность которых проходит переориентацию со знаниевого на личностно ориентированный подход. Именно по этому главные образовательные результаты каждого ребенка смещаются с показателей учебной успеваемости на личные и социальные успехи. Эта тенденция отражена в содержании Федерального государственного образовательного стандарта начальной ступени общего образования второго поколения, который постепенно внедряется в массовые учреждения с сентября 2011 года. Оценить эффективность данного преобразования представится возможным по прошествии нескольких лет. Социальное развитие младших школьников востребовано и его обязательность закреплена государственной политикой в области образования.
К социальным факторам, которые в основном определяют развитие личности, относятся:
-природно - климатическая среда, в которой живёт и воспитывается ребёнок;
-род занятий родителей;
-тип семьи, ближайшее окружение ребёнка;
-условия жизнедеятельности и средства коммуникации;
-социальный опыт и социальные роли ребёнка в семье.
-индивидуальная ситуация развития, возникающая потому, что ребёнок не только объект, но и субъект обучения и воспитания.
Школа для ребёнка – это микромодель общества, где ребёнок осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определённой степени успех, удовлетворение своей жизнью, счастье будет определяться у него в будущем тем, как он прошёл процесс социализации в начале школьной жизни, какие знания сумел приобрести. Учителю начальных классов неслучайно отводится главная роль в социальном развитии младшего школьника. 6 – 10 летние дети очень ранимы, зачастую эмоционально неуправляемы, они только начинают приобретать социальный опыт – отсюда их неадекватная реакция на многие социальные ситуации.
Важно отметить, что социально- психологическое развитие младшего школьника проходит на основе его деятельностной сущности и предопределяет его социальную активность, которая характеризуется способностью ребёнка включаться в специфические для данного возраста виды деятельности с целью решения общественных задач, проявлять такой уровень психической активности, который бы способствовал получению результатов, значимых для других и для себя. В качестве предпосылки социальной активности выступает потребность школьника в общении, которая к 7 годам достигает пика.
Общение – одна из главных ценностей человеческой жизни. Основу общения составляет взаимопонимание, которое невозможно без ориентировки на другого человека. Неумение ребёнка правильно общаться с незнакомыми людьми (при поступлении в школу дети часто сталкиваются с такой проблемой) приводит к психологическому напряжению. Отсутствие настоящего эмоционального общения делает ребёнка неуверенным в себе, формирует у него чувство ущербности, порой даже озлобленности. Лишь при доверительном общении с участниками учебно – познавательного процесса, а это сверстники и учитель, ребёнок с первых дней обучения сможет почувствовать себя раскрепощено, сможет проявить своё социальное «Я». Социальная «зажатость» ребёнка во многом «тормозит» его успехи в учебно – познавательной деятельности.
Характеристика младшего школьного возраста глубоко и содержательно представлена в работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей. В этот период происходит перестройка всей системы отношений ребенка с действительностью. Изменение социальной ситуации развития состоит в выходе ребенка за рамки семьи, в расширении круга значимых лиц, в выделении особого типа отношений со взрослым, опосредованных задачей ("ребенок - взрослый - задача"). Центром жизни младшего школьника становится система "ребенок - учитель", определяющая отношения ребенка к родителям и к сверстникам.
Согласно Л.И. Божович [3], показателем готовности ребенка к школьному обучению является "внутренняя позиция школьника" - психологическое новообразование, которое представляет собой сплав познавательной потребности ребенка и потребности занять более взрослую социальную позицию. Новое положение ребенка в обществе - позиция ученика - характеризуется появлением обязательной, общественно значимой, общественно контролируемой деятельности - учебной. Ученик должен подчиняться системе ее правил и нести ответственность за их нарушение. Таким образом, новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него произвольности, ответственности, дисциплинированности. Младший школьник получает и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, на учебные принадлежности.
Прилежность, дисциплинированность ребенка, успешность или неуспешность учебы сказываются на всей системе его отношений со взрослыми и со сверстниками.
Как отмечает В.С. Мухина [27], новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка. Адаптация ребенка к школьной жизни сопряжена с трудностями, которые он должен преодолеть:
- освоение нового школьного пространства;
- выработка нового режима дня;
- вхождение в новый, нередко первый, коллектив сверстников (школьный класс);
- принятие множества ограничений и установок, регламентирующих поведение;
- установление взаимоотношений с учителем;
- построение новой гармонии отношений в домашней, семейной ситуации.
По словам В.В. Давыдова [9], первый тип трудностей, испытываемых первоклассниками, связан с особенностями нового школьного режима (вовремя просыпаться, не пропускать занятия, сидеть спокойно на уроках, выполнять домашние задания и т.д.). Необходимо, чтобы учитель и родители постоянно и четко предъявляли новые требования к жизни ребенка, контролировали их выполнение.
Второй тип трудностей обусловлен характером взаимоотношений с учителем, с одноклассниками, с членами семьи.
Социальная роль учителя связана с предъявлением детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. По словам В.С. Мухиной, учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивающий его поведение, создает условия для социализации поведения младшего школьника в пространстве обязанностей и прав. Учитель должен предъявлять одинаковые требования ко всем учащимся, учитывать их индивидуальные особенности для выбора того или иного способа воздействия. Специфика социальной перцепции младших школьников сказывается на особенностях их первого впечатления о другом человеке, которое отличается ориентацией на внешние признаки: физический облик и его оформление являются для первоклассников "каркасом", на котором выстраивается образ другого человека.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста — создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.
1.3 Социальная адаптация младших школьников как одно из эффективных условий социального здоровья
Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Социальная адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
На сложность и значимость периода, связанного с адаптацией ребенка к условиям школьной среды, указывают исследования, проведенные в области психологии, педагогики, медицины, физиологии, теории и методики физического воспитания, социологии и др. (Б.Г. Ананьев, Г.М. Андрееева, В.К. Бальсевич, М.Р. Битянова, М.М. Врублевска, Л.Л. Головина, Ю.А. Копылов, Л.В. Корель, Л.И. Лубышева, Н.Ю. Синягина, Н.А. Фомин и др.). У психологов и педагогов в последнее время вызывает тревогу то, что в категорию слабоуспевающих и неуспевающих детей попадают внешне благополучные дети, имеющие достаточно высокий уровень умственного и физического развития. К основными факторам, влияющим на негативное состояние психического здоровья ребенка, относятся его неспособность справиться с учебной нагрузкой; авторитарный стиль общения педагогов и как следствие этого неприятие ребенка детским коллективом.
Успешная социальная адаптация детей начальной школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в средней школе успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность личностной самореализации.
Эффективная адаптация, по мнению ряда авторов (Ш.А. Амонашвили, А.С. Белкин, Н. И. Мешков, Э. Ш. Натанзон, Ю. М. Орлов, А. А. Реан, Н. Е. Щуркова ) - одна из предпосылок успешной учебной деятельности, причем ведущая для детей младшего школьного возраста, так как представляет собой сложную систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения, общения, и связана с изменением социального статуса младшего школьника.
В своей совокупности работы имеют важное теоретическое и практическое значение, но в них напрямую не рассматривается проблема социальной адаптации младших школьников посредством создания для них ситуаций успеха в образовательном процессе, отсутствует ее теоретическое обоснование. Недостаточно полно разработан методический инструментарий, который бы обеспечивал высокую степень эффективности социальной адаптации младших школьников к условиям современной российской социокультурной ситуации.
Обобщая вышесказанное, можно сформулировать ряд противоречий:
• между объективно существующими трудностями адаптации младших школьников к окружающей их природно-социальной среде и постоянно возрастающими социально обусловленными требованиями к ним со стороны основных социальных институтов воспитания,
• между высокой актуальностью и недостаточной научной обоснованностью и разработанностью проблемы создания ситуаций успеха для младших школьников как средства их социальной адаптации,
• между необходимостью организации в общеобразовательных учреждениях условий для социальной адаптации младших школьников посредством создания для них ситуаций успеха и недостаточной разработанностью методического инструментария для оказания данного вида индивидуальной педагогической помощи в их личностном становлении.
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.
Согласно М.М. Безруких [2], процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.
Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.
При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти.
При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни.
У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.
Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.
Вторая группа детей имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих детей могут быть те, кто нуждается в специальном лечении – ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. По статистике половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, был ли он психологически готов к школьному обучению, так же это зависит от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития.
Глава 2 Анализ работы по изучению динамики социального здоровья школьников
2.1 Цель, задачи и методы исследования
Наше исследование проводилось на базе МОУ СОШ №22 города Орехово-Зуево с февраля по май 2013 года. МОУ СОШ №22 была выбрана базой исследования в связи с тем, что с 1 сентября 2011 года три первых класса школы приступили к обучению по ФГОС второго поколения. Обучение ведется по УМК «Школа России» и через занятия дополнительного образования по двум направлениям – техническому(«НТМ» и «Информатика в играх и задачах») и духовно-нравственному («Родная земля», «Радостное чтение», «Уроки психологии»).
Известно, что новый стандарт образования требует формирования у обучающихся совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, и способствующих саморазвитию личности. Установлены требования к результатам младших школьников, освоивших основную образовательную программу, это личностные, предметные и метапредметные результаты.
В содержание метапредметных результатов входят универсальные учебные действия(познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями.
Критериями сформированности регулятивных и коммуникативных учебных действий детей служат развитость их эмоционально-нравственной отзывчивости, умение выхода из спорных ситуаций, этические чувства. Именно эти качества в совокупности составляют ценностно-смысловую ориентацию школьников, которую, как было показано в первой главе М.В. Миляева рассматривает как один из компонентов социального здоровья.
Поэтому целью практической части исследования стало выявление динамики развития ценностно-смысловой ориентации младших школьников (как компонента их социального здоровья), второй год обучающихся по ФГОС НОО.
В задачи исследования мы включили:
Описать технологию оценки личностных универсальных учебных действий (как компонента социального здоровья школьников).
Изучить данные комплексной контрольной работы по оценке сформированности у учащихся предметных и метапредметных учебных действий за 2011-2012 и 2012-2013 учебные годы и выявить уровни УУД, отражающие ценностно-смысловую ориентацию школьников.
Установить характер изменений, произошедших в ценностно-смысловой ориентации второклассников по сравнению с их результатами в первом классе.
Методы:
1) анализ нормативно-правовых организационно-методических документов;
2) анализ и обработка результатов комплексной контрольной работы;
3) формулирование выводов.
2.2 Технология проведения оценки личностных универсальных учебных действий (как компонента социального здоровья школьника)
В соответствии с приказом Министерства образования Московской области от 08.04.2013 г. № 1410 были направлены: материалы КСР, методические рекомендации для организации и проведения КСР, классные протоколы для организации проведения
комплексной срезовой работы учащихся образовательных учреждениях Московской области в 2012-2013 учебном году, обучающихся по ФГОС НОО.
Управление образования администрации городского округа Орехово-Зуево в соответствии с выше названным приказом издало приказ об Управлении образования от 12.04.2013 г. № 272 «О проведении комплексной срезовой работы для обучающихся первых, вторых и третьих классов МОУ г.о. Орехово-Зуево».
Методические рекомендации для организации и проведения КСР представлены ниже.
Рекомендации для руководителя образовательного учреждения
Руководитель образовательного учреждения:
1) несёт ответственность за организацию проведения комплексной срезовой работы в образовательном учреждении;
2) издаёт приказ о проведении комплексной срезовой работы 18 апреля 2013 года на втором и третьем уроках, между которыми организуется двадцатиминутная перемена;
3) назначает ответственных по формированию пакета документов для проведения комплексной срезовой работы (отдельно для первых, вторых, третьих классов), в который входят:
- форма итогового протокола на бумажном и электронном носителе (по количеству классов, участвующих в срезовой работе);
- бланки с заданиями (по количеству учащихся в классе);
- тексты к заданиям (по количеству учащихся в классе);
- критерии оценивания (один комплект на класс);
- инструкция для учащихся об особенностях выполнения комплексной срезовой работы (по количеству классов, участвующих в срезовой работе);
4) обеспечивает хранение итоговых протоколов на бумажном и электронном носителях и бланков ответов учащихся до выпуска детей из начальной школы.
5) несет ответственность за отправку электронной версии сводного итогового протокола ОУ отдельно для первых, вторых классов 25 апреля 2013 года до 14.00 в Управление образования (Поляковой О.В.) с указанием в электронном письме темы «Комплексная срезовая работа – МОУ СОШ № ______» . Рекомендации для учителя начальных классов
Учитель начальных классов:
1) несёт ответственность за организацию проведения комплексной срезовой работы в вверенном ему классе;
2) создает спокойную, деловую обстановку при проведении комплексной срезовой работы;
3) за 60 минут до начала проведения комплексной срезовой работы получает у руководителя образовательного учреждения:
- форму итогового протокола на бумажном и электронном носителях;
- бланки с заданиями (по количеству учащихся в классе);
- текст к заданиям (по количеству учащихся в классе);
- инструкцию для учащихся об особенностях выполнения комплексной срезовой работы.
4) подписывает заблаговременно бланки с заданиями учащихся первых классов, указывая фамилию и имя;
5) перед началом комплексной срезовой работы даёт краткую и чёткую инструкцию учащимся об особенностях выполнения комплексной срезовой работы: Ребята!
1. Для выполнения работы вам понадобятся ручка, карандаш, черновик.
2. Работу выполняйте по плану:
Внимательно прочитайте задание.
Выполняйте задания по порядку, начиная с первого.
Записывайте ответы в специально отведенных местах. Проверьте выполненные задания.
Если вы ошиблись, зачеркните неправильный ответ, а правильный напишите сверху;
6) по окончании проведения комплексной срезовой работы:
- собирает у учащихся бланки ответов;
- получает у руководителя критерии оценивания (один комплект на класс);
- проверяет работы учащихся в соответствии с критериями оценивания;
- заносит результаты работ в сводный протокол класса (приложение Форма классного протокола);
- при оценивании работ учащихся учитывает, что:
* задание оцениваются определенным количеством баллов: 2,1,0. В случае, когда предполагаются баллы «2 или 0», ставить «1» нельзя. Таким образом, за каждое задание возможна только одна отметка: только 2 или только 1 или только 0.
* задания могут состоять из нескольких частей. Каждая часть задания оценивается отдельно. Но максимальный балл за все части задания не должен превышать двух баллов. Баллы за задания базового уровня поглощаются баллами за задания повышенного уровня.
- заполняет форму итогового протокола на бумажном и электронном носителях.
7) 25 апреля 2013 года до 13.00 передаёт руководителю образовательного учреждения:
- итоговый протокол на бумажном и электронном носителях;
- бланки ответов учащихся.
В содержание комплексной контрольной работы в 2011- 2012 учебном году для первых классов (отдельно для мальчиков и девочек) входили учебные задания по предметам «Литературное чтение», «Русский язык», «Математика» и «Окружающий мир». В структуре работы 2 части (9 заданий): основная (задания на определение предметных навыков) и дополнительная (задания на определение метапредметных навыков).
Все итоговые комплексные проверочные работы имеют схожую структуру, позволяющую отслеживать динамику в подготовке каждого ученика. Они строятся на основе несплошного текста (в настоящих примерах – естественнонаучного характера, но это условие не обязательное, возможны работы такого рода и любой направленности).
В отличие от заданий основной части дополнительные задания имеют более высокую сложность; их выполнение может потребовать самостоятельно «рождения» ребенком нового знания или умений непосредственно в ходе выполнения работы, более активного привлечения личного опыта.
Поэтому выполнение заданий дополнительной части для ребенка не обязательно – они выполняются детьми только на добровольной основе. Соответственно, и негативные результаты по этим заданиям интерпретации не подлежат.
Выполнение заданий дополнительной части может использоваться исключительно с целью дополнительного поощрения ребенка, но никоим образом не в ущерб ему.
В ходе изучения дополнительной части контрольной работы было установлено, что критериями определения ценностно-смысловой ориентации школьников служили:
- умение поиска и фиксации информации из текста на основе смыслового чтения,
- умение формулировать понятия (обобщать, делать выводы),
- умение устанавливать родо-видовые соответствия по заданному основанию,
- эмпатия, эмоционально-нравственная отзывчивость,
- этические чувства, умение выхода из спорных ситуаций.
Критерии оценивания выполнения заданий комплексной срезовой работы для 1 класса варианта для девочек
номер задания учебный предмет проверяемый результат максимальный балл
1 литературное чтение чтение и понимание текста, умение определять главных героев 1
2 русский язык умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв, списать предложение
умение находить предложение в тексте 2
1
3 русский язык умение определять количество букв в слове, умение определять ударный слог,
умение определять согласные звуки, различать их по звонкости-глухости. 1
2
4 математика умение пересчитывать предметы и записывать результат с помощью цифр 1
5 математика умение соотносить условие и решение задачи, умение находить значение числовых выражений,
умение составлять задачи и выполнять необходимые вычисления. 1
2
6 окружающий мир наличие первоначальных представлений об объектах окружающего мира,определение существенных признаков объектов, подведение под понятие 1
7 русский язык умение выделять слова в тексте и определять их значение,
умение проводить простейшие обобщения, группировать объекты по общим признакам 1
2
8 окружающий мир прогнозирование событий, высказывание предположений, умение записывать ответ в свободной форме 2
1
9 окружающий мир эмпатиясмыслообразование2
1
ИТОГО 14
7
Ключи выполнения заданий комплексной срезовой работы для 1 класса
варианта для девочек
номер задания вариант ответа балл примечания
1 Дюймовочка1 возможен ответ: автор
2 Девочка прижалась головой к груди птички. 1 списано без ошибок и пропусков
Девочка прижалась головой к груди птички. 2 подчеркнуто:
девочка - одной чертой,
прижалась - двумя чертами
3 холодно Д 1 звонкий, согласный звук 2 4 5 1 5 Ответ: всего в слове 8 звуков (букв). 2 Приемлема любая формулировка со словом «всего».
Ответ: 8 звуков.
Ответ: 8 букв. 1 Вычисление выполнено правильно, но ответ не указывает на способ решения.
6 птицы 1 7 герои сказки
зверюшкизнакомые Дюймовочки1 Из контекста ответа следует, что значение слов определено правильно
животные, существительные предметы 2 Возможны варианты.
Наличие орфографических ошибок не влияет на количество баллов.
8 Ласточка бы погибла. А Дюймовочка вышла бы замуж за крота. 2 представлены две части: судьба ласточки и продолжение истории Дюймовочки.
Ласточка бы погибла. 1 любая из частей сообщения оценивается в 1 балл
9 Чтобы спасти птицу.
2 чтобы ее похвалили,
чтобы ласточка потом помогла ей. 1 указан один из приведенных ответов
Критерии оценивания выполнения заданий комплексной срезовой работы для 1 класса варианта для мальчиков
номер задания учебный предмет проверяемый результат максимальный балл
1 литературное чтение чтение и понимание текста, умение определять главных героев 1
2 русский язык умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв, списать предложение.
Умение находить предложение в тексте. 2
1
3 русский язык умение определять количество букв в слове, умение определять ударный слог,
умение определять согласные звуки, различать их по звонкости-глухости. 1
2
4 математика умение пересчитывать предметы и записывать результат с помощью цифр 1
5 математика умение соотносить условие и решение задачи, умение находить значение числовых выражений,
умение составлять задачи и выполнять необходимые вычисления. 1
2
6 окружающий мир наличие первоначальных представлений об объектах окружающего мира,
определение существенных признаков объектов, подведение под понятие 1
7 русский язык умение выделять предложения в тексте
умение проводить простейшие обобщения, группировать объекты по общим признакам 1
2
8 окружающий мир прогнозирование событий, высказывание предположений, умение записывать ответ в свободной форме 2
1
9 окружающий мир эмпатия,
смыслообразование2
1
ИТОГО 14
7
Ключи выполнения заданий комплексной срезовой работы для 1 класса
варианта для мальчиков
номер задания вариант ответа балл примечания
1 мальчик 1 возможен ответ: автор
2 На лестничной площадке лежал молоток. 2 списано без ошибок и пропусков
На лестничной площадке лежал молоток.
1 подчеркнуто:
молоток - одной чертой,
лежал - двумя чертами
3 молоток К 1 глухой, согласный звук 2 4 7 1 5 Ответ: всего в слове 7 звуков (букв). 2 Приемлема любая формулировка со словом «всего».
Ответ: 7 звуков.
Ответ: 7 букв. 1 Вычисление выполнено правильно, но ответ не указывает на способ решения.
6 инструмент 1 7 Я строил лодки, подъемные краны, ракеты. 1 Из контекста ответа следует, что предложение найдено правильно
изделия, машины, игрушки, поделки 2 Возможны вариантыответа.
Наличие орфографических ошибок не влияет на количество баллов.
8 Найден молоток.
Обращайтесь в квартиру № … 2 представлены две части: сообщение о находке и о месте, где о ней можно получить информацию.
найден молоток 1 любая из частей сообщения оценивается в 1 балл
9 хотел вернуть молоток хозяину
2 послушался маму
хотел, чтобы его похвалили указан один из приведенных примеров
В 2012-2013 учебном году аналогичную контрольную работу проводили для этих же учеников. В её содержание входили учебные задания по предметам «Литературное чтение», «Русский язык», «Математика» и «Окружающий мир». В структуре работы 2 части (11заданий): основная (задания на определение предметных навыков) и дополнительная (задания на определение метапредметных навыков).
В ходе изучения дополнительной части контрольной работы было установлено, что критериями определения ценностно-смысловой ориентации школьников служили:
- умение поиска и фиксации информации из текста на основе смыслового чтения,
- умение формулировать понятия (обобщать, делать выводы),
- умение устанавливать родо-видовые соответствия по заданному основанию,
- эмпатия, эмоционально-нравственная отзывчивость,
- этические чувства, умение выхода из спорных ситуаций.
Критерии оценивания выполнения заданий комплексной срезовой работы для 2 класса варианта для девочек
номер задания учебный предмет проверяемый результат максимальный балл
1 литературное чтение умение выделять главную мысль рассказа 2
2 русский язык умение выделять предложение из текста по внешним признакам, умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложение,
умение определять часть речи – глагол. 1
1
2
3 русский язык умение выделять буквы мягких и твердых согласных звуков в простых случаях,
умение заполнять таблицу. 1
2
4 математика умение находить величину, отвечающую заданному требованию (меньше чем…, но больше чем…), умение находить информацию, представленную в неявном виде 2
5 математика умение соотносить вопрос задачи и выражение для её решения, понимать смысл арифметических действий,
вычислительные навыки при выполнении действия вычитания. 1
1
6 русский язык умение находить главные члены предложения. 1
7 литературное чтение умение объяснять значение выражения, умение интерпретировать информацию. 2
8 математика умение решать текстовую задачу с недостающими данными. 2
9 литературное чтение умение строить свободное высказывание на заданную тему и давать морально-нравственную оценку поступкам героев. 2
10 окружающий мир умение определять и называть основания для классификации. 2
11 окружающий мир самоопределение, мотивация деятельности. 2
ИТОГО 24
10
Ключи выполнения заданий комплексной срезовой работы для 2 класса варианта для девочек
номер задания вариант ответа балл Примечания
1 Карабасик. 2 Мотька. Наши питомцы. 1 название дано к части рассказа.
2 Тогда Мотька схватила одного котёнка и выбежала на улицу, потом вернулась за вторым. 1 4 существительных 2 3 5 звуков 1 всего 6 звуков, согласных твердых – 4, согласных мягких – 2. 2 4 6 кг 2 5 на сколько часов котёнок больше спит, чем играет? или: на сколько часов котёнок меньше играет, чем спит? 1 20-4=16 1 6 кошка принесла 1 7 «выгибал спину», «шипел» 2 другие похожие по смыслу слова
8 одна кошка и три котенка, 2+1+3 = 6 (жив.) Ответ: 6 животных стало жить в доме. 2 9 нет 2 грамотность не является предметом оценивания в данном задании
10 «кошки и собаки», «взрослые животные и детеныши», «животные мужского и женского рода» 2 два признака
1 один признак
11 потому, что ему некуда идти 2 «Чтобы в доме было больше зверей» или «Чтобы он ловил мышей». 1 указан один из вариантов
Критерии оценивания выполнения заданий комплексной срезовой работы для 2 класса варианта для мальчиков
номер задания учебный предмет проверяемый результат максимальный балл
1 литературное чтение умение выделять главную мысль рассказа 2
2 русский язык умение выделять предложение из текста по внешним признакам, умение правильно, без ошибок, пропусков и искажения букв списывать предложение,
умение определять часть речи – существительное 1
1
2
3 русский язык умение выделять буквы мягких и твердых согласных звуков в простых случаях,
умение заполнять таблицу 1
2
4 математика умение находить величину, отвечающую заданному требованию (меньше чем…, но больше чем…), умение находить информацию, представленную в неявном виде 2
5 математика умение соотносить вопрос задачи и выражение для её решения, понимать смысл арифметических действий,
вычислительные навыки при выполнении действия вычитания 1
1
6 русский язык умение находить главные члены предложения 1
7 литературное чтение умение объяснять значение выражения, умение интерпретировать информацию 2
8 математика умение решать текстовую задачу с недостающими данными 2
9 литературное чтение умение строить свободное высказывание на заданную тему и давать морально-нравственную оценку поступкам героев 2
10 окружающий мир умение определять и называть основания для классификации 2
11 окружающий мир самоопределение, мотивация деятельности 2
ИТОГО 24
10
Ключи выполнения заданий комплексной срезовой работы для 2 класса варианта для мальчиков
номер задания вариант ответа балл примечания
1 Друг детства. 2 Мишка. Мечта. 1 название дано к части рассказа.
2 Она вытащила из-под дивана корзину со старыми игрушками и достала оттуда здорового плюшевого мишку. 1 4 существительных 2 3 5 звуков 1 согласных твердых – 3, согласных мягких – 2. 2 4 28 лет 2 5 На сколько приседаний нужно сделать больше отжиманий? или: На сколько отжиманий нужно сделать меньше, чем приседаний? 1 54-9 = 45 1 6 слезы навернулись 1 7 «почти заплакал» 2 другие похожие по смыслу слова
8 два мяча и три машинки, 1+3+2 = 6 (игр.) Ответ: 6 игрушек лежали в корзине. 2 любые игрушки
9 да 2 грамотность не является предметом оценивания в данном задании
10 «люди и игрушки», «взрослые и дети», «персонажи мужского и женского рода» 2 два признака
1 один признак
11 Чтобы защищать слабых 2 «Чтобы никого не бояться» или «Чтобы быть здоровым». 1 один из вариантов
Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно потому, что оно позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в одних предметах, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки.
Проведение комплексной интегрированной письменной контрольной работы важно еще и потому, что, как правило, именно в этой форме в рамках разрабатываемой системы оценивания предполагается вести оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. И потому, учитель должен быть уверен, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут проявить свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе.
2.3 Показатели развития ценностно-смысловой ориентации учащихся за 1 и 2 классы
Проведенный нами анализ результатов контрольной работы за 2011-2012 учебный год показал следующие данные, представленные в таблице №1.
Таблица №1 Результаты контрольной работы первых классов (2011-2012 учеб. год)
Наименование
части Основная часть Дополнительная часть
уровни Не
приемлемый низкий средний высокий Не
приемлемый критический приемлемый
1 «А» 0 0 6 22 7 (25%) 0 21 (75%)
1 «Б» 1 0 12 12 5 (20%) 5 (20%) 15 (60%)
1 «В» 1 0 1 22 2 (8%) 2 (8%) 20 (84%)
итого 2 0 19 56 14 (18%) 7 (9%) 56 (73%)
Из таблицы мы видим, что на приемлемом уровне самый высокий процент учеников занимает 1 «В» класс - 84%, 1 «А» класс- 75%, самый низкий среди трех классов - 1 «Б» класс - 60%. Критический уровень в 1 «А» классе отсутствует, в 1 «Б» составляет 20%, в 1 «В» - 8%. На неприемлемом уровне 1 «А» занимает 25%, 1 «Б» класс – 20%, 1 «В» - 8%. Всего по результатам этих трех классов не приемлемый уровень составил 18% , т.е. почти для каждого пятого школьника характерно то или иное нарушение социального здоровья.
Проведенный нами анализ результатов контрольной работы за 2012-2013 учебный год показал следующие данные, представленные в таблице №2.
Таблица №2 Результаты контрольной работы вторых классов (2012-2013 учеб. год)
Наименование
части Основная часть Дополнительная часть
уровни Не
приемлемый низкий средний высокий Не
приемлемый критический приемлемый
2 «А» 0 0 4 24 5 (18%) 0 23 (82%)
2 «Б» 0 0 9 16 3 (12%) 4 (16%) 18 (72%)
2 «В» 0 0 2 22 1 (4%) 1 (4%) 22 (92%)
итого 0 0 22 65 9 (12%) 5 (6%) 63 (82%)
Из таблицы следует, что самый высокий показатель в дополнительной части на приемлемом уровне у 2 «В» составил 92% учащихся, во 2 «А» - 82% и во 2 «Б» - 72%, на критическом уровне 16% учащихся 2 «Б», 4% - во 2 «В». На не приемлемом уровне во 2 «А» классе зафиксировано 18%, во 2 «Б» классе -12%, во 2 «В» эта цифра составила 4%. Всего по трём вторым классам не приемлемый уровень зафиксирован у 12% учеников.
Анализ и сравнение результатов, полученных учащимися первых классов за 2011-2012 учебный год и тех же учеников вторых классов за 2012-2013 учебный год, обнаруживает следующую динамику социального здоровья младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
Во 2 «А» классе результаты приемлемого уровня увеличились на 7%,
- во 2 «Б» классе - на 12%,
- во 2 «В» классе - на 8%.
Результаты показателей критического уровня тоже имеют положительную динамику: во 2 «Б» процент стал ниже на 4% и во 2 «В» так же на 4%.
Показатели неприемлемого уровня уменьшились:
- во 2 «А» классе с 25% до 18%,
- во 2 «Б» классе с 20% до 12%,
- во 2 «В» классе с 8% до 4%.
Итого общий для трёх классов результат приемлемого уровня повысился на 9%, результат критического уровня уменьшился на 3%, на неприемлемом уменьшился на 6%, что говорит о положительной динамике социального здоровья младших школьников, обучающихся второй год по ФГОС НОО. Бланк ответов учащихся второго класса представлены в приложении №1, протоколы проведенной контрольной работы представлены в приложении №2.
Заключение
Задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения в школе, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, недостижимой без достаточного уровня здоровья, без обладания культурой здоровья, в том числе и социального. Задача школы состоит в том, чтобы обеспечить учащемуся высокий уровень здоровья, сформировать социальное здоровье.
Изучив и описав теоретические подходы к определению понятия «социальное здоровье» мы обнаружили, что это явление исследовали такие авторы, как М.В. Миляева, Е.Н. Приступа, О.А. Рагимова и др.
Ранее понятие «социальное здоровье» в качестве самостоятельного показателя наряду с психическим и физическим здоровьем выделялось только в социологической литературе. Постепенно, с появлением и развитием наук о человеке и обществе, таких как психология и педагогика понятие «социальное здоровье» трансформировалось и расширялось. При этом представители различных наук обращались к разным его аспектам, что способствовало появлению разнообразных трактовок социального здоровья.
В настоящее время под социальным здоровьем, в самом общем виде, понимается полноценное выполнение человеком социальных функций. На сегодняшний день приходится констатировать отсутствие единого общепринятого определения термина «социальное здоровье». В научной литературе, посвященной тем или иным аспектам здоровья, содержится ряд определений данного понятия, основанных на различных подходах и точках зрения, остановимся на одном из них:
Социальное здоровье – это способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей действительности, это знания, умения, навыки, способы сохранения и укрепления социального здоровья, это все то, что позволяет человеку комфортно чувствовать себя в социуме, но при этом не наносить вред своему здоровью.
При описании технологии оценки личностных универсальных учебных действий (как компонента социального здоровья школьников) мы опирались на инструкционно-нормативную базу, которой располагает школа. В неё входят: приказ Министерства образования Московской области от 08.04.2013 г. № 1410, приказ об Управлении образования от 12.04.2013 г. № 272 «О проведении комплексной срезовой работы для обучающихся первых, вторых и третьих классов МОУ г.о. Орехово-Зуево», методические рекомендации по организации и проведения КСР для руководителя образовательного учреждения и для учителя начальных классов, содержание комплексной контрольной работы, бланк ответа учащихся, критерии оценивания выполнения заданий комплексной срезовой работы, ключи выполнения заданий комплексной срезовой работы.
Сравнивая результаты диагностики личностных универсальных учебных действий (ценностно-смысловой ориентации) школьников, второй год обучающихся по ФГОС НОО второго поколения, мы убедились в том, что общий для трёх классов результат приемлемого уровня повысился на 9%, результат критического уровня уменьшился на 3%, на неприемлемом уровне уменьшился на 6%, что говорит о положительной динамике социального здоровья младших школьников, обучающихся второй год по ФГОС НОО. Таким образом все поставленные задачи выполнены и цель полностью достигнута.
Список литературы
1. Байкова Л.А. Исследование социального здоровья детей и молодежи, теоретические-методологические основы//педагогическое образование и наука - 2008. №3 с.59-63.
2. Безруких М.И., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу: учебное пособие для педагогов и родителей / М. И. Безруких, С. П. Ефимова. - М.: Академия, 2006. - 240 с.
3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер Пресс, 2009, с.124
4. Вайнер М.Э. Учителю об эмоциональном развитии младшего школьника / М. Э. Вайнер// Начальная школа. - 2996. - № 3. - С. 21-24.
5. Вайнер Э. Н. Возможности воспитания культуры здоровья в общеобразовательной школе / Э. Н. Вайнер// Здоровье детей. – 2008. - №13. – С. 9 – 15.
6. Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться: учебное пособие для студентов вузов / Б. С. Волков. - М.: Академический Проект, 2005. - 142 с.
7. Годовникова Л., Лычева С. Мониторинг целостного развития / Л. Годовникова, С. Лычева// Здоровье детей. – 2008. - №20. – С. 4-7.
8. Григорьева Е.В. Стандарты второго поколения в начальной школе / начальное образование. - 2010.Т.1.- с.152-156.
9. Давыдов В.В. Психическое развитие младших школьников: учебник для студентов вузов / В. В. Давыдов. - М.: Академия, 2003. – с. 215
10. Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: учебное пособие для студентов вузов / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. - М.: Владос, 2005. - 192 с.
11. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы: учебно-методическое пособие для студентов вузов/ В. И. Ковалько.- М.: «Вако», 2005. - 296 с.
12. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр: учебно-методическое пособие для студентов вузов / В. И. Ковалько. – М.: «Ваков», 2005. - 208 с.
13. Корягин А.В. Модель «Школа здоровья» в условиях инновационного учебного заведения / А. В. Корягин // Педагогическое обозрение.- 2007.- №3.- С.89-92.
14. Кузнецова И.В. Психологические основания реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д.психол.н.: Спец. 19.00.07 [ Психол. ин-т Рос. акад. образования]. – М., 2003. – 58 c.
15. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: методическое пособие/ Н. Н. Куинджи. - М.: Аспект - Пресс, 2000. - 139 с.
16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет ): учебное пособие для студентов вузов/ И. Ю. Кулагина.- М.: Изд-во УРАО, 1997. - 345 с.
17. Кулева С.В. Проблемы создания «школы здоровья» в условиях инновационного учебного заведения / С. В. Кулева// Завуч.- 2005. - №3.- С. 49-60.
18. Кулева С.В. К вопросу о концептуальных основах «школы здоровья»: тезисы доклада первой межрегиональной научно - практической конференции «Программы «Здоровье в системе образования» / Под ред. И.М.Швец, О.С.Гладышевой. - Н.Новгород: Ниро, 2002 г.- С.49-50.
19. Кулева С.В. Как создать «школу здоровья?» / С. В. Кулева // Управление школой.- 2003. - № 6. – С. 7-12.
20. Кулева С.В. Проблемы моделирования «школы здоровья» : Сборник в двух частях / С.В.Кулева. - Н.Новгород, 2004.- 144с.
21. Кучма В.Р., Степанова М.И. Современные гигиенические подходы к оценке влияния образовательных технологий на здоровье детей и подростков / В. Р. Кучма, М. И. Степанов // Здоровье населения и среда обитания. – 2006. - № 2. – С. 21-25.
22. Макарова В.И., Дегтева Г.Н., Афанасенкова Н.В. Подходы к сохранению здоровья детей в условиях интенсификации образовательного процесса / В. И. Макарова, Г. Дегтева, Н. В. Афанасенко // Российский педиатрический журнал. – 2008. - № 3. – С. 27-31.
23. Максимов В. Г. Педагогическая диагностика в школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов/ В. Г. Максимов. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
24. Монахов Н. И. Изучение эффективности воспитанности: Теория и методика. — М.: Педагогика, 1999. — С.144.
25. Миляева М.В. Педагогическое сопровождение формирования социального здоровья старшеклассников: Автореф. дис. на соиск. учен. Степ. конд. пед. н.: Спец. 13.00.01 - М.,2012.- 26 с.
26. Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие для студентов вузов / А. М. Митяева. – М.: Академия, 2008. – 192 с.
27. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2002. - С.358.
28. Никитина Н., Бодина Н. Психолого – педагогическая поддержка социального здоровья детей / Н. Никитина, Н. Бодина// Социальная педагогика в России. – 2009. - №1. – С. 56-65.
29. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л. Ф. Обухова. - М.: Российское педагогическое агентство, 2006. – 272 с.
30. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога – М.:Сфера, 2004.-480с.
31. Пономарева О.Н. Уроки здоровья / О. Н. Пономарева // Начальная школа. - 2006. - № 10. - С. 35-39.
32. Приступа Е.Н. Теоретико-методологические основы индивидуального социального здоровья детей школьного возраста: социально-педагогический аспект: монография/ Министерство образования и науки Рос.Федерации, РГСУ,2007.-256с.
33. Рагимова О.А. Социальное здоровье младших школьников в условия трансформации российского общества. Саратов:Изд-во Саратов.ун-та, 2004, 228с.
34. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология: учебное пособие для студентов вузов / А. А.Реан, Я. Л. Коломинский. – Спб.: Издательство «Питер», 2005. – 416с.
35. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы : учебно-методическое пособие для студентов вузов / Н. К. Смирнов . – М.: Арти, 2006. – 213 с.
36. Соколов А. Б. Социальное здоровье населения в контексте трансформационных процессов в современном российском обществе. Автореф. дис. канд.фил.наук. Краснодар: краснодар.ун-т МВД России,2010, 26с.
37. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2005. – 150 с.
38. Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды / М. А. Ступницкая, А. В. Белов, В. А. Родионов // Школа здоровья. – 2003. - №3. – С. 9-13
39. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России: учебное пособие / А. Г. Сухарев.- М.: Академия, 2002. – 98 с.
40. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие / Н. Ф. Талызина. - М.: Академия, 1998. - 288 с.
41. Усанова Е.П., Шарова Н.Н. Современные подходы к формированию здоровья детей в образовательных учреждениях / Е. П. Усанова, Н. Н. Шарова // Школа здоровья. -2005.- №3. - С. 81-87.
42. Чурьянова М.И., Круглова И.И. Состояние здоровья школьников и факторы его формирования / М. И. Чурьянова, И. И. Круглова// Здравоохранение Российской Федерации. - 2006.-№ 4. - С. 25-28.
43. Шкуричева Н.А. Дружеские взаимоотношения младших школьников// Начальная школа.2010.№11 с.6-8
44. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 ч.- М.: Гуманит. изд. центр Владос,2003.- Ч.2.-256с.
Приложение
Приложение №1
Бланк ответа учащихся 2 класса
Вариант для девочек
Фамилия, имя ______________________________________
Школа_________________________ Класс______________
Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Задание 1.
Прочитай текст. Отметь, какое название подходит к этому рассказу.
Мотька
Наши питомцы
КарабасикЗадание 2.
Спиши девятое предложение.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркни слова – действия предметов (глаголы). Сосчитай их.
Запиши ответ.
Задание 3.
Прочитай слово.
ПОДРУЖИЛИСЬ
Сосчитай согласные звуки. Заполни таблицу.
Всего согласных звуков Согласных твёрдых звуков Согласных мягких звуков Задание 4.
Реши задачу.
Вес овчарки Борьки 16 кг, вес кота Жорика 5 кг. Сколько может весить кошка Мотька, если она легче собаки, но тяжелее кота.
Выбери возможные варианты ответа: 17 кг, 6 кг, 4 кг.
Запиши ответ:__________________
Задание 5.
Маленький котёнок отдыхает 20 часов в день, а играет – 4 часа в день.
Запиши вопрос задачи, если она решается так:
20 - 4 =
___________________________________________________
Сосчитай и запиши полный ответ:
Ответ:__________________________________________________
Задание 6.
Кошка принесла к нашим дверям котят.
Главные члены в этом предложении:
принесла котят
принесла к дверям
кошка принесла
Отметь правильный ответ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задание 7.
Как ты понимаешь значение выражения «принимал грозный вид»? Напиши слова, с помощью которых можно описать грозный вид котёнка. __________________________________________________
__________________________________________________________
Задание 8.
Дополни условие и вопрос задачи так, чтобы она решалась в два действия. Запиши полный ответ.
Кроме двух питомцев в доме появились: одна ________ и
три _________.
__________________________________________________.
Решение: _______________________________________
_______________________________________
Ответ:_________________________________________
Задание 9.
Запиши, в чём проявлялась дружба котёнка с Жориком и Борькой?
______________________________________________________________________________________________________
Можно ли назвать их дружбу настоящей? Да. Нет.
Задание 10.
Назови разные признака, по которым всех героев текста: собаку Борьку, кота Жорика, кошку Мотьку и котят можно разделить на 2 группы. Напиши их.
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Задание 11.
Как ты думаешь, зачем хозяева оставили Карабасика себе.
Выдели правильный ответ.
Чтобы в доме было больше зверей.
Чтобы он ловил мышей.
Потому, что ему некуда идти.
Чтобы все знали, какие они добрые.
Вариант для мальчиков
Фамилия, имя ______________________________________
Школа_________________________ Класс______________
Постарайся выполнить все задания этой части. Выполняй их по порядку.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Задание 1.
Прочитай рассказ. Отметь, какое название подходит к рассказу.
Мечта
Друг детства
Мишка
Задание 2.
Спиши пятое предложение.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подчеркни слова-названия предметов (имена существительные). Сосчитай их. Запиши ответ.
Задание 3.
Прочитай слово.
ПЛЮШЕВЫЙ
Сосчитай согласные звуки. Заполни таблицу.
Наименование Количество звуков
Всего согласных звуков Согласных твёрдых звуков Согласных мягких звуков Задание 4.
Папе 32 года, сыну 8 лет. Сколько лет может быть маме, если она моложе папы, но старше сына. Выбери возможные варианты ответа: 33 года, 28 лет, 8 лет.
Запиши ответ:__________________
Задание 5.
Юному боксёру во время тренировки нужно сделать 54 приседания и 9 отжиманий.
Запиши вопрос задачи, если она решается так:
54 – 9 = _________________________________________________
Запиши полный ответ.
Ответ:__________________________________________
Задание 6.
Слезы навернулись мне на глаза.
Главные члены в этом предложении:
навернулись на глаза
слезы навернулись
навернулись мне
Отметь правильный ответ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Задание 7.
Напиши, как ты понимаешь значение выражения
«Слёзы навернулись мне на глаза».
Начни отвечать с одного из слов
Почти ________________________
Уже __________________________
Ещё __________________________
Задание 8.
Дополни условие и вопрос задачи так, чтобы она решалась в два действия.
В корзине со старыми игрушками лежали: один плюшевый мишка, два ________ и три _________.
__________________________________________________
Решение: _______________________________________
_______________________________________
Ответ:____________________________________________
Задание 9.
Напиши, в чём проявлялась любовь мальчика к Мишке?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Можно ли назвать его любовь настоящей? Да. Нет.
Задание 10.
Назови разные признаки, по которым персонажей рассказа: папу, маму, сына и мишку можно разделить на 2 группы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 11.
Почему мальчик хотел стать боксером? Выбери ответ:
Чтобы никого не бояться?
Чтобы защищать слабых?
Чтобы быть здоровым?
Чтобы всех побеждать?