Положение о конкурсе-фестивале по музыкальной литературе


Положение
о конкурсе-фестивале по музыкальной литературе
«Музыкальные знатоки»
1.Конкурс-фестиваль проводится среди старших классов учащихся ДШИ (3 и 4 год обучения по предмету «Музыкальная литература»).
Цели и задачи:
-выявление и поддержка наиболее способных и перспективных учащихся;
-привлечение к конкурсной ситуации учащихся различных сроков обучения;
-повышение интереса учащихся к предмету «музыкальная литература»;
-повышение профессионального уровня педагогов.
2.Условия и порядок проведения конкурса-фестиваля:
В конкурсе принимают участие учащиеся по группам:
-средняя группа - учащиеся 2 класса (3-летний срок обучения), 4 класса (5-летний срок обучения), 6 класса (7-летний срок обучения), 7 класса (8-летний срок обучения).
-старшая группа – выпускные классы всех сроков обучения.
3.Критерии оценки участника.
Выполнение заданий оценивается по сумме набранных баллов:
-каждый элемент задания оценивается 2 баллами;
-неполный ответ – 1 балл;
-невыполненное задание – 0 баллов.
Для оценки учащихся формируется жюри, в состав которого входят преподаватели теоретического отделения ДШИ.
4.Награждение победителей.
Жюри имеет право присуждать:
- Гран - При
- 1,2,3 места
- специальные призы
-поощрительные призы.
5.Программные требования к школьному конкурсу-фестивалю по музыкальной литературе среди учащихся ДШИ прилагаются.
Требования к окружному конкурсу-фестивалю по музыкальной литературе «Музыкальные знатоки»
Знание теоретического материала за третий, четвёртый год обучения по предмету Музыкальная литература.
Знание музыкальных произведений композиторов в курсе третьего, четвёртого года обучения по предмету.
Примерные теоретические вопросы
год обучения по предмету «Музыкальная литература»
1. Кто написал «Ночь в Мадриде», «Арагонскую хоту», «Вальс-фантазию», «Камаринскую»?
-М. П. Мусоргский
-А. П. Бородин
-М. И. Глинка
2. Кто был руководителем «Могучей кучки» и кто входил в состав этого содружества?
3. Какая из этих опер написана на сюжет А. С. Пушкина?
-«Борис Годунов»
-«Снегурочка»
-«Князь Игорь»
4. Какое музыкальное произведение было создано под впечатлением выставки работ художника и архитектора Виктора Гартмана?
5. К жанру симфонии относится:
-«Картинки с выставки»
-«Богатырская»
-«Спящая красавица»
6.Как называется вокальная мелодия, напоминающая разговорную речь?
7. Великий композитор, выдающийся учёный-химик, крупный общественный деятель, талантливый литератор, дирижер. Играл на флейте, рояле, виолончели, знал несколько языков. Кто это?
8. Кто написал оперы «Борис Годунов», «Хованщина»?
-Н. А. Римский-Корсаков
-А. П. Бородин
-М. П. Мусоргский
9. Кто из композиторов создаёт замечательные песни, обличающие ханжество, лицемерие, лесть, высокомерие,…?
-М. И. Глинка
-А. П. Бородин
-А. С. Даргомыжский
10. В каком произведении впервые в истории русской музыки прозвучали колокола на сцене?
-«Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова
-«Иван Сусанин» М. И. Глинка
-«Русалка» А. С. Даргомыжский
11. Кто положил начало трём типам симфонизма в русской музыке – эпическому, лирико-драматическому и жанровому?
-А. П. Бородин
-А. С. Даргомыжский
-М. И. Глинка
12. Какое направление утвердилось в творчестве А. С. Даргомыжского:
-романтизм
-классицизм
-критический реализм
13. Опера М. П. Мусоргского на сюжет А. С. Пушкина
-«Женитьба»
-«Сорочинская ярмарка»
-«Борис Годунов»
14. Название одной из пьес, входящей в фортепианный цикл «Картинки с выставки»
-«В деревне»
-«На тройке»
-«Быдло»
15. А. П. Бородин – автор симфонической музыкальной картины …
-«Сказка»
-«Буря»
-«В Средней Азии»
Музыкальная викторина
М. И. Глинка. «Жаворонок».
М. И. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» - Увертюра. Марш Черномора. Рондо Фарлафа.
М. И. Глинка. Опера «Иван Сусанин» - Романс Антониды. Песня Вани. Полонез. Краковяк. Последняя ария Сусанина «Ты взойди, моя заря». Заключительный хор «Славься».
М. И. Глинка. Вальс-фантазия. Камаринская.
М. П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов» - Монолог Бориса «Достиг я высшей власти». Песня Варлаама «Как во городе было во Казани». Песня Юродивого «Месяц едет…». Сцена с курантами.
А. П. Бородин. Симфония №2 «Богатырская» - Гл. тема. Опера «Князь Игорь» - Хор «Солнцу красному слава». Песня Галицкого из I д. Ария князя Игоря из II д. Плач Ярославны. Песня-пляска половецких девушек «Улетай на крыльях ветра» из II д. Ария Кончака.
А. С. Даргомыжский. Песня «Старый капрал». Романс «Мне грустно».
М. П. Мусоргский «Картинки с выставки» - «Старый замок», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»
А. Алябьев. «Соловей».
А. Варламов. Романс «Красный сарафан».
год обучения по предмету «Музыкальная литература»
Он учился в морском кадетском корпусе, совершил кругосветное путешествие на клипере «Алмаз». В дальнейшем оставил морскую службу и навсегда посвятил свою жизнь музыке. Кто это?
Жанр «Шехеразады»
-Симфоническая картина
-Сказочная картина
-Партита
-Сюита
Инструментальный состав, для которого написана сказка «Петя и волк»
-Камерный оркестр и ансамбль духовых инструментов
-Симфонический оркестр
-Духовой оркестр
-Струнный квартет
4. VI часть кантаты «Александр Невский» («Мёртвое поле») звучит в исполнении симфонического оркестра и….
-женского голоса – меццо-сопрано
-виолончели-соло
-мужского голоса-тенора
5. Название «Симфонии №7» Д. Д. Шостаковича.
-«1905 год»
-«1917 год»
-«Богатырская»
-«Ленинградская»
6. Сочинение для фортепиано, написанное Д. Д. Шостаковичем по образцу «Хорошо темперированного клавира» И. Баха
-24 прелюдии
-24 прелюдии и фуги
-«Детский альбом»
-«Детская тетрадь»
7. Форма, в которой написан эпизод нашествия «Симфонии №7» Д. Д. Шостаковича
-Классические вариации
-Сонатное allegro
-Рондо
-Вариации на выдержанную мелодию
8. Балет, в котором звучит знаменитый «Танец с саблями»
-«Гаянэ»
-«Спартак»
-«Щелкунчик»
-«Счастье»
9. Жанр произведения «Метель» Г. В. Свиридова
-Кантата
-Симфоническая поэма
-Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина
-Музыка к кинофильму
10. Кинофильм, музыка из которого долгое время была музыкальной эмблемой информационной программы первого канала телевидения
-«Полюшко-поле»
-«Спортлото -80»
-«Воскресение»
-«Время, вперёд!»
11. Кто автор оперы «Любовь к трём апельсинам»
-Д. Д. Шостакович
-П. Чайковский
-С. С. Прокофьев
-Р. Щедрин
12. А. Хачатурян создаёт знаменитый балет…
-«Золушка»
-«Спящая красавица»
-«Ромео и Джульетта»
-«Гаянэ»
13. Создатель первого государственного ансамбля народного танца
-В. Спиваков
-И. Державин
-В. Андреев
-И. Моисеев
14. Кто исполняет русские народные песни в оригинальной эстрадной аранжировке?
-Л. Долина
-Н. Бабкина
-А. Пугачёва-Э. Пьеха
15. Произведение А. Хачатуряна, для которого был написан знаменитый «Вальс»
-Балет «Спартак»
-Симфония №2
-Балет «Золушка»
-Музыка к драме Лермонтова «Маскарад»
Музыкальная викторина
П. И. Чайковский. Балет «Щелкунчик» - Танец феи Драже. Вальс цветов.
П. И. Чайковский. Опера «Евгений Онегин» - Сцена письма Татьяны. Ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом». Хор «Девицы-красавицы» из III д. Аризо Ленского «Я люблю Вас». Ария Ленского «Что день грядущий мне готовит?». Дуэт «Враги…»
П. И. Чайковский. «Осенняя песнь» из фортепианного цикла «Времена года».
Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» - Песни и пляски птиц. Хор «Прощай, масленица». «Ай, во-поле липенька». Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить». Песни Леля «Как по лесу…», «Земляничка ягодка», «Туча со громом сговаривалась». Шествие царя Берендея. Каватина царя Берендея «Полна, полна чудес». Сцена таяния.
Н. А. Римский-Корсаков. Симфоническая сказка «Шехеразада» - Тема Шехеразады., I часть. Тема моря.
С. С. Прокофьев. Симфония №7 - I часть. Гл. тема. Побочная тема.
С. С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский» (II ч., IV ч., V ч., VI ч.)
Д. Д. Шостакович. Симфония №7 – Эпизод нашествия
Г. В. Свиридов. «Время, вперёд!», «Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»