Календарно-тематическое планирование 10 класса по предмету «Информатика и ИКТ» к программе по предмету «Информатика и ИКТ» для 10 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 10 класса составлена на основании следующих документов:
- Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»( с изменениями и дополнениями на 2013 год);
- Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001г. №196);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования»;
- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004г. №1089) (для 4-11 кл),
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2080 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях».
- приказа МОиН РТ от 10.07.2012г. №4165/12 «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования».
-. Программы «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений 10– 11 классов, рекомендованная «Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МО РФ» (Составители: Н.Д. Угринович М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2008). Автор программы: Н.Д. Угринович
Учебный план
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения информатики в 10 классе (общеобразовательных) отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе, предусматривает изучение тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и предполагает последовательность изучения разделов и тем учебного курса «Информатика и ИКТ» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, определяет количество практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.
Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен
знать/понимать:
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и функции операционных систем;
уметь:
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, рассчитанных, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Используются также индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, формы организации учебного процесса.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы.
Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного года, определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.
Содержание учебного курса
Введение. Информация и информационные процессы
Введение. Вводный инструктаж правил по техники безопасности, поведения в кабинете информатики.
Информация и информационные процессы.
Количество информации. Подходы к определению количества информации.
Практическая работа №1. Определение количества информации.
Практическая работа №1 «Определение количества информации.»
Информационные технологии
Кодирование текстовой информации.
Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах.
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.
Кодирование графической информации
Растровая графика.
Векторная графика.
Кодирование звуковой информации.
Компьютерные презентации.
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы. Кодирование и обработка текстовой информации».
Контрольная работа №2 по теме «Кодирование и обработка графической, звуковой и числовой информации».
Коммуникационные технологии
Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете.
Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Поиск в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Заказ в Интернет-магазине. Основы языка разметки гипертекста.
Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии».
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»: отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»: работа не выполнена.
Учебно-тематический план
Тема
Количество часов
Информация и информационные процессы
4
Информационные технологии
17
Коммуникационные технологии
12
Итоговое повторение
1
Итого
35
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ 10 класс
Количество часов за год:
всего 35 часов;
в неделю 1 час.
Плановых контрольных работ 3, Административных контрольных работ 3.
№
Количество часов
Тема, практическое занятие
Глава, параграф, страницы
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Дата проведения урока
Домашнее задание
Введение. Информация и информационные процессы (4 часа)
1
Введение. Вводный инструктаж правил по техники безопасности, поведения в кабинете информатики.
Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике. Элементы окружающего мира. Действия с ними. Отличия вещества и энергии от информации. Роль информации в современном мире.
Знать технику безопасности при работе в кабинете информатики.
1
Информация и информационные процессы.
стр.7-8
Основные подходы к определению понятия «информация».
Виды и свойства информации. Информационные процессы.
Знать основные подходы к определению понятия «информация», виды и свойства информации.
Уметь определять дискретные и непрерывные сигналы.
Повторить стр.7-8
1
Количество информации. Подходы к определению количества информации.
стр.9-11
Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.
Знать понятие количество информации, единицы измерения информации, принципы основных подходов к определению количества информации.
Уметь определять количество информации.
Повторить
стр.9-11
1
Определение количества информации.
стр.9-11
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах.
Уметь определять количество информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах.
Повторить
стр.9-11
1
Кодирование текстовой информации.
Кодировки русских букв.
1.1.1
стр. 15
Кодовые таблицы. Форматы файлов.
ПР «Определение кода символа. Ввод символа по коду»
Решение задач КИМ ЕГЭ по теме «Количество текстовой информации»
Уметь определять числовой код символа. Кодировать и декодировать сообщение по кодовой таблице.
Повторить
1.1.1
стр. 15
1
Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах.
1.1.2, 1.1.3
Автоматизированные средства и технологии организации текста. Текстовые редакторы и процессоры.
Уметь работать с разделами, выполнять операции редактирования, форматировать документ.
Повторить
1.1.2, 1.1.3
1
Создание и форматирование документа.
стр. 25
Технологии организации текста. Приемы преобразования текстов: форматирование.
Уметь работать с разделами, выполнять операции редактирования, форматировать документ.
Повторить
стр. 25
1
Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов.
Перевод с помощью онлайнового словаря и переводчика.
1.1.4
стр.30
Компьютерные
словари и
системы перевода
текстов
Иметь представление о возможностях компьютерных словарей.
Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода.
Повторить
1.1.4 стр.30
1
Системы оптического распознавания документов. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.
1.1.5
стр.33
Распознавание текста, работа с редактором Abby Fine Raeder 8.0.
Уметь распознавать текст, сохранять в различных форматах.
Повторить
1.1.5 стр.33
1
Контрольная работа №1 по теме «Информация и информационные процессы.
Кодирование и обработка текстовой информации».
Повторить Информация и информационные процессы. Кодирование
и обработка текстовой информации
1
Кодирование графической информации
1.2.1
стр.38
Объем графического файла.
Два подхода к представлению графической информации.
Уметь решать задачи КИМов ЕГЭ по теме «Количество графической информации», «Цветообразование»
Повторить
1.2.1 стр.38
1
Растровая графика.
1.2.2.
стр.44
Растровая графика. Модели цветообразования. Форматы файлов. Создание и редактирование растровых объектов средствами графических редакторов
Уметь приводить примеры растровых и векторных изображений; создавать и редактировать растровые изображения; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений.
Повторить
1.2.2. стр.44
1
Векторная графика.
Трехмерная векторная графика.
1.2.3.
стр.57
Векторная графика. Модели цветообразования. Форматы файлов.
Уметь создавать рисунки, чертежи с помощью векторных графических редакторов.
Повторить
1.2.3. стр.57
1
Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС
стр.59
Основы работы в системе компьютерного черчения КОМПАС 3D.
Уметь решать геометрические задачи с помощью систем векторного проектирования (КОМПАС 3D).
Повторить
стр.59
1
Кодирование звуковой информации.
Создание и редактирование оцифрованного звука
1.3.
стр.74
Объем звукового файла. МP3 и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
Знать методы сжатия данных, форматы звуковых файлов.
Уметь осуществлять запись звука, применять методы сжатия звуковых файлов.
Повторить
1.3. стр.74
1
Создание Flash-анимации
стр.69
Создание Flash-анимации
Повторить
стр.69
1
Компьютерные презентации.
Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»
1.4.
стр.81
Компьютерные презентации. Дизайн и макеты слайдов. Виды анимации. Настройка анимации.
Знать технологии создания слайдов и презентации Виды анимации. Назначение каждого вида, и их применение.
Уметь настраивать анимацию объектов, слайдов.
Повторить
1.4. стр.81
1
Представление числовой информации с помощью систем счисления
1.5.1.
стр.94
Понятие позиционные и непозиционные системы счисления Запись чисел в системах счисления. Системы счисления, используемые в вычислительной техники. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Вычисления в позиционных системах счисления.
Знать правила записи чисел в системах счисления Правила перевода чисел в позиционных системах счисления Правила вычисления в позиционных системах счисления.
Уметь записывать числа в различных системах счисления; переводить числа из одной системы счисления в другую; вычислять в позиционных системах счисления.
25.01
Повторить
1.5.1. стр.94
1
Электронные таблицы Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
1.5.2.
стр.99
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст.
Знать назначение и функции электронных таблиц, элементы электронных таблиц.
Уметь вводить и изменять данные в таблице, решать задачи разных типов в электронных таблицах.
Повторить
1.5.2. стр.99
1
Построение диаграмм и графиков
Построение диаграмм различных типов
1.5.3.
стр.105
Назначение наглядного представления числовой информации. Виды и типы диаграмм. Работа с мастером построения диаграмм.
Уметь строить диаграмм и графики, определять тип диаграммы в зависимости от вида представленной информации.
Повторить
1.5.3. стр.105
1
Контрольная работа №2 по теме «Кодирование и обработка графической, звуковой и числовой информации».
Повторить
кодирование и обработка графической, звуковой и числовой информации
Коммуникационные технологии (12 часов)
1
Локальные компьютерные сети.
Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети
2.1.
стр.119
Возможности и преимущества сетевых технологий. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Возможности сетевых технологий. Способы организации компьютерных сетей.
Уметь предоставлять общий доступ к сетевым устройствам, папкам.
Повторить
п.2.1. стр.119
1
Глобальная компьютерная сеть Интернет
Создание подключения к Интернету
2.2.
стр.132
Понятие сервера. Адресация в Интернете. IP-адресация и доменная система имен. Протоколы обмена. Протокол передачи данных ТСР/IР. Трассировка маршрута.
Уметь определять по имени домена верхнего уровня профиль организации, владельца домена. Записывать доменное имя.
Повторить
п.2.2. стр.132
1
Подключения к Интернету и определение IP-адреса
2.3.
стр.138
Способы подключения к сети Интернет. Настройка модема.
Уметь осуществлять подключение к Интернету; настраивать модем и почтовые программы.
Повторить
п.2.3. стр.138
1
Всемирная паутина Настройка браузера
2.4.
стр.143
Назначение Всемирной паутины, файловых архивов
Уметь путешествовать по Всемирной паутине. Настраивать браузер Работать с файловыми архивами.
Повторить
п.2.4. стр.143
1
Электронная почта. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете.
Работа с электронной почтой
2.5.
стр.150
Назначение электронной почты, телеконференции
Уметь настраивать почтовую программу. Работать с электронной почтой.
Повторить
п.2.5. стр.150
1
Общение в Интернете в реальном времени Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях.
2.6.
стр.158
Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
Уметь участвовать в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
Повторить
п.2.6. стр.158
1
Файловые архивы Работа с файловыми архивами
2.7.
стр.171
Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора. Загрузка файла из файлового архива.
Уметь создавать архив файлов и раскрывать архив с использованием программы-архиватора; загружать файл из файлового архива.
Повторить
2.7. стр.171
1
Геоинформационные системы в Интернете.
2.9.
стр.182
ГИС. Интерактивные карты в Интернете. Спутниковая навигация.
Уметь находить в Интернете интерактивные карты города, пользоваться программой навигатором.
Повторить
2.9. стр.182
1
Поиск информации в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.
Поиск в Интернете
2.10.
2.12.
стр.187
Поисковые информационные системы общего и специального назначения. Организация поиска информации.
Знать формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным решаемой задаче.
Уметь описывать объекты для его последующего поиска.
Повторить
2.10. - 2.12.
стр.187
1
Электронная коммерция в Интернете.
Заказ в Интернет-магазине.
2.11.
стр.198
Способы организации электронных торгов, Интернет магазинов, бирж.
Уметь осуществлять заказ в Интернет - магазине.
Повторить
2.11. стр.198
1
Основы языка разметки гипертекста
2.13.
Основы языка HTML
Язык разметки гипертекста
Знать правила записи тегов графического оформления, гиперссылок
Уметь размещать графические объекты на WеЬ – странице. Создавать и настраивать гиперссылки, списки, формы. Планировать и размещать информационные ресурсы на Wеb-сайте.
Повторить
2.13.
1
Разработка сайта с использованием Web-редактора
стр.205
Повторить
стр.205
1
Контрольная работа №3 по теме «Коммуникационные технологии».
Повторить Коммуникационные технологии
Итоговое повторение (1 час)
1
Итоговое повторение.
Повторение и обобщение пройденного в течение учебного года материала.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Перечень учебно-методических средств обучения
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
Учебник
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 10. Учебник для 10 класса. – М.: БИНОМ, 2008,
Методическое пособие:
Кошелев М.В. Итоговые тесты по информатике: 10 – 11 классы: к учебникам Н.Д. Угриновича «Информатика и информационные технологии: 10 – 11кл.» - М.: Издательство «Экзамен», 2010
Якушкин П.А., Лещинер В.Р., Кириенко Д.П. ЕГЭ 2012. Информатика. Типовые тестовые задания-М.: Издательство «Экзамен», 2012
Интернет ресурсы
Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт для учителей информатики [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; микрофон.
Интернет.
ОС Windows или Linux.
·