Конспект по русской литературе для 8 класса по теме «Береги честь смолоду» («Капитанская дочка» А.С.Пушкина)


Дата: Класс 8а Тема занятия: «Береги честь смолоду!» Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина
Общие цели: Проследить развитие характера Петра Гринева;
Осознать понятия «честь», «долг»;
Формировать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в дружбе и любви.
Результаты обучения: Учащиеся знают:
Историческое время, изображенное в повести «Капитанская дочка»
Прототип Петра Гринёва.
Какие изменения произошли в характере Гринева на протяжении повести.
Понятия «честь», «благородство», «совесть», «предательство»
Основные события, в которых проявляется харатер героя.
Учащиеся умеют:
Анализировать поступки героев и делать выводы.
Работать в команде для достижения общих целей.
Вести диалог по правилам.
Понимают:
Что такое честь, и какое значение имеет эта категория в жизни человека.
Ключевые идеи: Петр Гринев- яркий представитель человека чести. Качества благородного человека может воспитать в себе каждый человек.
Этапы занятия Время Вызов  5 мин Приветствие. Учитель обращает внимание учеников на доску, где помещена пословица.
«Береги платье снову, а честь смолоду!» Откуда взята эта пословица?
Просмотр клипа по мотивам повести «Капитанская дочка» (фильм «Русский бунт»)
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке?
Открываем «шторку», читаем цели. Критерии оценивания соответствуют целям.
«Корзина идей». Что известно по теме урока в соответствии с критериями.
Этапы занятия
Изучение нового Время
3 мин
Задание 1.
Учащимся предлагается обдумать и представить краткую информацию:
1 группа) о времени, описанном в повести;
2группа) о Пугачеве;
3 группа) о Гриневе;
4 группа) Белогорская крепость
5 группа) Справка «честь», «долг».
Как связаны эти данные с образом Петра Гринева в повести «Капитанская дочка»?
Этапы занятия
Изучение нового материала Время
3 мин
15
мин
5 мин
Хочу обратить ваше внимание на еще одну очень интересную мысль: «Главная жизненная задача человека – дать жизнь самому себе, стать тем, чем он является потенциально. Самый важный плод его усилий – его собственная личность». (А.П.Чехов)
Предлагаю вам отправиться в увлекательный мир повести и поговорить о главном герое и рассказчике, от лица которого ведется повествование, Петре Гриневе. Подумаем о том, в какой степени ему присущи такие качества, как честь, долг, благородство.
Задание 2. Предлагаю вам создать карту жизни Петра Гринева.
Вам предлагаются иллюстрации, расположите их в определенной последовательности (в соответствии с текстом повести), подпишите название эпизода и рядом запишите слова, которые помогут вам охарактеризовать поступки героя. Вы должны сделать вывод о том, какие изменения произошли в течение времени, описанного в произведении.
Задание 3. «Карусель»
Оценивание по критериям работы групп. Записывают на стикерах и прикрепляют на постере.
Задание 4. Презентация работы групп.
Общие выводы записывают и представляют эксперты на отдельном листе.
Этап
Рефлексия Время
5мин «Дерево оценивания» Где находятся ребята в изучении темы урока. Почему именно там изобразили свою группу и себя. Наблюдатели оценивают вклад каждой группы в раскрытие темы.
Оценки за урок
Подход, основанный на совместной работе: Диалогическое обучение, взаимообучениеДомашнее задание Подготовиться к работе по теме «Образ Пугачева в истории и литературе»
Заготовить стикеры, плакаты, скотч, клей, маркеры, раздаточный материал. Видео, презентация.
Приложение «Лист оценивания»

Приложение «Иллюстрации к эпизодам»