Рабочая программа по логопедии Коррекции нарушения фонетико — фонематического недоразвития

Комитет образования и науки администрации города Новокузнецка
Отдел образования по Кузнецкому району

муниципальное казённое образовательное учреждение
«Специальная школа №30»


УТВЕРЖДАЮ: Программа рекомендована к работе
Директор МКОУ педагогическим советом школы
«Специальная Школа № 30» Протокол №__ от 25.08.2014г.
____________ Л.Р.Чаузова
Приказ №___от 25.08.2015 Программа обсуждена на
Методическом совете школы
Протокол № __ от 24.08.2015г










КОРРЕКЦИЯ
НАРУШЕНИЯ ФОНЕТИКО – ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
НЕДОРАЗВИТИЯ
2 КЛАСС








Составитель программы:
Учитель – логопед Стойкова Н.В.













Новокузнецк, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Коррекция нарушения фонетико-фонематического недоразвития» для 2 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе образовательной программы «Произношение».
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
развитие артикуляционной моторики обучающихся и коррекция недостатков произношения звуков у детей с нарушением подвижности или строения артикуляционного аппарата (продолжение работы, начатой в подготовительном и 1-ом классах);
коррекция недостатков произношения звуков у вновь поступивших обучающихся;
закрепление умения обучающихся различать на слух и в произношении твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, свистящие и шипящие согласные звуки, аффрикаты;
формирование навыка четкого, слитного, с правильной постановкой ударения произношения трёх-пятисложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов, а также со стечением двух-трёх согласных в составе слога;
преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и ритмической структуры речи;
закрепление в устной речи форм словоизменения и словообразования.
Решаемые задачи позволяют достичь цель курса воспитание у младших школьников четкой, внятной, выразительной речи.
Воспитание чёткой, внятной, выразительной речи осуществляется на групповых логопедических занятиях.













Общая характеристика учебного предмета, курса
В МКОУ «Специальная школа№ 30» обучаются дети с грубо выраженным общим недоразвитием речи (алалией, афазией, дизартрией, ринолалией и дислалией, сопровождающейся дисграфией и дислексией).
Общее недоразвитие речи у детей проявляется в позднем её развитии, поэтому характеризуется недоразвитием всех её компонентов, касающихся как смысловой, так и звуковой стороны. Речь характеризуется бедностью словарного запаса. Используемые слова в большинстве случаев произносятся искаженно и употребляются не всегда верно, часто наблюдаются замены одного слова другим вследствие неправильного понимания его значения. Обучающиеся при построении предложений нарушают нормы согласования и управления. Затруднения в практическом овладении грамматическими закономерностями языка ограничивают понимание устной речи и читаемого текста. Также наблюдаются грубые нарушения в произношении звуков и слоговой структуры слов. Отсюда недостаточная готовность к овладению звуковым анализом и синтезом слов, что приводит в процессе обучения к дисграфическим ошибкам. Всё вышесказанное ограничивает общение младших школьников; разговорная речь оказывается бедной, малословной, тесно связанной с конкретной ситуацией.
Указанные отклонения в развитии речи детей требуют специальной работы по их преодолению. На логопедических занятиях на основе коррекционных упражнений формируется правильное усвоение звуковой структуры слова, произношение и восприятие звуков, а также навык звукового анализа.
Организация воспитательно-образовательного процесса данного курса включает также коррекцию мыслительной деятельности, коррекцию развития личности, позволяет в комплексе решать образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи.
Решение коррекционных задач осуществляется через:
проведение артикуляционной гимнастики (развитие ощущений, артикуляционного праксиса и моторики артикуляционного аппарата),
проведение дыхательной гимнастики,
проговаривание (индивидуальное, в парах, хоровое; выработка четкого произношения слов и предложений),
проведение звуко-буквенного анализа терминов и слов сложной слоговой структуры;
включение в урок заданий, способствующих коррекции и развитию психических процессов обучающихся (анализ, синтез, построение логических цепочек, установление причинно-следственных связей),
выполнение заданий, направленных на развитие зрительного, слухового, тактильного анализаторов,
опору на жизненный опыт обучающихся,
соблюдение двигательного режима (динамические паузы, пальчиковые гимнастики).
Начиная со 2-го класса речевой материал на всех уроках значительно усложняется, в связи с чем у обучающихся, имеющих сложные формы нарушения, вновь обнаруживаются произносительные трудности.
В письменных работах детей обнаруживаются дисграфические ошибки, возникновение которых объясняется недостаточным различением фонем, нарушением слоговой структуры слова; многочисленные ошибки, связанные с трудностями выбора падежа существительных и прилагательных. Поэтому основными направлениями логопедической работы являются:
1. Закрепление и доработка навыка правильного произношения усвоенных ранее звуков и дальнейшее формирование навыка произнесения слов, словосочетаний и связных текстов, так как для всех обучающихся (как имеющих моторную недостаточность, так и не имеющих нарушений функции артикуляционного аппарата) характерна нечёткая артикуляция в речевом потоке. Дальнейшее развитие фонематического восприятия, работа над выразительностью речи, дикцией, словесным логическим ударением.
2. Постоянная тренировка и совершенствование произносительной стороны речи у детей, имеющих нарушения в строении артикуляционного аппарата.
При проведении занятий с данной категорией детей необходимо предусматривать упражнения, направленные на развитие подвижности артикуляционного аппарата; отработку четкого произнесения гласных звуков, постоянную тренировку отработанных согласных звуков в различных сочетаниях; систематическую коррекцию дефектных звуков и работу над внятностью речи; упражнения, устраняющие назальный оттенок речи.
3. Преодоление недостатков речи и письма.
При работе над устранением дисграфии необходимо придерживаться следующих этапов: уточнение артикуляции звуков, смешиваемых в письме; дифференциация смешиваемых звуков после отработки их отчетливого произнесения; закрепление соответствующих графем; дифференциация смешиваемых букв (в письменной форме); упражнения в письме и чтении слов и предложений, включающих отработанные звуки.
4. Преодоление аграмматизма.
На каждого ученика школы ежегодно оформляется речевая карта, в которую заносятся результаты обследования ребенка на начало учебного года. Обследование всех обучающихся класса проводится учителем-логопедом в течение первых двух недель сентября. На протяжении учебного года в речевую карту вносятся краткие записи о том, над какими дефектами речевого развития работал учитель с учеником в течение года, и результаты данной работы.
Основная задача индивидуальных логопедических занятий работа над звуковой стороной речи, т.е. комплекс подготовительных упражнений, коррекция звукопроизношения, слоговой структуры слова; развитие фонематического восприятия.
Во 2-ом классе индивидуальные занятия используются большей частью для закрепления навыков правильного произношения у школьников с выраженными нарушениями работы артикуляционного аппарата и для интенсивной постановки звуков у вновь поступивших обучающихся. Выделяются также следующие задачи: преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава и ритмической структуры речи; устранение индивидуальных отклонении в письме и чтении.
Заканчивается работа над дифференциацией звуков по разным признакам: по способу артикуляции, твердости-мягкости, наличию-отсутствию вибрации голосовых складок; берётся сразу несколько звуков, наиболее сложных для различения: [щ] - [ч] - [т'], [ц] - [щ] - [ч], мя – мья и т. д.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием слухового восприятия программа предусматривает обучение детей произношению слов постепенно усложняющейся звуко-слоговой структуры.
Работа по данным направлениям на занятиях по коррекции фонетико-фонематического недоразвития осуществляется параллельно.
Во 2-ом классе определение содержания логопедической работы основывается на состоянии речевого развития обучающихся данного класса, каждого ученика в отдельности, результатах логопедического обследования детей в начале учебного года.
Основными видами контроля являются:
1. стартовый (предварительный) контроль. Осуществляется в начале учебного года (или перед изучением новых крупных разделов). Носит диагностический характер. Цель стартового контроля: зафиксировать начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью;
2. промежуточный, тематический контроль (урока, темы, раздела, курса); проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом;
3. итоговый контроль; предполагает комплексную проверку образовательных результатов в конце учебных четвертей и учебного года.
Формы контроля:
1. стартовые диагностические работы на начало учебного года;
2. письменные и устные работы;
3. комплексные диагностические и контрольные работы;
4. тематические проверочные (контрольные) работы;
5. самоанализ и самооценка (в устной форме);
Описание места учебного предмета в учебном плане
Настоящая программа составлена на 64 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год и является программой начального уровня обучения.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты
Этические нормы поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий;
Сотрудничество со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами работы в паре, со взрослыми;
Выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
Психологические предпосылки к обучению: устойчивость внимания, наблюдательность (особенно к языковым явлениям), способность к запоминанию, переключению внимания, навыки и приёмы самоконтроля формируются на примере выполнения заданий:
- выучи наизусть;
- запомни поговорки;
- выучи стихотворение;
- запомни пословицы;
- отгадай загадки;
- повтори по памяти;
- продолжи по речевому образцу;
- переставь буквы по речевому образцу.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Умение адекватно воспринимать инструкции учителя-логопеда формируется на примере выполнения заданий:
- выполни инструкции;
- слушай и повторяй;
- произнеси по-разному: сначала громко, затем – тихо.
Умение понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем - логопедом, формируется на примере выполнения заданий:
- подумай и скажи, что обозначают эти знаки;
- читай слова, назови их общую часть;
- подумай и скажи: чем эти буквы похожи и чем различаются?;
- прочитай, исключи лишнее слово;
- произнеси пары слов, подумай: чем отличаются слова в парах?;
- слушай, сравнивай, повторяй.
Умение осуществлять контроль за ходом своей деятельности формируется на примере выполнения заданий:
- ответь на вопросы с использованием речевого образца;
- продолжи по речевому образцу;
- переставь буквы по речевому образцу;
- читай, вставляй пропущенные слова;
- тебе помогут слова-подсказки.
Умение самостоятельно осуществлять контроль выполненной работы в форме сличения своей работы с заданным эталоном и вносить необходимые исправления в свою работу (если она расходится с образцом) формируется на примере выполнения следующих заданий:
- выполни по образцу;
- подбери рифму по речевому образцу;
- вставь пропущенное слово по речевому образцу.
1. Умение применять знания в новых ситуациях формируется на примере выполнения заданий:
- подумай и скажи, что обозначают эти знаки;
- перескажи близко к тексту, используя схемы.
Умение оценивать задание по параметрам (легко выполнять/возникли сложности при выполнении) формируется на примере выполнения следующих заданий:
- составь словосочетание;
- сравни;
- прочитай; исключи лишнее слово;
- подбери слова к каждой схеме;
- отгадай загадки;
- повтори по памяти.
Познавательные УУД
Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем формируется на примере:
- работы с условными обозначениями звуков в схеме звукового состава слова;
- чтения текстов
Умение использовать при выполнении задания иллюстративный материал как план (при составлении рассказа), иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, формируется на примере выполнения задания:
- перескажи близко к тексту, используя схемы;
- повтори по памяти.
1.Умение с направляющей помощью учителя-логопеда анализировать объекты (слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков, формируется на примере выполнения заданий:
- читай слова, назови их общую часть;
- подумай и скажи: чем эти буквы похожи и чем различаются?;
- подбери слова к каждой схеме;
- назови первый звук в словах; чем похожи эти звуки?;
- определи место звука в словах;
- вставь пропущенные буквы.
2.Умение проводить сравнение объектов (звуков, слов) по заданным критериям формируется на примере заданий:
- подумай и скажи: чем эти буквы похожи и чем различаются?;
- сравни звуки чем они похожи? Чем различаются?;
- произнеси пары слов; чем отличаются слова в парах?;
- прочитай; исключи лишнее слово;
- слушай, сравнивай, повторяй.
3.умение группировать объекты (звуки, слова) на основе существенных признаков формируется на примере выполнения заданий:
- подбери слова к каждой схеме;
- назови слова сначала со звуком з, затем со звуком зґ.
4.Умение составлять устные связные высказывания с элементами творчества формируется на примере выполнения заданий:
- составь рассказ, используя слова - подсказки.
Коммуникативные УУД
5.Умение внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия, формируется на примере выполнения заданий:
- слушай и повторяй;
- ответь на вопросы.
6.Умение подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда формируется на примере выполнения заданий:
- выполни инструкции;
- слушай и повторяй.
7.Умение понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме, формируется на примере выполнения заданий:
- произнеси по-разному: сначала громко, затем – тихо;
- назови слова сначала со звуком з, затем со звуком зґ.
8.Умение соблюдать правила речевого этикета при общении, формируется на примере чтения тестов и диалогов.
9.Умение отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии формируется на примере выполнения заданий:
- ответь на вопросы (с использованием речевого образца);
- сравни звуки р и л: чем они похожи; чем различаются?;
- составь предложения со словосочетаниями;
- назови первый звук в словах; чем похожи эти звуки?.
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий (с направляющей помощью учителя-логопеда), приходить к общему решению.
Умение читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное.


Содержание учебного предмета, курса
Индивидуальные занятия
I. Обследование обучающихся.
II. Преодоление индивидуальных речевых нарушений обучающихся (в течение учебного года).
Развитие речевой моторики и коррекция недостатков произношення звуков у детей с нарушением подвижности или строения артикуляционного аппарата (продолжение работы, начатой в подготовительном и 1-ом классах).
Коррекция недостатков произношения звуков у вновь поступивших обучающихся.
Закрепление правильного произношения и дифференцнации звуков. Преодоление трудностей, связанных с произношением слов сложного слогового состава.

Групповые занятия (64 ч)
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
1. Закрепление правильного, четкого произношения гласных звуков; мягких согласных звуков [п'], [б'], [т'], [д'], [к'], [г'], [ф'], [в'], [н'], [м'], [j'], [с'], [з'].
2. Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков, выделение из слов доступной сложности мягких и твёрдых согласных звуков.
3. Правильное произнесение звука [j] в положении после гласного (красная, красное) и после разделительного мягкого знака (бельё). Четкое произнесение и различение на слух сочетаний типа тя-тья, ле-лье.
4. Повторение артикуляции звуков [ж], [ш], [ч], [щ], [ц].
5. Дифференциация звуков [ш] - [ж] - [с] - [з];
[щ] - [ч] - [т'];
[ц] - [щ] - [ч];
[щ] - [ч] - [сґ] - [с];
[р] - [л].
6. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков.
II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова.
1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.
Произнесение рядов гласных звуков типа аиуаиуаиу..., уоэауоэауоэа
Произнесение слоговых сочетаний с мягкими согласными звуками: ми-ме-мя-мю, све-сви-свя-свю, вле-кле-мле-пле, мя-ня-вя-ря.
Произнесение слоговых сочетании с мягкими и твёрдыми согласными звуками: ста-стя-ста-стя, та-ат-тя-атъ, кра-кря-кла-кля.
Произнесение слоговых сочетаний, включающих звук [j]: пя-пья, пья-пъе-пью, пья-вью-лья.
Произнесение слоговых сочетаний, включающих оппозиционные звуки: ша-са-за-жа, шва-жва-зва-сва, саш-шас, чя – ща-тя-ся, сяша-чаща-цача.
Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе), с чередованием согласных и гласных звуков с изменением последовательности: сасошусасошу..., татянататана..., тятанатятана; с разным ударением татаґ, таґтата, таґтата.
2. Формирование навыков произношения слов и предложений.
Четкое, слитное, с правильной постановкой ударения произношение трёх-пятисложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов (почтальон, перепорхнуть, однозначное, двузначное), со стечением двух-трёх согласных в составе слога (строительство, кладовщица, птичница, удовольствие, пластмассовый).
Выделение ударного слога в словах, состоящих из трёх - пяти слогов.
Смысловое ударение (замок - замок).
Подвижность ударения. Перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм (город - города, куплю - купишь, прошу - просишь).
Правильное, плавное произнесение слов с приставками (надстройка, подставка, сбрасывать).
Слитное произнесение предлогов с существительными и прилагательными (в гнезде, под крышей, в дремучем лесу и т.п.).
III. Формирование навыков связной речи.
Составление предложений на определенную тему, по картинке; устных небольших рассказов по личным наблюдениям, по вопросам учителя, по серии сюжетных картин.
Построение, четкое и слитное произнесение простых и распространённых предложений из слов указанной сложности с соблюдением правильной интонации и ударения.
Логическое ударение.
Интонация: повествовательная, вопросительная, восклицательная.
Работа над четкостью, плавностью и выразительностью речи на материале небольших рассказов и стихотворений.
Ответы на вопросы по прочитанным текстам.


Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Предметные результаты
Второклассник научится:
1.Правильно произносить отработанные на логопедических занятиях звуки в самостоятельной речи.
2.Дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие звуки, аффрикаты.
3.Правильно произносить различные сочетания звуков и слогов: рядов гласных звуков, слоговых сочетаний (с мягкими согласными звуками, с мягкими и твёрдыми согласными звуками, включающих звук [j], оппозиционные звуки, с чередованием ударных и неударных слогов).
4.Чётко, слитно, с правильной постановкой ударения произносить трёх-пятисложные слова, состоящих из открытых и закрытых слогов, со стечением двух-трёх согласных звуков в составе слова.
5.Выделять ударный слог в словах, состоящих из трёх - пяти слогов.
6.Анализировать звуко-слоговую структуру слов из 3-5 слогов со стечением согласных звуков в составе слова.
7.Составлять, четко и слитно произносить простые и распространённые предложения из слов указанной сложности с соблюдением правильной интонации и ударения.
8.Воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз, логических ударений предложения и тексты.
9.Находить, сравнивать, классифицировать и характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, слог, часть речи.
10.Иметь представление о значимости речи в жизни людей.
Второклассник получит возможность научиться:
1.Составлять предложения на определенную тему, по картинке; устные небольшие рассказы по личным наблюдениям, по вопросам учителя-логопеда, по серии сюжетных картин.
2.Иметь позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
Личностные результаты
Положительное отношение к школе и учебной деятельности.
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
Этические нормы поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий.
Выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Психологические предпосылки к обучению: устойчивость внимания, наблюдательность (особенно к языковым явлениям), способность к запоминанию, переключению внимания, навыки и приёмы самоконтроля.
Знание и выполнение правил личной гигиены на занятиях по коррекции фонетико-фонематического недоразвития.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Второклассник научится:
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Адекватно воспринимать инструкции учителя-логопеда.
Понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем - логопедом.
Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда).
Определять пути и средства достижения учебной цели.
С направляющей помощью учителя-логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей.
Выделять главное в учебном материале с помощью учителя - логопеда.
Осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля).
Осуществлять контроль выполненной работы в форме сличения своей работы с заданным эталоном и вносить необходимые исправления в свою работу, если она расходится с образцом.
Оценивать задание по следующим параметрам: легко выполнять/ возникли сложности при выполнении.
Оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Работать в определённом темпе.
Второклассник получит возможность научиться:
Проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм).
Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Познавательные УУД
Второклассник научится:
Самостоятельно понимать и толковать условные знаки и символы, используемые для передачи информации.
Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
Анализировать объекты (звуки, слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков.
Проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям.
Группировать объекты (звуки, слова) на основе существенных признаков.
Целенаправленно слушать учителя-логопеда (одноклассников), решая познавательную задачу.
Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
Второклассник получит возможность научиться:
Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Находить и выделять под руководством учителя-логопеда необходимую информацию из текстов, иллюстраций.
Использовать при выполнении задания иллюстративный материал как план (при составлении рассказа), иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий.
Коммуникативные УУД
Второклассник научится:
Внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия.
Подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда.
Понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме.
Целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия.
Соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба).
Отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, с адекватным использованием усвоенной терминологии.
Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, приходить к общему решению (с направляющей помощью учителя - логопеда).
Владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции.
Обращаться к учителю или товарищу по группе за разъяснением.
Адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.
Второклассник получит возможность научиться:
Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий (с направляющей помощью учителя-логопеда), корректно сообщать товарищу об ошибках.
Включаться в диалог с учителем-логопедом и сверстниками.
Пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии.
Составлять устные связные высказывания с элементами творчества.
Жизненная компетенция
1. Соблюдение правил личной гигиены на занятиях по коррекции фонетико-фонематического недоразвития.
2. Употребление вежливых слов («здравствуйте», «до свидания», «извини, пожалуйста»).
3. Вести диалог, используя речевые формы выражения просьбы, вопроса и т.д. (с направляющей помощью учителя-логопеда).
4. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.















Календарно - тематический план
Коррекция нарушения фонетико – фонематического недоразвития
2 класс
(2 часа в неделю. Всего 64 часа)



№ п/п
Кол-во часов
Дата
Тема
Характеристика деятельности обучающихся

1
2

Гласные
звуки и буквы.
Различать на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) гласные звуки [а, о, у, ы, и, э].
Наблюдать над способом произнесения гласных звуков [а, о, у, ы, и, э].
Определять позицию гласного звука в слове.
Составлять схемы звукового состава слова.
Определять количество слогов в слове.







2
2

Мягкие
согласные звуки в начале слова.
Анализировать звуко-слоговую структуру слов.
Определять позицию мягкого согласного звука в слове.
Правильно произносить различные сочетания слогов, включающих мягкие согласные звуки.
Воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения.







3
2

Звук [й] согласный, всегда мягкий.
Наблюдать над способом произнесения звука [й].
Определять позицию звука [й] в слове.
Анализировать звуко - слоговую структуру слов.
Различать звуки [и - й] на слух и в произношении.
Правильно произносить сочетания слогов, включающих звук [й].

4
2

Обозначение мягкости согласных звуков гласными буквами.
Различать на слух и в произношении мягкие и твёрдые согласные звуки.
Наблюдать над изменением смысла слов путем замены звука в слове.
Определять позицию мягкого согласного звука в слове.
Подбирать слова к схеме звукового состава.
Объяснять смысл пословиц и поговорок.

5
2

Обозначение мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака.
Определять позицию мягкого согласного звука в слове.
Наблюдать над изменением значения слов путем изменения ударения.
Анализировать звуко-слоговую структуру слов, выделять ударный гласный звук в слове.
Правильно произносить сочетания слогов, включающих твёрдые и мягкие согласные звуки.







6
2

Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков в начале слова.
Наблюдать за изменением положения органов артикуляционного аппарата при произнесении твёрдых и мягких согласных звуков.
Дифференцировать на слух и в произношении твёрдые и мягкие согласные звуки.
Анализировать звуко-слоговую структуру слов из 3 - 5 слогов со стечением согласных звуков в составе слога.

7
2

Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков в конце слова.
Правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки в самостоятельной речи.
Подбирать слова к схеме.
Анализировать звуко-слоговую структуру слов из 3-5 слогов со стечением согласных звуков в составе слога.
Воспроизводить интонационно верно, с соблюдением логического ударения, предложения.

8
2

Закрепление
дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков в сочетании с гласными буквами.
Наблюдать над способом произнесения твёрдых и мягких согласных звуков.
Определять позицию мягкого согласного звука в слове.
Различать на слух и в произношении
(по артикуляционным признакам) твёрдые и мягкие согласные звуки.







9
2

Закрепление
дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков в сочетании с гласными буквами и мягким знаком.
Правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки в самостоятельной речи.
Различать на слух и в произношении
(по артикуляционным признакам) твёрдые и мягкие согласные звуки.
Анализировать звуко-слоговую структуру слов из 3-5 слогов со стечением согласных звуков в составе слога.
Правильно воспроизводить слова из 3 - 5 слогов со стечением согласных звуков.

II четверть

10
2

Звук [й] после гласных.
Правильно произносить звук [й] в самостоятельной речи.
Различать на слух и в произношении
(по артикуляционным признакам) звуки [и - й].
Анализировать звуко-слоговую структуру слов, определять ударный звук.
Воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз, логических ударений предложения и тексты.
Правильно произносить сочетания слогов, включающих звук [й]. Определять позицию звука [й] в слове.







11
2

Звук [й] после разделитель-ного мягкого знака.
Наблюдать над способом произнесения звуков.
Определять позицию звука [й] в слове.
Подбирать слова к схеме звукового состава слова.
Выделять ударный слог в словах, состоящих из трёх - пяти слогов.

12
2

Звук
и буква Ш.
Звук
и буква Ж.
Наблюдать над способом произнесения звуков [ш], [ж].
Правильно произносить звуки [ш, ж] в самостоятельной речи.
Различать на слух и в произношении
(по артикуляционным признакам) гласные звуки.
Определять позицию звуков [ш], [ж] в слове.
Различать понятия «звук» и «буква».

13
2

Звук и буква Ч.
Правильно произносить звук [ч] в самостоятельной речи.
Различать на слух и в произношении
(по артикуляционным признакам) гласные и согласные звуки.
Различать понятия «звук» и «буква».
Определять позицию звука [ч] в слове.







14
2

Звук
и буква Щ.
Наблюдать над способом произнесения звука [щ].
Правильно произносить звук [щ] в самостоятельной речи.
Определять позицию звука [щ] в слове.
Анализировать звуко-слоговую структуру слов из 3-5 слогов со стечением согласных звуков в составе слога.
Подбирать слова к схеме звукового состава.

15
2

Звук и буква Ц.
Наблюдать над способом произнесения звука [ц].
Правильно произносить звук [ц] в самостоятельной речи.
Определять позицию звука [ц] в слове.
Выделять ударный слог в словах, состоящих из трёх - пяти слогов.
Различать понятия «звук» и «буква».

16
2

Дифферен-циация звуков [ш - ж].
Правильно произносить звуки
[ш, ж] в самостоятельной речи.
Различать на слух и в произношении
(по артикуляционным признакам) звуки [ш, ж].
Анализировать звуко-слоговую структуру слов, определять ударную гласную в слове.
Определять позицию звуков [ш], [ж] в слове.







III четверть

17
2

Дифференциа-ция звуков
[с - з].
Наблюдать над способом произнесения звуков [с, з].
Правильно произносить звуки [с, з] в самостоятельной речи.
Определять позицию звуков [с, з] в слове.
Анализировать звуко-слоговую структуру слов из 3-5 слогов со стечением согласных звуков в составе слога.
Подбирать слова к схеме звукового состава.
Читать по ролям диалог с соблюдением правильной интонации и ударения.

18
2

Дифференциа-ция звуков
[ш - с].
Различать на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки [ш, с].
Правильно произносить звуки [с, ш] в самостоятельной речи.
Наблюдать над изменением смысла слов путем замены звука в слове.
Определять позицию звуков [ш], [с] в слове.
Различать понятия «звук» и «буква».
Находить общую часть слов.
Анализировать звуко-слоговую структуру слов, определять ударную гласную в слове.







19
1

Дифференциа-ция звуков
[щ - ч - ть].
Наблюдать над способом произнесения звуков [щ, ч, ть].
Правильно произносить звуки [щ, ч, ть] в самостоятельной речи.
Различать на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки [щ, ч, сь].
Сравнивать характеристику звуков [щ, ч, ть].
Определять позицию звуков
[щ, ч, ть] в слове.
Правильно воспроизводить слова из 3 - 4 слогов со стечением согласных звуков.

20
2

Закрепление дифференциа-ции звуков
[щ - ч - ть].
Различать на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки [щ, ч, сь].
Анализировать звуко-слоговую структуру слов, определять ударную гласную в слове.
Определять позицию звуков [щ], [ч], [ть] в слове.
Преобразовывать слова путем изменения порядка букв в слове.
Читать по ролям диалог с соблюдением правильной интонации и ударения.
Воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз, логических ударений предложения и тексты.







21
1

Дифференциа-ция звуков
[ц - щ - ч].
Правильно произносить звуки
[ц, щ, ч] в самостоятельной речи.
Различать на слух и в произношении звуки [ц, щ, ч].
Воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз, логических ударений предложения.
Определять позицию звуков [ц], [щ], [ч] в слове.

22
2

Закрепление дифференци-ации звуков
[ц - щ - ч].
Различать на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) звуки [ц, щ, ч].
Определять позицию звуков [ц], [щ], [ч] в слове.
Различать на слух и в произношении звуки [ц, щ, ч].
Сравнивать характеристику звуков [ц, щ, ч].
Читать по ролям диалог с соблюдением правильной интонации и ударения.

23
2

Дифференциа-ция звуков
[щ - ч - сь].
Наблюдать над способом произнесения звуков [щ, ч, сь].
Правильно произносить звуки [щ, ч, сь] в самостоятельной речи.
Различать на слух и в произношении звуки [ч - т'], [ч - щ].
Преобразовывать слова путем изменения порядка букв в словах.
Определять позицию звуков [щ], [ч], [сь] в слове.







24
2

Дифференциа-ция звуков
[с - ц].
Наблюдать над способом произнесения звуков [с, ц].
Правильно произносить звуки [с, ц] в самостоятельной речи.
Дифференцировать на слух и в произношении
(по артикуляционным признакам) звуки [с, ц].
Давать сравнительную характеристику звукам [с, ц].
Определять позицию звуков [с], [ц] в слове.
Правильно воспроизводить слова из 3 - 4 слогов со стечением согласных звуков.
Выделять ударный слог в словах, состоящих из трёх - пяти слогов.

25
2

Закрепление дифференциа-ции звуков
[щ-ч-сь-с-ц].
Правильно произносить звуки [щ, ч, сь, с, ц] в самостоятельной речи.
Дифференцировать на слух и в произношении свистящие и шипящие согласные звуки.
Воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз, логических ударений предложения и тексты.
Определять позицию звуков [щ], [ч], [сь], [с], [ц] в слове.
Анализировать звуко-слоговую структуру слов, определять ударную гласную в слове.
Читать вслух текст и понимать прочитанное.







26
2

Дифференциа-ция звуков
[р - рь].
Наблюдать над способом произнесения звуков [р, рь].
Различать на слух и в произношении звуки [р, рь].
Определять позицию звуков [р], [рь] в слове.
Давать сравнительную характеристику звукам [р, рь].
Правильно воспроизводить слова из 3 - 4 слогов со стечением согласных звуков.
Выделять ударный слог в словах, состоящих из трёх - пяти слогов.

IV четверть

27
2

Дифференциа-ция звуков
[л - ль].
Наблюдать над способом произнесения звуков [л, ль].
Правильно произносить звуки [л, ль] в самостоятельной речи.
Определять позицию звуков [л], [ль] в слове.
Выделять ударный слог в словах, состоящих из трёх - пяти слогов.
Анализировать звуко-слоговую структуру слов.

28
2

Закрепление дифференциа-ции звуков
[р - рь], [л -ль].
Различать на слух и в произношении звуки [р, рь, л, ль].
Определять количество слов в предложении.
Определять позицию звуков [р], [рь], [л], [ль] в слове.
Воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз, логических ударений тексты.







29
2

Дифференциа-ция звуков
[в-ф].
Наблюдать над способом произнесения звуков [в, ф].
Правильно произносить звуки [в, ф] в самостоятельной речи.
Различать на слух и в произношении звуки [в, ф].
Правильно воспроизводить слова из 3 - 4 слогов со стечением согласных звуков.
Определять позицию звуков [в], [ф] в слове.
Составлять предложения со словосочетаниями.
Читать по ролям диалоги с соблюдением правильной интонации и словесного ударения.

30
2

Дифференциа-ция звуков
[б-п].
Наблюдать над способом произнесения звуков [п, б].
Правильно произносить звуки [б, п] в самостоятельной речи.
Различать на слух и в произношении звуки [б, п].
Наблюдать над способом произнесения звука.
Определять позицию звуков [п], [б] в слове.
Анализировать звуко - слоговую структуру слов, определять ударную гласную в слове.
Читать по ролям диалоги с соблюдением правильной интонации и словесного ударения.







31
2

Дифференциа-ция звуков
[д - т].
Наблюдать над способом произнесения звуков [д, т].
Правильно произносить звуки [д, т] в самостоятельной речи.
Анализировать звуко-слоговую структуру слов, определять ударную гласную в слове.
Определять позицию звука в слове.
Выделять в словах
звуки [д - т].
Определять позицию звуков [д], [т] в слове.
Правильно воспроизводить слова из 3 - 4 слогов со стечением согласных звуков.
Давать сравнительную характеристику звукам [д, т].

32
2

Дифференциа-ция звуков
[г - к].
Наблюдать над способом произнесения звука [г, к].
Правильно произносить звуки [г, к] в самостоятельной речи.
Различать на слух и в произношении
(по артикуляционным признакам) звуки [г - к].
Анализировать звуко-слоговую структуру слов, определять ударную гласную в слове.
Определять позицию звуков [г], [к] в слове.
Воспроизводить интонационно верно стихотворный текст.







33
2

Дифференциа-ция звуков
[з - с].
Правильно произносить звуки
[з, с] в самостоятельной речи.
Различать на слух и в произношении (по артикуляционным признакам) гласные звуки.
Наблюдать над способом произнесения звуков [з, с].
Определять позицию звуков [з], [с] в слове.
Объяснять смысл пословиц.
Читать вслух текст, понимать прочитанное.

34
2

Дифференциа-ция звуков
[ж - ш].
Правильно произносить звуки
[ж, ш] в самостоятельной речи.
Наблюдать над изменением смысла слов путем замены звука в слове (с использованием речевого образца).
Определять позицию звуков [ж], [ш] в слове.
Анализировать звуко-слоговую структуру слов, определять ударную гласную в слове.
Преобразовывать слова путем изменения порядка букв в слове.
Составлять из данных слов словосочетания.












15