Урок по обществознанию на тему Участие граждан в политической жизни страны (9 класс)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 5» города Смоленска
Урок по обществознанию в 9 классе
« Участие граждан в политической жизни страны»
Учителя истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Масловой Валентины Егоровны
Смоленск, 2015
Тема урока: Участие граждан в политической жизни
Тип урока: Изучения нового материала
Форма урока: Нетрадиционная
Педагогическая технология: Личностно-ориентированного обучения
Цель урока: Разъяснить учащимся основные формы участия граждан в политической жизни страны.
Задачи урока:
Помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений;
Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
Способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры старшеклассников, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.
Основные понятия: Собрания, Митинги, Шествия, Пикетирование, Референдум, Активное и пассивное избирательное право.
План изучения нового материала:
Понятие участия граждан в политической жизни
Основные формы участия граждан в политической жизни: референдум, голосование, демократические выборы.
Обращение в органы власти и другие пути влияния на власть.
Оборудование урока: Текст Конституции РФ. Карточки с тестами для закрепления.
Предварительная подготовка: Класс делится на 3 группы, одной группе дается задание подготовить программу своего кандидата на выборах президента школы от партий: Авангард, Яблоко раздора, Мы вместе. Каждый учащийся или группа готовили своё обращение в органы власти и органы местного самоуправления.
Ход урока:
1.1 Этапы урока
Организационный момент.
Настрой учащихся на работу, положительные эмоции.
Создание ситуации учебного успеха, снятие напряжения.
Учащиеся настраиваются на работу
Основная часть.
2.1. Постановка проблемного вопроса, создание проблемной ситуации
Вопросы обсуждения:
- может ли рядовой гражданин влиять на политику?
- кто может участвовать в управлении делами государства?
Как бы вы сформулировали тему урока? Какие вопросы вас смогли бы заинтересовать по этой теме? Как мы будем это делать?
2.2. Изучение нового материала.
1. найти определение понятий: что такое политическое участие, выборы.
2. работа с Конституцией РФ. Изучите Статью 3 -7 Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума.
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах …
Статья 4.Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме.
1.Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации……..быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2.Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Статья 5.Равное избирательное право и право на участие в референдуме.
Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.
Статья 6.Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме.
Граждане российской Федерации голосуют на выборах и референдуме …. непосредственно.
Статья 7. Тайное голосование
Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
2.3. Работа по рабочей тетради: параграф 6, задание 2.
№2.Что означают демократические принципы выборов, дайте необходимые пояснения:
Избирательное право является:
всеобщее-
равное-
прямое-
тайное-
2.4. Практическая часть: Выборы президента школы.
Из числа учащихся создана избирательная комиссия, наблюдатели, изготовлены беллютни и списки избирателей. Накануне выборов кандидаты в президенты выступали со своей программой: будущее школы. После голосования и подсчёта голосов председатель избирательной комиссии объявляет результаты.
2.5. . Что такое референдум? В чем отличие выборов от референдума?
№1.Проработайте с текстом из учебного пособия и заполните таблицу «Референдум в РФ»: 1колонка- вопросы; 2 колонка- ответы.
Вопросы: 1.Что такое референдум? 2.Зачем проводят референдум?3. Кто может участвовать в референдуме? 4.Порядок назначения референдума.
Референдум: (лат. Referendum) - то, что должно быть сообщено. Референдум - голосование избирателей по определенному вопросу государственной или общественной жизни.
Общенациональный референдум - референдум, проводимый в пределах всей государственной территории. Местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения. В нашей стране решение о проведении местного референдума принимается органом местного самоуправления или по требованию населения.
Вопрос референдума - вопрос государственного значения, затрагивающий интересы народа, не должен противоречить Конституции, ограничивать общепризнанные права и свободы человека и гражданина.
Решение, принятое на референдуме, вступает в силу с момента опубликования результатов референдума. Референдум назначает Президент Российской Федерации, который направляет документы в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии референдума Конституции Российской Федерации.
Участники референдума- участники референдума - граждане Российской Федерации, обладающие в соответствии с законодательством правом на участие в референдуме. В бюллетене для голосования точно воспроизводится формулировка вопроса и указываются варианты ответа – «за» или «против», под которыми помещены пустые квадраты. В одном из них гражданин и должен поставить знак при голосовании. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании прияло участие более половины граждан, имеющих право на голосование.
2.6. Практикум. С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участие в выборах? Кто лишен права принимать участие в выборах? Предположите, почему.
Определите, какой принцип избирательного права нарушен:
1) Мужчины на выборах имеют 2 голоса, а женщины – 1.
2) Каждый избиратель накануне выборов получает бюллетень, заполняет его дома, а в день выборов приносит его на избирательный участок.
3) Выборы депутатов в Законодательное собрание N края многоступенчатые.
4) Пенсионеры, проживающие в N районе, не имеют право принимать участие в выборах.
2.7. Другие пути влияния на власть.
Обращение в органы власти, свобода собраний митингов, демонстраций.
Учащиеся демонстрируют свои плакаты, листовки, заявления, жалобы в различные органы власти.
2.8. Итог урока
Подведем итог нашему разговору. Совсем немного времени осталось до 18 лет, когда вы сможете принимать участие в политической жизни. Надеюсь, что сегодняшний урок убедил вас, в том, что участие в выборах – это дело не отдельных людей – это дело каждого, что от каждого голоса и правильного решения зависит ваше будущее. Все в ваших руках. А закончить мне хочется следующими словами – ГЛАВНОЕ НЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ВЫБОРА, А ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЙ ВЫБОР!!!
Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, а также еще раз обращаются к тому выводу, который сделали для себя по теме урока и выполняют тест
Вариант 1
А 1. Действующая Конституция РФ была принята:
На заседании Государственной Думы
Решением референдума
Постановлением Президента РФ
Партийным голосование
А 2. Пример политического экстремизма:
Участие в выборах
Террористическая деятельность
Активное выступление на митинге
Голосование против правящей партии
А 3. Верно ли, что:
А. Выборы могут быть прямыми и многоступенчатыми.
Б. В выборах участвуют все проживающие на территории нашей страны.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А4. Верно ли, что:
А. Свобода слова в нашей стране ограничена официально установленной цензурой
Б. Свобода слова исключает нарушение прав человека
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В 1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие «выборы в РФ». Укажите термин, относящийся к другому понятию.
Равное избирательное право
Кандидат в депутаты
Многоступенчатость
Тайное голосование
Альтернативность
избиратель
Вариант 2
А 1. Согласно Конституции, граждане РФ имеют право:
на применение силы в качестве метода убеждения
на использование огнестрельного оружия
на равный доступ к государственной службе
на всеобщее профессиональное образование
А 2. Кто имеет право участвовать в выборах в Государственную Думу?
Гражданин РФ, проживающий на территории иностранного государства
Президент РФ
Гражданин иностранного государств, постоянно проживающий на территории РФ
Гражданин РФ, находящийся под следствием
А 3. Верно ли, что:
А. Политический экстремизм проявляется в деятельности организаций, создающих угрозу для общества и государства.
Б. Любая политическая организация в РФ одобряет политический экстремизм как метод борьбы за власть.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А 4. Верно ли, что:
А. Политика – это мысли, идеи о добрых поступках.
Б. Политикой интересуется каждый гражданин страны.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В 1. Что характеризует политические права граждан РФ?
Право на обращение в органы власти
Преследование инакомыслящихПраво на вандализм
Право на участие в референдумах
Право собственности
Вариант 1
А 1. Действующая Конституция РФ была принята:
На заседании Государственной Думы
Решением референдума
Постановлением Президента РФ
Партийным голосование
А 2. Пример политического экстремизма:
Участие в выборах
Террористическая деятельность
Активное выступление на митинге
Голосование против правящей партии
А 3. Верно ли, что:
А. Выборы могут быть прямыми и многоступенчатыми.
Б. В выборах участвуют все проживающие на территории нашей страны.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А 4. Верно ли, что:
А. Свобода слова в нашей стране ограничена официально установленной цензурой
Б. Свобода слова исключает нарушение прав человека
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В 1. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, характеризуют понятие «выборы в РФ». Укажите термин, относящийся к другому понятию.
Равное избирательное право
Кандидат в депутаты
Многоступенчатость
Тайное голосование
Альтернативность
избиратель
Вариант 2
А 1. Согласно Конституции, граждане РФ имеют право:
на применение силы в качестве метода убеждения
на использование огнестрельного оружия
на равный доступ к государственной службе
на всеобщее профессиональное образование
А 2. Кто имеет право участвовать в выборах в Государственную Думу?
Гражданин РФ, проживающий на территории иностранного государства
Президент РФ
Гражданин иностранного государств, постоянно проживающий на территории РФ
Гражданин РФ, находящийся под следствием
А 3. Верно ли, что:
А. Политический экстремизм проявляется в деятельности организаций, создающих угрозу для общества и государства.
Б. Любая политическая организация в РФ одобряет политический экстремизм как метод борьбы за власть.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А 4. Верно ли, что:
А. Политика – это мысли, идеи о добрых поступках.
Б. Политикой интересуется каждый гражданин страны.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
В 1. Что характеризует политические права граждан РФ?
Право на обращение в органы власти
Преследование инакомыслящихПраво на вандализм
Право на участие в референдумах
Право собственности