Участие Г.Баруди в общественно-политической жизни татарского общества к.19 и н.20 века
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Александро-Слободская основная общеобразовательная школа»
Заинского муниципального района Республики Татарстан
Исследовательская работа на тему:
ТАТАРЫ НА СЛУЖБЕ ОТЕЧЕСТВУ
Участие Галимжана Баруди в общественно - политической жизни татарского общества конца XIX и начала XX века
Учитель татарского языка
и литературы Хадиуллина Р.Х.
2015 год
Содержание работы
Введение 3стр.
Становление и формирование мировоззрения 4-6стр.
Участие в общественно - политической жизни татарского общества Организатор и руководитель медресе «Мухаммадия» 6-8стр.
Галимжан Баруди – составитель новой методики обучения 8-9стр.
Издатель журнала «Ад-дин ва аль-адаб» 9-10стр.
Заключение 11-12стр.
Список литературы 15стр.Введение к работе
Актуальность исследования в том, что в последние годы возрастает актуальность выявления и изучения духовного наследия, обобщения исторического опыта, восстановления исторической справедливости путем объективного исследования жизни и творчества представителей национальной интеллигенции. Изучение их наследия во многом позволяет понять истоки формирования современной общественно-политической мысли и определить основные ориентиры развития идеологии в будущем. Выяснение основных тенденций развития духовной культуры татарского народа, ее роли и места в истории общественной мысли тюркских народов, ставшей составной частью духовных ценностей культуры народов России, позволит дать объективную оценку современного состояния национального самосознания.
Культурно-исторические и политико-идеологические основы современной жизни татарского народа во многом определяются вкладом мыслителей, ученых, просветителей, привнесших новые идеи, свежую струю в сложившиеся общественно-культурные отношения и идеологию своего народа. В этой связи изучение исторических фактов и наследия крупнейших представителей национальной интеллигенции, в том числе вклада Галимжана Баруди, является актуальным предметом научного исследования.
Становление и формирование мировоззрения Галимжана БарудиНовые экономические и общественно-политические условия конца XIX и начала XX веков требовали определения новых подходов, формирования новых идеологических ориентиров в развитии духовной культуры татарского народа. Ярким свидетельством формирования нового взгляда на развитие культуры и образования татарского народа является многосторонняя деятельность просветителя, издателя и богослова Галимджана Баруди, продолжившего лучшие традиции татарской общественно-политической мысли в конце XIX - начале XX веков.
Роль и место Г. Баруди в общественно-политической жизни татарского народа начала XX в., связаны закономерностями развития общества, которые во многом подготовили почву для формирования его как известного деятеля, внесшего огромный вклад в духовную культуру своей нации.
В начале XX века на общественную арену вышли новые силы, произошли изменения в общественном сознании. На базе просветительства, религиозного реформаторства, джадидизма и других либеральных течений формировались основные направления общественной мысли. Это был период осознания новыми социальными силами национальных идей.
Социально-экономические изменения в начале XX века, особенно революция 1905-1907 годов ускорили развитие политического сознания татар. После революции 1905-1907 годов широкое распространение получили периодические издания, светское образование, пробудился интерес к достижениям современной науки и техники, появилась возможность создавать политические партии и объединения, относительно свободно выражать свои политические взгляды. Огромную роль сыграло печатное слово. Газеты и журналы знакомили татарского читателя с новейшими течениями философской и социологической мысли, литературной жизнью Запада и России; развертывали перед читателем все перипетии борьбы между старым и новым, практически став мощным средством формирования общественного сознания.
В центре внимания оказалась задача просвещения народа, без чего и не мыслилась возможность дальнейшего прогресса общества и нации.
Таким образом, становление Галимджана Баруди как общественно-политического деятеля и педагога, период его активной деятельности происходило в условиях бурного социально-экономического развития. Безусловно, эти перемены определили сферу его практической деятельности.
Крупный общественно-политический деятель, видный богослов, выдающийся педагог Галимджан Баруди занимает особое место в истории татарского народа конца XIX - начала XX веков как яркая, самобытная личность. Полное имя Галимджана аль-Баруди — Галимджан бин. Мухаммаджан бин Беньямин бин Гали бин Кулмухаммад. Псевдонимом «Баруди» (в переводе с арабского языка означающий «порох») он стал пользоваться в конце 80-х годов XIX века. Этот псевдоним был выбран не случайно, он связан с Пороховой слободой Казани. Именно в Пороховой слободе, в семье отставного солдата Беньямина в 1832 году и родился Мухаммаджан Галеев — отец Галимджана Баруди. Свое детство Галимджан провел в этой слободе, название которой увековечил, взяв псевдонимом. В официальных документах Баруди значится под своей фамилией Галеев, однако, по журнальным статьям и книгам он более известен как аль-Баруди. В газетах и журналах часто писали просто «Галимджан хазрат» или «Галимджан мулла», что, безусловно, указывает на его популярность.
В становлении Галимджана большую роль сыграл отец, который, будучи состоятельным купцом, поддерживал своего сына во всех его начинаниях. Его отец, сын солдата, с детства самостоятельно зарабатывал деньги. У него не было возможности получить хорошее образование. Однако, проучившись несколько лет в медресе Казани и получив только начальное образование, Мухаммаджан Галеев стал учеником, затем первым помощником купца Мустафы Файзуллина, который занимался производством и продажей обуви. Благодаря усердию и настойчивости в 1869 году он становится крупным промышленником и богатым купцом, и его официально включают в список купеческого сословия . Среди достоинств Мухаммаджана Галеева часто отмечали его обязательность и добросовестность. Императором России за усердную службу он был награждён четырьмя золотыми, двумя серебряными и одной бронзовой медалями.
Галимджан ибн Мухаммаджан ибн Беньямин ибн Гали ибн Кулму-хаммет аль-Баруди родился 5-го февраля 1857 года в деревне Малые Ковали Ковалинской волости Казанской губернии. По некоторым источникам местом его рождения является деревня Чувашли, в которой после прохождения военной службы в Пороховой Слободе г. Казани поселился его дед Беньямин. Сам Беньямин, как было отмечено выше, был военнослужащим, и последние годы военной службы провел именно в этой слободе. Вероятно, основываясь именно на данном факте, Дж. Валиди местом рождения Баруди называет Пороховую слободу.
2. Организатор и руководитель медресе «Мухаммадия»
Учёба в Бухаре, посещение Турции, Египта и Саудовской Аравии, встречи и беседы с учёными и религиозными деятелями этих стран, по-видимому, оказали решающее значение в его дальнейшей просветительской деятельности. После возвращения в Казань у Галимджана Баруди начинается новый период в жизни. В течение последующих 36 лет, занимаясь педагогической деятельностью, Г. Баруди неустанно трудился в сфере национального образования, которую он, не без основания, считал приоритетной для татарского общества. Он принимал активное участие в общественно-политической жизни России. Баруди как муфтий Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири представлял интересы мусульман, за четыре года осуществил две официальных поездки в Москву с целью отстоять их права. Проявляя талант политика, он сохранил Духовное управление мусульман как организующее звено мусульман России. Одной из самых важных заслуг муфтия Г. Баруди перед всей Россией и в частности перед татарской нацией, была организация активной борьбы с голодом в Поволжье.
Но главной задачей его жизни стала работа над улучшением системы мусульманского образования, создание максимально приемлемых условий для обучения мусульманской, в первую очередь, тюркской молодежи, к чему он приступил сразу же после приезда в Казань 2 сентября 1882 года, Г. Баруди получил указ муллы Оренбургского духовного магометанского собрания, а 8 октября прихожане Каменной соборной мечети, расположенной на Средне-Ямской улице Казани, обратились в городское полицейское управление с прошением следующего содержания: «...ходатайствуем перед правительством об определении к нашей городской мечети в помощь нашему мулле Мухамет Юсуп-Абдулсаттарову вторым муллою Галимджана Галеева, который поведения хорошего, воинской повинности не подлежит, под судом не состоит. Обязуемся его и мечеть содержать на свой счет». Удостоверившись в политической благонадежности претендента на эту должность, 28 октября 1882 года Казанское губернское правление дало разрешение на назначение Галимджана Галеева вторым муллой при Каменной соборной мечети на Средне-Ямской улице . С появлением молодого муллы религиозная жизнь прихода преобразилась. Именно здесь впервые проявился талант молодого Галимджана Галеева как хорошего организатора, ученого-богослова и педагога. Работа с прихожанами еще больше утвердила его в мысли о необ ходимости создания собственного учебного заведения. В 1882 году его отец финансировал постройку одноэтажного каменного здания на дворе уже существующего медресе Юсуфа Сагитова по Тихвинской улице. В скором времени это здание увеличилось за счет покупки места на соседнем участке. При помощи влиятельных лиц прихода и богатых купцов был выстроен новый деревянный флигель. Расширение помещений медресе продолжалось вплоть до начала XX века . Строительство нового здания во дворе старого медресе по документам выглядело как расширение учебного заведения. Но уже с первых дней существования медресе, которое впоследствии стало называться в честь основателя Мухаммаджана - медресе «Мухаммадия», а в документах по фамилии заведующего «Галеевское медресе», во всем существенно отличалось от медресе Юсупа Сагитова. В 1890 году, по инициативе того же Мухаммаджана Галеева, в Новотатарской Слободе было построено второе новое медресе. Этим учебным заведением стал руководить Салихзян Галеев, другой сын Мухаммаджана Галеева. К открытию новых учебных заведений в Казани городские власти отнеслись без особого энтузиазма, прекрасно понимая, что они создадут массу новых проблем, которых и так хватало в сфере национальных отношений.
С первых дней основания эти медресе, в частности медресе «Мухаммадия», еще мало чем отличавшееся от многих других мусульманских школ, оказалось под тщательным наблюдением жандармского управления. Проверки, комиссии жандармерии, постоянное давление удваивали трудности, стоящие перед начинающим педагогом. Взвалившиеся проблемы и иные сложности требовали более углубленного изучения опыта организации системы образования. В 1887 году Г. Баруди взял отпуск и на несколько месяцев отправился в Стамбул и Каир с намерениями ознакомиться с методами преподавания и обустройства учебных заведений.
Возвратившись из поездки, Г. Баруди начал вводить в медресе «Мухаммадия» новый, звуковой метод обучения, меняя и программу обучения. Однако, официально преподавание по новому методу в «Мухаммадии» началось только в 1891 году . В те же годы на новый метод » обучения перешло и медресе прихода мечети № 10, которым руководил брат Галимджана Салихзян Галеев. Введение в медресе «Мухаммадия» новых методов обучения в первую очередь предполагало обеспечение учебного процесса соответствующими учебниками. Эта проблема стояла очень остро в связи с тем, что в Россию запрещали ввозить учебные пособия из-за границы. И поэтому, вполне естественно, написание и издание учебников и пособий нового поколения легли на плечи самих организаторов новометодных медресе. Г. Баруди активно включился в этот процесс.
Галимжан Баруди – составитель основы новой методики обучения
Социально-экономические изменения, происшедшие на рубеже XIX — XX веков, оказали мощное воздействие на жизнь татарского народа. Появилась острая необходимость в преобразовании жизненного уклада, сложившегося и трепетно хранившегося столетиями. Национальная буржуазия, олицетворяющая прогрессивную и более мобильную часть мусульманского населения, решила начать преобразования с учебных заведений, в корне изменив методы преподавания и программу обучения. Это было вызвано тем, что во второй половине XIX века в мусульманских медресе все еще продолжала господствовать религиозная схоластика. С одной стороны, стремление сохранить существующую систему образования, а с другой — ее преобразовать, — привели к формированию двух направлений: джадидизм и кадимизм.
Сторонники кадимизма считали, что функцией образовательных мусульманских учреждений является укрепление исламской общины. Учеба в старометодных медресе велась по старым программам, учебникам и пособиям. Кадимисты были против преподавания русского языка и общеобразовательных предметов, а также использования в школах парт, скамеек, черных классных досок, придавая им значения символов христианства. Являясь противниками нововведений, они крайне фанатично отстаивали соблюдение всех внешних обрядов религии и Обычаев . Именно в этот период сформировалось новое идеологическое направление — джадидизм. Предусматривая введение новых методов обучения, джадидизм имел целью возродить активную роль ислама в эпоху неизбежного соприкосновения татарской нации с достижениями европейской цивилизации.
Джадиды призывали включить в систему мусульманского образования преподавание светских наук. В Казанской губернии одним из первых новый метод внедрялся в медресе «Мухаммадия», которое впоследствии стало одним из самых известных учебных заведений джадидского типа в России. В Казани именно в медресе «Мухаммадия» впервые была реализована реформа школьного образования и обучения шакирдов по новому методу. Пытаясь претворить идеи просветительства в жизнь, Г. Баруди во многом добился успехов. Являясь оплотом джадидизма, его медресе стало одним из центральных звеньев в деле просвещения татарского народа. Выпускники медресе в свою очередь продолжили дело реформирования системы мусульманского образования и формирования новых идеологических принципов функционирования татарского общества. Г. Баруди, как религиозный реформатор доказывал, что ислам не только не противоречит науке, новому методу обучения, но и призван их использовать.
Введение в медресе «Мухаммадия» новых методов обучения потребовало обеспечения его учебниками и соответствующими программам. Г. Баруди был одним из первых, кто отмечал необходимость издания новых учебников для шакирдов и в 1890-1891 годах стал автором многих из них.
«Взамен беспрограммного обучения существующего во всех медресе я ввел преподавание в своем медресе по программам, и лично составил много учебных руководств, чтобы избавиться от необходимости прибегать к таковым изданным за границей и тем избавиться от возможных нареканий учебного начальства относившегося недоверчиво к заграничным учебникам» Это, безусловно, не случайно. Поскольку именно на начальной стадии обучения шакирдов необходимо было приучать и обучать на основе звукового метода, который составил основу новой методики обучения. Букварь под названием «Савад хан» (в переводе с персидского язы ка - «Обладатель грамотой») впервые был опубликован в 1891 году и стал первым букварем, подготовленным на основе нового метода и пользующимся большим спросом. В 1891-1915 годы он переиздавался двенадцать раз.
С накоплением практического опыта методика преподавания постоянно совершенствовалась и Г. Баруди стремился обновлять содержание своих учебников.
4.Издатель журнала «Ад-дин ва аль-адаб»
После революции 1905 г. Галимджан Баруди основал новометодный педагогический журнал «Ад -дин ва аль - адаб» (Религия и нравственность), главным редактором которого, со дня выпуска первых номеров до последних дней своей жизни он сам и являлся.
Значительное кол-во статей написаны самим редактором, преподавателями медресе, а также начинающими писателями и поэтами. В 1906г. журнал был запрещен, а Баруди арестован и сослан на два года в Вологду. Вернувшись из ссылки, он продолжил выпуск журнала.
Следовательно, издание, находясь на позиции необходимости переустройства жизни мусульман, предлагало начать его с мектебе и медресе, изменив систему обучения и введя в программу светские науки. Заботясь о будущем татарского народа, «Ад-дин ва аль-адаб» огромное значение придавал правильному воспитанию молодежи, материальной и духовной поддержке шакирдов и педагогов, не выступал против эмансипации женщин. Он выступал против слепого подражания европейской культуре, называя исламскую культуру самой высокой культурой,. На его страницах публиковались материалы, отражающие основные проблемы, волнующие мусульманское общество, а также находили отражение политические события начала XX века.
Еще одним направлением деятельности Г. Баруди явилось повышение уровня образованности своего народа посредством открытия публичной библиотеки, состоящей из большого количества ценных изданий, накопленных самим Г. Баруди, его отцом Мухаммаджаном, а также его наставником - Саляхутдин-хазретом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследуя роль Галимджана Баруди в общественной и политической жизни татарского народа, можно с уверенностью сказать, что он был одним из видных общественных деятелей начала XX века, заслуги которого перед своим народом трудно переоценить. Г. Баруди, будучи педагогом-практиком, претворил в жизнь самые заветные мечты и идеи своих предшественников и просветителей. Его деятельность была многогранной. Некоторым он известен как педагог-новатор, некоторым - как достопочтенный имам, а многим - как мудрый муфтий Центрального духовного управления мусульман, стремившийся регулировать государственно-исламские отношения. Сам Г. Баруди видел себя религиозным и общественным деятелем, желавшем видеть свой народ свободным, образованным и включенным в процесс мировой интеграции народов.
Важной стороной его деятельности являлась неутомимая тяга к образованию. Именно поэтому им был реализован целый комплекс мероприятий, включающий в себя открытие медресе «Мухаммадия», подготовку учебников для преподавания по новому методу, издание журнала для распространения идей джадидизма и религиозного просветительства, а также открытие бесплатной мусульманской библиотеки.
Анализируя деятельность Г. Баруди как муфтия Центрального духовного управления мусульман Внутренней России и Сибири, можно отметить, что он проявляя талант политика сохранил Духовное управление мусульман как организующее звено мусульман России. Одной из самых важных заслуг муфтия Г. Баруди перед всей Россией и в частности перед татарской нацией, была организация активной борьбы с голодом в Поволжье.
Следует отметить, что деятельность Галимджана Баруди сопровождалась постоянными обвинениями в национализме. Царское правительство приписывало джадидизму прежде всего националистический характер и в учебных заведениях нового типа видело угрозу самодержавию. Также и большевики, опасались национализма и отвергали джадидизм, следуя принципу интернационализма.
Джадиды, , не имеющей свою государственность и реальной политической силы, старались осуществить защиту прав своей нации. Являясь защитниками интересов нации, джадиды заботились о будущем татарского народа.
Именно они стремились поставить на качественно новый уровень преподавание в мусульманских учебных заведениях, издавали газеты и журналы на татарском языке, открывали бесплатные публичные библиотеки, создавали различные национальные организации, благотворительные общества.
Г. Баруди был лидером мусульман Поволжья и, борясь за интересы татарского народа, всегда и повсеместно старался поддерживать хорошие отношения с правительством.
Список использованной литературы
Амирханов Р.У. Татарская демократическая печать (1905-1907). - М., 1986. - С. 10.
Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX века. - Казань, 1974. - С. 21, 185.
Мухаметшин P.M. Татары и ислам в XX веке. - Казань, 2003. - С. 65-80.
Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII-XIX веков. -
Казань, 1998;
Юсупов М.Х. Галимджан Баруди. - Казань, 2003. - 206с.
Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. Т. 6. - М., 1960. - С. 454- 459.
Абдуллин Я.Г. Джадидизм, его социальная природа и эволюция. - Казань, 1979;