Календарно-тематическое планирование учебного материала факультатива по краеведению. 7 класс.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
факультатива по краеведению. 7 класс.
Количество недельных часов - 1 , всего - 34 часа
№
п/п
Название темы, урока
Кол-во часов
Примерные сроки
Приме
чания
теория
практич. работы
экскурсии
1) Введение (1)
1.
Что изучает предмет краеведение, цели и задачи курса, источники знаний, географическое положение и величина территории (края, села, города), статус и значение населенных пунктов (административные, экономические, научные, туристические, рекреационные, культурные, культурно-исторические, духовные центры);
1
02-07. 09.13.
2) «Работа с картами и знакомство с основами туризма» (2 часа)
2
Виды карт используемых в краеведении, основы ориентирования, компас, определение азимутов по карте и на местности, технология создания планов местности способами полярной и маршрутной съемки, картосхем, условные знаки;
1
09- 14. 09.
3
Основы туристической техники (установление палатки, укладка вещей, вязание узлов, виды переправ, оказание первой помощи), движение на местности по карте, правила безопасности во время экскурсии;
1
16-21.
09.
3) «Рельеф территории края» (3 часа)
4
Ознакомление с типичными формами рельефа, выявление основных рельефообразующих факторов, сейсмические процессы, действия при землетрясении, изучение происхождения названий форм рельефа, ознакомление с горными породами;
1
23-28. 09.
5
Измерительные работы по картам и на местности (работа с нивелиром), определение высоты холмов, возвышенностей, гор, крутизны склонов, создание изображений различных форм рельефа (рисунок, картосхема, схема, совокупность условных знаков объектов местности и моделирование);
1
30-05.10.
6
Эрозионные процессы антропогенного и природного происхождения на поверхности рельефа и их отрицательные последствия, меры предпринимаемые по их предотвращению, экология территории;
1
07-12.10.
4) «Природные ресурсы края» (2 часа)
7
Выявление и составление перечня природных ресурсов родного края и их значение для развития экономики, ознакомление с полезными ископаемыми и историей открытия месторождений в крае, анализ рекреационных ресурсов;
1
14-19. 10..
8
Ознакомление с месторождениями полезных ископаемых и способами (видами) добычи, ресурсосохраняющие технологии, составление схемы месторождения, карьера, сбор образцов полезных ископаемых, горных пород;
1
21-26. 10.
5) «Погода и климат местности» (3 часа)
9
Выявление климатообразующих факторов, способы наблюдения за погодой (измерение атмосферного давления, температуры воздуха, силы и направления ветра, атмосферных осадков (работа с приборами), графическое изображение этих показателей погоды, по возможности, знакомство с технологией работы ближайшей метеостанции);
1
28-02. 11.
10
Местные признаки изменений в погоде, предсказание погоды (презентация способов), явления погоды принимающие характер чрезвычайных ситуаций, действия человека;
1
13-16. 11.
11
Анализ многолетних наблюдений за изменениями климатических условий и природы края в целом, выявление основных причин изменений (по разным источникам, в том числе, по опыту старожилов), ветроэнергетика, экология воздушного бассейна края;
1
18-23. 11.
6) «Воды края и их использование» (3 часа)
12
Классификация вод на территории края, создание схемы местной гидрографической сети, изучение происхождения названий, использование водных ресурсов, гидроэнергетика, экология вод;
1
25-30. 11.
13-14
Исследование и описание одного водного объекта (реки, родника), исследование и описание озер края (или одного ближайшего озера);
1
1
2-14. 12.
7) «Почвы края» (2 часа)
15
Главные типы почв края, их основные характеристики и значение, изучение почвенных срезов;
16-21. 12.
16
Плодородие местных почв, мероприятия по ее сохранению и востановлению, знакомство с технологией агромелиорации (встреча с работниками и специалистами сельского хозяйства);
1
23-28. 12.
8) «Растительность края и города» (3 часа)
17
Изучение растительности на территории края, определение их типов и уникальных видов растений в них, состояние растительного покрова края, растительность в городе, опыт озеленения в г. Астана и его окрестностях;
1
18
Изучение отдельных видов растений растущих в крае, ознакомление с их полезными и лечебными свойствами;
1
19
Изучение и описание местных растений по гербариям, оформление флористического уголка;
1
9) «Животный мир края» (3 часа)
20
Выявление и изучение животного мира на территории края, определение их групп и уникальных видов животных в них, охрана животного мира;
1
21
Изучение отдельных видов животного мира края, опасные и полезные насекомые, промысловые животные и их значение, казахская национальная охота – искусство беркутчи;
1
22
Посещение музеев природы родного края (встреча с работниками охотобществ, лесхозов), изготовление и развешивание скворечников;
1
10) «Охрана природы и особо охраняемые объекты, территории края и села» (3 часа)
23
Составление списков, фотоальбомов, видеослайдов, видеофильмов о растениях и животных родного края, нуждающихся в защите и охране (презентация работы);
1
24
«Краснокнижные», эндемичные растения и животные родного края и прилегающих территорий;
1
25
Посещение особо охраняемых территорий и объектов (по возможностям) (заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы, зоопарков, ботанических садов, дендрариев, лесхозов), ознакомление с технологиями природоохранной работы в них;
1
11) «Хозяйство края, города» (4 часа)
26
Составление картосхемы расположения значимых промышленных и сельскохозяйствнных предприятий (села, района, города), профессии востребованные на предприятиях и учреждениях края;
1
27
Знакомство с работой промышленных и сельскохозяйственных предприятий (встреча с руководителями и специалистами предприятий);
1
28
Экскурсия на предприятие, знакомство с техникой, технологией и технологическими процессами, знакомство с представителями различных профессий;
1
29
Изучение и описание по разработанному плану наиболее значимого для района, города предприятия, составление схемы производственных связей, по экспорту и импорту в том числе;
1
12) «Краткая история и культура народов, проживающих в крае» (4 часа)
30
Ближайшие археологические памятники, составление схемы древних стоянок, поселений, городищ, курганов, могильников, исследование литературных источников.
1
31
Общественно-исторические, экономические и природные факторы первоначального заселения края, краткая история процесса заселения, освоения и развития территории;
1
32
Культура (народное творчество, традиции, обычаи, обряды, национальная кухня, национальные ремёсла казахского народа и народов проживающих на территории края);
1
33
Выдающиеся люди края, знакомство с биографией и заслугами людей, внесших особый вклад в развитие края, города;
1
13) «Подведение итогов» (1 час)
34
оформление накопленного материала по разделам (их презентация и сдача в школьный краеведческий музей).
15