Деловая игра по теме „Электродуговая сварка во всех пространственных положениях шва“.

Деловая игра на уроках производственного обучения.
Развитие личности не может происходить вне развития ее активности – познавательной, коммуникативной деятельности. Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности обучающихся и обеспечивающих их включенность в межличностное общение и заинтересованность в результатах образовательного процесса, являются ролевые и деловые игры.
Деловые игры, как форма (метод) обучения, относятся к широко применяемым в профессиональных учебных заведениях дидактическим играм. Деловые игры представляют имитацию принятия решений, разыгрывания ролей, разрешения конфликтных ситуаций, вынесения оценок результатов деятельности.
Массовое применение этого типа дидактических игр вызвано двумя причинами. Во-первых, применение деловых игр в значительной степени повышает познавательную активность учащихся. Учащиеся получают и усваивают значительно больше чисто прикладной информации, необходимой для грамотного принятия соответствующих решений. Игра способствует также формированию у учащихся способностей к самооценке, делая ее более объективной
Вторая причина «увлеченности» деловыми играми определяется спецификой требований к работнику. Необходим опыт делового общения в различных жизненных и производственных ситуациях с разными людьми
Наиболее характерными ситуациями деловых игр, применяемых в производственном обучении являются: анализ заданных производственных ситуаций и принятие оптимальных решений организация, технология, контроль, экономика, маркетинг и т.п.; определение (диагностика) дефектов обработки, сборки, регулировки, соблюдения технологических режимов работы оборудования. Такие уроки, реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся, проходят в необычной, нетрадиционной обстановке.
Преимущество деловой игры в том, что она не подменяет традиционные методы обучения, а рационально их дополняет, позволяя более эффективно решать поставленные задачи.
В деловой игре, как правило, принимают участие:
— ведущий (руководитель): комплектует команды, проводит инструктаж, организует ход игры, ставит общие цели каждой команды и цели каждого игрового этапа, осуществляет координацию, а в необходимых случаях и
коррекцию деятельности команд, прилагает усилия для активизации участников игры;
— капитаны, старшие команд: обеспечивают превращение команд в коллективный субъект деятельности, прилагают усилия для созданий в команде творческой атмосферы, обеспечивают активное включение каждого участника игры в творческий процесс в процессе игры;
— информационно-арбитражная группа (ассистент руководителя): ведет сбор и обработку оперативной информации, анализирует ход игры и дает предложения руководителю по оценке ее результатов;
— игроки (члены команд), в задачу которых входит наиболее полная реализация поставленных целей игры.
Руководителем игры является или мастер производственного обучения, или мастер совместно с преподавателем специального предмета. Их позиция и роль в процессе деловой игры многогранны: до игры — они инструкторы; в процессе игры — консультанты, при подведении итогов — главные судьи и руководители заключительной дискуссии.
В качестве примера предлагаю рассмотреть деловую игру по теме “Электродуговая сварка во всех пространственных положениях шва ”.
Технологическая схема деловой игры обычно включает три этапа:
— этап подготовки — разработка сценария, в содержание которого входят цел и задачи. На этом этапе определяется режим игры, выдаются необходимые для игры материалы, инструкции, сообщаются правила игры, даются участникам игры необходимые предварительные консультации;
— этап проведения — групповая (или бригадная, командная) работа над выполнением игрового задания: работа с источниками, тренинг, «мозговой штурм», внутрикомандные и межкомандные дискуссии, защита результатов, работа арбитров;
— этап анализа — выступления экспертов и арбитров, обмен мнениями, защита участниками игры своих решений и выводов. В заключение ведущий констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки и недостатки, формулирует окончательный итог проведенной игры.
План – конспект
деловой игры по теме „Электродуговая сварка во всех пространственных положениях шва“.
Цель:
Обобщение, активизация и закрепление знаний и умений учащихся, приобретенных при освоение темы „ Электродуговая сварка во всех пространственных положениях шва “.
Развитие у учащихся таких качеств как соперничество, сотрудничество, работа в группе.
Практическое применение полученных знаний, планирование хода действий.
Ход мероприятия:
I. Организационная часть. (5мин.)
Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, объявляется ее программа
Оборудование:
Компьютер, проектор, компьютерная презентация, плакаты «Дефекты сварных швов», «Трансформаторы», «Выпрямители», сварочные транс форматоры ТД-500, инструмент сварщика.
II Подготовка к проведению деловой игры.(5мин.)
Учащиеся разбиваются на три группы (по 4 человек).
Группам участников предлагается дать название бригаде и выбрать бригадира.
Для активной деятельности учащихся за правильные ответы или дополнения жюри выставляют соответствующие баллы, которые на протяжении всего мероприятия заносятся в таблицу, нарисованную на доске.
Участники и действующие лица:
Ведущий, три команды, три члена жюри.
Главным действующим лицом (ведущий), которое задает ритм и ход игры, является мастер производственного обучения, его роль в игре – предприниматель, которому необходима бригада электросварщиков для проведения сварочных работ.
III. Проведение игры (30 мин.)
Суть игры состоит в следующем:
Предпринимателю для изготовления металлического каркаса, будущего ангара, необходима бригада электросварщиков. Но прежде чем выбрать бригаду для выполнения работы, каждой из бригад нужно будет выполнить предложенные задания.
Первый тур: «Вопрос – ответ»
Предприниматель предлагают бригадам пройти проверку имеющихся знаний, что бы удостоверится, что здесь работают настоящие специалисты.
Предлагается 10 вопросов. Команды отвечают по очереди, в случае незнания правильного ответа или неполного ответа предоставляется возможность ответить
или дополнить другой команде и получить дополнительные очки.
Вопрос 1: Определите, какие из перечисленных марок сталей
для 1 группы - свариваются хорошо
для 2 группы – свариваются удовлетворительно
для 3 группы – свариваются ограниченно
Ответ:
1 - 15Х, 18ХГТ,БСТ3кп, СТ4
2 – 20ХН4ФА, БСТ5пс, 25ХГТ,
12Х2Н4А
3 – 30ХМ, 40ХГТР, 35Г2, 40
Вопрос 2: Из представленного оборудования назвать источники питания постоянного тока.
Ответ: 2 – Инвертор, 3- сварочный выпрямитель, 4- сварочный проебразователь, 5-сварочный агрегат
Вопрос 3: На каком из представленного оборудования дуга будет гореть менее устойчиво.
Ответ: 1 – трансформаторе
Вопрос 4: Какими из перечисленных электродов можно сваривать как на переменном, так и на постоянном токе?
Ответ: Э46 – АНО-4-3 – УД , Э46 – МР-3-3 – УД Э46 – ОЗС-12-3 – УД
Е432(3) – Р21 Е431(3) – РБ23 Е430(3) – Ц12
Вопрос 5: Изделие, сваренное каким электродом можно будет эксплуатировать при низких температурах до - 400 и будет содержать небольшое количество оксидов железа.
Ответ: Э42А – УОНИИ-13/45-2 – УД
Е412(5) – Б20
Вопрос 6: Какой из перечисленных дефектов является следствием следующих причин:
Для 1 группы – быстрое охлаждение шва, влажные электроды, загрязнения кромок ржавчиной, маслом.
Для 2 группы – неустойчивость режима сварки, неточное направление электрода.
Для 3 группы – большой сварочный ток, неправильный наклон электрода, излишне длинная дуга.
Ответ:
1 –поры
2- неравномерная форма шва
3 – наплыв
Вопрос 7: Кто имеет право присоединять и отсоединять электросварочное оборудование
Ответ: Электротехнический персонал.
Вопрос 8: Какую полярность применяют при сварке деталей, требующих большего подвода теплоты для прогрева кромок.
Ответ: Прямую.
Вопрос 9: Какой номер светофильтра необходимо применять при сварке на токе 105А?
Ответ: С5
Вопрос 10: Предложите порядок наложения сварных швов при сварке узла
строительной фермы, изображённой на рисунке, с учётом снижения
напряжений и деформаций после сварки.
Ответ:
Второй тур «Профессиональные навыки»
Предприниматель предлагают бригадам пройти проверку имеющихся у них навыков электросварщика. Для этого каждому участнику из бригад выдаётся задание, 2 пластины из низкоуглеродистой стали, толщиной 4 мм, электроды марки МР-3 диаметром 3мм. и 4мм.
Практическое задание: Выполнить сварку пластин с одной стороны вертикальным швом, с другой стороны в горизонтальном положении шва.
Критерии качества сварного шва: - равномерность шва по ширине и высоте
- чешуйчатость шва
- наличие подрезов
Максимальное количество баллов за практическое занятие - 25
IV Подведение итогов деловой игры. (5мин.)
После подсчета комиссией всех правильных ответов групп, слово дается мастеру(предприниматель), который подводит итоги всей проделанной ребятами работой, объявляя свое решение, с какой бригадой он будет сотрудничать. предприниматель делает свой выбор в пользу той бригады, набрала наибольшее количество очков.
После окончания деловой игры необходимо поблагодарить всех ее участников