Конспект урока Что у нас над головой


Урок Тема: Что у нас над головой?
Цели деятельности учителя Формировать представления о дневном и ночном небе, элементарные сведения о солнце и облаках, луне и звездах
Тип урока Решение частных задач
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем; моделировать форму солнца и форму созвездий; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): регулятивные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; познавательные – активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Методы и формы обучения Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная
Образовательные ресурсы Кубик, тарелка, мяч, фигурки кукол, темные защитные очки; пластилин
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы совзаимо-действия Универсальные учебные действия Промежу-точный контроль
1 2 3 4 5 6 7
I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению учебного материала Проверяет готовность обуча-ющихся к уроку, озвучивает тему и цель урока, создает эмоциональный настрой Слушают и обсуждают тему урока Фронтальная Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника Устный опрос
II. Актуализация знаний
Беседа по теме «Что у нас над головой?»
Проводит беседу по вопросам:
– Утром идет Муравей Вопросик в школу и думает: «А что у меня над головой?» Ответьте ему, ребята.
Со́лнце (астр. ☉) — единственная звезда Солнечной системы. Вокруг Солнца обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, карликовые планеты и их спутники, астероиды, метеороиды, кометы и космическая пыль. Солнечное излучение поддерживает жизнь на Земле (свет необходим для начальных стадий фотосинтеза), определяет климат.
Солнце светит почти белым светом, но прямой свет Солнца у поверхности нашей планеты приобретает некоторый жёлтый оттенок из-за более сильного рассеяния и поглощения коротковолновой части спектраатмосферой Земли (при ясном небе, вместе с голубым рассеянным светом от неба, солнечный свет вновь даёт белое освещение).
Приложение 1
– А у Вопросика опять вопрос: «Небо, солнце и облака – всё это мы видим днем. А кто знает, каким становится небо поздно вечером и ночью? Что на нем можно увидеть?» Отвечают на вопросы:
– Небо, солнце, облака.
– Звезды и луну Фронтальная
Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о дневном и ночном небе, созвездиях, солнце; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов, стихотворений, рассказов, сказок) Устные ответы
III. Изучение
нового материала Обсуждение иллюстраций (с. 18–19 учебника). – Мудрая Черепаха просит посмотреть на изображение солнца и подумать, какую форму оно имеет. (Показывает ребятам три предмета: кубик, тарелку, мяч.) Хотя мы видим в небе круг, на самом деле Просматривают презентацию Фронтальная Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; логические – дополнение и расширение имеющихся знанийУстные ответы
Моделирование
из пластилина формы солнца.
Физкультминутка
(Приложение 1).
Работа по учебнику и атласу-определи-телю (с. 19) солнце – шар. Соедините в учебнике стрелкой предмет, на который похоже солнце.
Поясняет задание, помогает выполнить модели, осуществляет индивидуальный и выборочный контроль, организует беседу:
– Чем ваша модель похожа на настоящее солнце? Чем отличается от него?
Проводит физкультминутку.
Показывает картинку с изображением созвездия Большой Медведицы и рассказывает
о ней (Приложение 2) Выполняют задание, отвечают на вопросы.
Выполняют упражнение
Индивидуальная.
Фронтальная Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; логические – анализируют объект, выделяют главное.Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; логические – анализируют объект, выделяют главное.Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя Самостоятельное задание, устные
ответы.
Устные ответы
IV. Первичное осмысление и закрепление Выполнить задания 1, 2 в рабочей тетради (с. 10) Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания Выполняют задания в рабочей тетради Индивидуальная Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения Проверка заданий в рабочей тетради
Личностные: проявляют интерес к новому учебному матери-алуV. Итоги урока. Рефлексия Обобщить полученные на уроке сведения и определить
свое эмоциональное состояние на уроке Проводит беседу по вопросам:
– Что нового вы узнали о Солнце? Что можно увидеть на небе ночью? С каким созвездием мы познакомились? Отвечают на вопросы.
Определяют
свое эмоциональное состояние на уроке Фронтальная Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Оценивание учащихся
за работу на уроке
VI. Домашнее задание Выполнить задание: собрать разные камешки на улице Объясняет домашнее задание Запоминают домашнее задание Индивидуальная Приложение 1

Приложение 2
Физкультминутка
Очень трудно так стоять –
Ногу на пол не спускать.
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться