Конспект урока окружающего мира по теме Что у нас над головой? (1класс)


МКОУ «СОШ ИМ.П.П.ГРИЦАЯ СТ.СОЛДАТСКОЙ»
ПРОХЛАДНЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
КАБАРДИНО- БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Конспект урока окружающего мира в 1 классе на тему: « Что у нас над головой»
Педагог: _Яковлева Н.И.
Автор учебника (программы): А. А. Плешаков
Класс (группа, возраст): 1 класс 7 лет
Тип урока (занятия): изучение нового материала.
Цель: уточнить знания детей о дневном и ночном небе
Задачи:
Образовательная: дать первоначальное представление о том, что у нас над головой, познакомить с созвездием Большой Медведицы.
Научить правильно, передавать форму и цвет солнца; формировать умение работать с учебником.
Развивающая:  развивать речь, внимание, логическое мышление, любознательность, наблюдательность, умение делать выводы.Воспитательная: воспитывать любовь к природе.
УУД, формируемые на уроке (занятии):
Предметные: усвоить, что Солнце — огромный пылающий шар, что облака состоят из мельчайших капелек воды, различать виды облаков
   Метапредметные:  готовность слушать собеседника и вести диалог.
Личностные:целостный, социально ориентированный взгляд на мир. Наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Большой Медведицы.
Оборудование и технические средства обучения:
Куб, тарелка, мяч (у учителя).
Компьютер.
Проектор.
Экран.
Конверт с загадками (у учителя).
Учебник “ Окружающий мир” А. А. Плешакова 1класс, и рабочие тетради к учебнику
Атлас-определитель “От земли до неба”.
Наглядные пособия: Виды облаков
Ключевые слова: Солнце, Звёзды, облака, созвездие Большой Медведицы
Рабочие материалы для обучающихся (воспитанников): Учебник для 1 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова; рабочая тетрадь на печатной основе(у каждого ученика).
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Приветствие.
На уроке я сижу, Не шумлю и не кричу. Руку тихо поднимаю, Если спросят – отвечаю. 
2) Проверка готовности учащихся к уроку.
Прежде чем начать урок, проверим, все ли у нас готовы к уроку, умеете ли вы навести порядок на столе, аккуратно и удобно разложить все принадлежности.
II. Самоопределение к деятельности
Учитель: О чём мы говорили на прошлом уроке? (познакомились с государственными символами, говорили о малой родине(ст.Солдатской) и о народах населяющих нашу страну)
Кто помогал нам составлять вопросы? (Муравьишка Вопросик и Мудрая Черепаха).
1) Беседа.
Учитель: Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха вновь пришли к нам на урок.
Ребята, а что на голове у Муравьишки? (Муравьишка надел колпак). СЛАЙД 2
Кто носит такой колпак? (Звездочет).
Сегодня Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают нам совершить путешествие на ракете.
Учитель: К запуску ракеты приготовиться!Далекие звезды на небе горят.
Зовут они в гости ребят и девчат.
Собраться в дорогу недолго для нас. И вот мы к полету готовы сейчас.
-Пять, четыре, три, два, один. Пуск! 
Мы взлетаем. Ракета уносит нас далеко от Земли.
Мудрая Черепаха прихватила с собой конверт с загадками. Если вы отгадаете одну из них, то узнаете, куда мы летим.
2) Разгадывание загадок. СЛАЙД 3-5
Кто-то утром не спеша            
Надувает желтый шар,
А как выпустит из рук-
Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)
Светит, сверкает,
Всех согревает. (Солнце)
Украшал ночную синь серебристый апельсин,
 А прошла неделя только – от него осталась долька.
 (Месяц)
В чёрном небе до зари
 Тускло светят Фонари.
 Фонари - Фонарики
 Меньше, чем комарики. (Звезды)
Где находится небо и солнце (вверху т.е над головой).
Кто скажет, о чём мы будем говорить во время нашего путешествия? Во время путешествия мы поговорим о том, что у вас над головой (сообщение темы урока). СЛАЙД 6
III. Изучение нового материала.
1.Что такое Солнце?
Посмотрите на солнышко и предметы у меня на столе. (Учитель показывает 3 предмета: кубик, тарелку, мяч). На что Солнышко точно не похоже? (на кубик) Остались тарелка и мяч. Поднимите руки те, кто считает, что солнце похоже на тарелку. А теперь поднимите те, кто считает, что похоже на мяч. Какую геометрическую фигуру имеет тарелка? (форму круга). А какую мяч? (форма шара). Какую все-таки форму имеет солнце: круга или шара? Мнения разделились, давай-те обратимся к Мудрой Черепахи.
Мудрая Черепаха Видеоролик о солнце СЛАЙД 7
хотя мы видим на небе круг, на самом деле, солнце – это шар.
- Чтобы запомнить, изготовим модель Солнца.
- Модель – это предмет, изображающий другой предмет.
- Посмотрите на парту. Как вы думаете, какой материал нам сейчас пригодится?
- Пластилин, какого цвета мы будем использовать? (желтый, оранжевый, красный)
Правильно солнце бывает жёлтого, оранжевого, а при закате солнце алого цвета, то есть красного
2.Практическая работа (дети лепят модель солнца под музыку «черепаха и львенок»)
- Поднимите модели Солнца высоко над головой.
Мудрой Черепахи понравились ваши «солнышки». Молодцы! Вы хорошо потрудились!
Чем ваша модель похожа на Солнце, а чем отличается от него.
- Наши «солнышки» маленькие, а какое по размеру Солнце на самом деле? (предположения детей).
3.Просмотр отрывка из мультфильма «Лунтик. Выше солнца» СЛАЙД 8
 А можем ли мы долететь до Солнца? Почему?
Оно находится очень далеко, оно очень горячее.
Ребята, а друг Лунтика – Кузя - решил перепрыгнуть Солнце. Посмотрим - получится ли у него это сделать. Отрывок из мультфильма.
- Почему у Кузи не получилось? (Солнце находится очень далеко, до него даже долететь невозможно).
- Значит Солнце – это не просто шар, а огромный шар.
- Молодцы!
- Ребята, Муравьишка - Вопросик хочет что-то спросить у Солнышка. Что же он спрашивает?
СЛАЙД 9
Солнышко – веселышко,
Ты такое теплое!
Солнышко – веселышко,
Ты такое доброе!
Почему же,
Хоть чуть- чуть,
На себя не дашь взглянуть.
- Давайте попытаемся ответить на этот вопрос.
- Почему мы не можем смотреть на Солнышко? (Оно горячее, раскаленное, пылающее)
- Значит солнце не просто огромный шар, а огромный пылающий шар. Кто сможет повторить, что такое Солнце?
- Муравьишка собирается посмотреть на Солнышко, но мы должны его остановить и объяснить, почему этого делать нельзя. Почему нельзя смотреть на Солнце? (можно испортить зрение)
- Ребята, но ведь люди очень умные, и они придумали аксессуар, который позволяет, защитить наши глазки от яркого Солнца. О каком предмете я говорю?
- Наша Черепаха - Мудрая посмотрите на нее, она уже надела солнцезащитные очки. СЛАЙД 10
- К какому выводу мы пришли?
- Смотреть прямо на солнце нельзя, можно испортить зрение. Нужно носить солнцезащитные очки.
Учитель: Наша ракета, а вместе с ней и мы продолжаем свое путешествие.
IV.Физминутка.А сейчас мы с вами дети
Полетаем на ракете.
На носочки поднялись,
Руки вверх и потянись.
Один, два, три, четыре
Вот летит ракета ввысь!
- Отдохнули, молодцы! Наша ракета продолжает полет.
V.Продолжение работы по теме урока
1.Что такое облака?
Ребята, если мы опять посмотрим в иллюминаторы, то что же мы можем наблюдать еще на дневном небе ? (Облака облака.- А как вы думаете, что такое облако? (предположения)
- Сейчас мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос.
- Кто из вас видел, что происходит с водой, когда она закипает, например, в чайнике? (превращается в пар)
- А водяной пар- это мельчайшие капельки воды.
- В окружающем нас воздухе повсюду присутствуют крошечные капельки воды, а не только над чайником. Они настолько малы, что наш глаз их не видит. Но как только воздух охлаждается, эти частицы начинают сливаться друг с другом в более крупные капельки. Так и образуются облака.
- Кто же мне может теперь сказать, из чего состоит облако? (из мельчайших капелек воды).
Облако - это множество мелких капель воды, поднятых вверх теплым потоком воздуха. Нет двух похожих облаков, они постоянно меняют свою форму. Часто облака образуют фигуры, похожие на людей, животных, сказочных героев. Одни из них напоминают большие кучи ваты, это кучевые облака.
Учитель: Нет двух похожих облаков, они постоянно меняют свою форму. Часто облака образуют фигуры, похожие на людей, животных, сказочных героев.
Наблюдение за облаками
СЛАЙД 11-17
- Облака бывают разные, т.к. они находятся на разной высоте от Земли и имеют разную форму. По форме и расположению облаков на небе можно предсказывать погоду.
2. Работа в рабочих тетрадях (к учебнику А. А. Плешакова “Окружающий мир ”).
Откройте тетради на с.10 и посмотрите на картинки. Найдите кучевые облака и рядом с ними закрасьте кружочек. Другие облака расположены слоями - это слоистые облака. Закрасьте рядом с ними кружочек. Третьи напоминают перья - это перистые облака. (Все эти облака дети находят на рисунке и показывают пальчиком.)
- А какие облака вы видите на доске? (Кучевые)

Учитель: Молодцы, ребята! С работой справились.
3.Знакомство с Луной и звёздами
Разгадывание загадок. СЛАЙД 18-19
Ребята, Муравьишка Звездочет и Мудрая Черепаха приготовили загадки.
Рассыпалось ночью зерно,Глянули утром – нет ничего.
(Звезды).
В голубой станицеДевица круглолицаНочью ей не спится-В зеркало глядится.
(Луна).
Муравьишка и Мудрая Черепаха предлагают вам полюбоваться красотой ночного неба
Слайды
Учитель: Что вы можете рассказать о звездном небе? (Оно яркое, красивое, таинственное, сказочное).
4. Знакомство с созвездием Большой Медведицы.(работа с учебником)
Из какого ковша Не пьют, не едят,А только на него глядят?
Ответ на загадку находят по учебнику с помощью учителя.
Учитель: Найдите в левом верхнем углу страницы рисунок. Что вы на нем видите? (Медведицу).
Эта Медведица живет высоко-высоко в небе. Вы, наверное, хотите узнать, почему?
Усаживайтесь поудобнее, и я расскажу вам древнюю сказку, послушав которую, вы ответите на этот вопрос.(Рассказывание сказки учителем о Каллисто и ее сыне-охотнике Аркасе).
У этой медведицы длинный хвост, потому что её тянули за хвост на небо. Это не просто медведица, а красавица по имени Каллисто! Злая волшебница превратила её в медведицу. Сын Каллисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но добрый волшебник спас её: схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие.
Учитель: Обратите внимание на рисунок в учебнике, сколько ярких звезд в созвездии? (Семь).
Какую фигуру образуют эти звезды? (Ковш).
Сравнение ковша и созвездия Большая медведица СЛАЙД 20
5.Работа в рабочих тетрадях (к учебнику «Окружающий мир» А.А.Плешакова)
Соединить линиями на рисунке точки так, чтобы получился ковш Большой Медведицы. Проверьте себя по учебнику.

Понаблюдайте вечером с родителями за ночным небом и постарайтесь найти это созвездие.
VI. Рефлексия и итог урока. СЛАЙД 21-23
Молодцы, Муравьишка и Черепаха довольны вашей работой и предлагают вернуться домой на Землю!
Учитель: К приземлению приготовиться!Дети: Есть приготовиться!Учитель: Приглушить моторы!Дети: Есть приглушить моторы!Учитель: Разъединить контакты!Дети: Есть разъединить контакты! (Хлопок в ладоши).Учитель: Отстегнуть ремни!Дети: Есть отстегнуть ремни! (Имитируют движение).Учитель и Дети: 5, 4, 3, 2, 1. (Хлопают в ладоши).Учитель: Полёт окончен!
Во время путешествия вы узнали о том, что у нас над головой.
Что же? (Ответы детей).
Что нового мы сегодня узнали о Солнце?
Солнце- это огромный пылающий шар, находящийся от земли очень далеко. Смотреть прямо на солнце нельзя, можно испортить зрение. Нужно носить солнцезащитные очки.
У вас на столах лежат пластилиновые солнышки, возьмите остренький карандаш и оцените своё настроение на уроке при помощи смайликов
Закончен урок и выполнен план,
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
Что на уроке вы не ленились!
Литература:
Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2015
Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2015
Окружающий мир 1 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова/ авт.-сост. Т.Н.Максимова. – Москва: Вако, 2012
Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся нач.кл. – М.: Просвещение, 2000