Конспект открытого занятия Азбука театра


Департамент образования
администрации г.Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Центр развития детей и юношества «Досуг»
Конспект открытого занятия
по программе дополнительного образования
«Театр и дети»
Тема: «Азбука театра».
Автор-составитель:
Федосеева О.Л.
Категория: не имею
Должность: педагог дополнительного образования детского клуба «Шанс»
г. Нижний Новгород
2015 год
План-конспект занятия.
ФИО педагога: Федосеева Ольга Львовна.
Название и направление деятельности коллектива: «Затейник», художественное (театр).
Название программы: Дополнительная общеобразовательная программа «Театр и дети».
Место учебного занятия в программе: раздел – введение в образовательную программу.
Тема занятия: «Азбука театра».
Место проведения: в рамках городского фестиваля открытых занятий и мероприятий «Новые вершины».
Дата и время проведения: ____________________________________.
Краткая характеристика группы: 9 -10 лет, 10 - 12 человек
Цель: формирование представления о театральном искусстве; раскрытие творческих способностей детей.
Задачи: Образовательные:
- познакомить с понятием «театр», театральными терминами.
- познакомить с театрами Нижнего Новгорода.
Развивающие:
- способствовать развитию речевого аппарата с помощью артикуляционной гимнастики;
- способствовать развитию внимания и координации движений, с помощью упражнений и игр.
Воспитательные:
- сформировать положительный и психологический климат в детском коллективе.
Материалы и оборудование:
- для детей: стулья.
- для педагога: ноутбук, проектор для показа слайдов презентации.
Тип занятия: комбинированное занятие.
Форма занятия: учебное занятие.
Методы, используемые на занятии: репродуктивный (воспроизведение), словесный (объяснение), метод упражнения, метод игры.Дидактические средства: мультимедийная презентация.
План занятия.
Организационный этап – 1 мин.
Подготовительный этап – 3 мин.
Основная часть – 35 мин.
Новый материал. Введение в тему. Викторина «Знатоки театра» – 10 мин.
Практическая часть. Артикуляционная гимнастика, упражнения на координацию движений – 15 мин.
Творческая часть. Постановка сказки – 10 мин.
4. Итоговый этап – 1 мин.
Ход занятия.
Этап занятия. Задача этапа Основная деятельность педагога. Прогнозируемая деятельность обучающихся.
1.Организа-ционное начало учебного занятия Сообщение темы занятия. Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие. - Здравствуйте, ребята. Проходите, садитесь на стулья.
Я рада вас приветствовать. Меня зовут Ольга Львовна.
Вот и вечер – волшебник лукавый зажигает украдкой свечу,Долгожданная встреча настала, вас в театр пригласить я хочу.Театр – это шутки и краски, это жизнь, это свет и мечта,Это драмы, комедии, сказки, это праздник души без конца.
Тема сегодняшнего занятия «Азбука театра» (слайд№1).
- Сегодня ребята, мы окунёмся в удивительный мир театра.
Как вы понимаете, что такое театр?
Дети заходят в кабинет. Садятся на стулья.
Ответы детей
2.Подготови
тельный этап. Знакомство с понятием «театр».
Театр – это не только красивое здание, это особый вид искусства, который зародился в Древней Греции около двух с половиной тысяч лет назад. Само слово «театр» греческое ТЭАТРОН, означает «место для зрелищ».
Как же возникло это искусство?
Греки верили во многих богов, но более всего почитали Диониса, бога плодородия и вина. В честь Диониса весной устраивали празднества, во время них разыгрывалась сцена – это были первые театральные представления. Позднее появились и специальные произведения для театра – пьесы.
Театр — это синтез всех искусств, он включает в себя музыку, танец, живопись, архитектуру и другие.
Основным средством выразительности является актёр, который через действие, используя разные театральные приёмы и формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене.
При этом актёром не обязательно должен быть человек. Это может быть кукла или какой-либо предмет, управляемый человеком.
В театре работает дружный и творческий коллектив, благодаря которым создаётся спектакль, и мы спешим, увидеть мир который они создают, пробуждая человеческие чувства.
Наш город считается театральным, так как у нас есть много театров разных жанров и направлений, но в каждом из них есть единые правила поведения, которые должны соблюдать зрители.
Я, уверена, что вы их знаете. Вот об этом сейчас мы и поговорим. Дети слушают педагога.
3.Основная часть
3.1. Введение в тему. Викторина «Знатоки театра». Знакомство с новым материалом. Воспитывать культуру поведения в театре.
Знакомство с театральными терминами.
Знакомство с театральными профессиями
Знакомство с театрами Нижнего Новгорода


Я, предлагаю вам поучаствовать в викторине «Знатоки театра» (слайд № 2).
Внимание на экран, вы видите пустые строчки, в которых спрятаны слова, если такой ответ есть, то строчка откроется.
Первый раздел «Театральный этикет» (слайд № 3).
Что можно и что нельзя делать в театре?
Опаздывать нельзя, при прохождении на своё место, можно помешать другим людям, смотреть спектакль.
Не мешать смотреть спектакль сидящим рядом зрителям, не задавать вопросов, комментировать, подпевать.
Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Нельзя во время спектакля перешептываться, разговаривать по сотовому телефону.
Не рекомендуется приносить в зал шоколад, бутерброды, яблоки. Если вы не успели перекусить – в театре есть буфет.
Нельзя бегать между рядами кресел и в фойе театра.
Приходить в опрятном виде, снимать головной убор, правильно проходить к своему месту.
Как правильно пройти на своё место в середину ряда, если другие места уже заняты?
Молодцы, сразу видно, что в театр вы ходите, правила знаете и соблюдаете.
Посещение театра – это праздник души. Чтобы не омрачать его ни себе, ни другим, следует соблюдать правила и этикет. В основе их лежит уважение к публике, пришедшей посмотреть спектакль, и внимание к актерам.
А, мы переходим ко второму разделу, я вам буду задавать вопросы, а вы попробуйте на них ответить.
Второй раздел «Театральный словарь» (слайд № 4).
Как называется перерыв между действиями спектакля?
Форма выражения благодарности артистам.
Объявление о представлении, спектакле.
Как называется полотно, закрывающие сцену от зрительного зала?Как называется место в театре, где происходит театральное действие?
Что предупреждает зрителей о начале спектакля?
(звучит звонок).
Вы слышите звонок, значит следующий урок.
Третий раздел «Театральные профессии» (слайд № 5).
Люди каких профессий работают в театре?
- кто занимается постановкой спектакля?
- кто играет роли?
- кто подбирает и шьет театральные костюмы?
- кто гримирует артистов?
- кто делает декорации к спектаклям?
- кто напоминает слова во время спектакля?
Как я говорила, что в нашем городе много театров, вспомните, какие вы знаете, в каких вы бывали и следующий раздел викторины театры Нижнего Новгорода.
.
Четвёртый раздел «Театры Нижнего Новгорода» (слайд № 6).
Нижегородский государственный академический театр драмы им. М. Горького.
Нижегородский государственный академический театр оперы и балета им. А.С. Пушкина.
Театр Юного Зрителя.
Театр Комедии.
Нижегородский государственный академический театр кукол.
Детский театр «Вера».
А теперь фотоконкурс «Театральный Нижний»
(слайды № 7 - 12).
Назовите, какие театры изображены на слайдах.
Наша викторина подошла к концу. Каждый из вас сумел продемонстрировать свои знания о театре. Все молодцы!
Но, а мы продолжаем и сейчас у вас есть возможность попробовать себя в роли актёров.
Скажите, ребята, какими выразительными средствами должен в совершенстве обладать актёр, чтобы сыграть свою роль на сцене?
Правильно! При помощи этих выразительных средств, актер может передать характер персонажа.
И сейчас мы переходим к практическим упражнениям.
Дети смотрят на экран.
Отвечают на вопросы.
не опаздывать.
не мешать
не разговаривать
не есть
не бегать
соблюдать этикет
лицом к сидящим
Антракт
Аплодисменты
Афиша
Занавес
Сцена
Звонок.
Ответы детей.
Режиссёр
Актёр
Костюмер
Гримёр
Декоратор
Суфлёр
Ответы детей
Театр драмы
Театр оперы и балета
ТЮЗ
Театр комедии
Театр кукол
Театр «Вера»
Дети называют
Ответы детей:
Речь, голос, мимика и т.д.
3.2.Практическая часть. Выполнение упражнений на: дыхание, артикуляцию, внимание, координацию движений.
Охрана здоровья детей.
Развивать речевой аппарат.
Развивать внимание и координацию движений.
Развивать воображение, творческие способности. Физкультминутка.
Игра «Весёлые мартышки».
Мы — веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках
И друг другу даже язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
Оттопырим хвостик, ушки на макушке.
Шире рот откроем, гримасы все состроим.
Как скажу я цифру 3, —
Все с гримасами замри!
Ну, вот мы с вами отдохнули, продолжаем занятие.
Чтобы легко управлять своим голосом, нам необходимо разогреть речевой аппарат. Давайте вспомним, из чего состоит речевой аппарат?
Правильно, все эти органы участвуют в формировании звука.
Попробуйте без участия языка сказать: «Добыл бобыль бобы».
Видите, что получилось? Ничего не понятно.
А теперь попробуйте сказать то же самое без участия губ.
Опять ничего не понятно. Значит, какой можно сделать вывод?

В формировании звука должны быть задействованы все органы речевого аппарата. И чтобы он активно работал, для этого существует специальные упражнения на дыхание, артикуляцию, дикцию.
Артикуляционная гимнастика.
Итак, сядьте ровно, руки положите на живот и представьте, что там находится воздушный шарик, который мы будем надувать.
Упражнение на дыхание:
«Шарик» - вдох шарик (живот) надуваем, выдох - сдуваем.
«Свечка» палец перед ртом, выдох задуть свечку.
Упражнения на артикуляцию:
Разработка щек.
1) «Полоскание» – надувание и втягивание обеих щек одновременно.
2) «Шарик» – перегонка воздуха из одной щеки в другую, затем под верхнюю губу и под нижнюю.
Разработка губ.
1) «Улыбка – хоботок» – зубы сомкнуты, улыбнуться с напряжением, обнажив зубы, затем с напряжением вытянуть губы вперед трубочкой.
2) «Мельница» – вверх, вниз, в стороны, круговые, зубы всегда сомкнуты.
Разработка языка.
«Чистим зубки» – облизать языком зубки.
«Укол» - языком укалывать то в правую щеку, то в левую.
Речевой аппарат мы с вами разогрели, можно проговорить скороговорки. Какие вы знаете?
Попробуйте проговорить свою скороговорку в быстром темпе, в определённом настроении: весело, грустно и т.д.
Говорить быстро и четко, это очень хорошо, но еще необходимо громко, а иногда тихо.
Проговорите скороговорку «От топота копыт, пыль по полю летит». Если я руку буду поднимать вверх - вы говорите громко, если вниз - тихо.
Молодцы, пора переходить к следующим упражнениям.
Упражнения на внимание и координацию движений.
Упражнение «Повторяй за мной».
Я буду хлопать в ладоши ритмические фразы, а вы повторяйте за мной.
Упражнение «Хлопки».
Ребята, будьте внимательны. Если я хлопну один раз, вы должны ходить, два раза хлопаете в ладоши, три раза приседаете, четыре подпрыгните один раз, пять останавливаетесь.
Упражнение «Пять скоростей». 
«Нам предстоит сейчас превратиться в людей, у которых есть только пять скоростей движения. Первая скорость – самая медленная. При второй – темп чуть-чуть ускоряется. Третья скорость – это обычный, повседневный темп каждого из вас. Четвертая скорость – это ускоренный темп. Пятая скорость – почти бег.
Я называю скорость, а вы пытаетесь практически освоить ее.
Упражнение «Прогулка».
Отправляемся на прогулку. Заходим в лес. Дышим свежим воздухом. Идём по тропинке, друг за другом. Впереди бревно, перешагиваем его. Идём дальше высокая трава, поднимаем ноги высоко. Выходим на поляну, гуляем, цветы собираем. Видим, бабочки летают, ловим их, на ладошку сажаем, любуемся, отпускаем и глазами провожаем. Пока гуляли, на болото попали, ноги вязнут, и помогаем руками вытащить ногу из трясины. Болото позади к озеру пришли, стали купать и нырять. Вдруг нахмурилось небо и покапал дождик, потом дождь стал сильней, молния сверкнула и все напугались и начался ливень. Пора возвращаться домой, быстрыми шагами пошли, впереди болото, с кочки на кочку его проскочили, выходим на полянку, пробежали по извилистой тропинке тут и дождик закончился. Выглянуло солнышко, всем стало весело и хорошо. Вот такая история с нами произошла.
Как вы догадались, это было упражнение на воображение и координацию движений и с этим заданием вы тоже справились. Присаживайтесь на свои места.
Дети играют.
Ответы детей: губы, зубы, небо, язык.
Дети пробуют.
Дети отвечают.
Дети выполняют упражнения за педагогом.
Ответы детей
Называют
Быстро говорить.
Дети выполняют упражнение
Дети выполняет упражнения по сигналу педагога.
Дети слушают рассказ педагога и изображают мимикой и жестами.
3.3. Творческая часть.
Постановка сказки.
Вызвать интерес детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (голоса, жестов, мимики, движений и др.) В каждом театре есть творческие мастерские, в которых молодые артисты пробуют новые роли, в разных жанрах: в трагедии, в комедии, а также в сказке. Давайте представим, что у нас здесь тоже творческая мастерская. И сейчас мы с вами разыграем импровизированную сказку.
Что, нужно сделать, чтоб спектакль состоялся?
Правильно, выбираем сказку, распределяем роли, учим слова, репетируем и показываем спектакль зрителям.
Театр – экспромт (приложение №2).
Дети получают роли и принимают участие в сказке.
Надо выбрать сказку, найти героев, текст.
Дети разыгрывают сказку.
4. Итоговый этап.
Анализ занятия, Подведение итогов. Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

- Молодцы, ребята, браво! Сыграли здесь вы все на славу.
Спасибо! Надеюсь, вам было интересно.
Как вы думаете, получился у нас спектакль?
Что можно было добавить, чтобы спектакль был ярче, интереснее.
Дома или в школе вы тоже можете организовать театр – экспромт со своими родными или друзьями. А костюмы и декорации можно сделать самим.
Наше занятие окончено.
- До свидания! До новых встреч! Декорации, костюмы.
Список литературы:
Ю. Алянский «Азбука театра» Издательство: Детская литература ISBN: 5-08-000276-Х Год: 1990 .
И.А. Горяева «Первые шаги в мире искусства» Издательство: Издательство Просвещение 2014г.С. В. Гиппиус Актерский тренинг. Гимнастика чувств, Прайм-Еврознак, 2007 г.
Детская энциклопедия «Я познаю мир».
Фото из интернета. 
Приложение.
Театр – экспромт «Сказка Теремок».
Стоит в поле теремок (Скрип-скрип!).  Бежит мимо мышка-норушка (Ух, ты!), увидела мышка-норушка (Ух, ты!) теремок (скрип-скрип), остановилась, заглянула внутрь, и подумала мышка (Ух, ты!), что коль теремок (скрип-скрип) пустой, станет она там жить.Прискакала к теремку (Скрип-скрип) лягушка-квакушка ( Квантересно !), стала в окошки с удивлением заглядывать Увидела её мышка-норушка (Ух, ты!) и предложила ей жить вместе. Согласилась лягушка-квакушка (Квантиресно!), и стали они вдвоём жить.Бежит мимо зайчик (Вот это да!). Остановился, смотрит, а тут из теремка (Скрип-скрип!) выскочили мышка-норушка (Ух, ты!), лягушка-квакушка (Квантиресно!) и пригласили зайчика (Вот это да!) в теремок (скрип-скрип!).Идет мимо лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!). Смотрит - стоит теремок (Скрип-скрип) Заглянула в окошко, а там мышка-норушка (Ух, ты!), лягушка - квакушка (Квантиресно!) и зайчик (Вот это да!) живут. Жалобно так попросилась лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!), приняли и её в свою компанию. Стали вместе жить. Прибежал волчок - серый бочок (Тыц-тыц-тыц!), заглянул в дверь и спросил кто в теремке (Скрип-скрип!) живёт. А из теремка (скрип-скрип!) отозвались мышка-норушка (Ух, ты!), лягушка - квакушка (Квантиресно!), зайчик (Вот это да!), лисичка – сестричка (Тра-ля-ля!) и пригласили его к себе. С радостью побежал в теремок (Скрип-скрип) волчок -серый бочок (Тыц-тыц-тыц!). Стали они впятером жить. Вот они в теремке (Скрип-скрип!) живут, песни поют. Мышка-норушка (Ух, ты!), лягушка - квакушка (Квантиресно!), зайчик (Вот это да!), лисичка - сестричка (Тра-ля-ля!) и волчок-серый бочок (Тыц-тыц-тыц!)Вдруг идет медведь косолапый (Ничего себе!). Увидел он теремок (Скрип-скрип!), услыхал песни, остановился и заревел (Ничего себе!). Испугались мышка-норушка (Ух, ты!), лягушка - квакушка (Квантиресно!), зайчик (Вот это да!), лисичка - сестричка (Тра-ля-ля!) и волчок - серый бочок (Тыц-тыц-тыц!). Спрятались от медведя (Ничего себе!). Медведь (Ничего себе!) полез в теремок (Скрип-скрип!). Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и решил, что лучше на крыше будет жить. Влез на крышу медведь (Ничего себе!) и только уселся - развалил теремок (Скрип-скрип!).Выскочили мышка-норушка (Ух ты!), лягушка-квакушка (Квантиресно!), зайчик (Вот это да!), лисичка-сестричка (Тра-ля-ля!), волчок - серый бочок (Тыц-тыц-тыц!) — все целы и невредимы, да стали горевать - где ж им дальше то жить? Принялись они бревна носить, доски пилить — строить новый теремок (Скрип-скрип!) Лучше прежнего выстроили! И стали жить поживать мышка-норушка (Ух, ты!), лягушка - квакушка (Квантиресно!), зайчик (Вот это да!), лисичка - сестричка (Тра-ля-ля!), волчок - серый бочок (Тыц-тыц-тыц!) и медведь косолапый (Ничего себе!) в новом теремке (Скрип-скрип!).