Конспект логопедического занятия для подготовительной группы ДОУ Тело человека
Учитель –логопед
Бульбова Татьяна Сергеевна
МДОУ № 55 «Полянка»
г. Нерюнгри
Конспект логопедического занятия на тему «Тело человека»
Образовательная область: «Коммуникация», «Познание», «Здоровье», «Социализация».
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет).
Рекомендуемое количество детей: подгруппа детей из 7-8 человек
Оборудование: проектор, экран для проектора, ноутбук, зеркала по количеству детей.
Дидактическое обеспечение: медиа - презентация, 2 зонта (с разноцветными и чёрными клиньями).
Предварительная работа: рассматривание тематических альбомов, иллюстративного материала, беседы, ситуативные разговоры, разучивание стихотворений
Цель: Уточнение и расширение знаний о собственном теле.
Программные задачи:
- образовательные:
- продолжать знакомить детей со строением собственного тела и назначением частей тела,
-совершенствовать навыки образования прилагательных;
-закреплять умение образовывать существительные множественного числа;
-закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами;
-упражнять детей в согласовании существительных с числительными;
-обратить внимание детей на многозначность слов
-Упражнять детей в употреблении слов антонимов.
- развивающие: развивать слуховое внимание, логическое мышление, умение высказывать собственное мнение, передавать с помощью мимики эмоциональное состояние человека;
- воспитательные: воспитывать внимательное, заботливое отношение к собственному телу, помогать осознавать ценность своего здоровья;
Ход занятия
1. Организационный момент:
Педагог: Чтобы вежливыми быть,
Нужно «здравствуй» говорить
Всем, кого б не встретил
– Это знают дети.
Скажешь: «Здравствуй! » и в ответ
Прозвучит: «Привет! Привет! ».
- Ребята, давайте мы с вами поздороваемся с нашими помощниками.
Здравствуйте, глазки! (поглаживают глаза)
Глазки наши смотрят в окно (имитация бинокля в руках)
Здравствуйте, ушки! (поглаживают ушки)
Ушки слушают, как едут машины за окном (прислушиваются)
Здравствуй, носик! (дотрагиваются до носа)
Носик нюхает цветы (имитация вдоха)
Здравствуйте, руки! (поглаживания рук к себе)
Руки наши здороваются (жмут руки друг другу)
С добрым утром я (гладят себя по голове)
И все мои друзья (разводят руки в стороны)
2. Знакомство с темой
Слайд Педагог: Ребята послушайте загадку:
На Земле он всех сильней,
Потому что всех умней.
Как вы думаете, кто это? (человек). Вы догадались о чём мы будем говорить? (о человеке)
Показ слайда со строением тела человека.
Логопед: Тема нашего занятия: «Части тела человека». Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Слышится стук. Появляется Буратино.
Буратино: Здравствуйте дети! Вы меня узнали? А зачем вы здесь собрались?
Логопед: Мы с ребятами говорим о человеке. Вот ты Буратино знаешь, какие части тела есть у человека?
Буратино: Конечно, знаю, у меня одна часть тела – НОС.
Логопед: А для чего он нужен?
Буратино: Чтоб его везде совать.
Логопед: Ребята, я думаю Буратино надо остаться, чтобы он узнал, какие еще есть части тела у человека и для чего они нужны.
Буратино: Спасибо, я с радостью останусь.
Логопед: Наше тело устроено так: сверху – голова, затем шея и туловище.У туловища есть верхние конечности – руки и нижние конечности – ноги. Туловище является хранилищем для внутренних органов.
Буратино: Я знаю, ещё у каждого человека голова может думать, смотреть, слушать, нюхать, пробовать на вкус.
Логопед: Правильно, у человека есть голова, но только она не сама все это может делать, а с помощью органов, которые находятся на ней, вот послушайте загадки:
1.Нами все услышать можно,
Если слух отличный.
Но подслушивать не надо –
Это неприлично!/уши/
Логопед: Для чего нужны уши? /уши нужны для того, чтобы слышать, слушать/
2. То как лучи они сияют,
То застилает их слеза,
Порой читают иль моргают,
А то смеются вдруг… /глаза/
Логопед: Для чего нужны глаза? /глаза нужны для того, чтобы видеть, смотреть/
Буратино. А вы тут, посмотрю умные детки, ну- ка угадайте тогда мои загадки:
1. На лице он выдаётся,
Не в свои дела суётся,
Но сопеть и нюхать тоже
С удовольствием он может. (Нос)
2.Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык)
3. Дом, где наш язык живет,
Называем все мы … .(Рот)
Логопед: А сейчас Буратино мы тебе расскажем и покажем , какие еще части тела есть у человека. Можешь к нам присоединиться.
Выходит Буратино в центр, показывает на себе части тела, остальные дети повторяют за ним движения и слова на своих местах.
Есть на пальцах наших ногти Есть у нас на голове
На руках – запястья, локти Уха два и мочки две
Темя, шея, плечи, грудь. Брови, скулы и виски
Бедра, пятки, не забудь. И глаза, что так близки
Есть колени и спина Щеки, нос и две ноздри
Но она всего одна Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой, вот что знаем мы с тобой.
Логопед: Туловище имеет руки и ноги. Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/. А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.Буратино: Ребята, а я знаю, чего нет у животных – лица. А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.
Буратино: - Ой, какие вы тут умные, преумные. Нравятся мне такие дети, останусь с вами, послушаю и посмотрю.
Слайд . Педагог: Посмотрите, дети, персонажи какой сказки к нам пришли? (Красная шапочка) Бабушка очень сильно любила свою внучку и называла её ласково – внученька. Давайте представим, как бабушка рассказывает нам про свою внученьку.
Игра «Назови ласково».
- У моей внучки не рука, а ручка и т. д. Нога -ножка, плечо -плечико, нос -носик, волос -волосик, палец -пальчик, голова -головка, головушка, щека -щечка, ухо -ушко, живот -животик, глаз -глазик .
Слайд . Педагог:Посмотрите в гости к нам пожаловал мальчик-с-пальчик. Ой, посмотрите какой он напуганный! Кто же его так напугал? А давайте представим, что он в лесу встретил великана и рассказывает нам о нём.
Игра «Расскажи про великана»
Не руки, а ручищи; не глаза, а глазища; не губы, а губищи; не кулаки, а кулачищи; не локти, а локтищи; не ноги, а ножищи; не зубы, а зубищи; не волосы, а волосищи; не живот, а животище.
Употребление антонимов. Игра: «Скажи наоборот»
Педагог: Давайте, теперь сравним мальчика с пальчика и великана.
У великана волосы темные, а у мальчика светлые
У великана руки длинные, а у мальчика короткие
У великана нос большой, а у мальчика маленький
Великан полный, а мальчик худой
Великан высокий, а мальчик низкий
Буратино: Тише-тише, так и утомиться можно, я предлагаю немножко поразмяться.
Начнем мы с игры: “Смотри не ошибись! ”
Я называю вам части тела, а вы показываете, их, но будьте внимательны, я могу вас запутать.
-Достань правой рукой левое ухо и т. пБуратино: А теперь, чтобы я не делал, вы повторяете за мной движения и фразу:" Это тоже я могу"
Физкультминутка.
Руки вверх я подниму.
Дети: Это тоже я могу!
Вправо влево разведу.
Дети: Это тоже я могу.
И как птица полечу.
Дети: Это тоже я могу.
Головою поверчу.
Дети: Это тоже я могу.
А теперь присяду, встану и нисколько не устану.
Дети: Это тоже я могу.
Я попрыгаю немножко.
Дети: Это тоже я могу.
И пешком пойду в дорогу.
Дети: Это тоже я могу.
И на месте побегу.
Дети: Это тоже я могу.
Все на свете я могу.
Слайды. Беседа о выражениях лица. Психогимнастика.
Буратино: Ребята, вы когда-нибудь слышали такое выражение: «Лицо – зеркало души»? Как вы думаете, что оно означает? (Возможные ответы детей: на лице, как в зеркале, отражается настроение человека, его характер)
Сейчас на экране будут появляться фото лиц различных детей. Я вам подскажу, что дети чувствуют или переживают, а вы должны подобрать подходящее слово, описывающее, КАКОЕ выражение лица у ребёнка, и, глядя в зеркало, сами показать на лице такое же выражение.
Слайд Вот малыш. Он удивляется. Значит, выражение лица какое? (удивлённое)
Слайд . Ребёнок злится. Значит, выражение лица какое? (злое)
Слайд . Малыш грустит. Значит, выражение лица какое? (грустное)
Слайд . Ребёнок кривляется. Значит, выражение лица какое? (кривляющееся)
Слайд Ребёнок улыбается, веселится. Значит, выражение его лица какое? (весёлое)
(зеркала убираются)
Слайд .Появляется Мальвина
Игра «Подумай и ответь»
Логопед: Ребята, а как зовут нашу следующую гостью ? Мальвина
Буратино: ой-ой-ой. Мне Мальвина дала задание - задала вопросы, а я не смог на них ответить, помогите мне, пожалуйста, а то она меня в чулан запрет.
- Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/
- Сколько ушей у трех малышей? /у тех малышшей шесть ушей/
- Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/
- Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/
- Спасибо ребята.
Слайд Логопед: Посмотрите, к нам пришёл козлёнок, который любил всё считать. Ему скучно одному, и он приглашает нас с ним посчитать.
Игра "Сосчитай"
Один глаз, два глаза, три глаза, четыре глаза, пять глаз. (Аналогично со словами нос, ухо)
Слайд . Многозначность слов.
Логопед : Ребята, к нам в гости зашёл Знайка, вы знаете из какой он сказки? Он нам хочет рассказать о словах, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
Ручка – у двери, у сумки, авторучка;
Глазок – в двери, у картошки;
Горлышко – у бутылки, у ребенка;
Спинка – у стула.
Ножки – у стула, у гриба.
Нос – у самолета, у корабля, у чайника;
Чтение и обсуждение отрывка из стих. К. И. Чуковского «Мойдодыр»
Буратино: А я один раз залез носом в чернила и весь испачкался, так было весело.
Логопед: Ты, наверное, не знаешь, что может произойти, если человек не следит за чистотой своего тела. Вот послушай отрывок из стихотворения К. И. Чуковского «Мойдодыр».
«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя.
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки, что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя».
Логопед: Ребята, как вы думаете, о ком эти стихи? /о неряхе, грязнуле/
- Что надо делать, чтобы быть чистым? /умываться, мыть руки, тело, чистить зубы, причёсываться, чистить и гладить одежду, чистить обувь… / Игра «Хорошо - плохо».
Слайд Педагог: Конечно, тело человека удивительно, прекрасно устроено! Но в то же время оно легко «выходит из строя», подвергается разным болезням, и поэтому нуждается в нашей заботе. Сейчас вы будете рассматривать картинки на слайдах. Внимательно их рассмотрите. Постарайтесь определить, на какой картинке ребёнок поступает правильно, заботясь о собственном теле, а на какой картинке поступает плохо, не заботясь о своём здоровье.
Перед вами – 2 зонта. (Раскрываются зонты). Один – разноцветный, яркий!… Другой – чёрный, мрачный...
Если картинка, изображает правильный поступок ребёнка, нужно встать под цветной зонтик ,а если с неправильным поступком ребёнка – под чёрный зонтик!
Вот какая красота! Перед нами – два зонта!
Если мы под первый встанем,
То здоровыми мы станем.
А подчёрным – жди беды…
Под нужный зонт скорей беги!
Раз…два…три… беги!
(дети становятся под цветной зонтик)
Логопед: Почему вы встали под цветной зонтик? (ответы детей)
Итог занятия.
Да, ребята, с этим зонтиком вам будет приятней идти по жизни!… Знания о своём теле и забота о здоровье не только сохранит его от разных болезней, но и поможет вам всегда оставаться весёлыми, красивыми и жизнерадостными… А так же поможет легко и интересно общаться с разными людьми!
Буратино: Я хочу вручить вам портреты моих хороших знакомых, а вы в свободное время дорисуйте на них недостающие части головы, о которых мы говорили и покажите своим товарищам в группе.
До свидания.