технологическая карта к уроку информатики на тему Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами (6 класс)

Урок 4. Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами
Планируемые образовательные результаты:
предметные – представления об отношениях между объектами;
метапредметные – ИКТ-компетентность (основные умения работы в графическом редакторе);умение выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни.
Решаемые учебные задачи:
1) закрепить представления об объектах и их признаках;
2) рассмотреть примеры отношений между объектами (между двумя объектами, между объектом и множеством);
3) рассмотреть примеры отношений между множествами;
4) актуализация умений работы в простом графическом редакторе – инструменте создания графических объектов.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
объект; отношение; имя отношения; множество; круги Эйлера.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику:
1) презентация «Отношения объектов и их множеств».
Особенности изложения содержания темы урока
Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения изученного материала:
1) визуальная проверка заданий в рабочей тетради; обсуждение заданий, вызвавших затруднение;
2) совместное разгадывание кроссворда «Компьютерные объекты».


Этапы урока
Материал ведения урока
Деятельность учащихся

1
Организационный момент

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

2
Запись домашнего задания.
§ 3 (1, 2), задания 1–5 на стр. 26–27 учебника;
РТ: №36, №38.
Дополнительное задание: №39.
Работа с дневниками


3
Поверка домашнего задания
§2,
РТ: №17, №22, №24.
Дополнительное задание: №27 в РТ.
Ученики отвечают на вопросы и проверяют задания в РТ
№17.
а) Пятнашки.txt; б) Пятнашки.wav; в) Пятнашки.avi; г) Пятнашки.com.
№22
. Объект
Величина
Значение
Свойство объекта

Файл
Тип
Рисунок BMP
Графический файл

Файл
Размер
35 Мбайт
Большой файл


№24
Файл
Папка

Создавать
Создавать

Удалять
Удалять

Копировать
Копировать

Открывать
Открывать

Переименовывать
Переименовывать



4
Формулирование целей урока
Тема урока:. Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами
Формулируют цель данного урока по опорным словам: узнать что такое объект; отношение; имя отношения; множество; круги Эйлера

5
Объяснение темы урока
Изложение нового материала проводится в соответствии с §3 (1, 2) учебника и подкрепляется презентацией «Отношения объектов и их множеств».

В процессе изложения материала рекомендуется выполнить
В учебнике1-4




























РТ
№28-29 (предварительное обсуждение в группах),










№30 (совместное обсуждение),



№31 (в группах),


№32 (совместное обсуждение),




№33 (в группах),


№34-35 (совместное обсуждение примеров, выполнение в группах); детально рассмотреть


















№37можно начать выполнение заданий в РТ

Просмотр презентации, устный выбор ответов на вопросы. Чтение вывода. Письменная работа в РТ
В учебнике1-4
№1.
а) Лиса слушает песню Колобка;
б) Иван принимает помощь Конька-Горбунка;
г) Сиропчик лечится у Пилюлькина;
д) Элли путешествует вместе со Страшилой.
№2. Возможные ответы:
целое – часть (цветок – стебель, автомобиль – колесо);
вид – род (дерево – растение, сыроежка – гриб);
последовательность (зима – весна, утро – день);
причина – следствие (нарушение правил движения – аварийная ситуация, выученный урок – пятёрка).
№3.
а) Пианино является разновидностью музыкальных инструментов;
б) процессор входит в состав системного блока;
в) Новосибирск является элементом множества городов;
г) лазерный диск является разновидностью информационных носителей;
д) бабочка является разновидностью насекомых;
е) шестиклассник является разновидностью учеников.
№4.
а) «Европейский город» – самый большой круг, включающий все имеющиеся на схеме города;
б) «город в Англии» – круг, содержащий названия городов Манчестер, Ливерпуль, Лондон;
в) «столичный европейский город» – круг, содержащий названия городов Москва, Париж, Мадрид, Лондон.


№5. а) Максимальное количество элементов в пересечении двух множеств – 30.
б) Максимальное количество элементов в объединении двух множеств – 70.






№28.
а) Гнездо; б) температура; в) ковер; г) парус; д) яблоня; е) действие; ж) строфа; з) обоняние; и) засуха; к) природное явление; л) конструктор; м) произведение; н) дерево; о) клюв; п) осень; р) книги; с) лечение; т) молчать.
№29.
а) Числитель и знаменатель входят в состав простой дроби; б) квадрат, ромб и треугольник являются разновидностями многоугольников; в) рост предшествует цветению, которое предшествует плодоношению; г) правильный полив и рыхление почвы являются условием нормального дыхания корней растения; д) ядро, вакуоль, оболочка, цитоплазма входят в состав клетки.
№30.
а) Объект слева выше объекта справа; объект справа ниже объекта слева; б) апельсин легче яблока; яблоко тяжелее апельсина; в) коробка слева ниже коробки справа; коробка справа выше коробки слева.
№31.
Маша дружит с Олей; Дима сидит рядом с Сашей; Даша обменивается новостями с Колей.
№32.
Отношение между двумя множествами объектов: лазерные принтеры являются устройствами вывода информации; отношение между объектом и множеством объектов: Камчатка является полуостровом; отношение между двумя объектами: Колизей находится в Риме


№34
13 EMBED PBrush 141513 EMBED PBrush 1415
№35
13 EMBED PBrush 1415
№37. а) 10; б) 15; в) 10; г) 10; д) 15.

8
Закрепление учебного материала
Самостоятельная работа в тетради – №6 на стр. 27 учебника (в группах).
№ 6
Изобразим условие задачи графически:







Так как 26 (половина) детей любит конфеты, а 20 – и конфеты, и мороженое, то исключительно конфеты любит ровно 6 человек. Всего ребят 52, из них 6 – любители только конфет, 20 – любят и то, и другое. Следовательно, любителей только мороженого 26 человек (52 – 6 – 20 = 26).
Ответ: 26 человек любят только мороженое; 46 человек любят мороженое

9
Компьютерный практикум
Выполняются задания 1-3 работы 3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов».
«Работаем с основными объектами операционной системы»

10
Итоги урока
Проверка самостоятельной работы в тетрадях, практической на ПК, выставление оценок.
Работа с дневниками

















Домашнее задание
№36.
Приводим только начальные меню. Дальнейшая работа зависит от кругозора и трудолюбия учеников. Ученики могут выполнить это задание индивидуально, а можно организовать их коллективную работу1. Для этого на уроке обсуждается общая структура меню, и ученики получают индивидуальные задания на дом (например, записать фамилии авторов романов и названия их произведений). На уроке полученная информация обобщается и оформляется на большом листе ватмана.


№38
1) 7; 2) 9; 3) 34.







№39.
Вариант 1. Используем схему состава: Вариант 2. Круги Эйлера.
Известно, что К + КС = 54, (1)
С + КС = 62, (2)
К + КС + С = 78 (3).
Сложим первые два равенства: К + КС + КС + С = 116 (4).
Сравним равенства (3) и (4). Очевидно, КС = 38.
Ответ: 38 семиклассников с одинаковым удовольствием играют и в квесты, и в имуляторы.









Босова 6кл «___»_____________20___г.



13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415

13 EMBED PBrush 1415



Root Entry