Открытый урок по литературе Тимур и его команда
Урок чтения в 7 классе по повести А. Гайдара «Тимур и его команда»
Цели:
- познакомить учащихся с эпизодами жизниитворчестваА.Гайдара,стекстом повести«Тимур и его команда»;
- учить работать с дополнительной литературой, выделяя основные моменты;
- учить высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам;
- познакомить учащихся с новыми словами;
- воспитывать у шестиклассников уважение к людям старшего поколения.
Оборудование: портрет А. Гайдара, иллюстрации к повести, выполненные учащимися, выставка книг писателя.
Он жил, как должен
жить боец,
И умер, как солдат.
С. Михалков.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
К сегодняшнему уроку, ребята, мы с вами готовились заранее. Сначала прочитали повесть А. Гайдара «Тимур и его команда». Затем каждая группа-команда, распределив обязанности, приступила к следующему этапу подготовки:
- художники-иллюстраторы готовили свои работы к уроку (они представлены на доске),
- биографы должны были познакомиться с биографией А. Гайдара и найти ответы на заранее предложенные вопросы,
- библиографы должны были узнать историю создания повести,
- вдумчивые читатели внимательно прочитать повесть, обратив внимание даже на мелкие детали.
Сегодня на уроке у нас будет работать три команды:
- «Миша и его команда»;
- «Антон и его команда»;
- «Иван и его команда».
Самая дружная, самая интеллектуальная команда станет победительницей, заслужив большее количество красных звездочек за правильные ответы.
2. Проверка домашнего задания.
Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями от повести А. Гайдара «Тимур и его команда» (по одному человеку от команды).
3. Слово учителя.
Действительно, повесть замечательная. Но, к сожалению, забытая современным поколением читателей. А этой повестью наверняка зачитывались ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Вот мы сегодня на уроке внеклассного чтения постараемся подарить этой повести новую жизнь, вернуть имя А. Гайдара читателям 21 века. А личность этого писателя, судьба этого человека необыкновенная. Известный детский писатель С. Михалков посвятил ему такие строки (эпиграф).
А что интересного удалось узнать нашим биографам о жизни А. Гайдара?
Почему С. Михалков называет его бойцом?
4. Конкурс биографов.
Из каждой команды приглашается по одному человеку. Им предлагаются вопросы. За правильный ответ команда получает звездочку. Если биограф не знает ответа на вопрос, он может обратиться за помощью к команде.
Вопросы для биографов.
1. Когда родился А. Гайдар? ( 22 января 1904 года в городе Арзамасе)
2. Каково настоящее имя А. Гайдара? (Аркадий Петрович Голиков)
3. Сколько лет было А. Гайдару, когда он добровольцем ушел в Красную Армию?
(14 лет)
4. В каком возрасте А. Гайдар принял командование полком? (16 лет)
5. Чему хотел посвятить свою жизнь А. Гайдар? (стать военным, служить в армии)
6. Как и когда умер А. Гайдар? (погиб 26 октября 1941 года в бою с фашистами )7. Где поставлен памятник А. Гайдару? (Украина, г. Канев)
8. Какие книги написал А. Гайдар?
5. Слово учителя.
Теперь вернемся к вопросу: почему А. Гайдара можно назвать бойцом.
( за лучший ответ команда получает звездочку)
Комментарий учителя.
Гайдар действительно был бойцом. Вначале он сражался в рядах Красной Армии.
Потом стал детским писателем и продолжал борьбу за души ребят, мальчишек и
девчонок, хотел, чтобы они выросли настоящими людьми, патриотами, гражданами
своей страны, людьми, которые способны окружить заботой и теплом нуждающихсяв этом людей.
И в этом ему помогли его книги.
6. Конкурс библиографов. Технология проведения та же.
Вопросы для библиографов.
1.Когда была напечатана книга «Тимур и его команда»? ( январь 1941 год )
2. Как она вначале называлась? ( «Дункан и его команда» )3. Почему вначале повесть получила такое название? (По аналогии с романтической повестью Жюля Верна «Дети капитана Гранта», где присутствует яхта «Дункан». Отсюда в повести А. Гайдара появляется штурвал на чердаке штаба.)4. Назовите три опубликованных текста повести. (литературный сценарий фильма в августе 1940 года; газетная редакция повести октябрь 1940 года; книжный текст январь 1941 года)
5. Сколько раз экранизировали повесть? ( 2, 1941 год и 1976 год )
7. Конкурс для команд. Предлагается учащимся совместно выполнить тест. (см. дальше)
8. Словарная работа. Учащимся предлагается сценка «Ультиматум», которую заранее учитель подготовил с учениками. Используется эпизод из повести «Тимур и его команда», когда Квакину вручается конверт с ультиматумом от команды Тимура.
Далее командам предлагается определить лексическое значение слова «ультиматум».
Команда, которая дала самый правильный ответ, получает очередную красную звездочку.
9. Подведение итогов. Беседа.
? О чем заставила вас задуматься повесть А. Гайдара «Тимур и его команда»?
? Как вы думаете, есть ли сейчас люди, которые нуждаются в помощи? А как можно им помочь?
Домашнее задание. Учащимся предлагается на выбор темы для небольшого сочинения:
1. Если бы я был тимуровцем…
2. Как я помогал людям.
Тест по повести «Тимур и его команда»
1. Назовите фамилию главного героя повести:
а) Гараев;
б) Ковалев;
в) Смирнов.
2. Кто не является членом команды Тимура:
а) Сима Симаков;
б) Коля Колокольчиков;
в) Мишка Квакин.
3. Как звали собаку Тимура:
а) Мухтар;
б) Тайфун;
в) Рита.
4. На воротах каких домов тимуровцы рисовали красные звездочки:
а) где жили пожилые люди;
б) где кто-то уходил в Красную Армию;
в) где жил военный человек.
5. На каком музыкальном инструменте играла Ольга:
а) баян;
б) аккордеон;
в) гитара.
6. Какую профессию хотела получить Ольга:
а) инженер;
б) музыкант;
в) доктор.
7. Какое воинское звание было у отца Жени:
а) подполковник;
б) полковник;
в) генерал.
8. Как тимуровцы наказали компанию Квакина:
а) отвели в милицию;
б) закрыли в пустой будке на базарной площади;
в) заставили съесть все ворованные яблоки.
9. За что тимуровцы наказали компанию Квакина:
а) за кражу козы;
б) за воровство яблок из чужих садов;
в) за угрозу Тимуру.