Открытый урок по познанию мира Дикие и домашние животные


Открытый урок во 2-м классе по теме: "Дикие и домашние животные"
Цели: Формировать понятия "дикие" и "домашние" животные.
Расширять представлений о разнообразии домашних животных, их значении для человека. Отрабатывать умение безошибочно распределять животных на диких и домашних, обучать выделению существенных признаков предметов,
Формировать умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитывать бережное отношение к животным и к окружающей среде.
Оборудование: компьютер, экран, листы заданий для учащихся, видеоролик, учебник.
Ход: IОрганизационный момент.
Учитель. Настроение у нас?
Ученики. Отличное!
Учитель. А улыбки?
Ученики. Дело привычное!
Учитель. Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать пора!
II Подготовка к введению нового материала.
-Отгадайте загадку.
Живут они везде:
На суше и в воде.
Царапаются, лают,
Жужжат, рычат, летают.
Одни заводят трели
В весенние капели,
Другие дружно плавают
В водной карусели.
И даже есть разумные,
Серьёзные и умные,
Смешные, беззаботные.
Зовут же их…(животные).
Давайте вспомним основные группы животных которые мы знаем и составим кластер : птицы, рыбы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, насекомые.
На земле насчитывается более полутора миллионов видов животных и их можно по другой классификации разделить на две группы.
Существуют животные, которые живут в природе и сами добывают пищу, защищаются от врагов и непогоды, сами устраивают себе жильё. Это дикие животные.
-А как мы называем животных, которых приручил человек и сейчас заботится о них? (Домашние животные.)
Посмотрите на экран. Назовите одним словом, кто это? На какие группы можем разделить их? (дикие и домашние животные)
Учитель. Ребята, попробуйте определить тему нашего урока. Продолжите фразу:
Думаю, что на уроке я узнаю…
Я хочу узнать….
Ученики. Думаю, что на уроке я узнаю о жизни диких и домашних животных.
Учитель. А я думаю, что на уроке мы узнаем много нового и интересного.
III Работа над новым материалом.
Давайте поближе познакомимся с некоторыми дикими и домашними животными.
Летом ходит без дороги возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге, от мороза пряча нос.
(медведь)
Учитель: Все вы знаете лесного жителя - медведя. Говорят: "Неуклюжий, как медведь". Это неправда. Бурый медведь - быстрый, ловкий и очень сильный зверь. А почему его так назвали, знаете? Сейчас Женя нам расскажет о нем. Вот послушайте. "Мед-ведь" - значит "мёд ведающий". Знает, где мёд в лесу спрятан. Нашёл мёд, поел и сыт. А ещё медведь ест клубни растений, муравьёв, червей, мышей и даже рыб. Скажите, ребята, а кто медведю еду добывает? Всё лето кормится медведь, жир накапливает.
А зимой что он делает? (спит)
Где? (в берлоге)
Выстилает медведь берлогу еловыми ветками, а сверху мох кладёт, чтобы мягко и тепло было. Мишка самостоятельный сам о себе заботится.
Учитель: А этого зверька знаете?
На ветке не птичка -
Зверёк-невеличка,
Мех тёплый, как грелка,
Кто это?Белка
Белочка к зиме готовится: грибы сушит, орехи собирает. Давайте послушаем стихотворение о белочке-хозяйке.
Не привык трудиться зайка,
Барсуку работать лень,
Только белочка-хозяйка
За работой целый день.
По орешнику шныряет,
Ловкая, проворная,
И орехи собирает,
Крупные, отборные.
Сядет, хвостик распушит,
Быстро шишку шелушит.
Спрыгнет вниз, сорвёт грибок -
Заготавливает впрок.
Собирает мягкий мох -
Для подстилки он неплох.
Наработалась, устала,
День, закончив трудовой,
Но зато добра немало
У хозяйки в кладовой.
Как наступят холода -
Есть и домик и еда.
Учитель: Вот какая белочка - хорошая хозяйка, всё у неё к зиме готово. Сама о себе заботится.
А о каком зверьке идёт речь в загадке?
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? Зайка
Зайчик тоже к зиме готовится, шубку серую на белую меняет.
А зачем он это делает? Давайте послушаем стихотворение "Хитрый зайчишка"
Вот глядите: в лесу
Заяц встретил лису
Нет, не ждал он, косой,
Этой встречи с лисой.
Он присел на снежок,
Сделал первый прыжок,
А за первым - второй
И помчался стрелой!
Не попался зайчишка
Лисе на обед,
Потеряла она
За кустарником след.
Не желая бежать
За косым наугад,
Огорчённо лиса
Повернула назад.
Учитель: Почему, ребята, лиса осталась недовольной?
Но лиса хитрая, её не всегда проведёшь. Как добывает себе питание?
-Скажите, ребята, что общего у всех этих животных о которых шла речь? (Сами добывают пищу, сами находят или строят жилища, сами заботятся о своём потомстве)
Этих животных называют - дикие.
ФизминуткаНа болоте 2 подружки 2 зелёные лягушки
Рано утром умывались, полотенце растирались,
Ножками потопали, ручками похлопали.
Право-влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Мы уже знаем, что дикие животные живут самостоятельно в природе: добывают сами пищу, строят жилища. Ухаживают за своим потомством. А откуда появились домашние животные?
1. Мультфильм - (5 минут.)
2. Обсуждение.
4. Работа в парах. Составление постера о домашних животных:
1.Свинья
Свинью знает каждый. Это – обычное домашнее животное, которое мы иногда называем «хрюшей», «хавроньей». Свинья имеет розовую кожу, покрытую жесткими светлыми волосками – щетиной. Хвост-завитушка у нее довольно необычного вида. У свиньи очень хорошее обоняние. Действительно, хрюша любит поваляться в грязи. А вот почему она это делает? Ответ такой: для того, чтобы охладить свое тело, она с удовольствием валяется в грязи. А еще потому, что прилипшая грязь оберегает кожу свиньи от солнечных ожогов и приставучих насекомых. Мясо свиньи (свинина) — продукт, употребляемый человеком. Свинина – полезная в разумных пределах, вкусная пища.
2. Корова
Корова – домашнее животное. Её можно встретить практически в любой точке земного шара. Пород коров множество, у всех у них разный окрас и своя форма рогов. Коровы, как и многие другие жвачные животные, питаются растительной травяной пищей. Для того, чтобы ускорить процесс, коровы пережевывают пищу два раза. Под брюхом у коровы находится вымя. Именно там образуется молоко. Каждое утро и каждый вечер вымя наполняется молоком, и корову доят. Коровы дают молоко. Это – ценнейший продукт питания. Из него делают творог, йогурт, сливки. Коровы мычат.
3.Лошадь
Уже много веков лошадь помогает человеку. Рабочая лошадь использовалась как тягловая сила для перевозки тяжестей, грузов, работе на сельскохозяйственных угодьях. Лошадь тащила плуг, телегу. До сих пор в русских деревнях лошадь используется как тягловая рабочая сила. Лошади, как и другие жвачные животные, питаются травой. Аппетит у лошадей замечательный. Бегают лошади на кончиках пальцев, это увеличивает длину их ног и шагов, соответственно скорость Копыта – рабочий инструмент лошади – это твердые роговые образования на пальцах, наподобие ногтей. Их следует чистить и своевременно подрезать. Копыта очень чувствительны, и люди, заботясь о лошадях, защищают их подковами.В длительном сне лошади не нуждаются. Спать они предпочитают на мягкой траве, на соломе или на песке.
4. Верблюд
Двугорбые верблюды - травоядные животные, они отдают предпочтение сухим, колючим травам на вкус горьким или солоноватым. Когда отсутствуют другие источники питания, то поедают кости и шкуры животных, а также предметы, изготовленные из них. Верблюды могут обходиться без воды несколько дней. Когда они получают доступ к воде, они потребляют - до 114 литров. Выпить 114 литров они могут за 10 минут. Горбы - толстые, лохматые, темно-коричневые, покрытые густой шерстью в холодное время года и лишенные шерсти во время потепления. Длинные волосы свисают с шеи верблюда и напоминают бороду. Копыта позволяют пересекать каменистую пустыню, передвигаться по пескам и снегам. Шея изогнутая. Глаза большие с тяжелыми веками. Уши маленькие, округлые, полностью покрытые волосами.
5. Собака
Собака – самое первое животное, которое смог приручить человек. Собака относится к семейству псовых из отряда хищных животных. Большинство склоняется к мнению, что предком собаки является волк. Внешний вид собак очень разнообразен. Есть собаки большие и маленькие, короткошерстные и длинношерстные, с большими ушами и с маленькими. Собаки очень чувствительны к запахам. Поразительная способность различать и улавливать запахи помогает им легко найти след. Слух у собак хороший, они слышат в два раза лучше, чем человек. Собаки способны ощутить даже легкое прикосновение к их шерсти. Им нравится, когда их поглаживают, но они не очень любят, когда их обнимают.
Собака — помощник и друг человека, представить нашу жизнь без собаки очень трудно. Это верный друг и спутник во многих делах6.КошкаКошка домашняя – млекопитающее из отряда хищников семейства кошачьих. В настоящее время кошка – одно из самых популярных и любимых человеком домашних животных. Голова у кошек округлая, уши, как правило, стоячие, остроконечные. Глаза круглые. Хвост удлиненный. Когти на пальцах втянуты. Шерсть густая. Окраска шерсти может быть самой разнообразной. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже маленький шорох, который производят мыши и сразу настораживается. В то же время, кошка может не обратить внимания на громкую музыку, которая раздаётся у неё над ухом. Кошка чистоплотная, часто умывается.
7. Овца
Коза — это домашнее животное. Козы живут в сарае или хлеву. Жилище козы человек устилает сеном, чтобы козе было мягко лежать на нем и тепло. Человек ухаживает за козами, убирает в их жилище и кормит. Питается коза свежей травой, а в холодное время года — сеном.Любит она и хлеб.Шерсть у козы мягкая, пушистая и теплая. Она бывает разного цвета, может быть белой, черной, коричневой. Из шерсти, которую нам дает коза, можно вязать теплые вещи: свитера, варежки, носки.Из козьего молока люди делают сметану, масло, сыр и творог.
8. Кролик
Кролик — небольшой пушистый зверёк рода млекопитающих семейства зайцевых. Его отличие от зайца в том, что их детеныши обычно рождаются слепыми и лысыми.. Мех кролика пушистый, теплый и мягкий. Чаще всего серого или коричневого цвета. Природа далее ему длинные уши чтобы он мог лучше слышать приближающегося хищника. У кролика сильные задние лапы на передник лапах по 5 пальцев, а на задних — по 4.
Кушают кролики то, что им доступно. Летом траву, листья, овощи, например, морковку илу капусту. Зимой им приходится есть сухую траву, выкапывать корешки растений и обгладывать кору с деревьев и кустарников. Они обитают в лесах, полях и на полянах на лугах, болотах, и даже в пустынях.
5. Защита постера6. Итог урока Для современного человека животные имеют большое значение. Люди получают огромное удовольствие от наблюдения за ними. Художники создают картины, писатели пишут книги. Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизится к пониманию живого языка природы, и вы воскликните: "Мир - прекрасен!"
Сегодня вы все хорошо работали на уроке. Оцените своё эмоциональное состояние.
Чтобы продолжить наше удивительное путешествие в мир животных запишем домашнее задание. Дома вы ещё раз прочитаете в учебнике о диких и домашних животных на страницах 69-70 пересказ.
Мы в ответе за тех, кого приручили. КГУ «Средняя школа № 16»
Открытый урок по познанию мира
Тема: «Дикие и домашние животные»

Провела: Черникова С.С.
г. Риддер 2015-2016 уч.г.