Урок Восстановление порванных швов клеевым и двуниточным методом крепления
6 класс
Тема: «Технологический процесс восстановления нарушенных подошвенных скреплений в ремонтируемой обуви клеевым и двухниточным методами скрепления».
Задачи: 1. Совершенствовать приемы соединения деталей низа обуви. Научить учащихся правильному и экономному расходу капроновых ниток при прошивном методе. Учить выгодно комбинировать клеевые и двухниточные методы скрепления подошв.
2. Содействовать коррекции и развитию мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости), зрительных восприятий эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля).
3. Способствовать воспитанию интереса к профессии, практичности, трудолюбия бережного отношения к обувным материалам.
Тип урока: комбинированный
Оборудование и материалы: стойка- лапка, крючок для закрепления отогнутой части подошвы, волосяная щетка, абразивный круг, рашпиль, нож обувной, клещи, отвертка, абразивное полотно № 32-50; термоактиватор (рефлекторного типа), сосуд для клея, кисть, клей «Полиуритан», механический пресс, механический пресс, шило-крючок, плоскогубцы, нож для подрезки подошвы, молоток обувной, льняные нитки № 9,5/5-9,6/5, капроновые нитки 1,8- 2,0 мм.
Словарная работа: эксплуатационные дефекты, степень износа, затяжная кромка, полиуретановые пластины.
Ход урока:
Подготовительная часть.
Настрой на работу
На доске составляем ребус
С
О
ЮЗК
А
тойка-лапка
бувной молоток
фтевая кожа
аклёпкарючок
ппретураДети, с первых букв каждого слова составьте слово.
Дети отвечают: «союзка»
Проводится краткая беседа о назначении слова «союзка» в обувном производстве.
Основная часть.
Повторение ранее изученного материала
Дети, как вы думаете, какова цель проведения ремонта обуви?
- Основным назначением ремонта обуви является удлинение сроков носки, восстановление формы верха и низа обуви, улучшение внешнего вида обуви в период её носки.
- А какова цель ремонта низа обуви?
- восстановление нарушенных скреплений, замена изношенных деталей низа, а также повышение эксплуатационных свойств за счет проведения профилактического ремонта.
- Какие бывают методы крепления подошв?
- Клеевой, рантовой, прошивной, гвоздевой, деревянно-шпилечный.
- Что включает ниточный метод скрепления?
-Это прошивание вручную с помощью шила-крючка капроновыми и кордовыми нитками.
Заостряю внимание учащихся, что доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы.
Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: «Мастер на все руки». А любуясь ладно выполненной работой, говорили так: «Обидві руки і охота, буде зроблена робота», «роботящі руки гори вернуть».
Сообщение подготовленных сведений.
Анализ образца.
Обращаю внимание на точность исполнения и экономный расход ниток и клея.
Изучение нового материала.
На доске написана тема урока. Детали низа обуви, расположенные под стопой и защищающие её от непосредственного воздействия опорной поверхности, подвергаются сильному изнашиванию. При частичном нарушении подошвенных скреплений обуви основным методом мелкого ремонта является: восстановление нарушенного крепления (приклейка, прошивание отошедшей литой подошвы). Отделившуюся от следа малоизношенную подошву прикрепляют к следу, не изменяя конструкции обуви; при этом используют клеевое, прошивное, гвоздевое, рантовое крепление.
Клеевые методы крепления низа при ремонте обуви в настоящее время наиболее широко распространены. К основным преимуществам клеевых методов крепления по сравнению с ниточным методом относятся:
Отсутствие проколов в подошве, что уменьшит промокаемость обуви;
Надежное держание подошвы;
Простота технологического процесса, более высокая производительность труда (клеевое скрепление выполняется за один приём).
Нарушение подошвенных клеевых скреплений в кожаной обуви заключается обычно в отслаивании подошвы от затяжной кромки верха.
Прошивной метод крепления низа вследствие неудобств, возникающих в процессе его выполнения и меньшей надежности в носке, используют для изготовления обуви в ограниченной степени.
Детали низа прикрепляют вручную строченым швом. Строченый шов выполняют шилом- крючком. На доске вывешено наглядное пособие. Демонстрирую наглядное пособие по технологии прошивания подошв.
Закрепление материала.
Для закрепления материала
. - Отвечают на вопросы:
Что дает клеевое крепление подошв?
- Клеевое крепление дает плотное, без зазоров соединение верха с низом; этим достигается лучшая защита стопы от воды и пыли, создается благоприятное условие для длительной службы подмётки.
Можно ли клеить влажную обувь?
- Нет. Так как клей плохо соединяется с влажной кожей. Нужно предварительно высушить.
От чего зависит продолжительность службы шва?
- В значительной степени зависит от утяжки. При слабой утяжке скрепленные детали могут взаимно смещаться при ходьбе человека, и при многократных смещениях перетираются нити стежков в толще материала.
Физкультпауза.
Практическая работа.
Еще раз заостряю внимание на технологии восстановления нарушенных подошвенных скреплений клеевым и ниточным методами крепления.
Провожу инструктаж по технике безопасности при работе обувным инструментом.
Работа дается дифференцированно:
Первая группа - выполняет полностью восстановление нарушенных подошвенных скреплений в ремонтируемой обуви двухниточным методом;
Вторая группа - выполняет клеевое скрепление подошв;
Третья группа - взъерошивает затяжную кромку верха обуви.
Заключительная часть.
Чему научились на этом уроке?
-учились восстанавливать нарушенные подошвенные скрепления в ремонтируемой обуви клеевым и двухниточным методами крепления.
Научились правильному и экономному расходу капроновых и кордовых ниток при прошивном методе (на доске написана пословица о конечном результате).
«Какие труды - такие плоды»
Дети оценивают работы своих товарищей. Делают вывод о результате труда.
В конце занятия даю оценку теоретических и практических знаний.
Оценки.
Уборка рабочих мест и инструмента обувного.