Технологическая карта урока по окружающему миру на тему Природа в опасности. Исчезнувшие животные (3 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе
Учитель: Фроликова А.В., МОУ «Ферзиковская средняя общеобразовательная школа»Тема: Природа в опасности. Исчезнувшие животные Тип: урок открытия нового знания
Цели урока:
Образовательные:
познакомить учащихся с исчезнувшими видами животных;
уточнить представления учащихся о положительном и отрицательном влиянии человека на природу;
уточнить формы и способы охраны природы.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
развивать логическое мышление, восприятие, речь.
Воспитательные:
воспитывать интерес к окружающему миру;
воспитывать желание учиться и делать открытия;
воспитывать умение слушать других.
Планируемые результаты
Предметные:
знать животных, которые занесены на чёрные страницы Красной Книги;
различать положительное и отрицательное влияние человека на природу, устанавливать причинно-следственные связи;
понимать особое место заповедников и национальных парков как охраняемых природных территорий Метапредметные:
понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;
оценивать достижения на уроке;
работать в группе, паре: рассуждать, делать выводы, приводить примеры ответственного отношения к природе;
извлекать необходимую информацию из иллюстраций, текстов, для решения учебной задачи Личностные:
испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
понимать свою роль в деле охраны окружающей среды
Межпредметные связи: литературное чтение (Некрасов Н.А. «Дедушка Мазай и зайцы»)
Ресурсы урока: учебник «Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, часть 1; рабочая тетрадь Окружающий мир», автор А.А. Плешаков, часть 1; ноутбук; интерактивная доска SMART; презентация к уроку; конверты с пазлами, распечатки с рассказами о вымерших животных; распечатки заданий для проверки домашнего задания; распечатки задания «Выбери правило вежливости»; карточки – ребусы; распечатки домашнего задания; распечатки для самооценки; задания для интерактивной доски.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Организационный момент
Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности. Цель:
проверка готовности к уроку.
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть. Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок.
- Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением.
- Я прошу поднять руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками.
- Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить.
- Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям.
- Думаю, что теперь можно начать работу.
- Итак, у нас урок окружающего мира. И к нам на урок пришло много гостей, повернитесь и поприветствуйте их. А теперь тихо сели.
Задача: организовать детей на работу по теме урока
(Регулятивные УУД) Дети настраиваются на восприятие учебного материала.
Личностные УУД
Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.
2.Актуализация знаний Цель – выявить знания детей по изученной ранее теме,
повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания».
Задача: актуализировать знания детей для восприятия нового материала.
– Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас.А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны. Не говоря уж о больших ранах.
- Сейчас мы вспомним материал прошлого урока.
Слайд 2
Слайды 3 - 4
Постановка проблемного вопроса
Слайды 5 - 7
- Ребята, посмотрите слайд-шоу, название которому вы дадите после просмотра. (Под музыку – показ слайдов с картинками исчезнувших животных под музыку С.В. Рахманинова «Вокализ».)
- Не правда ли, прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях. Ими бы только восхищаться.
- И вот однажды я хотела как можно больше узнать об этих красивых животных, увидеть их. И я отправилась в Московский зоопарк. Но увидеть я их так и не смогла. Как вы думаете, почему?
- Предположите, о чём мы на уроке будем говорить.
- Сформулируйте тему урока.
- Назовите тему урока.
- Как можно назвать этот слайд-шоу? Дети вспоминают материал прошлого урока для включения его в систему новых знаний.
Дети выполняют задание по вариантам (1 вариант – отмечает галочками маленькие раны; 2 вариант – большие раны).
(На столах у детей распечатки:
Природа в опасности
Маленькие раны Большие раны
сломанная ветка
загрязнение воздуха
загрязнение воды
пойманная бабочка
сорванный цветок
вырубка лесов
слив сточных вод в реку
истребление животных
Дети проверяют и оценивают свою работу.
Дети высказывают свои предположения.
Дети формулируют тему урока.
Дети называют тему урока.
Дети называют слайд-шоу. Познавательные УУД
Учатся классифицировать объекты, выявляя их
существенные признаки.
Регулятивные УУД
Учатся решению учебной проблемы (постановка учебной задачи).
3.Присвоение новых знаний Цель – умение работать в группе, вести учебный диалог, работать с дополнительной литературой, расширение кругозора учащихся, умение добывать информацию из иллюстраций, текста, развитие речи, умение выражать свои мысли слушать и дополнять ответ товарища, развитие восприятия, внимания, мышления, речи.
изучение нового материала в группах.
(Коммуникативные, познавательные УУД)
Слайды 8 - 9
- Сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.
Ваша задача: собрать пазлы, определить по собранной картинке животное, прочитать информацию об этом животном, а также найти дополнительный материал в учебнике с.30 – 31 (морская корова, странствующий голубь)
- Оценивать сегодняшние выступления мы будем по следующим критериям:
- чёткость ответа;
- использование дополнительного материала.
Слайды 10 - 14
- Какая группа сегодня выступила лучше?
Слайд 15
- Можете ли вы от имени людей попросить прощение у этих животных?
- Чтобы не случилось исчезновения других видов животных, что делают люди для их спасения?
- Что такое заповедники?
- Что мы называем национальными парками?
- Недалеко от нас, за городом Таруса есть заповедник. Называется он Приокско – Террасный заповедник. Давайте сейчас совершим небольшую заочную экскурсию в этот необыкновенно интересный заповедник.
(Показ видеоролика из электронного приложения «Окружающий мир» 3 класс. А.А. Плешаков – 1 мин 28 сек)
- А знаете, что летом ученики нашей школы вместе со специалистами из московского Центра Дикой природы побывали в этом замечательном месте. И сейчас Наталья расскажет об этой увлекательной поездке и покажет фотографии.
Слайды 16 - 24 Дети работают в группах (дети озвучивают правила при работе в группах)
Дети выполняют задание.
Дети просят прощение у вымерших животных.
Учащийся у доски рассказывает о поездке в Приокско-Террасный заповедник. Эти фотографии ребята привезли с экскурсии. Я предлагаю полюбоваться животными, которых можно увидеть в этом заповеднике.
В заповеднике обитают зубры. У каждого из них есть своё имя, правда зубры на них не откликаются, зато специалисты по первому слогу клички могут узнать, где родилось то или иное животное. Например, в кличках зубров из Белорусского питомника первые слоги Ба или Бе, а родившиеся в Приокско-Террасном заповеднике носят имена, начинающиеся на Мо или Му (это связано с названием области - Московская).
Вот и пасутся в Окских лесах зубры Мурзилка, Муборик, Мулышка, Мурседес, Муледи,Масяня.В заповеднике обитают овцы, кабаны, пятнистые олени.
На территории заповедника есть музей природы, в котором можно увидеть чучела различных животных.
Мы надеемся, что когда повзрослеем, посетим это красивое место и увидим животных, обитаемых в нём.
Регулятивные УУД
Учатся работать самостоятельно по алгоритму.
Познавательные УУД.
Извлечение необходимой информации.
Работа с дополнительными источниками информации.
Регулятивные УУД
Учатся осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты деятельности в группе.
Коммуникативные УУД
Учатся излагать мысль чётко и ясно.
Физминутка. Цель – реализация двигательной активности.
«Мы немного отдохнем»
Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете –
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько устали! Дети выполняют движения.
Умение передавать свои чувства с помощью движений.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой Цель – проверить степень усвоения учащимися нового материала.
Задача: проверить степень усвоения учащимися нового материала.
(Познавательные, регулятивные УУД)
Задача: закрепить новые знания
Слайд 25
- Разгадав кроссворд, вы узнаете, какие ещё растения и животные там встречаются.
Слайд 26
- А что бы вы сделали для того, чтобы животные и растения не исчезли с лица Земли?
Слайды 27 - 28
- Прочитайте и обсудите правила вежливого поведения в природе. Что скажите? Отметьте правильные правила.
Самопроверка. Оценивание.
Слайд 29
Ребята, помните на классный час к нам приходил школьный библиотекарь, которая познакомила вас с произведением замечательного русского поэта Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
- Оцените поступок деда Мазая?
- Как бы вы поступили в данной ситуации?
Дети пробуют применить полученные знания для выполнения заданий.
Дети работают в парах в рабочей тетради с. 20, з.5 – разгадывание кроссворда «ЗАПОВЕДНИК»
Дети самостоятельно проверяют степень усвоения материала и оценивают работу.
Дети работают в парах
(на столе у детей распечатки с заданием.)
«Выбери правило вежливости»1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите. 2.В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени, ещё вырастет. 3.Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать, главное, никому не мешать. 4. Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны. 5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было. 6. Всякие звери важны – всякие звери нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело. Дети проверяют и оценивают работу.
Дети отвечают на вопросы учителя.
Коммуникативные УУД
Учатся договариваться в паре и приходить к общему ответу в совместной деятельности, учатся владеть диалогической формой речи.
Учатся формулировать собственное высказывание.
Регулятивные УУД
Учатся осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты деятельности в паре.
Личностные УУД
Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.
Познавательные УУД
Учатся проводить классификацию правила по заданному критерию.
Коммуникативные УУД
Учатся взаимодействовать с учителем во время работы, отвечать на вопросы по материалу, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно.
5.Включение в систему знаний и повторение Цель – проверить усвоение материала.
Слайд 30
- А сейчас мы будем разгадывать ребусы.
Оцениваться будет количество правильно разгаданных ребусов.
Слайды 31 - 40
- А вот ещё одно интересное задание, которое поможет увидеть насколько хорошо вы запомнили животных, исчезнувших с лица Земли.
- Кто же в этом виноват, что эти животные попали на чёрные страницы Красной Книги?
- Расположите листья от самого маленького к самому большому. Прочитайте, что у вас получится.
(Ответы детей.
ОХРАНЯЙТЕ ПРИРОДУ!)
Слайд 41
- Используя природу, люди наносят ей вред. Необходимо охранять природу. Вы должны всегда помнить слова замечательного русского писателя Михаила Михайловича Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину. Дети работают в группах – отгадывают ребусы.
Дети проверяют и оценивают работу.
Дети работают с доской SMART – интерактивное задание «Помести картинки с исчезнувшими животными в «Чёрную книгу».
Дети проверяют и оценивают работу.
Дети работают с доской SMART – интерактивное задание«Расположи листики»
Дети проверяют и оценивают работу.
Регулятивные УУД
Учатся осуществлять совместный контроль, проверять и оценивать результаты деятельности в группе.
Личностные УУД
Учатся быть доброжелательными, терпимыми друг к другу.
Учатся уважительно относиться к результату труда одноклассников.
Учатся отгадывать ребусы.
6. Рефлексия Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке.
Задача: оценить степень усвоения материала учащимися.
(Регулятивные УУД)
Слайд 42
- Давайте подведем итог нашему уроку.
Закончите предложения.
- Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке, в дальнейшей жизни? Где вы их сможете применить?
Слайд 43 Дети оценивают свою работу на уроке.
Урок:
-привлек меня тем…
-взволновал
-заставил задуматься Регулятивные УУД
Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения учебного материала, изученного на уроке.
7.Домашнее задание Цель -закрепить полученные знания при выполнении домашнего задания.
Слайд 44(домашнее задание)
Всем спасибо за урок.
Вот уже звенит звонок!
Встаньте, подравняйтесь,
И с гостями попрощайтесь.
Дети фиксируют задание в дневнике.
Предлагается вариативное задание с правом выбора.
Домашнее задание (по выбору: в р/т с. 21, з.6, подготовить рассказ о любом исчезнувшем животном, написать мини-сочинение на тему: «Я – защитник природы», подготовить рассказ о животном Приокско-Террасного заповедника.) Регулятивные УУД
Учатся планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать свою работу.
Приложение 1 (информация об исчезнувших животных для работы в группах).
lefttopМорская корова — млекопитающее, жившее в водах северных морей. Позднее названа стеллеровой коровой, в честь немецкого натуралиста Георга Вильгельма Стеллера. Это неуклюжее животное достигало в длину 10 метров и весило до 4 тонн. Небольшая голова постепенно, почти без шеи, переходила в удлинённое туловище и заканчивалась хвостом, похожим на китовый. Грудные плавники напоминали лошадиные копыта. Большие стада этих животных, плавали у самой поверхности воды, кормясь морской капустой, из-за чего животное и было названо морской коровой. Мясо её было очень вкусным, и люди употребляли его в пищу. Стеллерова корова была истреблена полностью всего за 30 лет. Скелет морской коровы можно увидеть в Москве в зоологическом музее.
lefttopСтранствующий голубь – некрупный длиннохвостый голубь, который вёл кочевой образ жизни. Эти птицы жили большими стаями, в которых насчитывалось до миллиарда в Южной Америке. Стаи диких голубей закрывали солнце, становилось темно, как в сумерки. Деревья были густо усеяны гнёздами до сотни на одном дереве, не видны даже листья. Местные жители ночью приходили в лес, рубили деревья с гнёздами и тысячами убивали взрослых птиц и птенцов. Их скармливали домашним животным, а также продавали на рынке. Во время перелётов голубей люди сбивали их палками и камнями. С годами стаи незаметно поредели и вскоре странствующий голубь исчез. В 1914 году в зоопарке умер последний странствующий голубь –самка по кличке «8 Марта».
lefttopКвагга обитала на юге Африки. Спереди она имела полосатую расцветку, как у зебры, сзади — рыжий окрас лошади. Люди истребляли кваггу ради её мяса и прочной шкуры, которая шла на пошив мешков и ремни. Квагги намного раньше домашних овец, коров, кур замечали приближение хищников, и предупреждали владельцев громким криком «куаха», от которого получили своё название. Последняя квагга была убита в 1878 году, а последняя в мире квагга умерла в 1883 году в Амстердамском зоопарке.
lefttopДронт – громадный нелетающий голубь. Эти неуклюжие птицы размером с индюка обитали на островах Индийского океана. У предков дронтов отпала необходимость в полёте в связи с отсутствием хищников и обилием пищи. Избиение дронтов начали матросы. Они убивали птиц просто палками из-за мяса, а те никуда не убегали. Моряки называли птиц «додо», что означает глупец. Довершили уничтожение додо свиньи, собаки и кошки, завезённые на острова людьми. Они разоряли гнёзда птиц, расположенные прямо на земле. Поскольку самка дронта откладывала одно яйцо и высиживала его почти два месяца, поголовье птиц быстро уменьшалось. Истребление этих птиц произошло так быстро. Что не удалось сохранить даже музейных чучел. Потомкам досталось несколько неполных скелетов.
lefttopБескрылая гагарка по внешнему виду напоминала пингвина. Она обитала в Северной Америке. Селились большими колониями. Бескрылая гагарка была крупной, с гуся, птицей. Рост её достигал 90 см. Бескрылые гагарки вовсе не могли летать. По суше они передвигались тяжело, переваливаясь с боку на бок. Попав в воду, бескрылые гагарки становились быстрыми и ловкими. Хорошо плавать гагарке помогали короткие, но сильные крылья, которые использовались птицей под водой в качестве ласт. Она гнездилась на обрывах прибрежных скал. Самка откладывала прямо на камнях единственное крупное яйцо, которое часто сваливалось со скал в воду. Неспособность летать, доверчивость характера, большие скопления на гнездовании делали гагарку лёгкой добычей для людей. Их убивали палками ради мяса, яиц и пуха.
Приложение 2 (карточка).
Оцени себя
Я знал материал Я узнал новое Я ещё хочу изучить материал по этой теме Работа в группе (понравилась или не понравилась)