Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 класс ФГОС по программе Б.М. Неменского
Рабочая программа
изобразительное искусство
5-8 класс
Трапезникова Карина Валерьевна
Учитель изобразительного искусства
1.Пояснительная записка
Программа «Изобразительное искусство. 5—8 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования (2006), программой общеобразовательных учебных учреждений Российской Федерации «Изобразительное искусство» (5-8 классы), рекомендованной Департаментом общего и среднего образования Министерства РФ в 2006 г., автор – Неменский Б.М. «Изобразительное искусство» 5-8 классы программы общеобразовательных учреждений. Г.Москва, «Просвещение», 2013г.
1.1. Общие цели образования с учётом специфики учебного курса.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи.
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
1.2. Роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения ООП школы.
Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов.Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:
• в ценностно-ориентационной сфере:— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;— принятие мультикультурной картины современного мира;
• в трудовой сфере:— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:— умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются:• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира; • в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться:
• в познавательной сфере:— познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;— осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;— приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;— различать изученные виды пластических искусств;— воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;— описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;• в ценностно-ориентационной сфере:— формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;— развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;— понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;— уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;• в коммуникативной сфере:— ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;— организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;• в эстетической сфере:— реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;— развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;• в трудовой сфере:— применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
1.3. Обоснование выбора содержания части программы по учебному предмету, формируемой участниками образовательного процесса.
Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются: возникновение и виды пластических искусств; язык и жанры изобразительного искусства; художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.
2. Общая характеристика учебного курса.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Тема 6 классов - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную.
Тема 7 класса – «Дизайн и архитектура в жизни человека» - посвящена изучению архитектуры и дизайна, т.е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся.
Тема 8 класса – «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» - является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств. 20 век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства – театр, кино, телевидение – непосредственно связанные с изобразительными и являются сегодня господствующими.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
3. Описание места учебного курса в учебном плане
Примерные программы основного общего образования по изобразительному искусству составлены из расчета часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изучать в 5—8 классах в объеме не менее 121 часов (по 35 часов в 5-7 классе и 16 часов в 8 классе).
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»
Класс – 5 -7
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 35ч.
Класс – 8
Количество часов в неделю – 1 ч.
Количество часов в год – 16ч.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
5. Планируемые результаты изучения учебного курса
5 класс
знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
знать несколько народных художественных промыслов России;
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);
класс
знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
понимать взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворение в художественный образ;
знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
7 класс:
уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);
моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
использовать разнообразные художественные материалы;
8 класс:
освоить азбуку фотографирования;
анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съемочной практике;
усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино- и видеоработами;
быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
5. Содержание учебного курса включает:
Наименование разделов учебной программы. Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
5 класс
№ Тема раздела Кол-во часов
1 Древние корни народного искусства. 9ч
2 Связь времен в народном искусстве. 7ч
3 Декор - человек, общество, время. 10ч
4 Декоративное искусство в современном мире. 9ч
Всего: 35ч
6 класс
№ Тема раздела Кол-во часов
1 Виды изобразительного искусства и образного языка 8ч
2 Мир наших вещей. Натюрморт. 7ч
3 Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве. 11ч
4 Человек и пространство в изобразительном искусстве. 9ч
Всего: 35ч
7 класс
№ Тема раздела Кол-во часов
1 Дизайн и архитектура- конструктивные искусства в ряду пространственных искусств 10ч
2 Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий 7ч
3 Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека 10ч
4 Человек в зеркале дизайна и архитектуры 8ч
Всего: 35ч
8 класс
№ Тема раздела Кол-во часов
1 Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств 11ч
2 Азбука экранного искусства 5ч
Всего: 16ч
Календарно - тематическое планирование 5 класс
№
п/п Тема урока кол-во часов класс дата Основные вопросы, понятия Планируемые результаты Примечание
план факт предметные
Раздел 1. «Декоративные корни народного искусства» (9 часов)
1 Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота разных времен года 1 Беседовать о красоте земли родного края. Изображать характерные особенности пейзажа родной земли. Использовать выразительные средства живописи. Овладевать живописными навыками. Знание характерных черт родного пейзажа. Знание художников, изображающих природу.
Умение нарисовать пейзаж по памяти. 2 Древние образы
в народном искусстве 1 Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства – солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни – как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека символов, их условно-символический характер. Изобразить чудо-птицу, древо жизни, чудо-коня или композицию из различных элементов древнерусской символики. 3 Декор русской избы 1 Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир). Наброски с натуры модели домика.
Работа над украшением элементов избы (фронтон дома, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. 4 – 5 Внутренний мир русской избы
2 Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет и т. д.) Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты. Точка схода для построения плоскости пола, стен, потолка. 1 вариант:
Коллективная работа на тему «В русской избе» (с подмалёвком и аппликацией).
2 вариант:
Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.
6 Конструкция, декор предметов
народного быта и труда 1 Карельские прялки, деревянная посуда, предметы труда – область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Вырезание из плотной бумаги или картона выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью. 7 Образцы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки
1 Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце. 1 вариант:Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров.
2 вариант:
Русский народный орнамент в полосе. 8 Народный праздничный костюм.
1 Красота русского народного костюма, его целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплект одежды. Форма и декор женских головных уборов. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России. Выполнение эскизов народного праздничного костюма разных регионов и народов России с использованием разных техник и материалов. 9 Народные праздничные обряды
1 Народные праздничные обряды. Эстетически оценивать красоту и назначение народных праздников.
Овладение элементарными основами композиции.
Умение использовать различные приемы и способы выразительности при создании панно. Раздел 2. « Связь времён в народном искусстве» (7 часов)
10 Древние образы в современных народных игрушках
1 Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы, цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других глиняных игрушек. 1 вариант:Лепка и декор игрушки в традиции одного из промыслов (Филимоново, Каргополь, Дымково).
2 вариант:Лепка и декор Дымковской игрушки. 11 Искусство Гжели.
1 Слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией. 1 вариант:
Вырезание из бумаги форм посуды (тарелка) и украшение их росписью под Гжель (можно аппликацией).
2 вариант:
Выполнение эскиза изделия под Гжель (часы, подсвечник, сахарница…).
3 вариант:
Импровизация по мотивам Гжели
(облепить пластилином сосуд, покрыть краской и расписать под Гжель). 12 Искусство Городца.
1 Единство формы предмета и его декора в городецком промысле. Птица и конь – главные герои Городца, розаны и купавки – основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи: изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приёмы городецкой росписи. Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи с использованием образа птицы, коня, растительных элементов. 13 Искусство Жостова. 1 Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись – свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещённости, объёмности букета цветов. Основные приёмы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка. 1 вариант:
Выполнение фрагмента жостовской росписи с включением в неё крупных и мелких форм цветов, связанных друг с другом.
2 вариант:
Выполненные индивидуально фрагменты росписи затем компонуются на чёрном поле крупных подносов. 14 Искусство Хохломы.
1 «Золотая Хохлома» - роспись по дереву золотым, красным и чёрным цветом. Изображение рыб, птиц и петухов в хохломской росписи. Главный мотив – «травка» - узор из тонких стеблей, листочков, цветков, ягод на серебристом фоне. Ритмическая последовательность элементов росписи. Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием «травки». 15 Роспись матрешек. 1 Истоки и современное развитие промысла матрешек. Выполнение эскиза матрёшки. 16 Роль народных художественных промыслов
в современной жизни (обобщение темы) 1 Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся. Раздел 3. «Декор – человек, общество, время» (10 часов)
17-18 Зачем людям украшения 2 Украшения в жизни древних обществ. Греческая вазопись. Роль декоративного искусства в Древней Греции. Античная расписная керамика. Вазопись чёрнофигурного (Эксекий) и краснофигурного (Евфимид) стиля. Место и роль античного искусства в мировой художественной культуре. Эскиз сосуда по мотивам греческой вазописи (изобразить мифологический сюжет в чёрнофигурном стиле).
19-20 Декор и положение человека в обществе 2 Украшение как показатель социального статуса человека. Роль декоративного искусства в Древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества. Выполнение эскиза ювелирного украшения в стиле древнеегипетского искусства: солнечного ожерелья, подвески, браслета, нагрудного украшения – пекторали. Использовать характерные знаки-символы.
21 – 22 Одежда говорит о человеке 2 Социальная функция декоративного искусства в организации общества. Знакомство с эволюцией и образным значением одежды.
Строгая регламентация в одежде людей разных сословий в эпоху барокко. Суть декора – выявлять роли людей, их отношения в обществе, выявлять и подчёркивать определённые общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Национальные традиции в культуре народа. Одежда и национальный колорит. Живопись, скульптура, графика – своеобразные хранители костюмов всех времён и народов. Сообщение новых знаний.
Коллективная работа «Бал во дворце».
Эскизы современной одежды по мотивам национальных костюмов разных стран мира. 23-24-25 О чём рассказывают гербы и эмблемы
INCLUDEPICTURE "../../%25D0%2590%25D0%25B4%25D0%25BC%25D0%25B8%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25BE%25D1%2580/%25D0%25A0%25D0%25B0%25D0%25B1%25D0%25BE%25D1%2587%25D0%25B8%25D0%25B9%20%25D1%2581%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BB/work/sajt%20Isakovoj%20N.G/project/images/p14_14a.jpg" \* MERGEFORMAT 3 Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества – государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений. 1 вариант:
Проект и защита собственного герба, герба своей семьи, школы, класса.
2 вариант:
Изображение герба города и рассказ о его возникновении.
3 вариант:
Эскиз фирменного знака современных промышленных изделий. 26 Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) 1 Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить – значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль его хозяина, которая сказывается на всём образном строе вещи. Обобщающая беседа, занимательная викторина, сообщения и выставка работ учащихся. Раздел 4. « Декоративное искусство в современном мире» (9 часов)
27 Современное выставочное искусство 1 Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства, творческая интерпретация древних образов. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Сообщение новых знаний. Выступления детей. Посещение виртуальных музеев. 28 Роспись по ткани 1 Виды батика. Холодный батик. Узелковый батик. Резервирующий состав. Выполнить имитацию росписи по ткани (батик) 29 Моделирование одежды 1 Создание композиционных макетов современной одежды. Рисунок: одежда для дома, для улицы (комплект) 30– 31 Современная мозаика
2 Монументальное искусство. Мозаика и витраж.
Каменная мозаика городов Средней Азии, лаосская мозаика из цветного стекла. Произведения мозаичного искусства художников Дейнеки, Корина, Лансере для станций метро Москвы и Санкт-Петербурга. Выполнить имитацию витража по мотивам народных сказок или на произвольную тему.
Выполнить работу в технике мозаики из цветной бумаги на современную тему (как вариант – аппликация «Подводный мир» из бросового материала). 32 Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. 1 Осознание учащимися своих творческих возможностей. Реализация творческого замысла в конкретном материале. Коллективное (или индивидуальное) панно (материал произвольный) на тему «Украсим школу своими руками». 33 Коллаж 1 Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства коллажа. Выполнить работу в технике коллаж из цветной бумаги на современную тему (как вариант – аппликация «Мой город») 34 Создание декораций. 1 Знакомство с видами декораций. Создание эскиза декорации ( в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж. 35 Современное выставочное искусство.
Обобщение темы четверти. 1 Урок- обобщения. Древние корни народного искусства. Связь времен в на-родном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире
Знать виды ДПИ, особенности языка. Всего 35 Календарно - тематическое планирование 6 класс
№
п/п Тема урока кол-во часов класс дата Основные вопросы, понятия Планируемые результаты Примечание
план факт предметные
Раздел 1. « Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8 часов)
1 Введение.
Изобразительное искусство в семье пластических искусств 1 Искусство и его виды. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: конструктивные, декоративтивные и изобразительные Свободная тема 2 Рисунок - основа изобразительного искусства 1 Рисунок - основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок с натуры. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности. Самостоятельная работа карандашами разной твердости. Учебный рисунок Зарисовка с натуры и по памяти или представлению отдельных травянистых растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные и другие виды). Работа карандашами разной твердости 3-4 Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен 2 Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное и светлое. Тональная шкала. Композиция места. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно Изображение различных осенних состояний в природе: ветер, дождь, туман, яркое солнце и тени. Работа красками 5 Цвет. Основы цветоведения 1 Основные составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплое и холодное. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета Фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой на вариативные возможности цвета: «Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца». Работа красками 6 Цвет в произведениях живописи 1 Понятия: «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция Изображение осеннего букета с разным настроением -радость, грусть, нежность. Работа красками 7 Объемные изображения в скульптуре 1 Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре и их свойства: глина, камень, металл, дерево и др. Объемные изображения животных в различных материалах: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы 8 Основы языка изображения 1 Обобщение материала темы: Виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие Свободная тема Раздел 2. «Мир наших вещей. Натюрморт» (7 часов)
9 Художественное познание: реальность и фантазия 1 Изображение как познание окружающего мира и отношениек нему человека. Условность иправдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность ифантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения Работа карандашами на тему «Этот фантастический мир» 10 Изображение предметного мира - натюрморт 1 Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его роль в истории искусства
Работа над натюрмортом из плоскихизображений знакомых предметов,например кухонной утвари. Работа красками. 11 Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира 1 Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть на основе всего многообразияформ. Выразительность формы Конструирование из бумаги простых геометрических тел
12 Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива 1 Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса Построение конструкций из нескольких геометрических тел, выполнить зарисовки карандашом 13 Освещение. Свет и тень 1 Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Свет как средство организации композиции в картине Изображение геометрических тел из дерева или бумаги с боковым освещением. Работа красками 14 Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте 1 Цвет в живописи и богатство выразительных возможностей. Собственный цвет предмета и цвет в живописи. Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Натюрморт в графике. Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Материалы и инструменты; их влияние на выразительность художественных техник Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный натюрморт, грустный, таинственный и т. д. Работа красками, гуашью. Практическая работа предполагает оттиск с аппликацией на картоне 15 Выразительные возможности натюрморта 1 Обобщение темы. Предметный мир в изобразительном искусстве и выражение переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений окружающего мира. Выставка лучших работ Экскурсия по выставке; выступления «экскурсоводов», «критиков», «авторов» картин Раздел 3. «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (11 часов)
16 Образ человека — главная тема искусства 1 Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира Свободная тема. Работа красками 17 Конструкция головы человека и ее пропорции 1 Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика Работа над рисунком и аппликацией по изображению головы с различно соотнесенными деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и др.) 18 Изображение головы человека в пространстве 1 Поворот и ракурс головы. Соотношение лицевой и черепной части головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа Объемное конструктивное изображение головы. Работа карандашом 19-20 Графический портретный рисунок и выразительность образа человека 2 Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение. Расположение на листе. Линия и пятно Рисунок набросок с натуры. 1-й урок -работа в карандаше, 2-й урок - в цвете 21 Портрет в скульптуре 1 Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры Работа над изображением из пластилина портрета выбранного литературного героя с ярко выраженным характером 22 Сатирические образы человека 1 Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей 23 Образные возможности освещения в портрете 1 Изменения образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет: направленный сбоку, снизу, рассеянный, изображение против света, контрастность освещения Наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель 24 Портрет в живописи 1 Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения., в XVI-XIX и XX вв. Зарисовки композиций портретов с натуры в карандаше 25 Роль цвета в портрете 1 Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга) 26 Великие портретисты (обобщение темы) 1 Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Чтение докладов и рефератов по теме четверти Презентация работ-портретов; отчет по рефератам, их анализ и оценка Раздел 4. «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (9 часов)
27 Жанры в изобразительном искусстве 1 Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр 28 Изображение пространства 1 Виды перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта. Движение фигур в пространстве. Ракурс в искусстве Древней Греции Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота 29
-30 Правила линейной и воздушной перспективы 2 Перспектива как учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов - перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы и изменения контрастности Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой 31 Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства 1 Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир. Роль выбора формата. Высота горизонта Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может, быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями 32 Пейзаж - настроение. Природа и художник 1 Природа как отклик переживаний художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже Пейзаж - настроение. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния весны 33 Городской пейзаж 1 Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX в. Работа над графической композицией «Городской пейзаж», «Мой город». Коллективная работа путем аппликации отдельных изображений в общую композицию после предварительного эскиза. Внимание на ритмическую организацию листа 34-35 Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл 2 Обобщение материала года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы языка и произведение как целостность. Выставка лучших работ учащихся за учебный год Всего 35 Календарно - тематическое планирование 7 класс
№
п/п Тема урока кол-во часов класс Дата Основные вопросы, понятия Планируемые результаты Примечание
план Факт предметные
Раздел 1. « Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств» (10 часов)
1 Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контрастность, эмоциональная выразительность плоскостной композиции 1 Введение в искусство архитектуры.
Основные понятия: конструктивное искусство, дизайн.
Представление об элементах композиционного творчества в архитектуре и дизайне.
Архитектура и ее функции в жизни людей Создание композиции из трех прямоугольников. Анализировать произведения архитектуры и дизайна;
Знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна,тенденции современного конструктивного искусства.
Гармонично сбалансироватькомпозиции из трех прямоугольников 2 Прямые линии и организация пространства 1 Знать о месте конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общее начало и специфику.
Введение в композицию от 3 до 5 прямых линий. 3-4 Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна 2 Создание композиции по темам (примерные): «Шум дождя», «Суматоха» и т. п. Передавать в работе (выражать)свое настроение (ощущение)и состояние от происходящего в природе, картинах жизни 5-6 Искусство шрифта. Буква - строка -текст 2 Общее и разное в образно-языковых основах и жизненных функциях конструктивных и изобразительных видов
искусств Создание композиции заглавной буквы 7-8 Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне 2 Создание макеты плаката, поздравительной открытки
9-10 Многообразие форм дизайна 2 Организация пространства вокруг архитектуры
Создание макет разворота книги
Раздел 2. « Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий» (7 часов)
11 Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность 1 Ознакомление с понятиями: ландшафтная архитектура, скульптура, памятник, рельеф, барельеф, горельеф, контррельеф. Место расположения памятника и его значение Выполнение макета из нескольких прямоугольных призм
Уметь конструировать объемно-пространственные композиции.
12 Архитектура - композиционная организация пространства 1 Творчество великих архитекторов Достижение композиционного взаимосочетания объектов. Уметь моделировать в своих творческих работах архитектурно-дизайнерские объекты, основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах. 13 Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм 1 Важнейшие архитектурные элементы здания Соединение объемов, составляющих здание. Уметь работать по памяти, с натуры и по воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и внешней среды. 14 Важнейшие архитектурные элементы здания 1 Создание эскиза архитектурных элементов здания. Уметь конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композиции.
15 Единство художественного и функционального 1 Единство художественного и функционального Композиция из реальных предметов и вещей (коллаж) 16 Роль и значение материала и конструкции 1 Роль и значение материала в конструкции Сочетание фантазийного и реального начал в изображении вещи -сапоги-скороходы, ковер-самолет
17 Цвет в архитектуре и дизайне
1 Роль и значение цвета в архитектуре и дизайне Цветовое решение макетной композиции
Раздел 3. « Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека» (10 часов)
18 Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого 1 История развития архитектуры. Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры Силуэтная зарисовка знаменитых построек
Уметь создавать композиционныемакеты объектов, архитектурныеобразы графическими материалами. 19 Город сегодня и завтра. Тенденция и перспектива развития архитектуры 1 Развитие образного языка конструктивных искусств. Подбор и анализ репродукций с изображением интерьера зданий Фантазийная зарисовка «Архитектура будущего»
20-21 Живое пространство города. Город, микрорайон, улица. Виды монумен-
тальной живописи 2
Среда жизни современного человека. Интерьер. Работа в бумажной пластике
Макетно-рельефное моделирование района. Уметь создавать композиционныемакеты объектов.
22-23 Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды 2 Роль архитектурного дизайна. Интерьер как синтез искусств в архитектуре. Оформление интерьера Создание проекта парка с городской мебелью.
24 Интерьер и вещь в доме 1
Стилевое единство вещей. Роль вещи в образно-стилевом решении интерьера Создание конструктивного и декаративно-цветового решения элемента сервиза. 25 Дизайн - средство создания интерьера
1 Историчность и социальность интерьера Интерьер в технике аппликации.
Уметь оформлять интерьер школы,своей комнаты; 26
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства 1
Связь природы и архитектуры
Создание макета сквера с фонтанами, беседками и т. д.
27 Проектирование города: архитектурный замысел 1 Истоки монументальных видов искусства. Подбор искусствоведческого материала о монументальном искусстве Коллективная работа над макетной композицией: проект города. Изготовить по собственному эскизу проект «Архитектура будущего»
Раздел 4. « Человек в зеркале дизайна и архитектуры» (8 часов)
28 Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка дома 1 Ознакомление с известнейшими музеями России. Поисковая работа «Русские музеи». Подбор материала по теме.
Рисунок: частный дом в городе, в лесу, в деревне (по выбору). Компоновка интерьера дома. Уметь использовать изобразительные.средства выразительности примоделировании архитектурногоансамбля. 29 Интерьер комнаты -портрет хозяина. Дизайн интерьера 1 Моделирование архитектуры и архитектурного ансамбля Создание интерьер комнаты. Дизайн интерьера.
30 Дизайн и архитектура моего сада 1 Выполнение творческой работы «Мой сад» Создание общего вида сада (рисунок плюс коллаж) 31 Мода и культура. Дизайн одежды 1 Разнообразные материалы в изображении и моделировании, их назначение, особенности Проект вечернего платья, костюма
32 Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды 1 Создание композиционных макетов современной одежды Рисунок: одежда для дома, для улицы (комплект) 33 Грим, визажистика и прическа в практике дизайна 1 Ознакомление с искусством грима, визажистики, прически в разные эпохи Зарисовки дневного, вечернего, праздничного макияжей, причесок
34 Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна 1 Ознакомление с различными образцами имиджа, их сравнение и анализ; выводы Коллективное задание по группам: сценарные разработки проекта имиджа. 35 Моделируя себя, моделируешь мир 1 Выполнение творческой работы Индивидуальная творческая работа.
Всего 35 Календарно - тематическое планирование 8класс
№
п/п Тема урока кол-во часов класс дата Основные вопросы, понятия Планируемые результаты Примечание
план факт предметные
Раздел 1. « Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств» (11 часов)
1
Синтетические искусства и изображение. 1 Знакомство с понятием « синтетические искусства» как искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Пространственно- временной характер произведений синтетических искусств. Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств с целью определения в них роли и места изображения, изобразительного компонента.
2 Театр кукол 1 Знакомство с видами театральных кукол и способами работы с ними. Создание эскиза кукольного спектакля или эскиза кукольного персонажа.
3 Сценография или театрально - декорационное искусство- особый вид художественного творчества. 1 Знакомство с видами сценического оформления: изобразительно - живописное, архитектурно - конструктивное, метафорическое, проекционно - световое и т. д. Начало работы над макетом спектакля. Создание эскиза декорации ( в любой технике) по мотивам фотографии или картины, изображающей интерьер или пейзаж. 4 Афиша. Приглашение в театр. 1 Знакомство с афишами театра и кино. Создание эскиза афиши. 5-6 Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим и маска. 2 Искусство и специфика театрального костюма. Маска: внешнее и внутреннее перевоплощение актера. Эскиз костюма и театрального грима персонажа или театральной маски. 7 Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. 1 Знакомство с ролью художественных инструментов в творческом художественном процессе. Объективное и субъективное в живописи и фотографии или кино. Обзор живописи, фотографии и экранных произведений.; их сравнительный анализ. 8 Всеобщность законов композиции.
1 Художественно- композиционные моменты в съемке.
Композиция в живописи и фотографии: общее и специфическое. Использование опыта композиции при построении фотокадра.
Основа операторского искусства- талант видения и отбора. Точка съемки и ракурс. Обсуждение действенности художнического опыта в построении картины и в построении кадра. Расширение навыков и опыта работы с фотокамерой; подготовка к съемке: осмотр объекта, выбор точки съемки, ракурса и освещения. 9 Натюрморт и пейзаж- жанровые темы фотографии. 1 Свет- изобразительный язык фотографии. Свет в натюрморте и в пейзаже.
Начало создания коллекции фотографий « Мой фотоальбом» Фото- съемка натюрморта и пейзажа.
10 Человек на фотографии. 1 Сравнительный анализ изображения в живописи и на фотографии. Съемка человека в каком либо действии. Постановочная съемка. 11 «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся 1 Сравнительный анализ сделанных фотографий (композиция, свет, ракурс) Оформление фотографий в фотоальбоме. Раздел 2. « Азбука экранного искусства» (5 часов)
12 Кино- запечатленное движение. 1 Новый вид изображения- движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж. Съемка простых форм движения. 13 Сюжет и кино. 1 Фильм, как последовательность кадров.
Из истории кино. Немые фильмы, черно- белые фильмы, цветные фильмы, реклама и телевизионные клипы. Жанры кино: анимационный, игровой и документальный фильм. Роль сценария в фильме.
Создание сценария документального фильма на свободную тему 14 Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью - основные телевизионные жанры. 1 Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой.
Создание сценария документального фильма на свободную тему 15 Связи искусства с жизнью каждого человека 1 Личные связи человека с окружающим его искусством. Реальность и фантазия
Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты. 16 Искусство среди нас 1 Возможности зрителя в отборе фильмов. Роль рекламы.
Подготовка устных и письменных рефератов. Практические проекты. Всего 16 Проверка знаний учащихся
Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Учебно - методический комплекс:
5 класс
Программа - Изобразительное искусство 5 - 9 классы. Под редакцией Б. М. Неменского. Составители: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М., Просвещение, 2014.
Учебник: Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского
Рабочая тетрадь: «Твоя мастерская»
Издательство, год издания: Москва «Просвещение»,2014 г
Методические пособия для учителя: (автор, издательство, год издания):
1. Кашекова И.Э. «Изобразительное искусство». Планируемые рузультаты. Система заданий Москва, «Просвещение»,2013 г,
2. Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
6 класс
Учебник: «Изобразительное искусство» 6 класс. «Искусство в жизни человека»
Автор: Л.А. Неменская Под редакцией Б.М.Неменского
Издательство, год издания: Москва «Просвещение»,2014 г.
Методические пособия для учителя: (автор, издательство, год издания):
1. Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству», Москва, «Сфера»,2007год,
2. М.А. Порохневская, «Изобразительное искусство» 6 класс, «Учитель - АСТ», 2008 год
3. О.В. Павлова, « «Изобразительное искусство» 6 класс, «Учитель», Волгоград, 2007 год.
4. О.В. Свиридова, «Проверочные и контрольные тесты» 5-8 класс, «Учитель», Волгоград, 2008 год.
5. Туманова Е.С. « «В мире красок народного творчества» 4-8 класс (внеклассные мероприятия), «Учитель», Волгоград, 2009год
7 класс
Учебник: «Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека»
Автор: А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. Под редакцией Б.М.Неменского
Издательство, год издания: Москва «Просвещение»,2014 г.
Методические пособия для учителя: (автор, издательство, год издания):
1. Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству», Москва, «Сфера»,2007год,
2. О.В. Свиридова « «Предметные недели в школе. Изобразительное искусство» (беседы, викторины, олимпиады, конкурсы, необычные уроки), Учитель», Волгоград, 2008 год
3. О.В. Свиридова, «Проверочные и контрольные тесты» 5-8 класс, «Учитель», Волгоград, 2008 год.
4. Оросова Т.В., «Изобразительное искусство» 7 класс, «Учитель - АСТ», 2007 год
5. Туманова Е.С. « «В мире красок народного творчества» 4-8 класс (внеклассные мероприятия), «Учитель», Волгоград, 2009год
8 класс
Учебник: «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» 8 класс
Автор: А.С. Питерских
Издательство, год издания: «Просвещение», Москва, 2014 год
Методические пособия для учителя (автор, издательство, год издания):
1. Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству», Москва, «Сфера», 2007год
2. О.В. Свиридова « «Предметные недели в школе. Изобразительное искусство» (беседы, викторины, олимпиады, конкурсы, необычные уроки), Учитель», Волгоград, 2008 год
3. О.В. Свиридова, «Проверочные и контрольные тесты», «Учитель», Волгоград, 2008 год.
4. Порохневская М.А. Изобразительное искусство 8 класс, «Учитель - АСТ», 2008 год
5. Туманова Е.С. « «В мире красок народного творчества» 4-8 класс (внеклассные мероприятия), «Учитель», Волгоград, 2009год