Программа изо 5 класс по Савенковой
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Н.А.Некрасова»
города Почепа
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО зам. директора по УВР директор школы
_________ Ицкова Л. Ф _______ Савицкая А.В. ___________ Марочкина О.В.
Протокол № ___ от «___» _________ 20__г. Приказ №______ от «___»__________20___ г. «____»_______ 20__г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 5 класса
Программа разработана
учителем изобразительного искусства
МБОУ «СОШ имени Некрасова»
Гапоновой Г. В.
г. Почеп
2016-2017 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс составлена на основе ФЗ- №273 «Об образовании в РФ»;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ( с изменениями);
Письма департамента образования и науки Брянской области « О примерном учебном плане образовательных организаций Брянской области от 13.04 2016 г. №2610- 04- О»
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ имени Н. А. Некрасова»;
Годового календарного графика МБОУ « СОШ имени Н. А. Некрасова» на 2016-2017 учебный год ;Интегрированной программы по изобразительному искусству 5-8(9) классы. Авторы. Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская, Е.С.Медкова. М.: Вентана-Граф,2014.
Целью уроков изобразительного искусства в основной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; развитие нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре; освоение учащимися графической грамоты и развитие визуального мышления; активизация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении с искусством.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» в 5 классах:
• воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
• развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;
• освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; приемов работы с художественными материалами, инструментами, техниками.
• овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
• развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.
Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства являются следующие:
Духовное возвышение ребенка.
Действие, радость, увлечение школьника работой.
Живое общение с искусством.
Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.
Опора на региональный компонент в обучении.
Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.
Сенсорное насыщение представлений и действий детей,
Раскрытие разных сторон жизни искусства.
Активное творчество самих детей.
Раздел 1 Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты:
социализация личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;
развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства;
развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.
Метапредметнымирезультатами является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД
1. Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
3. развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
4. формирование духовных и эстетических потребностей;
5. овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
6. воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
7. отработка навыков самостоятельной и групповой работы;
8. обеспечивает формирование у учащихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
Регулятивные УУД
1. Проговаривать последовательность действий на уроке.
2. Учиться работать по предложенному учителем плану.
3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
7. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ.
Коммуникативные УУД
1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
2. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
3.Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
5. Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Предметные результаты:
формирование представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
формирование основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях поли художественного воспитания;
проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
развитие фантазии и воображения детей;
использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
5 класс
Человек, природа, культура как единое целое
Учащийся научится:
Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве. Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.
Учащийся получит возможность научиться:
Выражать свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства.
Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве
Учащийся научится:
Наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне. Передавать в форме и цвете разное настроение.Передавать линию горизонта и перспективу улицы. Передавать воздушную перспективу в рисунке.
Учащийся получит возможность научиться:
Изображать человека в открытом пространстве на разных планах картинной плоскости — передача формы и размеров фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана.
Путешествие в мир искусства Древней Греции
Учащийся научится:
Различать жанры изобразительного искусства, средства художественной выразительности.Группировать произведения искусства по жанрам и объяснять своё решение.
Учащийся получит возможность научиться:
Использовать древнегреческие каноны в изображении человека. Передавать характерные позы и динамику фигуры.
Былинная Русь и следы язычества в русской культуре
Учащийся научится:
Передавать в образе символические изображения, передающие мифологический образ персонажа.
Учащийся получит возможность научиться:
Передавать в композиции характерные черты героев русских былин. Передавать в работе характерные черты традиционного народного костюма.
Народное декоративно-прикладное искусство
Учащийся научится:
Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости. Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цветов, форм и особенностей конкретного интерьера как средства характеристики хозяина дома. Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани.
Учащийся получит возможность научиться:
Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний. Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества.
Раздел 2 Содержание учебного предмета, курса.
5 класс (35 ч ) Тема года. Предметный мир глазами художника
Задачи развития предмета «Изобразительное искусство» на год:
Углубленное изучение полученного в начальной школе представления о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве художника;
Освоение графической грамоты и средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объема и перспективы.
Общеразвивающие направления. Развитие представления учащихся о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве художника. Целостность и взаимообусловленность истории народа и его искусства. Смысловые и образные связи в народном творчестве. Освоение средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, их соотнесение со средствами выразительности в других видах искусства. Освоение графической грамоты в творческом процессе, формирование представлений о взаимосвязи «материал- форма- цвет- практическая значимость вещи (предмета)».
Развитие пространственного мышления. Архитектура и природа. Предметная среда как особое пространство каждого человека. Формирование понятия архитектуры как вида изобразительного искусства: преодоление утилитарного восприятия архитектуры; замкнутое пространство и человек; образ архитектуры: конструкция, назначение, соотношение масс, силуэт, форма, ритм.
Развитие представлений о форме в искусстве и в окружающем предметном мире. Связь понятий «материал- форма- цвет- украшение- утилитарность». Эволюция формы в истории человечества. Освоение средств художественной выразительности изобразительного искусства, графическая грамота в передаче объема и перспективы; индивидуальное чувство формы.
Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет- главное выразительное средство живописи и декоративно-прикладного искусства; роль цвета в передаче настроения в картине; символика цвета в народном декоративно-прикладном искусстве: орнаменте, украшении, народном костюме. Осмысление взаимосвязи «материал- форма- цвет- практическая взаимосвязь вещи (предмета)». Формирование индивидуального чувства цвета.
Композиционные задачи в искусстве. Понятие симметрии и асимметрии, соразмерности, динамике и статике, ритме и равновесии; взаимосвязь всех элементов композиции в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре. Развитие проектного мышления на основе решения композиционных задач в искусстве. Композиция, форма, цвет и настроение. Предметная композиция в пространстве. Композиция народной росписи.
Восприятие изобразительного искусства. Целостность и взаимообусловленность истории жизни народа и его искусства; смысловая и образная связь в народном искусстве: «природа- искусство- развитие общества». Осмысление взаимосвязи «природа человеку- человек природе»; развитие представлений о целостности и взаимообусловленности истории жизни народа и его искусства; национальных и религиозных традициях в искусстве, смысловой и образной связи в народном искусстве.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
тематическое планирование 5 класс
№ п/пНаименование раздела, тема урока Кол-во часов Дата Вид учебного занятия Характеристика деятельности учащихся Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое . 4 часа
1 Природа и человек. 1 Урок формирования новых знаний , умений и навыков Работа на плоскостиИзучают и наблюдают окружающий мир природы, природные явления.Различают характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой).Создают цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.Овладевают приёмами работы красками и другими художественными материалами. Понимают, как и когда появилось искусство 2 Природа и художник. 1 Урок формирования новых знаний , умений и навыков Работа на плоскостиСоздают и насыщают самостоятельные творческие работы художественными образами.Создают композиции по мотивам музыкальных, литературных произведений без конкретного изображения. Выполняют композиции на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, стихотворений 3 Человек — природа — культура. 1 Урок-практикум Работа на плоскостиПонимают, что представления человека о природе отображаются в произведениях искусства.Умеют видеть и передают необычное в обычном.Формируют индивидуальное чувство восприятия природы.Понимают, что существуют разные виды и жанры изобразительного искусства.Умеют выражать свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства. Умеют создавать цветовые, графические и объёмные (скульптура) импровизации по мотивам произведений музыки, поэзии, танца; создавать танцевальные композиции (художественное движение) по мотивам произведений живописи, графики, скульптуры4 Пространство и время. Многомерность мира. 1 Урок-практикум Работа на плоскостиСоздают в живописи и графике разные композиции по мотивам увиденного, услышанного.Наблюдают и замечают изменения в природе, в музыке, поэтическом произведении и передавать эти нюансы в творческих работах.Учатся работать кистью (разных размеров) и палочкой (умение работать тупым и острым концом).Создают цветовые композиции по ассоциации с музыкой, наблюдать за тем, как в них отражаются представления исполнителя о красоте мира.Передают настроения и состояния.Представляют, отображают контраст и нюанс. Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнивать с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Наблюдают и передают динамику, настроение в цветомузыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения) Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве 7 часов
5 Зодчество. 1 Урок-практикум Работа на плоскостиОсваивают возможности ИКТ в графической изобразительной деятельности.Используют в работе тонированную и цветную бумагу.Овладевают приёмами работы с графическими материалами.Выбирают материал и инструменты для изображения.Развивают способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.Передают в форме и цвете разное настроение. Делают фотографии по осваиваемой теме. Экспресс-выставка 6 Образы старинной архитектуры 1 Комбинированный урок Исследовательские работыУмеют работать в группе.Выполняют зарисовки с натуры домов, улиц.Создают эскизы зданий по описанию и воображению.Создают коллективные панно и альбомы зарисовок и фотографий старинных зданий города.Импровизируют и размышляют по поводу ассоциаций. Понимают связь между отдельно стоящим зданием и улицей, улицей и городом в целом 7 Конструктивные особенности архитектуры
1 Повторительно-обобщающий урок Работа на плоскостиОсваивают умение гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.Рассматривают и обсуждают творческие работы детей, их особенности и своеобразие.Изображают по памяти и представлению.Используют элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции.Передают с помощью аппликации и линий изображение объекта. Представляют и передают в рисунке направления «вертикально», «горизонтально», «наклонно» 8 Объёмные формы в изобразительном искусстве. 1 Комбинированный урок Работа на плоскостиРаботать с натурой — передавать геометрическую форму графическими материалами (карандаш).Выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами. Работать самостоятельно по подсказке в учебнике 9 Штрих в изобразительном искусстве. 1 Урок-практикум Работа в объёмеПередавать характер объёмной формы предмета с помощью света и тени (светотень, тень на поверхности предмета).Уметь создавать тональную растяжку из нескольких тонов одного цвета. Передавать тональные отношения при условии, что свет падает на предмет слева сверху 10 Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке). 1 Урок-практикум Работа на плоскостиУметь самостоятельно составлять композицию для натюрморта.Учиться распределять предметы по планам на изобразительной плоскости. Выполнять композицию с натюрмортом, когда предметная плоскость находится ниже линии горизонта 11 Перспектива в открытом пространстве 1 Урок-практикум Работа на плоскостиРазвивать способность к коллективной работе над одной большой композицией.Уметь передавать линию горизонта и перспективу улицы.Передавать воздушную перспективу в рисунке. Изображать человека в открытом пространстве на разных планах картинной плоскости — передача формы и размеров фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции. 5 часов
12 Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира
1 Урок формирования новых знаний , умений и навыков. Воспринимать искусство рассматриваемого периода и высказывать своё суждение о нём.Участвовать в обсуждениях по изучаемым темам.Различать материалы и инструменты скульптора, живописца, ювелира, гончара, архитектора, резчика по камню.Осознавать, каким способом художник создаёт художественный образ и отражает в своём произведении события.Различать жанры изобразительного искусства, средства художественной выразительности.Уметь группировать произведения искусства по жанрам и объяснять своё решение. Воспринимать, эмоционально оценивать произведение, давать ему образную характеристику 13 Мифы Древней Греции. 1 Урок формирования новых знаний , умений и навыков. Работа в объёмеИметь представление о мифах и их роли в истории.Уметь работать по подсказке, описанию этапов работы.Демонстрировать умение владеть инструментами при работе с плотной бумагой и картоном с помощью резца, линейки.Выполнять рельеф при создании медальона по мотивам мифов Древней Греции. Использовать в работе материалы и инструменты художника-скульптора (стека, глина, пластилин) 14 Скульптура Древней Греции. 1 Урок-практикум Работа в объёмеПознакомиться с греческими канонами изображения человека.Лепить по греческим канонам фигуру человека способом отсечения всего лишнего.Создавать из вылепленных фигур коллективные композиции.Следовать традиционным приёмам лепки (из комка глины или пластилина способом отсечения лишнего).Владеть скульптурными инструментами и материалом. Использовать понятие «ракурс» в работе с объёмными формами 15 Рисуем человека по древнегреческим канонам. 1 Урок-практикум Работа в объёме и пространствеИспользовать древнегреческие каноны в изображении человека.Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции. Передавать характерные позы и динамику фигуры 16 Чернофигурные вазы Древней Греции. 1 Урок-обобщение Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельностьНаблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, орнамент, украшающие изделия прикладного искусства.Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.Участвовать в беседах о единстве красоты и функциональности в произведении декоративно-прикладного искусства.Представлять особенности работы гончара, художника-прикладника. Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре. 8 часов
17 Славянские мифы о сотворении мира. 1 Урок формирования новых знаний , умений и навыков Работа в объёме по воображениюУметь работать инструментами и приспособлениями: карандашом, линейкой, стекой.Создавать рельефное изображение человека.Уметь передавать в образе символические изображения, передающие мифологический образ персонажа. Грамотно соединять в одной работе разные техники и материалы 18 Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек. 1 Урок формирования новых знаний , умений и навыков Работа в объёмеСоздавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам былин.Уметь передавать в композиции характерные черты героев русских былин.Пользоваться Интернетом для поиска нужной информации.Уметь передавать планы на изображении. Соблюдать в работе точки зрения на изображаемое (сверху, снизу) для выигрышной передачи художественного образа 19 Былинный образ Русской земли. 1 Комбинированный урок Работа на плоскостиСоздавать коллективную композицию по изученному материалу.Изображать бескрайние просторы Древней Руси (вид с высоты птичьего полёта).Передавать в пейзаже характерные для России особенности: степь, поле, горы, моря, реки, дороги, дома (по типу топографической карты).Уметь участвовать в беседе о разных видах искусства, размышлять об особенностях Русской земли, её отличии от других стран 20 Илья Муромец и Соловей-разбойник. 1 Урок творческого применения знаний, умений и навыков Работа на плоскостиИспользовать знания о значении формата в решении композиционного замысла, соразмерности величин, важности определения первого плана, динамики в передаче содержания рисунка.Передавать в изображении пейзажа его характерные особенности, описанные в тексте литературного произведения.Использовать в изображении природы и богатыря их описание в былине.Владеть форматом изобразительной плоскости. Передавать в изображении плановость и динамику 21 Народный костюм. Головной убор 1 Урок-практикум Работа в смешанной технике — декоративно-прикладная деятельностьУметь применять в работе смешанную технику — аппликацию, коллаж, графику.Использовать в работе знания о декоративной композиции, симметрии и ритме.Передавать в работе характерные черты традиционного народного костюма.Вносить свои изменения в декоративную форму. Уметь находить черты народного искусства в современных работах художников-прикладников 22 Народный костюм. Одежда. 1 Урок-практикум Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельностьУметь создавать графические эскизы на заданную тему.Применять знания об истории народного костюма, его символике в самостоятельной работе.Использовать в работе смешанную технику — аппликацию и графику.Иметь представление о цветовом характере решения народного костюма и его символике. Уметь представлять в собственной графической работе региональную принадлежность созданного костюма 23 Народные праздники. Святки. 1 Урок-практикум Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельностьУметь передавать в маске образ героя.Соблюдать пропорции лица человека или морды животного.Уметь работать с готовыми формами.Создавать коллективные композиции из выполненных работ (например, выставки масок).Применять в работе технику коллажа. Активно использовать в работе знания по изучаемой теме, полученные на уроках по другим предметам. Выставка 24 Масленица. 1 Повторительно-обобщающий урок Работа в объёме и пространстве — декоративно-прикладная деятельностьУметь выполнять макет трёхгранной свечи.Самостоятельно работать с плотной бумагой (сгибать с помощью линейки и резца).Представлять, что такое стилизация природных форм в декоративные.Понимать взаимосвязь цвета и формы в декоративном искусстве. Создавать несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, жуков и др.)
Презентация проектов на тему «Народные гуляния». Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство. 10 часов
25 Этнографический музей. 1 Урок формирования новых знаний , умений и навыков Работа на плоскостиСоздавать тематические графические композицииИзображать интерьер. Применять знания о передаче перспективы в замкнутом пространстве.Создавать тематическую композицию с двумя или тремя фигурами в интерьере.Уметь объяснять свой замысел и манеру исполнения графической композиции. Понимать и объяснять особенности и значение этнографических музеев в жизни каждого народа 26 Печные изразцы
1 Урок формирования новых знаний , умений и навыков Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельностьУметь наблюдать и передавать изображение по мотивам наблюдаемого в рельефе.Понимать значение этюда в лепке и зарисовки будущей работы.Уметь работать с глиной (пластилином) с помощью инструмента — стеки. Понимать связь композиции рисунка и формата, на котором этот рисунок будет изображён 27 Расписывание изразцов. 1 Урок-практикум Работа на плоскостиНаблюдать за предметами интерьера, конструктивными особенностями окружающих человека объектов.Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости.Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цветов, форм и особенностей конкретного интерьера как средства характеристики хозяина дома.Работать в смешанной технике (аппликация и гуашь). Включать в композицию человека в динамике (за определённым занятием) 28 Прядение — вид народного ремесла. 1 Комбинированный урок Работа на плоскостиВоспринимать и оценивать произведения мастеров и изделий, хранящихся в музее и в домах жителей.Понимать, объяснять роль и значение музея в жизни.Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденных работ.Копировать геометрические и растительные символы.Пользоваться поисковыми системами Интернета. Рассуждать об изображаемых на прялках сюжетах 29 Прялка
1 Урок-практикум Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельностьПонимать специфику народного декоративно-прикладного искусства.Усвоить информацию о быте русских крестьян, их занятиях и уметь рассказывать об этом.Выполнять плоскостные декоративно-прикладные композиции, подражая народному мастеру. Передавать в работе особенности декора, используемого в прялках старых мастеров (символы солнца и земли30 Кукла как часть народной культуры
1 Урок творческого применения знаний, умений и навыков Работа на плоскостиПользоваться поисковой системой Интернета.Создавать эскизы будущих работ с помощью программы PowerPoint.Уметь переводить образ, полученный в графическом редакторе, в графический образ в технике цветной графики.Получать локальные и контрастные цветовые отношения, характерные для народной игрушки. Передавать с помощью цвета характерные черты народного промысла конкретного региона. Фронтальный опрос. Самостоятельная работа 31 Делаем куклу-«закрутку»
1 Урок-практикум Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельностьУметь работать со схемами по изготовлению игрушки-«закрутки».Создавать художественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения.Понимать, что в облике куклы, в её костюме отражены черты конкретного исторического периода. Уметь работать с поисковыми системами Интернета 32 Ткачество как вид народного искусства
1 Урок творческого применения знаний, умений и навыков Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельностьПроявлять интерес к предметному миру декоративно-прикладного искусства и разнообразию форм в образах народного искусства.Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани.Уметь применять в творческой работе знания из истории костюма.Создавать коллективные композиции. Передавать гармоничные сочетания цветов в эскизе ткани с учётом назначения костюма 33 Вышивка. 1 Урок-практикум Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельностьУметь наблюдать и замечать цветовое разнообразие окружающей жизни и природы, её отображение в народном искусстве.Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний.Усвоить информацию о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире.Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества. Самостоятельно составлять рисунок для вышивки крестом 34 Итоговая аттестация 1 Комбинированный урок Работа с материалом — декоративно-прикладная деятельностьСоздавать коллективные композиции.Передавать в работе определённый колорит декоративной композиции.Применять знания о контрастной и нюансной цветовой гамме. Создавать ритмический узор, составляя работы одноклИтоговый рисунок Глава 6. Проекты и исследования. 1 час
35 Великие имена в искусстве. 1 Урок творческого применения знаний, умений и навыков Уметь участвовать в беседе по поводу творчества художников.Размышлять по поводу искусства.Общаться на языке искусства и по поводу искусства.Использовать в речи терминологию изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, а симметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ). Уметь работать с разными источниками информации: научно-популярной, художественной литературой, словарями, энциклопедиями и другими справочными изданиями, интернет-ресурсами. 7 Материально-техническое обеспечение предмета «Изобразительное искусство» в основной школе :
ДВД-плеер,
телевизор,
компьютер,
экран, проектор.
Литература :Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Кн. Для учителя. М., 1991.
Сокольникова Л.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в нач. школе. – М., 2002.
Болдырева ЕМ. Русская литература. XX век.: Уч. справочник. - М.: Дрофа, 2000.
Варданян Р.В. Мировая художественная культура: архитектура. - М.: Вла-дос;2003.
Грушевицкая Т.Г., Гузик М.А., Садохин А.П. Словарь по мировой художественной культуре. - М.: Академия, 2002.
Гузик М.А., Кузьменко ЕМ. Культура средневековья: занимательные игры: Кн. для учащихся 6-9 кл. - М.; Просвещение, 2000.
Гузик М.А. Учебный путеводитель по мировой худ. культуре: 6-9 кл. - М: Просвещение, 2000.
Гузик М.А. Русская культура: занимательные игры: Кн. для учащихся 6-9 кл.-М.: Просвещение. 2000.
Гузик М.А. Культура Древнего Востока: занимательные игры: Кн. для уч. 6-9 кл.-М.; Просвещение, 2000.
Кашекова И.Э. Язык пластических искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура. - М.: Просвещение, 2003.
Кашекова И. Э. От античности до модерна: Стили в художественной культуре.-М.: Просвещение, 2003.
Коровина В.Я. Фольклор и литература.-М.:Скрин, 1996.
Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим: Дидактический материал. - М.: Просвещение. 2002.
Короткова М.В. Культура повседневности: история костюма. - М.: Вла-дос,2003.
Лайне С.В. Искусство XXвека: Россия, Европа. -М.: Просвещение, 2003.
Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. - М.: Просвещение, 2003.
Мосина Вал. Р., Мосина Вер. Р. Художественное оформление в школе и компьютерная графика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002.
Обернихина ГА. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе.-М.: Владос, 2001.
Розмари, Бартон. Атлас чудес света. - Бертельс манн Медиа Москау АО, 1995.
Презентации, диски :
Содержание учебного курса
Раздел 1. Человек, природа, культура как единое целое (4 часа)
Природа и человек Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представлений учащихся о произведениях искусства (живопись, графика), в которых отражён национальный характер природного окружения, национальный образ мира конкретного народа (вмещающий ландшафт)
Природа и художник Развитие фантазии и воображения. Развитие представления о связи искусства и окружающего мира природы. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы «по сырому».
Формирование представления о выразительных средствах искусства: форме, цвете, композиции, мелодике, выразительности и образности линии в рисунке, динамике и статике в искусстве
Человек — природа — культура Развитие фантазии и воображения.
Развитие представления о том, что человек свои мысли и понятия о мире и мироздании запечатлевает в литературе, истории, сказаниях, обрядах, праздниках, ритуалах, живописи, скульптуре. Образы сил природы в былинах, песнях, обрядах, праздниках, ритуалах, одежде, оберегах, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре Пространство и время. Многомерность мира Развитие фантазии и воображения. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Формирование представления о пространстве, о трёхмерности мира.
Развитие понятия о том, что каждый человек (особенно художник) мыслит образами. Искусство расширяет горизонты жизни человека, открывая новые стороны мира
Раздел 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве (7 ч)
Зодчество
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представления об искусстве проектирования. Развитие интереса и внимания к форме, ритму, динамике архитектурных объектов, их взаимодействию с окружающим природным ландшафтом. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном.
Размышление о том, как с помощью архитектуры организуется пространство населённого пункта (города, посёлка), в котором проживают учащиеся. Примеры наиболее или наименее удачного включения архитектуры в ландшафт региона, в котором проживают учащиеся
Образы старинной архитектуры Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о том, что архитектура хранит в себе исторические черты того времени, в котором она создавалась. Роль архитектуры в организации пространства населённого пункта (города, деревни, села)
Конструктивные особенности архитектуры Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование понятия о том, что любая архитектурная постройка представляет собой сочетание разных геометрических форм (куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед, шар)
Объёмные формы в изобразительном искусстве Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование понятия о линиях построения в рисунке, точках схода, положении линии горизонта; умение передавать это на изобразительной плоскости графическими материалами
Штрих в изобразительном искусстве Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представления о том, что человек воспринимает объёмную форму предмета благодаря игре света и тени. Характер изменения светотени в зависимости от источника освещения и его расположения относительно формы
Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке) Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Передача объёма и светотени в изображении натюрморта на плоскости. Самостоятельная работа по подсказке
Перспектива в открытом пространстве Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Восприятие и изображение перспективы открытого пространства.
Применение знаний об изображении пейзажа с обозначенной линией горизонта
Раздел 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции (5 ч)
Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Экскурсия в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина или в другие музеи мира, где представлены образцы древних культур
Мифы Древней Греции Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о мифе как о наиболее яркой и древней форме устного творчества. Мифы — источник знаний о представлениях древнего человека о времени, о пространстве, о мире. Введение понятий «гармония», «мера», «порядок»
Скульптура Древней Греции Развитие фантазии и воображения. Развитие художественно-образного мышления учащихся на материале мифов Древней Греции. Отличие мифов Древней Греции от мифов других стран. Представление греков о работе скульптора (подобно богам, он отсекает лишнее от камня и глины, высвобождая человека из глыбы).
Выразительные средства скульптуры: форма, пропорции, соотношение частей, динамика и пластика — всё в тесном взаимодействии
Рисуем человека по древнегреческим канонам Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о греческом каноне изображения человека
Чернофигурные вазы Древней Греции Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представления о том, что древнегреческая ваза — это особый священный сосуд, каждый элемент которого имеет своё назначение. Орнамент, наносимый на такую вазу, его ритм и стилизованные элементы имеют символическое значение
Раздел 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре (8 ч)
Славянские мифы о сотворении мира Развитие фантазии и воображения.
Формирование представлений учащихся о древних славянах. Представления древних славян о сотворении мира. Голубиная книга и её образы Солнца, Земли, Неба и их божественных сил. Представление о единстве Природы и Человека в славянской мифологии
Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представлений о связи изобразительного искусства и литературы. Рассматривание былины как вида устного народного творчества, как одного из видов описания устроения земли Русской. Устойчивые выражения в былинах: «мать сыра земля», «святы горы», «чисто поле», «змиевы валы». Самые известные имена героев былин: Святогор, Микула Селянинович, Вольга, Илья Муромец
Былинный образ Русской земли Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Развитие понятия об историческом пейзаже, который запечатлён в устном народном творчестве. Своеобразие российского пейзажа: бескрайняя равнина, простор — тихая грусть, заворожённость, ожидание…
Русский пейзаж в работах художников Ф.А. Васильева, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина, В.М. Васнецова и др.
Илья Муромец и Соловей-разбойник Развитие фантазии и воображения. Развитие представления о былине как литературном жанре. «Говорящие» имена былинных богатырей. Отождествление образа русского богатыря Ильи Муромца с языческим богом.
Обращать внимание на речь, интонацию, характер развёртывания сюжетов в былинах
Народный костюм. Головной убор Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование представления о форме и характере украшений, используемых в традиционном костюме древних славян.
Знакомство с мифологией древних славян: описание Богини-матери в виде водоплавающей птицы. Образ Царевны Лебеди в сказках А.С. Пушкина. Связь названия головных уборов с образом птиц: сорока, кокошник (курица, петух), кика («кичет лебедь белая»)
Народный костюм. Одежда Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формировать представление о праздничной и бытовой одежде крестьян, вселенском образе народного костюма.
Развивать способность видеть в былинах, сказках, сказаниях традиции, обычаи народа, определять роль элементов украшения в костюме (праздничном и повседневном)
Народные праздники. Святки Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Святки (колядки). Формирование представления о значимости народных календарных праздников в жизни простого народа. Связь праздников с каждодневным бытом, временем года. Народные традиции, связанные с переодеванием. Преображение носителя костюма в животное, колдуна, божество и др. Маска как часть костюма
Масленица Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Закрепление знаний о народных праздниках. Традиции русского народа, вера в чудесные превращения, одушевление природных стихий. Значение названия праздника Масленица — победа солнца над стужей и тьмой; значение каждого дня Масленой недели. Отображение народных праздников в картинах художников, в произведениях музыки и литературы
Раздел 5. Народное декоративно-прикладное искусство (10 ч)
Этнографический музей Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представлений о науке этнографии, название которой произошло от слова этнос — народ. История возникновения этнографических музеев в России, коллекции их экспонатов. Самый крупный музей этнографии в Санкт-Петербурге (1902 г.). Музеи на природе, хранящие памятники русской народной архитектуры
Печные изразцы Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Происхождение слова «изразец» (от слова «резать», «вырезать»). Формировать представление о разнообразии форм изразцов. Зависимость формы и изображения на изразце от назначения.
Роль изразца в архитектуре (интерьер)
Расписывание изразцов Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование понятия о керамической плитке (декоративной керамике), изразце как средстве украшения архитектуры (интерьер, экстерьер).
Развитие представлений об особенностях изготовления изразцов. Виды изразцов
Прядение — вид народного ремесла Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Формирование представления о своеобразии народного языка, смысловые характеристики образа слова: «прялка» — от слова «прыгать», «пресница» — сосна, «донце» — сиденье (нижняя часть прялки). Украшение прялки: символика, тематические композиции.
Представление о древнем ремесле русских крестьян — прядении и ткачестве. Мифологические образы, связанные с прядением
Прялка Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Народное декоративно-прикладное искусство. Происхождение, роль и значение прялки в народном быте России. Виды и характеристика прялок разных регионов России.
Связь формы прялки с Мировым древом
Кукла как часть народной культуры Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Формирование представления о кукле как части культуры любого народа. Материал и региональные особенности изготовления куклы. Роль и значение куклы в жизни крестьянина.
Народные ритуальные обряды, связанные с куклой
Делаем куклу-«закрутку»
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о том, что тряпичная кукла — это неотъемлемая часть русской культуры, прародительница современной куклы. Понимание того, что кукла служила средством нравственного воспитания, освоения семейного уклада
Ткачество как вид народного искусства Развитие фантазии и воображения.
Знакомство с историей появления ткачества на Руси. Источники сырья. Использование в ткачестве цветной пряжи, различия цветовых предпочтений в разных губерниях. Украшение тканей в зависимости от назначения одежды (праздничная, будничная, для особых случаев)
Вышивка Развитие фантазии и воображения. Вышивка как один из самых древних видов народного искусства в разных странах мира (в Древнем Вавилоне, Иране, Греции, Риме, России).
Отличие вышивки крестом от других видов вышивки. Мотивы вышивок (орнамент, портреты, сюжетные композиции). Национальные особенности вышивки: связь с природным окружением, цветовые предпочтения, растительные мотивы. Черты различия в вышивках Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской и других областей России
Лоскутное шитьё Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие интереса к народным художественным промыслам (самостоятельная исследовательская деятельность: поиски информации о российских промыслах, ранее не известных учащимся). Формирование представления о специфике народного лоскутного творчества. Своеобразие цвета, формы, композиции в данном виде искусства
Раздел 6. Проекты и исследования (1 ч)
Великие имена в искусстве Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников А.Г. Венецианова, П.П. Кончаловского, Н.К. Рериха, Э.А.П. Гогена, П. Сезанна. Развитие способности и умения общаться на языке искусства со сверстниками и старшими.
Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по их творчеству