Открытое факультативное занятие по предмету хоровой класс на тему Ансамбль, строй, музыкальная грамотность (2 класс)


Государственное учреждение образования «Средняя школа №115 г. Минска»
Разработка открытого факультативного занятия на тему:
«Ансамбль, строй, музыкальная грамотность. Ритмический ансамбль»
Выполнила учитель музыки
(хоровые дисциплины)
Брытко Т. И.
Минск, 2016
Класс: 2 «А»
Дата: 11.03.2016
Время: 12.05
Тема факультативного занятия: Ансамбль, строй, музыкальная грамотность. Ритмический ансамбль.
Цель: Формирование навыков ансамблевого исполнения
Задачи факультативного занятия:
Обучающие:
- создание условий для формирования первичного представления о понятии «хоровой ансамбль»;
- развитие чувства ритмической организации музыки;
- выработка умения правильного, чёткого и единовременного исполнения ритмического рисунка всей партией;
Развивающие:
- совершенствование умения чтения нотного текста;
- развитие вокально-хоровых навыков учащихся;
- формирование умения вслушиваться в свое исполнение, анализировать технические трудности и находить методы их преодоления;
Воспитательные:
- воспитание умения самостоятельно формулировать музыкальные термины;
- формирование эстетического вкуса на основе лучших образцов мировой музыкальной культуры;
- воспитание осознанного отношения к приобретению певческих навыков и их использованию;
Тип факультативного занятия: комбинированный
Методы работы: беседа, вокально-хоровые упражнения, репродуктивный метод, рассказ, частично-поисковый метод, работа с партитурой, наглядный, иллюстративный, метод самоконтроля, метод индивидуальной самооценки. Оборудование: ТСО, смайлики, папки с партитурами изучаемых произведений, иллюстрации.
Музыкальный материал:
- муз. Й. Гайдна, сл. П. Синявского «Старый добрый клавесин»
- муз. П. И. Чайковского, сл. Г. Иващенко «Неаполитанская песенка»
- муз. Н. Литвина, сл. И. Титовца «Журавинка»

Содержание факультативного занятия
Первый этап. Организационный момент.
У.: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Скажите, любите ли вы путешествовать?
Д.: Да!
У.: Тогда я предлагаю Вам отправиться в музыкальное путешествие вот на этом поезде (иллюстрация). Во время путешествия мы узнаем, как звучит тема нашего урока, и вы попробуете сами её сформулировать.
Скажите, каким вам представляется по характеру наш поезд? Весёлым, грустным, задорным, смелым, трусливым?
Дети называют прилагательные, с которыми ассоциируется поезд (рефлексия)
Второй этап.
- Дыхательная гимнастика
«Поезд» (Ю.Хазанова)
Скорый поезд мчится
Быстро, словно птица.
Дым густой поднялся
И гудок раздался.
Ту – у – у – у – у! Дети чётко произносят текст и
ритмично двигают согнутыми в локтях руками.
Делают энергичный выдох, затем глубокий вдох.
Тянут гласный звук как можно дольше.

- Распевание:
Попевка на одном звуке «ма-мэ-ми-мо-му» с вариантами «бра…; да…; за…;» по полутонам вверх и вниз
Попевка «Паровоз» по нисходящему мажорному трезвучию по полутонам вверх и вниз
Попевка по трезвучию в восходящем и нисходящем движении, с поступенным движением к тонике на слог «ми-я».
Третий этап. Изучение нового материала
У.: Ребята, первая страна, в которую мы прибыли засекречена загадкой. Я уверена, что вы без труда ее отгадаете. Название этого государства начинается на букву «А». Здесь жил композитор, который написал произведение о предшественнике фортепиано и рояля. Какая это страна?
Д.: Австрия
У.: А как зовут этого композитора, и как называется инструмент?
Д.: Йозеф Гайдн и клавесин.
У.: Сегодня я расскажу вам о еще одном факте из жизни композитора Й. Гайдна. Можете себе представить, что он тридцать лет работал у графа Эстергази в должности капельмейстера, в обязанности которого входило сочинение музыки, постановка опер, игра на инструменте. Кроме этого, ему необходимо было руководить вот таким коллективом. Скажите, как он называется? (слайд 5)
Д.: Оркестр
У.: Совершенно верно, молодцы! Скажите, а как называется исполнитель, который поет или играет один на сцене?
Д.: Солист
У.: Прекрасно, как много вы уже знаете музыкальных понятий. Ну и последний вопрос – давайте посмотрим следующий слайд (6) и попробуем назвать эти коллективы исполнителей одним словом.
Д.: Это ансамбли.
У.: Конечно же, это ансамбли! Вы ведь и сами часто поёте в ансамблях, к примеру, на недавно прошедшем концерте. Значит мы с вами уже можем сказать, что такое ансамбль, правда? Давайте вместе это сделаем:
Ансамбль – это несколько музыкантов, которые вместе исполняют музыку. Скажите, а слышали ли вы когда-нибудь, например, такие фразы:
«У этого коллектива прекрасный хоровой ансамбль?» или «Этот оркестр очень слаженно играет?»
Д.: Да
У: Да, ребята, у слова «ансамбль» несколько вариантов определений.
Это и несколько музыкантов, которые играют или поют вместе, и пьеса для исполнения несколькими музыкантами, и качество, которыми должны обладать все музыкальные коллективы. Главное слово, которое определяет термин «ансамбль» - это ВМЕСТЕ. Скажите, хорошо ли бы пел хор, если бы каждый из певцов пел разные мелодии, начинал петь там, где ему вздумается и с разной громкостью?
Д.: Нет!
У.: Давайте вспомним, какие мы уже знаем качества, которые должны быть присущи хоровому пению?
Д.: Унисон, дикция, …
У.: Здорово! Вот такие и бывают виды хорового ансамбля – интонационный, дикционный, а еще ритмический, динамический и прочее…Сегодня мы попробуем поработать над ритмом наших произведений, а соответственно над …
Д. : Ритмическим ансамблем.
У.: Совершенно верно! Вот так и звучит тема нашего сегодняшнего урока. Чтобы добиться этого вида ансамбля, для начала почитаем текст в ритме.
Четвертый этап. Вокально-хоровая работа.
- работа над песней «Старый добрый клавесин»: дети по руке учителя сольмизируют текст песни, затем поют со словами; работа над точными, одновременными снятиями с обращением внимания на пульсацию шестнадцатыми в аккомпанементе)
Физкультминутка «Шла коза на каблуках»
Шла коза на каблукахВ модных красных сапогахПо дорожке: цок-цок-цок!Поломала каблучок.Вот коза на одной ножкеПоскакала по дорожкеПрыг-скок, прыг-скок!Вновь сломала каблучок!Вот коза сняла сапожки,Зашагала по дорожке:Топ-топ! Топ-топ!Как легко без каблуков! Идем на носочках
Идем, прихрамывая;
скачем на одной ножке
остановились, развели руками
весело шагаем
У.: Следующая наша остановка – город в Италии, на берегу моря, с которым нас познакомил композитор Петр Ильич Чайковский.
Д.: Неаполь.
У.: Верно, это Неаполь! Пришло время познакомить нашего паровозика с этой замечательной песней.
- работа над песней: исполнение целиком, сольмизация, работа над трудными местами (интонационные упражнения, чтение текста с пульсацией).
У.: Пора прощаться с этой замечательной песней и красивой страной, и ехать дальше. (Слайд 10) Дети, а куда это мы приехали, вы не догадываетесь?
Д.: Это Беларусь!
У.: Совершенно верно, узнали свою родину. Сегодня мы познакомимся с новым произведением на белорусском языке, которое написал белорусский композитор Николай Константинович Литвин. Кстати, для этого композитора образы родного края являются главными, он посвятил им большое количество произведений как для голоса, так и для инструментов.
Исполнение учителем песни «Журавінка»
У: Ребята, давайте охарактеризуем это произведение. Какое оно по характеру?
Д.: Веселое, игривое…
У.: А кто из вас знает, что такое «журавінка»? Если вы внимательно слушали песню, в тексте были подсказки…
Д.:…(клюква)
У.: Совершенно верно, как хорошо вы знаете родной язык!
- работа над песней: анализ лада и тональности, характера мелодии, опорных ступеней и звуков, длительностей; вычленение ровных длительностей и пунктирного ритма; преодоление трудностей исполнения пунктирного ритма при помощи пульсации, прохлопывания и т.д.; пение сольфеджио с применением техники пластического интонирования; проверка усвоения материала средствами индивидуального пения по цепочке, выборочно.
Пятый этап. Закрепление темы.
У.: Ребята, давайте вспомним, как звучала тема нашего занятия?
Д.: Ритмический ансамбль
У.: Очень хорошо, молодцы. Напоследок я предлагаю вам поиграть в игру четвертый лишний. Вам нужно будет из четырех слов выбрать лишнее и объяснить свой выбор.
1. оркестр, ансамбль, солист, театр
2. интонационный, ритмический, динамический, стаккато
3. фортепиано, клавесин, флейта, рояль
4. дуэт, квартет, трезвучие, секстет
Шестой этап. Рефлексия.
У.: В заключение нашего занятия я предлагаю каждому из вас выбрать смайлик, который соответствует вашему настроению, и приклеить его на наш замечательный поезд.
Седьмой этап. Подведение итогов (оценка учителя).