Мастер-класс «Песочная арт-терапия как здоровьесберегающая технология»


Мастер-класс
 
«Песочная арт-терапиякак здоровьесберегающая     технология»
Материалы и оборудование: ноутбук, видеопроектор, презентация на тему «Рисование песком» (разработанная автором-составителем мастер-класса), музыка для релаксации, песок, цветной песок, фоторамки, подносы, картинки для аппликаций, клей, кисточки, влажные салфетки.Цель данного мероприятия:                
• Познакомить с нетрадиционным направлением здоровьесберегающих технологий – техникой рисования песком.       
  • Способствовать внедрению в практику работу педагогов инновационных методик и технологий, направленных на сохранения здоровья детей.
1 часть:  
        Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. В современных условиях, образование должно не только видоизменяться, в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам.
Современные условия дали толчок к поиску инновационных "нераскрытых", интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми, обеспечивающих комфортное пребывание в школе.
        Сегодня на мастер-классе я постараюсь познакомить Вас с одним из направлений арт-технологии – песочной терапией (sand-play) и показать возможности ее использования в работе с детьми
В 1970-х годах. «Первопроходцем» в этом направлении считают американку Кэролин Лиф (Caroline Leaf), которая создала анимационный мультипликационный фильм «Петя и Волк» по симфонической сказке Сергея Прокофьева.
Песок, его исцеляющие и медитативные свойства были известны еще древним. Древние племена чертили защитные круги на земле и создавали различные рисунки из песка.
Тибетские монахи и по сей день практикуют создание из разноцветного песка в течение нескольких недель магических кругов – мандал – для достижения совершенства и духовной гармонии.
В Китае, Индии и Японии сосуды с песком размещают около входа в дом. Каждый входящий и выходящий опускает руки в песок, чтобы очиститься от дурных мыслей и опасных чувств.
Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству,  расслабляет и вдохновляет. В свободной игре ребенок может выразить то, что ему хочется сделать,  играет свободно, а не по чьей-то указке.  Рисунки на песке «свободны от ошибок». Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить. А если захотеть, то и  превратить один рисунок в другой.  В данном случае результат (то есть рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества.        В подтверждение могу сказать, что при помощи песка дети самовыражаются намного эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги.  Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству.  Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие, как детей, так и взрослых.
Вы когда-нибудь замечали, что успокаиваетесь, пропуская мелкий песок сквозь пальцы? Это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир.
        Его сыпучесть привлекает детей. Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Я использую не только песок, но и  манку, соль, кофе.  Игра с песком это не только развлечение, это развитие: тактильных ощущений, мелкой моторики рук, восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, воображения, навыков самоконтроля и саморегуляции у детей, образного и пространственного мышления.
Ученые считают, что рисование песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость «заземляет» отрицательную энергию, снимает возбуждение, раскрепощает, а так же способствует развитию двух полушарии,  и при этом бурно развивают фантазию. Интенсивная работа с песком придает ребенку уверенность в себе.
Песочную терапию применяю не только на уроках ИЗО и технологии, но и на уроках: литературного чтения (пересказывать сказки, использую изображения схем на песке или символы – буквы. (заяц –З.. ), окружающего мира (рисуем схематично животный и растительный мир), математике (например, ищем в песке все ответы, при умножении какого – то числа), на русском (на уроках обобщения, найти все термины, которые относятся к какой – то части речи).
2 часть.
Песок, которым вы будете рисовать, прошел специальную обработку.
- Хотела бы напомнить вам, уважаемые участники, что песок сыпучий материал и поэтому в работе с ним нужно проявлять осторожность, чтобы песок не попал в глаза, не испачкал одежду, не просыпался на пол. По завершению работы вы можете воспользоваться влажными салфетками.
Практическая работа:
Нередко работу с песком считают исключительно детским методом, однако, специалисты  песочной терапии  отмечают эту форму психологической работы для взрослых даже более эффективной, чем для детей.
-  Какие ассоциации вызывает у Вас слово «песок»? Что Вы вспоминаете, услышав его? (Ответы участников мастер-класса).
- Большинство из вас вспоминает песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебную страну. Она не обычная песочная. Но чтобы попасть в нее нужно совершить специальный, волшебный ритуал.
- Закройте, пожалуйста, глаза!
Ритуал «входа» (Звучит музыка «Шум прибоя»)
- Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Вспомните, какое удовольствие водить ладонями по песку и ощущать покой и блаженство, ласково светит солнышко, согревает вас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой.  Представьте, что вы идете по пляжу. Вы чувствуете мягкий песок под вашими босыми ступнями. Вы останавливаетесь и вдыхаете грудью воздух, пахнущий водорослями. Каким-то невообразимым способом вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.
- Мы начинаем с вами путь по волшебной Песочной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками.
- Для того  чтобы начать рисовать нужно выбрать способ рисования.
- Для начала давайте познакомимся с многообразием способов рисования песком:
насыпные картины (раскрась рисунок) 
волшебные картинки (по контуру клея) 
фантазия (нарисуй что хочешь) - фон разный 
трафареты две руки (межполушарное взаимодействие)  
рисование на световом столе 
повторялки (я рисую, а ты повтори) 
 особенности техники изображения; 
- кулаком (зажимаем кулачок)
- ладонью
- ребром большого пальца
- щепотью (песок между пальцами)
- рисование подушечками пальцев (указательным, тремя)
- одновременное использование нескольких пальцев
- симметрично двумя руками.
- отсечение лишнего
- песочная струя  (насыпание  из кулачка)
Работать будем группами: 1 группа - насыпные картины, 2 -  волшебные картинки, 3- фантазия
( Показ образцов)
(Звучит музыка "Эффект Моцарта" музыка для рисования)
- Берем песка столько, сколько помещается в кулаках, и засыпаем тонким слоем. Кулачки не останавливаются на месте, находятся в постоянном движении, стараемся равномерно засыпать поверхность.
Посмотрите, как здорово получается! Настоящие «песочные художники»!
Ритуал «выхода» из Песочной страны.
- И в завершении мастер – класса я предлагаю вам по медитировать.  (проводится под спокойную музыку).
- Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.
- А сейчас давайте одновременно скажем друг другу СПАСИБО за сотрудничество!
- Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, хотели бы вы применить полученные знания.
- А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и за работу. Вы прекрасно потрудились, будьте всегда здоровы!