Кружок по физике Решение нестандартных задач(10класс)


10кл. «Решение нестандартных задач»
Пояснительная записка
Программа спецкурса
Тематическое планирование
Литература
Учитель: Мочалин О. А.
35ч. (1 час в неделю)
Пояснительная записка
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Социальные и экономические условия в быстро меняющемся современном мире требуют, чтобы нынешние выпускники получили целостное компетентностное образование. Успешное формирование компетенций может происходить только в личностно-ориентированном образовательном процессе на основе личностно-деятельностного подхода, когда ребёнок выступает как субъект деятельности, субъект развития.
Решение физических задач – один из основных методов обучения физике. С помощью решения задач обобщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируют практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из истории, науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. В период ускорения научно – технического процесса на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому целью физического образования является формирования умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 10-11 классаов обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 1 час в неделю.
Цели и задачи
Цели:
Создание условий для развития личности ребенка.
Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при решении задач
Развитие мотивации личности к познанию и творчеству.
Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи:
1 Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, формировать представителей о классификации, приемах и методах решения школьных физических задач, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий, подготовить к успешной сдачи ЕГЭ по физике.
2 Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
3 Развивающие: совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Виды деятельности:
Решение разных типов задач
Занимательные опыты по разным разделам физики
Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе
Применение ИКТ
Занимательные экскурсии в область истории физики
Применение физики в практической жизни
Форма проведения занятий кружка:
Беседа
Практикум
Семинар
Круглый стол
Проектная работа
Школьная олимпиада
Ожидаемый результат:
Навыки к выполнению работ исследовательского характера
Навыки решения разных типов задач
Навыки постановки эксперимента
Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет
Профессиональное самоопределение.
2. Программа.
35ч. (1 час в неделю)
Тема 1 Механика (12ч)
Кинематика материальной точки: траектория, закон движения. Перемещение, путь. Средняя и мгновенная скорость. Относительная скорость движения тел. Виды механического движения. Свободное падение. Вращательное и колебательное движения.
Динамика: принцип относительности Галилея. Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела.
Законы сохранения. Движения тел в гравитационном поле. Постулаты специальной теории относительности.
Тема 2 Молекулярная физика (12ч)
Молекулярная структура вещества. МКТ идеального газа: распределение молекул идеального газа по скоростям, температура, основное уравнение МКТ, уравнение Клапейрона – Менделеева. Изопроцессы.
Термодинамика: внутренняя энергия, работа газа при изопроцессах, первый закон термодинамики, тепловые двигатели, второй закон термодинамики.
Тема 3 Электродинамика (11ч)
Силы электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов: электрический заряд, электризация тел, закон сохранения заряда, закон Кулона, напряжённость электрического поля, линии напряжённости электрического поля.
Энергия электромагнитного взаимодействия неподвижных зарядов: работа сил электростатического поля, потенциал электростатического поля. Электрическое поле в веществе. Диэлектрик. Электроёмкость. Энергия электростатического поля.
Тема 1 Механика (12ч)
Дата проведения № Тема занятия
СУМ Основные дидактические задачи Методы обучения Организация познавательной деятельности уч-ся
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12 Траектория.
Закон движения. Перемещение.
Путь.
Средняя, мгновенная и относительная скорости.
Виды механического движения
Свободное падение
Вращательное и колебательное движение
Принцип относительности Галилея. Закон Ньютона
Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Вес тела
Законы сохранения
Движение тел в гравитационном поле
Практикум решения задач
Постулаты специальной теории относительности (СТО)
Контроль знаний Умения анализировать зависимости между величинами. Повторить основные характеристики механического движения
Сформулировать представление о свободном падении, вращательном и колебательном движениях
Усвоение принципа относительности Галилея
Выработка вычислительных умений
Дальнейшее формирование само- и взаимоконтроля
Сформировать представление о гравитационном поле
Тестирование
Усвоить основные положения СТО
Тестирование Исследовательский
Исследовательский
Эвристический
Исследовательский
Частично-поисковый
Исследовательский
Исследовательский
Эвристический
Исследовательский
Исследовательский
Эвристический
Исследовательский Самостоятельная работа
Работа в группах
Индивидуальная работа
Индивидуальная работа
Решение задач.
Работа в группах
Самостоятельная работа. Решение задач
Групповая работа
Групповая и индивидуальная работа
Работа в группах. Решение задач
Индивидуальная работа
Самостоятельная работа с учебной литературой
Индивидуальная работа
Тема 2 Молекулярная физика (12ч)
Дата проведения № Тема занятия
СУМ Основные дидактические задачи Методы обучения Организация познавательной деятельности уч-ся
1,2
3
4
5
6
7
8,9
10.11.12. Распределение молекул идеального газа по скоростям. Температура. Основное управление МКТ.
Уравнение Клапейрона – Менделеева
ИзопроцессыРабота газов при изопроцессахРабота газов при изопроцессахПервый закон термодинамики
Тепловые двигатели. Второй закон Термодинамики
Практикум решения задач Повторить основные характеристики МКТ
Усвоение связей между основными величинами
Сформулировать представление о законах и графических представлениях
Формирование умений само- и взаимоконтроля
Умение сформулировать зависимости между физическими величинами
Применение тепловых двигателей в технике. Сформулировать представление о2Iзаконе термодинамики
Выработка вычислительных умений Исследовательский
Эвристический
Исследовательский
Частично-поисковый
Исследовательский
Исследовательский
Исследовательский
Эвристический
Работа в группах. Решение задач
Групповая работа
Исследовательская работа. Решение задач
Групповая работа
Групповая и индивидуальная работа. Решение задач
Работа в группах
Индивидуальная работа. Конференция
Индивидуальная групповая работа
Тема 3 Электродинамика (11ч)
Дата проведения № Тема занятия
СУМ Основные дидактические задачи Методы обучения Организация познавательной деятельности уч-ся
1
2
3
4,5
6
7
8
9
10
11 Электрический заряд. Электризация тел. Закон сохранения заряда
Закон Кулона
Напряжённость электрического поля. Линии напряжённости электрического поля
Работа сил электрического поля
Потенциал. Эл.и в веществе
Диэлектрики
Практикум решения задач
Электроёмкость
Энергия электростатического поля
Контроль знаний Повторить основные характеристики электрических явлений
Сформулировать представление о законе Кулона
Усвоить основные физические величины, характеризующие электрическое поле
Сформировать представление о работе электростатического поля
Формирование умений само- и взаимоконтроля
Формирование понятий – диэлектрики
Выработка вычислительных умений
Сформировать представление об электроёмкости
Усвоить понятие – энергия электростатического поля
Тестирование Исследовательский
Эвристический
Исследовательский
Исследовательский
Частично-поисковый
Исследовательский
Эвристический
Исследовательский
Исследовательский
Исследовательский
Самостоятельная работа
Индивидуальная и групповая работа
Индивидуальная работа
Работа в группах
Индивидуальная и групповая работа
Решение задач. Индивидуальная работа
Групповая работа по решению задач
Индивидуальная работа
Решение задач. Работа в группах
Индивидуальная работа
Литература.
Для учителя:
Мякишев В.А. Физика – 10 класс. М.: Дрофа, 2013г.
Чериоуцан А.И. Физика. Задачи с ответами. М.: «Университет» - 2012г.
Болсун А.И. Физика в вопросах и ответах; М.: «Айрис Ральф» - 1997г.
Блудов М.И. Беседы по физике. М.: «Просвет» 1992г.
Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике. М.: «Просвещение» 1965г.
Для учащихся:
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. М.: «Просвещение» - 2013г.
Степанова Г.Н. Сборник задач по физике. М.: «Просвещение» - 1996г.
Кабардин О.Ф. Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 класс. М.: «Дрофа» - 1996г.
Кабардин О.Ф. Тесты. Методическое пособие 10-11 класс. М.: «Дрофа» - 2000г.
Под ред. А.Н. Тарасовой. Учитесь решать задачи по физике. М.: «Просвещение», «Учебная литература» - 1997г.