Составление киносценария по рассказу Л. Н. Толстого


Методическая разработка урока в 6 классе по теме: « Составление киносценария по рассказу Л.Н. Толстого «Пожарные собаки»».Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать.
М.Горький.
Учитель: Прежде , чем начать наш урок, я хотела бы обратиться к эпиграфу. Эти слова написал М.Горький, а кто такой М.Горький?
Ученик: Писатель.
Учитель: А что пишет писатель?
Ученик: Рассказы, романы, пьесы, повести...
Учитель: Ребята, как вы думаете, чем отличается художественное произведение, которое пишет писатель, от киносценария?
Ученик: Художественное произведение читают, а киносценарий создается на основе художественного произведения сценаристом для того, чтобы можно было показать фильм для зрителя.
Учитель: А как пишет писатель? Что он для этого использует?
Ученик: Использует языковые средства, средства выразительности, знаки препинания... Учитель: А как пишет киносценарист? В чем отличие работы киносценариста?
Ученик: Использует то, что написал писатель, но... использует диалоги, монологи, ремарки..., продумывает, как показывать: что крупным планом, а что средним, общим, еще определяет список действующих лиц.Учитель: А для чего?
Ученик: Чтобы снять интересный фильм
Вывод: Поэтому сценарист должен так написать, чтобы режиссеру было понятно, как снимать фильм.Учитель: А какие составные части включает в себя киносценарий, кроме тех, которые мы уже называли?
Ученик: Действующие лица, монологи, диалоги, реплики, пояснительные надписи, заключительный текст, планы.
Учитель: Ребята, на доске записаны эти составные части киносценария и приведены примеры. Найдите соответствия из киносценария домашнего задания этим элементам и объясните, для чего они нужны? Для чего нужны, как вы думаете, крупный план, средний, общий, пояснительные надписи, закадровый текст - часто ли они бывают в фильмах?
Ученик: Мы не должны забывать, что пояснительную надпись и закадровый текст используют в тех случаях, когда очень трудно или вообще невозможно показать на экране то, что важно для правильного понимания фильма.
Учитель: А вот теперь смотрим отрывок из сказки «Варвара - краса», поставленный на основе художественного произведения. Какие элементы киносценария вы увидели сейчас?
Ученик: Закадровый текст и планы.
Учитель: А какие планы?
Ученик: Крупный, общий, средний.
Учитель: Молодцы!
Учитель: Скажите, знаете ли вы фильмы, поставленные на основе художественного произведения? Какие?
Ученик: Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» и другие.
Учитель: Вспомним, что киносценарий может создаваться на основе разных источников: подлинных фактов, событий (документальный фильм), фантазии сценариста, литературного произведения ( художественный фильм). Создавая киносценарий на основе литературного произведения, сценарист зачастую вынужден несколько отступать от исходного текста,
вводя новые эпизоды, используя те кинематографические средства, которые помогают наиболее точно передать мысль автора художественного произведения. Давайте обратимся к рассказу, который нам нужно будет с вами превратить в киносценарий. Итак, с чего мы должны начать? С какого вопроса? Что я хочу написать?
Ученик:Киносценарий.
Учитель: А чтобы написать киносценарий, мы должны знать содержание текста.. Слушая его, заставьте работать свое воображение, постарайтесь мысленно увидеть и услышать то, о чем рассказывает Л.Н. Толстой.
(Учитель читает рассказ, название детям не сообщается)
Учитель: Для сценария мы должны придумать заглавие, как бы вы озаглавили будущий сценарий фильма по этому рассказу? Всегда ли название фильма и книги, по которой создается сценарий, одинаковы?
Ученик: Они не всегда называются так, как книги.
Учи гель: Ребята, открываем тетради, записываем число и тему урока: « Составление киносценария по рассказу Л.Н. Толстого «Пожарный пес Боб». После того, как мы озаглавили наш киносценарий, что теперь мы должны сделать? Что определить?
Ученик: Список действующих лиц.
Учитель: Запишите.
Учитель: А теперь мы должны подумать, что главное будет в сценарии? И что для этого нужно определить в рассказе?
Ученик: Основную мысль.
Учитель: Хорошо, давайте определим основную мысль, кульминацию, завязку и развязку. Найдите в тексте и прочитайте.
( Ученики находит в тексте предложения, в которых выражена основная мысль, находят кульминацию, завязку и развязку.)
Учитель: А как сделать киносценарий интересным, какой момент нужно показать крупным планом, средним, общим. Давайте представим себе такую картину: горящий дом и постепенно собирающуюся перед ним толпу. Каким планом это следует снимать?
Ученик: Общим планом.
Учитель: А вот женщину, ее заплаканное лицо, а потом и Боба со спасенными им девочкой и куклой. Каким планом это следует снимать?
Ученик: Крупным планом.
Учитель: Подумайте, какие части сценария можно включить в реплики, диалоги? Найдите в тексте такие глаголы и подчеркните карандашом, на основе которых вы сможете это сделать Ученик: Плакала и говорила, послали, бросилась, ласкали, подумали...
Учитель: Давайте объясним правописание глаголов, которые вы выделили в тексте.
( Ученики объясняют правописание глаголов)
Учитель: Ребята, подумайте, что же могла говорить пожарным плачущая женщина?
Ученик: Помогите! Спасите мою дочку!
Учитель: Что сказали пожарные Бобу, посылая его в огонь?
Ученик: Ну, Боб, теперь твоя очередь, не подведи…
Учитель: Что же могла говорить взволнованная мать, когда обнимала спасенную дочку? Ученик: Доченька моя! Дочка, ты жива! Какая умная собака!
Учитель: Вспомним, как в киносценарии оформляются реплики?
Ученик: Слова каждого говорящего (реплика) пишутся с прописной буквы , с новой строчки без кавычек, перед репликой ставится тире.
Учитель: Кроме реплик вы в своем киносценарии ,возможно, будете использовать предложения с обращениями. Обратите внимание на схемы на доске. Приведите примеры, иллюстрирующие эти схемы.
(Ученики приводят примеры)
Учитель: Какую часть рассказа лучше передать закадровым текстом?
Ученик: Закадровый текст - это 1 абзац рассказа.
Учитель: А пояснительные надписи у вас будут? Какие именно? Рассказ написан в 1872 году и имеет подзаголовок «Быль».
Ученик: Пояснительная надпись: « Прошло несколько томительных минут».
Учитель: Ребята, какие вы знаете приемы, при помощи которых можно начать фильм? Ученик: Общий план, средний план, закадровый текст, название фильма, действующие лица..Учитель: Как показать время действия? Место действия?
Ученик: Показать место действия: улицу, дом. Время действия: осень, листья падают...Вывод: Итак, в своем киносценарии вы будете использовать реплики, диалоги, планы, закадровый текст и пояснительные надписи (где это возможно).Учитель: Ребята, давайте попробуем устно составить сценарий, разделимся на группы.
1 группа придумывает начало сценария + 1 предложение для основной мысли (мостик)
группапридумывает основную часть + 1 предложение для развязки ( мостик)
группа придумывает конец киносценария (развязка)
Вывод: мы с вами устно составили киносценарий.Учитель: Как выбудете его писать?
Ученик: По-разному.
Учитель: А для чего вы будете писать?
Ученик: Для того, чтобы можно было снять фильм.
Ну, а теперь приступаем к работе над сценарием, будем писать, а написать надо грамотно, чтобы режиссер, который будет ставить фильм, понял сценарий.