Конспект урока А.П. Чехов Юмористический рассказ Хирургия
А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХИРУРГИЯ». Юмористический рассказ
Цели деятельности учителя: пробудить интерес учащихся к личности и творчеству А. П. Чехова; выяснить, что побудило писателя к созданию юмористических рассказов; познакомить пятиклассников с содержанием рассказа «Хирургия» и выявить первоначальное впечатление о прочитанном; помочь ученикам обнаружить сатирический пафос произведения, формы юмористической и сатирической оценки героев, значащие имена и фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики персонажа, выразительность, яркость художественной детали, контрастность образов, сценичность диалога, динамику повествования, а отсюда и лаконизм изложения, простоту фразы, индивидуализацию речи.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.
Оборудование: портрет А. П. Чехова, выставка книг писателя.
Ход урока
Хорошо вспоминать о таком человеке, тотчас в жизнь твою возвращается бодрость, снова входит в нее ясный смысл…
М. Горький
I. Вступительное слово учителя.
Перед вами портрет А. П. Чехова, гениального юмориста, прозаика и драматурга. Вот как описал Чехова В. И. Немирович-Данченко: «Я увидел довольно красивого, положительно красивого молодого человека, с приятно вьющимися, забранными назад волосами, бородкой и усами, очевидно, избегавшими парикмахера, державшегося скромно, но без излишней застенчивости и, очевидно, склонного к невычурной чистоплотности и внешней порядочности, голос очень низкий, молодой бас, дикция настоящая русская, даже с каким-то оттенком чисто великорусского наречия, интонация гибкая, даже переливающая в легкий распев, однако без малейшей сентиментальности и, тем более, театральности».
«Милым, прекрасным человеком, скромным, тихим» считал Чехова великий Лев Николаевич Толстой. Личность Чехова – сочетание деликатности, душевной мягкости с мужеством и силой воли. Как человек Чехов производил на всех приятное впечатление. Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока: «Хорошо вспоминать о таком человеке…» (М. Горький).
II. Работа с учебником.
Чтение статьи о жизни и творчестве А. П. Чехова (по А. Захаркину; ч. I, с. 261–263). Презентация об авторе.
Вопросы для беседы : (продуманы обучающимися)
1. Каким человеком представляется вам Чехов?
2. Что вы знаете о его детстве, юности?
3. Какими талантами обладали Чехов, его сестра и братья?
4. Как относился Чехов к чтению, книгам?
5. Когда появились первые рассказы писателя? О чем они?
6. Как Чехов подписывал свои произведения?
7. Почему в его творчестве так много сюжетов на медицинскую тему?
Лексическая работа.
Объясните смысл выражений «земство», «земская больница», «фельдшер», «дьячок», «фамилия Вонмигласов», «чечунчовый», «триковый», «карболовая кислота», «просфора».А. П. Чехов – выдающийся русский писатель. Формированием своей личности Чехов обязан прежде всего самому себе, своему огромному трудолюбию. Он рос в обстановке, которая в свое время «загубила» множество талантливых людей, и у Чехова тоже могло бы пропасть всякое желание писать и стать писателем. Отец его владел в Таганроге бакалейной лавкой с вывеской «Чай, сахар, кофе, мыло, колбаса и другие колониальные товары». Подчиняясь требованиям отца, Павла Егоровича, Антоша вместе с братьями работал в лавке, отсиживал долгие часы, занимаясь копеечными расчетами. В свободное от работы время дети пели в церковном хоре (любимое увлечение отца). Отец был деспотичен и часто наказывал детей розгами. Работа в лавке отца допоздна, физические наказания повлияли на формирование личности Антоши и выработали у него отвращение к несправедливости и насилию, а также чувство собственного достоинства. «В детстве у меня не было детства», – так написал впоследствии Чехов.
Радость и успокоение в жизнь детей вносила мать, Евгения Яковлевна.
Еще в детстве будущий писатель защищался от лжи и пошлости теми средствами, которые были ему доступны, – юмором, неиссякаемой жизнерадостностью, насмешками. Вместе с братьями Антоша играл в сценках, изображая то зубного врача, то высокомерного чиновника, то лживого священника.
Будучи студентом-медиком, он стал писать короткие юмористические рассказы в журналах «Сверчок», «Будильник», «Стрекоза», «Зритель», «Осколки» и др. Рассказы выходили под псевдонимами: Антоша Чехонте (так когда-то называл Чехова преподаватель Таганрогской гимназии Ф. Н. Покровский), Вспыльчивый человек, Брат моего брата, Человек без селезенки, Крапива, Врач без пациентов и др. У Чехова было более 50 псевдонимов.
Задание 2 «Проверьте себя», с. 263.
III. Чтение рассказа «Хирургия» (1883 г.).
Читает учитель или по ролям заранее подготовленные ученики, с. 263–268.
После прочтения создайте «толстые и тонкие вопросы».
Взаимообсуждение.
IV. Беседа.
Вопросы:
1. Понравился ли вам рассказ? Чему он вас учит?
2. Как вы думаете, что побудило писателя к созданию этого произведения?
3. Вспомните фамилию фельдшера. На что она намекает?
4. Каким перед вами предстает больной дьячок?
5. Кто вызывает больше смеха или сочувствия: дьячок Вонмигласов? фельдшер Курятин?
Создайте синквейн по прочитанному рассказу. Конкурс работ.
Домашнее задание: перечитать рассказ «Хирургия»; ответить на вопросы «Размышляем о прочитанном», с. 268.
Индивидуальные задания по группам учащихся:
1-я группа. Прочитать рассказы Чехова «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Певчие» и др. (по выбору), подготовить их пересказ.
2-я группа. Нарисовать иллюстрации к рассказу «Хирургия»; подобрать иллюстрации художников к произведениям А. П. Чехова.
3-я группа. Подготовить проект – инсценировку рассказа «Хирургия», электронную презентацию «Иллюстрации к рассказам А. П. Чехова» (с. 268).