Разработка урока по теме Голосование, выборы, референдум 9класс

Технологическая карта изучения темы

Предмет
Обществознание.

Класс
9 класс.

Тип урока
Комбинированный.

Технология построения урока
дифференцированные задания, проблемные задания.

Используемые методы
Словесный, объяснительно-иллюстративный, эвристическая беседа

Формы работы
Индивидуальная, парная, групповая

Тема
Голосование , выборы, референдум

Цель
1.Добиться усвоения учащимися понятий темы урока; выяснить, что такое избирательная система , что входит в избирательную систему: избирательное право, избирательный процесс
2.Развивать навыки коммуникативной речи, умение работать с документами, поддерживать эвристическую беседу;
3. Воспитывать активную гражданскую позицию.


Задачи урока
Обучающие
1.сформировать представление о политических правах граждан, о понятиях и принципах избирательного права,
2.рассмотреть виды избирательных систем, процесс голосования

Развивающие
1.создать условия для развития логических связей;
2.формирование установки на выполнение конституционных норм как необходимое условие развития гражданского общества
3.продолжать развивать навыки постановки цели и задач урока, работы с текстом учебника умение работать в группе, анализировать ситуацию, делать выводы, приводить примеры, и самостоятельно принимать решения, работы с заданиями в форме ОГЭ.

Воспитательные
1.способствовать развитию политической культуры,
2.воспитывать чувство сопричастности к жизни своей страны.


Основные термины, понятия
Голосование, выборы, референдум, активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, виды избирательных систем. абсентеизм.






№этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
Регулятивные

Организационно – мотивационный момент
2мин
Сегодня 10-ый последний урок в общей теме политическая сфера. Рассматривая политическую сферу мы знакомимся с политической структурой общества. Конституция Р.Ф. знакомит нас с основами конституционного строя, правами и обязанностью граждан . Мы знаем, что в любом государстве политику определяют политические партии, за которыми стоит большинство населения и которые выражают через своих функционеров интересы тех или иных групп, слоев, классов. Они борются за голоса избирателей в большинстве случаев мирным путем.
Проверим наши знания по политическим партиям
Обеспечение внимания, создание мотивации для работы на уроке.
Формируются представления о результатах урока.
самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель урока
-необходимо слушать учителя и учащихся , вступать в диалог и обсуждать возникшие проблемы
саморегуляция – способность мобилизовать собственные силы для преодоления возникших препятствий

Проверка домашнего задания
10мин
Организация повторения основных понятий урока по теме: “Политические партии”.
Работа по карточкам
Карточка №1. Функции политических партий

Название функций
Содержание функций

1.__________________
А).Овладение государственной властью. Борьба за власть. Осуществление влияния на формирование и проведение внутри –и внешнеполитического курса государства

2.________________
Б).Отбор и выдвижение политически грамотных лидеров для парламента и правительства

3.Социализация
Воспитательская
В).________________________________________

4.Электоральная
Г)._________________________________________


5.
Д).Выражение интересов определенных групп и слоев населения

6.Идеологическая
Е).__________________________________________



Карточка №2 Классификация политических партий
I.По способу организации
А) парламентская
Б)_____________
1.____________________________
2.Многочисленные объединения со сложной организационной структурой и фиксированным членством

II._________
А)правящаяся
Б) оппозиционная
1.Находящаяся у власти
2. Партия, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством

III. По способу деятельности
А) революционная
Б)______________
1.______________________________
2.предлагает постепенное и частичное изменение существующего строя

IV.По типу политической программы
А)левые
Б) правые
В) центристские
1________________________
2.демократические, республиканские, либеральные защищают интересы высшего и среднего класса, частную собственность.
3.социал – демократические , защищают интересы среднего класса

V.По идеологической направленности
А)_______________

Б) либеральные

В)коммунистические
1. выступают за сохранение существующего строя
2. выступают за свободу индивидуальную, свободу частной собственности
3.__________________________


Устные вопросам по теме «Политические партии»:
1.Охарактеризуйте политическую партию и покажите ее место в обществе
А)дать определение партии
Б) по каким признакам мы определяем, что это политическая партия
2 О какой стадии развития демократии говорит обилие политических партий?
1) на каком уровне демократии находится государство, где много политических партий?
2) сколько партий в странах с давней демократией? Примеры.
3) на каком уровне демократии находится Российская Федерация
3. Что такое многопартийность и как она проявляется в разных странах?
4.Каким образом политические партии могут осуществлять контроль над страной? Можете ли в проиллюстрировать это на примере нашей страны.
5.Чем отличается политическая партия от других организаций

Письменная индивидуальная работа по карточкам
Устные ответы на вопросы (знание основных понятий предыдущего урока),




- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
уметь с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Умение организовывать свою деятельность,
Осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности.


Изучение нового материала
25мин
Организация работы по вопросам задания
Подведение к выводу о становлении российской государственности, о формировании государственных органов, о возможности влияния граждан через активное участие в выборах
Каким образом партии достигают своих целей?
2016 год богат на выборы. В этом году мы выбирали депутатов в Государственную думу Российской Федерации и Государственную думу Томской области. Эти выборы активно обсуждались, комментировались, анализировались Все средства массовой информации пестрят выборами в США, за которыми мы тоже следили.
Вопрос: Элементом какого политического режима являются выборы - демократического или тоталитарного?
Слайд №5
Является ли, на ваш взгляд, Россия правовым государством? Да, действительно, РФ во первых демократическим государством, а следовательно имеет особый политический институт связанный с организацией выборов политических деятелей.
Являясь правовым государством мы имеем также и определенные политические права.
Обратимся к Конституции РФ статья 32.
Сегодня на уроке мы познакомимся с формами участия граждан в политической жизни страны.
Слайд №6
Слайд №7
Избирательное право – совокупность правовых норм, устанавливающих порядок выборов главы государства, представительных органов и т. д.
Избирательное право

Активное Пассивное
«право выбирать» «право быть избранным»
Работа с документами
На парты раздаются документы извлеченные из «Конституционного права», и из федеральных законах о выборах. Организация работы по вопросам задания
Подведение к выводу о становлении российской государственности, о формировании государственных органов, о возможности влияния граждан через активное участие в выборах
Группа №1 Слайд №8,9
Документ №1 «Федеральный закон о выборах депутатов в в Государственной думы Федерального собрания РФ
Вопросы:
1.Что мы знаем о выборах?
2.Какие они бывают?
3.Принципы избирательного права
Слайд №10
Выборы – это форма прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии
Слайд № 11
Принципы избирательного права
Слайд №12
Группа №2
Документ №2 Избирательные системы
Вопросы:
1.Что мы называем избирательной системой?
2.Принципы избирательной системы
3.Какие избирательные системы существуют?

Группа №3
Документ №3 Федеральный закон «О выборах президента РФ» и «Порядок выборов депутатов Государственной Думы»
Вопросы:
1.Рассказать:
1) о порядке избрания президента.
2) о порядке выборов в Г. Д.
3) по каким избирательным системам проходили выборы

Группа №4 Конcтитуционное право РФ. Часть 2 – Порядок организации и проведения выборов.
Вопросы.
1. Какова процедура проведения выборов в РФ?
2.Какая ответственность установлена за нарушение избирательных прав граждан?
Группа №5
Статья №5 « Всеобщее избирательное право и право участия»
Вопросы
1. Кто не имеет право избирать и быть избранным?
Слайд №16
Некоторые ограничены в праве избирать и быть избранными:
лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы
лица, признанные судом недееспособными


Запись в тетрадь основных понятий со слайдов, корректировка после объяснения учителя, участие в беседе с опорой на имеющиеся практические знания.









Работаем с Конституцией
Ст 32 Политические права граждан

Записи в тетради
Активное и пассивное избирательное право








Знакомимся с документом и отвечаем на вопросы
Приложение №1,2,3,4,5


Индивидуальная работа с “карандашом” по тексту, выделение основных вопросов для ответа;

Запись в тетради .
Материал со слайда
«Принципы избирательного права»

Избирательные системы
А)пропорциональная
Б) мажоритарная
Записи в тетради



Слайд №15
Знакомимся с процедурой голосования


Записи в тетради

-самостоятель-
но выделить и сформулировать познавательную цель урока
- при изучении нового материала поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;














-умение слушать и вступать в диалог,
-участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу, уметь работать в группах со сверстниками и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать
-уметь ставить вопросы сотрудничать в поиске информации

-уметь организовывать себя для групповой деятельности. Соотносить уже известный материал с новым
-обязан определить последовательность действий в решении полученной задачи

Закрепление нового материала
5мин
Слайд №17

1.В каком документе говорится о политических правах граждан?
Что это за документ? Какую роль он играет в политической жизни страны?
2.Чем различаются активное и пассивное избирательное право?
3.Какие избирательные системы существуют
4.Какая избирательная система существует в РФ



Организация деятельности по закреплению знаний
-уметь осмысленно и произвольно излагать свои размышления. Необходимо решать поставленные задачи, находя собственный алгоритм и решение возникших вопросов.
уметь анализировать деятельность отвечающих и свои собственные ответы, слушать и слышать сверстников
контроль, оценка, коррекция

Контроль
3мин
Включение в систему знаний и повторение
Слайд №18 Мнение
Как реально можно добиться повышения избирательной
активности молодежи в нашей стране?

Абсентеизм – сознательное неучастие граждан в выборах
Организация обучающихся на исследование проблемных ситуаций.
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

выработать способность к самоконтролю, оценки своих действий

Рефлексия
5мин


Домашнее задание

Предлагаем вспомнить тему и цели урока. Ответь на вопрос: достигли ли мы цели урока.


Домашнее задание. §7 Повторить политическую сферу . Подготовиться к проверочной работе
Оценка результатов учения
Осознание обучающимися значимости своей учебной деятельности;

Получают оценки за активную работу в ходе дискуссии, анализа документов

какие вопросы решаемые сегодня на уроке для тебя стали понятными?
самооценка результатов своей деятельности и всего класса на уроке
определять уровень усвоения изученного материала


Дидактическая структура
УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
Регулятивные

Организационно – мотивационный момент
-самостоятельно выделить и сформулировать познавательную цель урока

-необходимо слушать учителя и учащихся , вступать в диалог и обсуждать возникшие проблемы
-саморегуляция – способность мобилизовать собственные силы для преодоления возникших препятствий.

Проверка домашнего задания
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
-уметь с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации,
- владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Умение организовывать свою деятельность,
Осуществлять самостоятельный контроль своей деятельности

Изучение нового материала
- при изучении нового материала поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
Уметь ставить и формировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.


-умение слушать и вступать в диалог,
-участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.
-уметь ставить вопросы сотрудничать в поиске информации

-уметь организовывать себя для групповой деятельности. Соотносить уже известный материал с новым
-обязан определить последовательность действий в решении полученной задачи.


Закрепление нового материала
-уметь осмысленно и произвольно излагать свои размышления как в письменной форме, так и в устной. Необходимо решать поставленные задачи, находя собственный алгоритм и решение возникших вопросов творчески и с поиском необходимой информации
-уметь анализировать деятельность отвечающих и свои собственные ответы, слушать и слышать сверстников
контроль, оценка, коррекция

Контроль
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

-выработать способность с самоконтролю, оценки своих действий

Рефлексия
какие вопросы решаемые сегодня на уроке для тебя стали понятными
самооценка результатов своей деятельности и всего класса на уроке
определять уровень усвоения изученного материала
























Приложение №1
Повторение пройденного материала
1.Охарактеризуйте политическую партию и покажите ее место в обществе.
1) дать определение партии
2) по каким признакам мы определяем, что это политическая партия?
2 О какой стадии развития демократии говорит обилие политических партий?
1) на каком уровне демократии находится государство, где много политических партий?
2) сколько партий в странах с давней демократией? Примеры.
3) на каком уровне демократии находится Российская Федерация
3. Что такое многопартийность и как она проявляется в разных странах?
4.Каким образом политические партии могут осуществлять контроль над страной? Можете ли в проиллюстрировать это на примере нашей страны.
Работа по карточкам. Заполнить карточку №1
1 Функции партии
Классификация политических партий. Соотнести правый и левый столбцы

Название функций
Содержание функций

1.политическая
А.выражает интересы определенных групп и слоев населения

2.рекруиторская
Б.воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан

3.социализация
В.организация и участие в избирательных кампаниях

4.электоральная
Г.подготовка и выдвижение политически грамотных лидеров для различных политических институтов.

5.представительская
Д.овладение государственной властью


Заполнить карточку №2 Классификация политических партий
I.По способу организации
А) парламентская
Б)_____________
1.____________________________
2.Многочисленные объединения со сложной организационной структурой и фиксированным членством

II._________
А)правящаяся
Б) оппозиционная
1.Находящаяся у власти
2. Партия, выступающая против господствующей партии или мнения, поддерживаемого большинством

III. По способу деятельности
А) революционная
Б)______________
1.______________________________
2.предлагает постепенное и частичное изменение существующего строя

IV.По типу политической программы
А)левые
Б) правые
В) центристские
1________________________
2.демократические, республиканские, либеральные защищают интересы высшего и среднего класса, частную собственность.
3.социал – демократические , защищают интересы среднего класса

V.По идеологической направленности
А)_______________

Б) либеральные

В)коммунистические
1. выступают за сохранение существующего строя
2. выступают за свободу индивидуальную, свободу частной собственности
3.__________________________




Приложение 2
Документ №1
В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ» из 450 депутатов 225 избираются по одномандатным избирательным округам, а 225 – избираются по партийным спискам. По Конституции РФ Государственная Дума избирается сроком на пять лет.
Выборы – это форма прямого народного волеизъявления, важнейшее проявление демократии. Выборы непосредственно отражают политическую систему и влияют на нее.
* Выборы бывают общероссийскими, федеральными и местными.
* Подлинные выборы предполагают реализацию гражданами совокупности избирательных и других прав. Подлинные выборы обеспечивают избирателям реальный выбор на основе политического плюрализма


Принципы избирательного права – обязательные требования и условия, без соблюдения которых любые выборы не могут быть признаны легитимными; закрепляются на конституционном уровне.
1) Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям имеют право на участие в выборах.
2) Равное избирательное право – каждый избиратель имеет один голос, и все голоса имеют равный вес.
3) Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют «за» или «против» кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
4) Тайное голосование – обязательное условие демократической системы выборов. Этот принцип состоит в исключении возможности какого-нибудь контроля за волеизъявлением.
5) Добровольность, этот принцип заключается в том, что гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах.
6) Свободными признаются выборы, характеризующиеся отсутствием давления и запугивания избирателей и соблюдением всех основных прав человека.
Документ №2
 
Избирательная система – совокупность юридических правил, устанавливающих порядок проведения выборов, предоставления избирательных прав, определения результатов голосования.
Принципы избирательной системы: всеобщность, равенство, тайное голосование, прямые выборы, обязательность и периодичность проведения выборов.
Различают: пропорциональную (депутатские мандаты распределяются пропорционально поданным голосам) и мажоритарную (система абсолютного большинства, когда выигрывает тот, кто получает 50 % + 1 голос либо простое большинство голосов) избирательные системы. В пропорциональной системе введено правило, называемое «заградительный пункт», согласно которому партии, не собравшие установленного минимума голосов, исключаются из распределения мандатов. В России это составляет 5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Система, которая призвана соединить позитивные стороны мажоритарной и пропорциональной систем, называется смешанной. В России такая система применяется на выборах Государственной Думы.


Документ №3
Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации»
О  порядке избрания главы государства.
Выборы назначаются Советом Федерации. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах. Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты группой избирателей (не менее 100 человек), избирательными объединениями и избирательными блоками. Для регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией необходимо собрать не менее 1 млн подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 70 тыс. подписей.
Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В случае если ни один из кандидатов по результатам первого тура голосования не был избран Президентом, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента считается кандидат, получивший во втором туре большее число голосов избирателей, чем его соперник.
Процедура избрания Президента РФ осуществляется на основе Конституции, Федерального закона «О выборах президента Российской Федерации». Кандидат в президенты обязан заполнить декларацию о своих доходах и имеющемся имуществе, а за неточные данные он может быть снят с регистрации. Эти данные публикуются в средствах массовой информации, и каждый избиратель может знать состояние кандидата, за которого он голосует. Президент избирается (в соответствии с поправками к Конституции РФ) сроком на 6 лет
Президент РФ вступает в должность на тридцатый день со дня официального опубликования общих результатов выборов, принеся присягу. Исполнение полномочий Президентом РФ прекращается с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.
Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. При этом 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам, а 225 депутатов избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками Избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, избрание половины депутатов проводится в соответствии с принципами мажоритарной системы относительного большинства (в один тур). Однако выборы признаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее 25% зарегистрированных избирателей. Избирательные объединения и блоки, списки кандидатов которых получили при голосовании менее 5% голосов избирателей (по новой редакции закона менее 7% с 2007 г.), из распределения мандатов по федеральному округу исключаются.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью (иммунитетом) в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы может быть лишен иммунитета решением соответствующей палаты, принятым большинством голосов по представлению Генерального прокурора РФ.
.


Документ №4
Порядок проведения выборов: 1. Назначение выборов; 2. Составление списков избирателей; 3. Образование избирательных округов; 4. Образование избирательных участков; 5. Образование избирательных комиссий, на которые возлагается организационное руководство подготовкой и проведением выборов (Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные, окружные, участковые); 6. Выдвижение кандидатов; 7. Предвыборная агитация; 8. Голосование; 9. Подсчет голосов и установление результатов выборов.

Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Законом установлена административная и уголовная ответственность лиц, которые путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом препятствуют свободному осуществлению гражданином права избирать и быть избранным. Ответственности подлежат лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, лица, проводящие агитацию в день, предшествующий голосованию и в день голосования, а также препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках.





















Заголовок 115