Урок по обществознанию на тему Избирательное право. Избирательный процесс.

Тема урока: «Избирательное право. Избирательный
процесс».



Цель: показать актуальность данной темы для молодёжи в современном мире;
раскрыть смысл и значение избирательного права и избирательного процесса как основного способа формирования органов власти, призванных служить интересам народа.


Задачи урока:

- развить представление учащихся об избирательном праве;
- познакомить учащихся с содержанием предвыборной кампании и процедурой голосования;
- показать отрицательные последствия политической пассивности граждан;
- развить представление учащихся о роли ответственности граждан, участвующих в избирательном процессе.
Тип урока: изучения нового материала с элементами практики.
Форма урока: тренинг, выполнение проблемных заданий, объяснение с элементами дискуссий.
Понятия: избирательное право, избиратели (электорат), представительная демократия, депутат, тайное голосование, избирательная комиссия, избирательный процесс.


Эпиграф: «Одинаково опасно и безумному вручать меч и бесчеловечному – власть»
(Пифагор).












Ход урока.
План изучения нового материала.
Избирательная система Российской Федерации.
Избирательное право в Российской Федерации.
Типы избирательных систем.
Избирательные цензы в РФ.
Принципы избирательного права и их гарантии.
Избирательный процесс.


Перед уроком проводиться тренинг «Выборы президента класса»
Каждый ученик получает бюллетень определённой формы.
Каждый участник вносит в бюллетень свою фамилию и имя как кандидата в президенты, подходит к любому из присутствующих и предлагает поддержать свою кандидатуру на выборах. В бюллетене фиксируются фамилия и имя избирателя, его согласие (за) или несогласие (против) с кандидатурой, которое подтверждается личной подписью. Задача каждого участника – собрать как можно больше голосов «избирателей», голосующих за его кандидатуру. Время на «всеобщие, прямые и открытые выборы» - 3-4 минуты. Затем подсчитываются голоса, поданные «за» и «против», и определяется победитель.

Тренинг даёт учащимся возможность самостоятельно определить степень своего участия. Ребята не ощущают давление ни со стороны класса, ни со стороны педагога, самостоятельно выбирают стратегию и тактику действий. Как правило, даже самые пассивные школьники принимают активное участие в тренинге.

Вопросы для участников тренинга.
- С какими трудностями вы встретились?
- Что было для вас самым сложным?
(Учащиеся обычно говорят, что трудно было сделать выбор и проголосовать за того или иного кандидата).

Начиная изучение нового материала учитель ставит проблемное задание учащимся
«Как реально можно добиться повышения избирательной активности молодёжи в нашей стране».
(Слушая изучение этой темы учащиеся в конце урока должны коротко написать в тетради ответ).

Вопросы и задания для учащихся.
(Перед ними на столах лежат отпечатанные листы со статьями из Конституции РФ необходимые для урока).
Прочитайте статью 32 Конституции РФ. Ответьте на вопросы.
- Кто имеет право избирать своих представителей в органы власти?
- Почему?
Возможный вариант ответа: (каждый гражданин в России - достигший 18-летнего возраста);
(главный мотив участия в выборах – стремление к счастливой и благополучной жизни).
Известно, что в Афинах периодически проводилась сверка списков граждан. В законе говорилось: «Имена тех, кто не был рождён от отца-гражданина и от матери-гражданки, должны быть вычеркнуты»
Тит Ливий сообщает, что в Древнем Риме «было дано равное право голоса и не все голоса имели равную силу, но были установлены степени А именно: первыми приглашали к голосованию всадников, затем 80 пехотных центурий первого разряда, если мнения расходились, что случалось редко, приглашали голосовать центурии второго разряда, но до самых низких не доходило почти никогда».
Вопрос:
Что общего между древнеримской афинской избирательными системами?
Справедлив ли, на ваш взгляд. Такой подход?
Возможный вариант ответа: (избирательная система не демократическая и не справедливая).

1. Конституция РФ в статье 32 устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Управление государством требует всестороннего знания положения в стране, высокого профессионализма в принятии законов. Поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах. Отдавая свои голоса за ту или иную партию, того или иного кандидата в депутаты, избирателей отдают предпочтение предвыборным заявлениям программам, которые наиболее соответствуют их интересам. Однако представительство народных интересов может быть осуществлено только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.

На интерактивной доске понятие «избирательная система» (учащиеся записывают в тетрадь)

Избирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определения результатов голосования. Она включает два взаимосвязанных компонента: 1) избирательное право – комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс – комплекс действий в процессе выборов.

Вопросы и задания для учащихся.
На столе у учащихся определение избирательной системы из словаря по политологии В. Н. Коновалова.
«Избирательная система – установленный в законодательном порядке процесс организации и проведения выборов в органы, институты государственной власти, состоящий из совокупности правил и приёмов, ведущих к свободному волеизъявлению населения. Избирательная система состоит из множества взаимосвязанных элементов, в совокупности составляющих ее функциональное назначение. Исходным среди них выступает избирательное право, то есть право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти. В России это право получает гражданин, которому исполнилось 18 лет, когда человек достигает полной дееспособности, способен принимать решения, делать выбор и нести ответственность за последствия своих действий. Это активное избирательное право.
Пассивное избирательное право – это право избираться в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления. Оно является различным, то есть определяется возрастом или сроком проживания гражданина на соответствующей территории России. Там возраст кандидата не может быть менее 21 года при выборах депутатом Государственной Думы, законодательного органа государственной власти субъекта РФ, главы местного самоуправления. Глава исполнительного органа субъекта РФ должен быть не моложе 30 лет. Кандидат в президенты должен иметь возраст не моложе 35 лет и проживать в России не менее 10 лет.
Избирательную систему характеризует также механизм выдвижения кандидатов на государственные посты; принципы, на основе которых проводятся выборы: всеобщность избирательных прав, равный вес голосов, свободный выбор; тайное голосование и другие. В целом избирательная система включает в себя порядок, процесс и основные принципы выдвижения кандидатов на государственные посты, организационно-содержательное и материальное обеспечение выборов, работу с избирателями и другие мероприятия.
Поскольку в России избирательный процесс перманентен, то избирателю следует владеть избирательным процессом. Для него следует обращать внимание на соответствие интересов избирателей и избираемых; знать цели, задачи и механизмы реализации их кандидатами; экономическую, политическую и другие ориентации кандидатов, их материальную обеспеченность; отношение к власти и конкурентам и т.п.
Избирательная система зависит от многих факторов, действующих в конкретной стране. Поэтому разнообразие избирательных систем в целом сводится к трём основным: мажоритарная, пропорциональная и смешанная».
Задание: учащимся предлагается дать краткие определения выписанных на доске понятий. Можно выполнять это задание парами или индивидуально.
«активное право», «пассивное право» и проводится беседа:
- Вы можете реализовать в вашем возрасте активное избирательное право? Почему?
- Вы можете привести пример из знакомых или близких вам людей, те кто осуществлял пассивное избирательное право?
(Учащиеся активно отвечают на вопросы учителя).


2. Продолжая работать с определением из словаря по политологии В.Н. Коновалова здесь изучается второй вопрос плана: «Избирательное право в РФ».
Учащимся предлагается определить возраст участия граждан в реализации избирательного права.
Возможный вариант ответа.
-в России избирательное право с 18 лет,

-кандидат при выборах депутатом в Государственную Думу не менее 21 года,
-глава исполнительного органа субъекта РФ не моложе 30 лет,
-кандидат в президенты не моложе 35 лет и проживать в России не менее 10 лет).
(Ответы записываются в тетрадь)
Вопрос учащимся.
-Каковы интересы избирателей?
Как правило, ребята говорят, что от избранных людей они ждут действий, которые обеспечили бы обществу мир, безопасность, экологически чистую среду, рабочие места, зарплату.
И делают вывод: «Конечной целью власти должно быть улучшение жизни граждан».
На интерактивной доске вывод.
Избирательное право является частью конституционного права и рассматривается в узком и широком смысле. Напомним, что в узком смысле избирательное право – это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право) в органы государственной власти и местного самоуправления.

3. Учитель. Избирательные системы прошли длительный путь развития. В итоге представительная демократия выработала два основных типа формирования гражданами органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарный и пропорциональный. На основе сочетания мажоритарных и пропорциональных способов выборов сложился мажоритарно-пропорциональный (смешанный) тип избирательной системы.
Представляется слово учащимся класса с небольшими сообщениями о типах избирательной системы.
Примерное содержание выступлений учащихся.

Мажоритарная избирательная система.
В соответствии с мажоритарной избирательной системой вся территория страны разбивается на территориальные единицы – избирательные округа. От каждого округа избирается чаще всего только один депутат (одномандатные округа), но иногда два депутата и более (многомандатные округа). Принципиальную роль играют размеры избирательных округов. Они должны насчитывать по возможности одинаковое число избирателей. В противном случае нарушается принцип равенства избирательных прав граждан. В самом, деле представьте, что в двух избирательных округах выбирается по одному депутату, но в первом округе насчитывается 60 тысяч избирателей, а во втором – 120 тысяч. Следовательно, голоса избирателей в первом округе оказываются вдвое весомее, чем во втором.
Ещё одна характерная черта мажоритарной системы – избиратели голосуют за личность того или иного кандидата, хотя при этом может быть обозначено, какую партию он представляет.
И наконец, мажоритарная система основана на таком порядке определения результатов голосования , при котором избранным считается кандидат, получивший по данному округу большинство голосов. Отсюда и название системы – мажоритарная (от лат. Большенство).
Положительная сторона мажоритарной избирательной системы в том , что обычно возникают и упрочиваются связи между кандидатом (в дальнейшем – депутатом) и избирателями.
Недостаток мажоритарной системы в том, что голоса избирателей, отданные за непобедивших кандидатов, пропадают, а победитель имеет поддержку иногда явного меньшинства избирателей.


Пропорциональная избирательная система.
Пропорциональная избирательная система распространена в современном мире более широко. Она имеет много разновидностей, но суть её состоит в следующем. Территория страны чаще всего объявления единым округом. Политические партии, их союзы (избирательные блоки) выдвигают списки своих кандидатов. По существу, они голосуют не за личность от той или иной партии, а за собственно партии в масштабе всей страны. После подсчёта голосов партии получают число мест в представительные органы четко пропорционально числу отданных за них голосов.
Пропорциональная система обеспечивает более справедливое, чем мажоритарная, соотношение между полученными голосами и местами в парламенте. С её помощью в органах власти представлена реальная картина противоборства и расстановки политических сил. Однако и этой системе присущи недостатки. Она хорошо работает в странах, где на выборах соперничают две-три партии. Но в странах, где имеются десятки крупных и мелких партий, избранный представительный орган нередко оказывается на множество депутатских групп, что сильно осложняет его работу. Поэтому во многих странах устанавливается так называемый заградительный барьер (порог). В России, например, для преодоления заградительного барьера на выборах в парламент надо набрать 7% голосов. Партии, набравшие менее 7% голосов, депутатских мест в парламенте не получают. Голоса, отданные за эти партии, делятся по пропорциональному принципу между партиями-победителями. Другой недостаток пропорциональной системы в том, что избиратель выбирает как бы абстрактных лиц. Он знает чаще всего лидера партии, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, как при мажоритарной системе.


Смешанная избирательная система.

Смешанная избирательная система применяется в нашей стране при выборах в Государственную Думу. В соответствии с такой системой половина (225) из 450 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным округам. Другая половина (225) – по единому общенациональному округу. В одномандатных округах выборы осуществляются на основе мажоритарной системы относительного большинства. Подчеркнем, что согласно Закону РФ «О политических партиях» (2001), партии, которые в течении пяти лет подряд не принимают участие в выборах, подлежат ликвидации.
Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному округу, включающему всю территорию страны. Победившим является кандидат, который набрал более половины голосов избирателей. Если же ни один не сможет получить в первом туре абсолютного большинства, то назначается второй тур. Борьба ведётся между двумя кандидатами, получившими в первом туре большинство голосов. Побеждает тот, кто набрал большее число голосов.
Избирательные системы стимулируют развитие многопартийности и оказывают прямое воздействие на становление партийных систем.

Можно предложить учащимся дать самим определения понятий: «мажоритарная система», «пропорциональная система», используя выступления докладчиков и записать в тетрадь.
4. Избирательные цензы.
Цензы избирательного права – специальные условия допущения гражданина к осуществлению тех или иных политических прав.
Рассмотрим следующие виды цензов:
- Возрастной ценз – означает признание за лицом избирательных прав по достижению определённого возраста. В 109 странах активное избирательное право признавалось за лицами старше 18 лет: например, с 18 лет – в России, США, Великобритании, Германии, с 20 лет – в Японии, Швеции, Финляндии, а в Бразилии, на Кубе, в Иране правом голоса пользуются с 16 лет.
- Ценз оседлости предполагает, что за лицом признаются избирательные права лишь после того, как оно проживет в данной стране или данной местности определённое время. Например, во Франции для голосования на любых выборах установлен ценз оседлости 6 месяцев, в Новой Зеландии – 3 месяца, которые нужно прожить на территории избирательного округа, по Конституции РФ президентом РФ может быть избран гражданин РФ, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
- Ценз гражданства означает, что к выборам допускаются лица, состоящие в гражданстве данного государства не менее установленного срока. Этот ценз не связан с длительностью проживания в стране и не требует сам по себе этого проживания. Например , по Конституции США членом палаты представителей Конгресса США может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее 7 лет, а сенатором не менее 9 лет.
- Ценз грамотности и образовательный ценз предполагает допуск к выборам лиц, обладающих установленным объёмом образования. В настоящее время он почти не встречается. Ценз грамотности предполагает умение читать и писать на государственном языке, а иногда понимать и истолковывать Конституцию страны. Применяется данный ценз тогда, когда речь идёт о пассивном избирательном праве. Например, согласно Конституции Бразилии не могут быть избраны неграмотные.
-Имущественный ценз заключается в требовании, чтобы избирателю принадлежало имущество не ниже, чем на определённую сумму или чтобы он уплачивал налоги определённого размера. В 20 веке этот ценз практически везде был отменён.
-Моральный ценз предполагает определённые нравственные требования к избирателю. Например, в Исландии от избирателя требуется, чтобы он вёл пристойный образ жизни и обладал добрым нравом, в Мексике не голосуют лица, злоупотребляющие наркотиками, в Нидерландах – лишённые родительских прав. Обычно лишаются избирательных прав лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда – Великобритания, Россия.
-Религиозный ценз предполагает принадлежность избирателя к определённой религии. Например, в иранский парламент могут быть избраны только лица, исповедующие ислам.
-Ценз пола предполагает недопущение к выборам женщин. До конца 19 века он существовал почти во всех странах. Сегодня повсеместно отменён.
-Расовый ценз в настоящее время отсутствует.

5.Учитель. Реализация избирательного права зависит от их гарантий со стороны государства.
Избирателю важно знать и принципы избирательного права.
Этот вопрос изучается путём заполнения таблицы предложенной учителем, состоящей из двух колонок: одна колонка – принципы; другая колонка – содержание в их понимании.
Возможные варианты ответа: (в основном учащиеся правильно понимают содержание принципов).
На интерактивной доске как памятка для учащихся:
«Основные принципы избирательного права и их гарантии». Можно их прокомментировать.
Принципы избирательного права – это те условия его признания и реализации, соблюдение которых на выборах делает эти выборы действительно народным волеизъявлением. Выделим основные принципы.
- Всеобщее избирательное право. Принцип всеобщего избирательного права означает, что избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми людьми. Исключение составляют лица, содержащиеся в местах лишения своды по приговору суда. Всеобщность означает отсутствие дискриминации по каким-либо основаниям (пола, национальности и др.), то есть не возможность отстранения от выборов каких-либо граждан или групп населения.
- Прямое и косвенное избирательное право. Применение принципов прямого или косвенного избирательного права или их определённое сочетание зависят от порядка формирования выборного органа.
Прямое (непосредственное) избирательное право означает право избирателя избирать и быть избранным непосредственно в выборный орган или на выборную должность.
Косвенное (многоступенчатое) избирательное право означает, что избиратель выбирает лишь членов коллегии, которая затем уже избирает выборный орган.
- Равное избирательное право. Принцип равного избирательного права предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Оно обеспечивается прежде всего наличием у каждого избирателя одинакового числа голосов.
- Тайное голосование. Принцип тайного голосования: волеизъявление избирателя происходит в специальных кабинах, и другим лицам неизвестно, за кого этот избиратель проголосовал.
- Свободное участие в выборах. Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе.

6. Начав, урок с тренинга «Выборы президента» учащиеся уже приняли участие в одной из стадий избирательного процесса – голосование и подведение итогов выборов.
На интерактивной доске схема «Стадии избирательного процесса в РФ».
Учитель. На основе избирательного права реализуется избирательный процесс. Не случайно его называют избирательным законом в действии. Для избирательного процесса характерны следующие стадии:
Подготовительная (назначение даты выборов, регистрация и учет избирателей);
Выдвижение и регистрация кандидатов;
Предвыборная агитация и финансирование выборов;
Голосование и подведение итогов выборов.
Каждая из стадий отражает динамику действий на основе установленных правил. Например, согласно закону выдвижение кандидатов проводится партиями, что позволяет обеспечить альтернативность кандидатур. После регистрации кандидатов начинается стадия предвыборной агитации. Партии, избирательные блоки и кандидаты стремятся расширить свой электорат (лат.- избиратель), то есть контингент голосующих за них избирателей. К ведущим принципам предвыборной агитации относятся: состязательность и конкурентность претендентов на власть, а также равенство их возможностей (например, равное распределение эфирного времени). Сегодня в связи с возрастанием в избирательном процессе роли СМИ, и прежде всего телевидения, этот принцип приобретает особую значимость. Борьба претендентов за власть стала схожа с традиционным рынком: каждый из них, стремясь «продать» свою кандидатуру дороже, обращается к специалистам в области политического маркетинга. Они создают с помощью рекламы привлекательный для избирателей имидж «товара». К сожалению, созданный имидж и сущность кандидата (либо партии) не всегда совпадают, что в значительной мере осложняет задачу избирателей, в том числе при голосовании.

Учитель. Все вопросы темы урока рассмотрены. Вы будущие избиратели. Сегодня мы говорили об избирательном праве и избирательном процессе. Обратите внимание на эпиграф. Как вы понимаете смысл изречения Пифагора?
Возможный вариант ответа:
- Человек должен жить в мире, не рискуя погибнуть в войне, не боясь потерять близких.
- Человек должен чувствовать себя в безопасности, не опасаясь стать жертвой преступления.
Учитель. Поэтому сознательное участие в выборах – первейший долг гражданина, который озабочен своим будущим, будущим своих детей, своей Родины.

А сейчас мы послушаем ваши точки зрения на проблемное задание в начале урока.
Возможные варианты ответов учащихся:


Основные понятия

Избирательное право – это политическое право гражданина избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право) в органы государственной власти и местного самоуправления.
Избиратель (электорат) – контингент голосующих избирателей.
Избирательный процесс – совокупность действий по избиранию депутатов, представительных органов и выборных должностных лиц.
Избирательная система – порядок организации и проведения выборов и определение результатов голосования.

15