Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках английского языка в контексте ФГОС


СОДЕРЖАНИЕ
Вступление
Личностные универсальные учебные действия как отражение ценностных ориентаций учащихся
Способы формирования личностных УУД на уроках иностранного языкаИспользование современных образовательных технологий при формировании личностных УУД
Примеры упражнений из УМК Биболетовой М.З.
ВСТУПЛЕНИЕ
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ(учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет!
Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.Иностранный язык, как и родной, не существует в обществе изолированно. Он не может существовать без взаимопроникновения во все сферы человеческой деятельности общества: экономику, политику, искусство, молодежное движение, образование и т.д. Иностранный язык, как и родной, служит средством познания и общения, является хранителем национальной культуры и выражением отношения к миру, выступает в качестве инструмента развития и воспитания.
Специфика предмета «иностранный язык», заключающаяся в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму– обусловливает необходимость формирования коммуникативных компетентностей через последовательное развитие универсальных учебных действий
В данной методической разработке я хотела бы остановиться на формировании  личностных универсальных учебных действиях. Актуальность данной проблемы на современном этапе является очевидной, потому что вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.
Целью данной методической разработки является рассмотреть пути формирования личностных УУД средствами учебного предмета «Английский язык».
Практическое значение работы заключается в разработке различных заданий для формирования личностных УУД на примере УМК Биболетовой М.З.
ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ УЧАЩИХСЯ
Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Изучение ИЯ требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий требуют определенной креативности. Содержательная сторона такова, что при обсуждении различных тем школьники говорят о вечных ценностях, о нравственности. Целью становится не только обучение языку , но развитие у школьников эмпатии. Нигде, как на уроке иностранного языка, школьники не имеют возможности поговорить о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны.
На уроках иностранного языка при работе с текстом отрабатывается умение выстраивать логическую последовательность, умение выделять главное и опускать второстепенное. Планируя монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение. Учатся общаться и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. И наконец этот предмет наряду с многими другими, способен научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации. При этом важно, чтобы оценка работы другого участника выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика строилась на принципах уважения человеческой личности
Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные УУД направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, они позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.
Следует выделять 3 вида личностных действий применительно к учебной деятельности:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование (т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать);
нравственно-этическая ориентация (оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор).
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ УУД НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
Рассмотрим формирование личностных УУД средствами английского языка. Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий – формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.
Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на начальном этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он кратко рассказывает о себе на английском языке (как его имя, сколько ему лет, откуда он, чем любит заниматься). Ученик начинает осознавать, что существует другой язык и что он может в этой сфере общаться. Он начинает осознавать, для чего выполняются устные и письменные задания, для чего нужно выполнять домашние задания. На начальном этапе учащиеся знакомятся с названиями стран изучаемого языка, традициями и обычаями этих стран, героями литературных произведений, жизнью сверстников и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
Для формирования личностных универсальных учебных действий можно использовать следующие виды заданий:
участие в проектах, исследованиях;
подведение итогов урока;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
дневники достижений.
В данной таблице представлены виды заданий для формирования личностных УУД:
Личностные УУД Пути формирования личностных УУД
1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности Упражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы)
2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Работа с интересными текстами на различные темы, обсуждение тем
3.Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению Анализ и синтез текста
4. Желание осваивать новые виды деятельности Разнообразие упражнений (ответы на вопросы, аудирование, заполнение таблиц, подготовка презентаций и докладов)
5. Желание участвовать в творческом, созидательном процессе Выполнение проектов, написание сочинений
6.Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества Тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т.д.
7.Признание для себя общепринятых морально-этических норм Обсуждения поведения персонажей текстов и их действий
8.Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры;
Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры (социокультурный компонент) Тексты и темы для обсуждения по страноведению, о городах, достопримечательностях, знаменитых людях и событиях России и других стран
9.Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества Тексты, упражнения, темы для обсуждения по экологии, страноведению. Работа в парах и группах.
10.Развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций, чувств и эмоций Анализ текстов, поведения персонажей, сопоставления явлений в родном и ин.языках.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
Формирование личностных УУД возможно в процессе использования современных образовательных технологий. Современному  учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии обучения для построения процесса обучения школьников таким образом, чтобы развить у каждого ребенка интерес и стремление учиться, а также сформировать у ребенка совокупность универсальных учебных действий, которые позволят ему самостоятельно осуществлять процесс познания и обеспечат способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
№ Технология Какие личностные УУД развивает
1 технология проблемного обучения стимулирует мотивацию учения; повышает познавательный интерес; формирует самостоятельность и убеждения
2 проектная деятельность формирует накопление смыслов, оценок, отношений, позитивных поведенческих стереотипов
3 ИКТ-технологиипозволяют формировать адекватную самооценку, осознанность учения и учебной мотивации, адекватное реагирование на трудности, критическое отношение к информации и избирательность её восприятия, уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей, формируется основа правовой культуры в области использования информации
4 технология уровневой дифференциации формирует адекватную самооценку, саморазвитие и самосовершенствование, учебную мотивацию, умение ставить цели
5 технология ситуативного обучения формирует умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия
6 технология продуктивного чтения формирует личностные УУД, если анализ текста порождает оценочные суждения
Итак, формирование личностных УУД происходит на всех этапах образовательно-воспитательного процесса: на различных уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности. Результаты промежуточной диагностики и контрольные срезы по предметам показывают, что формирование личностных УУД позволит повысить мотивацию, тем самым позитивно изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности.
Выводы.
Способность учащегося самостоятельно успешно осваивать предметную область «Иностранный язык», включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают ему «возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик». (А.Г. Асмолов). Воспитывающие и развивающие резервы иностранного языка как предмета школьной программы наиболее полно раскрываются в условиях деятельностного подхода, в которых ученик становится не объектом, а субъектом учебной  деятельности – он сам планирует и оценивает свою работу, успешно усваивает знания не отдельного предмета, а идет к межпредметному изучению сложных жизненных ситуаций.  Происходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих осваивающим иностранный язык умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Этому способствует применение на уроках английского языка различных образовательных технологий, таких как: системно-деятельный подход, технология коммуникативного обучения иноязычной культуре, технология критического мышления, ИКТ-технология, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированное обучение, игровые технологии, проектная технология.
Проектная методика обучения иностранным языкам, которая лежит в основе обучения по Учебно-методическому комплекту Биболетовой М.З., даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о самих себе. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.
Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в нашей школе используются самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”.
Работая по теме “Моя семья” в 5 классе, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев.
В конце изучения темы “Не хотели бы вы отправиться в Великобританию?” в 8 классе, учащимся предлагается “пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие”. Свой проект мы называем “Добро пожаловать в Россию!”. Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны.
Вот еще несколько примеров заданий на формирование личностных УУД.
Задание 7 кл. «Заполни  анкету для поступления в международный клуб путешественников»
Цель: формирование личностной рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, желаний, стремлений.
Форма выполнения: индивидуальная.
Описание задания: заполнение анкеты для поступления в международный клуб путешественников.
Материалы: карточки с заданием.
Инструкция: учащимся раздаются карточки, в которых они должны записать информацию о себе. Затем учащиеся рассказывают о себе, используя информацию на карточке.
 
International Explorers’ClubName 
Surname 
Age 
Country 
Languages you speak 
Favourite subjects 
Hobbies 
Countries you would like to visit  
Упражнение на формирование личностных УУД
Задание 9 кл «Оцени поведение другого»
Цель: развитие языковых и речемыслительных способностей, адекватное восприятие использования грамматических явлений в речи,
Возраст: 11–15 лет.
Форма выполнения задания: индивидуальная и групповая работа.
Описание задания: прочитать текст, данный в учебнике о том, как учащиеся уживаются в одной комнате. В рабочей тетради высказать свое мнение.
Инструкция: прочитать часть тексты, данные в учебнике на стр. 37-38. Написать в рабочей тетради, оправдываете ли вы поведение Салли и ДэниелаТаким образом, через урочные и внеклассные формы работы с учащимися подобный этнокультурный материал будет способствовать формированию мировоззрения школьника, вырабатыванию социальной позиции, воспитанию чувства патриотизма у российских школьников.