Презентация по русскому языку Буквы -е, -и в корнях с чередованием (5 класс)
Проверим домашнее задание Шестое апреля.Классная работа. Готовимся к Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.1)Паруса раздувались от ветра и ускоряли стремительный бег судна. 2)Мальчик с детства мечтал о дальних плаваньях на старинном фрегате. 3)В морской дали показался и сразу исчез в сумерках долгожданный корабль. 4)Мальчик доделал макет парусника приклеил к нему мачты и вёсла. Я утверждаю, что ...1. Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета.2. Слово «пение» - это глагол.3. В слове «не(?)навидеть» не пишется отдельно.4. Глаголы неопределённой формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.5. В слове «создать» - нулевое окончание.6. В неопр. форме глагола после Ч пишется Ь.7. Брат учит(?)ся. Данный глагол стоит в 3-ем лице и пишется с Ь8. Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю? 9. В предложении «Я поклал ручку на парту» есть грамматическая ошибка.10. Глагол «положить» совершенного вида. Проверь себя! 1. +2. -3. -4. +5. -6. +7. -8. +9. +10. + Вспомним!!! На какие три группы делятся безударные гласные в корне слова?Поработайте в паре. Распределите слова в три колонки, вставляя в них пропущенные буквы :Ф…нарь, р…стение, прил…гательное, в…стибюль, насл….ждение, зап…реть (дверь), д…лекий, пол…жение, п…хучий, п…ртрет, выр…щенный, зап…рать (дверь), подр…сли, р…сток. Проверяемые ударением Непроверяемые (словарные слова) Чередующиеся Проверь себя! Проверяемые ударением Непроверяемые (словарные слова) Чередующиеся НАСЛАЖДЕНИЕ ФОНАРЬ РАСТЕНИЕ ДАЛЕКИЙ ВЕСТИБЮЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ПАХУЧИЙ ПОРТРЕТ ПОЛОЖЕНИЕ ВЫРАЩЕННЫЙ ПОДРОСЛИ РОСТОК (искл.) Какие два слова вызвали трудность? Запишите их через тире. Определите вид этих глаголов.Запереть – запирать.Выделите корень в словах. Какое фонетическое явление вы наблюдаете?Что такое чередование звуков?замена одних звуков другими в одной и той же части словаВ какою колонку мы должны были записать эти два слова? Запишите их.Можете ли вы объяснить условие выбора Е – И в этих глаголах? Почему? Несов. вид Сов. вид Так что же мы будем сегодня изучать на уроке?Какова наша цель? Задача?Сформулируйте тему урока. Тема: Буквы Е-И в корнях с чередованием Цели урока: выяснить условия выбора букв Е-И в корнях с чередованием;Задача урока:научиться применять правило при написании слов и графически выделять орфограмму. А у нас проблема! Решите проблему. Решаем проблему ПодберетНатеретьЗамеретьПостелитьВыжегУдеремБлестеть Подпереть ЗамиратьВыжигаетБлистатьУдиратьПодпиратьПодбиратьНатиратьПостилать Слова какой части речи записаны на карточках?К каждому глаголу подберите видовую пару? Определите их вид. Как вы будете это делать?Выявите закономерность в написании букв Е-И в корнях этих глаголов. Назовите корни в записанных глаголов БЕР - БИРТЕР - ТИРМЕР - МИРСТЕЛ - СТИЛЖЕГ - ЖИГДЕР - ДИРБЛЕСТ -БЛИСТПЕР - ПИР Посмотрите на записанные слова. Какая закономерность в написании букв Е – И в корнях этих слов? Сформулируйте правило. Прочитаем правилом в учебнике (стр.112), совпадают ли наши выводы? В корнях с чередованием Е – И буква И пишется, если после корня стоит суффикс А. Упражнение 647 Выполняя в тетради это упражнение, работайте в паре, старайтесь объяснять друг другу свои действия. У доски выполняют упражнение два человека. Зайка серенький сидитИ ушами шевелит. Вот так, вот такОн ушами шевелит!Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погреть. Вот так, вот такНадо лапочки погреть!Зайке холодно стоять,Надо зайке поскакать. Вот так, вот такНадо зайке поскакать.Зайку волк испугал!Зайка тут же убежал. Самостоятельная работа.Распределите словосочетания в два столбика: Е - И выб..ри книгу, выб..рать книгу,выд..рать сорняки; выд..ру сорняки, выт..рать пыль, выт..реть пыль,зап..реться в комнате, зап..рать дом, ут..реть нос, ут..рать слезы. Проверяем!Е И выбери (нет а) книгу выдеру (нет а) сорнякизапереться (нет а) в комнате утереть нос (нет а) выбирать книгу выдирать сорняки запирать домутирать слезы Вставь нужные слова. Вместо пропусков вставьте подходящие по смыслу слова с чередующимися гласными е – и, а – о в корне, объясните их правописание. Чужой талант скоро ..., а наш ни лезет, ни ползет. За спрос, что за показ, денег не ... . Жить плохо, да ведь и ... не находка. Все мы ... под красным солнышком, на Божией росе. 8. Живи, живи, да и помирать ...! Когда на море камень всплывет, да камень травой ..., а на траве цветы расцветут. Чужие собаки ..., а свои не зевай! Доброго солдата ..., а не покупают. Дерево на дерево ..., человек на человека. Пролитую воду не ... . Нужда научит горшки ... .Слова для справок: прор..стет, р…стет, обж…гать, р…стем, соб…райся, б…рут, выб…рают, д…рутся, оп…рается, соб…решь, ум…реть, Сигнальные карточки. Поднимаюзелёный – пишу Е , красный – пишу И. Послушайте пословицы внимательно. Подумайте об их значении. Услышав слово с чередованием, поднимите сигнальную карточку. Подумайте об их значении. Добрые ум…рают, да дела их живут. Соб…рай по ягодке – наб…решь кузовок.Не боги же и горшки обж…гают. Скупые ум…рают, а дети сундуки отп…рают. Рукою погоняет, а другою слезы ут…рает.Ржавое железо не бл…стит.Дитя падает – Бог перинку подст…лает; стар падает – черт борону подставляет.Ранняя птичка носик прочищает, а поздняя глаза прод…рает. Опрос. С какой орфограммой сегодня познакомились?Перечислите известные вам корни, в которых есть чередование гласных.От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях?Достигли ли мы цели урока? Тест В корнях с чередованием е-и пишется буква и: если она находится под ударением если она находится в безударном положенииесли после корня стоит суффикс а Тест 2. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву е?зам...рать зап...ратьзат...ратьзам...реть Тест 3. В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву е?зам...ретьзат...ретьзап...ретьсоб...рать Тест 4. В каком слове на месте пропуска нужно писать букву и? перет...рпетьраст...ратьзаст...литьвыт...реть Тест 5. В каком слове на месте пропуска не нужно писать букву и?заб...ратьрасст...латьрасст...литьдоб...раться Тест 6. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву и: забл...стать, изб...рать заб...раю,выт...ретьпост...лить, проб...ратьсяприб...рёт, оп...раться Тест 7. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска нужно писать букву е: уп...раться, зам...рлозам...рало, заст...литьразд...ру, забл...стелбл...стательный, заж...гательный Тест 8. Укажите лишнее слово:Выт…ратьСоб…ратьЗаж…гатьВыт…реть Тест 9. Укажите лишнее слово:Прот…ретьЗап…ретьЗап…ратьНат…реть Проверь себя! - c
- d
- d
- b
- c
- a
- c
- d
- c Рефлексия. Сегодня я узнал________Было трудно_________Теперь я могу_________Я понял, что__________У меня получилось________Я научился___________Я выполнял задания________Меня удивило_________Я попробую___________Мне захотелось____________ Домашнее задание П. 112, упр. 649.Напишите рассказ о том, как вы убираете свою комнату.