Урок — путешествие по математике по повторению и обобщению материала на тему Действия с натуральными числами (5 класс).


Урок-путешествие по математике в 5 классе.
Повторение и обобщение материала по теме «Действия с натуральными числами"
Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки с картой Притобольного района Курганской области, текст с пропусками, анкета для рефлексии.
Цели урока:
- повторить пройденный материал и активизировать знания по теме «Действия с натуральными числами», применять их в практической деятельности;
- расширить и углубить знания по географии и истории родного края.
Задачи:
- обучающие:
- закрепить, систематизировать, обобщить и развить знания, умения и навыки выполнения арифметических действий над натуральными числами;
- проконтролировать степени усвоения основных умений и навыков выполнения этих действий.
- развивающие:
•в ходе урока создать условия для развития:
- навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий;
- умений решать текстовые задачи на известные обучающимся зависимости между величинами (скорость, время, расстояние) и единицами измерений этих величин;
- умения анализировать, делать вывод;
- внимания, памяти и логического мышления;
•формировать у школьников умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний.
- воспитательные:
- становление и развитие качеств личности, способной к интеллектуальному и нравственному совершенствованию, к социальной адаптации на основе нравственных ценностей и исторического опыта России;
- формирование активной жизненной позиции.
Ход урока:
1. Организационный момент: сообщение числа, темы, цели урока.
Учитель (прямой шрифт): Здравствуйте, ребята! Мы повторили и расширили знания обо всех действиях с натуральными числами, рассмотрели их свойства, решили множество задач. Поэтому тема урока: «Повторение и обобщение материала по теме «Действия с натуральными числами» (слайд 1). Запишите в тетрадь число и тему урока. Сегодня, благодаря знаниям и умениям, полученным на предыдущих уроках, мы можем совершить виртуальное путешествие в одно из сел нашего района. Отсюда и цели урока:
Повторить пройденный материал и активизировать знания по теме «Действия с натуральными числами».
Расширить и углубить знания по географии и истории родного края. (слайд 2)
2. Устный счет.
Учитель:
- Чтобы узнать, куда мы отправимся в путешествие, необходимо решить круговые примеры. Кто помнит, что это за примеры?
Ученики (курсив) (В этих примерах с результата одного примера начинается другой и так по кругу).
- Так как у этих примеров нет начала, начните с того, результат которого меньше и запишите последовательность соответствующих им букв. (слайд 3) Что получилось?
О Т В Е Т: (слайд 4)
с. – 75 : 15 = 5;
О - 5 . 6 = 30;
Б – 30 -16 = 14;
У - 14 : 2 = 7;
Х – 7 + 13 = 20;
О – 20 -10 = 10;
В – 10 + 15 = 25;
О - 25 . 3 = 75.
3. Актуализация знаний обучающихся.
Учитель:
- Как вы думаете, почему именно в это село, мы отправимся?
(В этом селе родился и вырос Герой Советского Союза Анфиногенов Николай Яковлевич).
- На слайде (слайд 5) портрет героя. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1983 года рядовому Анфиногенову Николаю Яковлевичу — первому из рядовых бойцов на афганской земле - присвоено высокое звание героя Советского Союза посмертно. Николай является символом доблести и героизма простого русского солдата, выполнившего до конца свой воинский долг. Чего не хватает на слайде?
(Даты рождения Николая Яковлевича).
Задание 1. Запишите выражение по программе его вычисления . Найдите значение этого выражения и вы узнаете год рождения Николая. (слайд 6)
Сложите числа 34 и 29;
Результат команды 1 разделите на 21;
Умножьте 35 на 56;
К результату команды 2 прибавьте результат команды 3.
(Ученики самостоятельно записывают выражение в тетради и вычисляют его значение).
- Проверим ответ: (слайд 7)
(34 + 29) : 21 + 35 . 56 = 1963
34 + 29 = 63
63 : 21 = 3
35 . 56 = 1960
3 + 1960 = 1963
Задание 2. Решите уравнения, чтобы узнать день и месяц рождения героя (слайд 8):
1в. (х - 14) . 7 = 105;
2в. 89 – 5х = 44.
(2 ученика решают уравнения с обратной стороны доски, остальные самостоятельно в тетрадях, по вариантам).
- Проверим решения уравнений у доски, есть ли ошибки?
- Сверим ответы со слайдом.
- Итак, Николай Яковлевич Анфиногенов родился 29.09.1963 года.
- На электронную почту школы пришло письмо, которое мы сейчас прочтем (слайд 9):
Всем! Всем! Всем!
22 февраля, в ____ часов, в музее, Анфиногенова Н.Я.
состоится день памяти Героя.
Администрация Обуховской школы.
- В письме пропущено время проведения мероприятия, отгадайте, что за число надо, вставить, если его еще называют «чертова дюжина»?
(Это число 13)
Ученик: (делает сообщение о том, почему число 13 называют «чертова дюжина»)
(слайд 10)
Число 13 в европейской культуре и в России считается несчастливым, и называют его «чёртовой дюжиной». Мысль, что числа не просто средства счета, а еще и нечто, несущее магический смысл, родилась в глубокой древности. В нумерологии число 12, утверждал Пифагор, всегда означает завершенность и гармонию. Так как число 13 на единицу больше 12, то оно находится за пределами завершенности и гармонии, а, следовательно, - число плохое и злое. Ведь после великих свершений часто наступает хаос. Как бы там ни было, число 13 пользуется дурной славой с античных времен.
Со злополучным числом имеет неразрывную связь, чёртова дюжина. Такое название говорит о том, что здесь наблюдается какая-то зависимость от нечистой силы. Это действительно так. Когда ведьмы прилетают на шабаш, они объединяются в группы, в каждой из которых насчитывается 13 ведуний. Отсюда и пошло чёртово количество.
Физкультминтка: Пока мы слушали сообщение, руки наши отдыхали, а глаза – нет. Сделаем зарядку для глаз (электронная зарядка для глаз со снежинкой).
Учитель:
- Чтобы прибыть на место встречи вовремя, какие организационные вопросы нужно решить?
(На чем и во сколько нужно выехать?). (слайд 11)
- На чем же мы поедем?
(На школьном автобусе).
- Вы правы, а что нужно знать, чтобы не опоздать?
(Какой путь нужно преодолеть, с какой скоростью пойдет автобус и сколько времени займет дорога)
- Значит, нам надо решить задачу о нахождении времени движения. На столе, у каждого из вас, есть карта Притобольного района.

Найдите на ней нашу деревню Верхнеберезово. Проложите маршрут поездки .(д. Верхнеберезово – с. Глядянское – с. Межборное – с. Чернавское – с. Раскатиха – с. Ярославское – с. Обухово). - Как рассчитать длину маршрута?
(Найти сумму расстояний между населенными пунктами).
- На карту наносятся расстояния с помощью условных обозначений:
⌠ - пункты, между которыми указано расстояние.
Запишите в тетрадь, найденные по карте расстояния:
(S от Верхнеберезово до Глядянского – 9 км;
S от Глядянского до Раскатихи – 20 км;
S от Раскатихи до Обухово – 16 км.)Тогда весь путь составит … (ученики вычисляют путь равный 9+20+16= 45 км)
(На слайде 12 проверяем правильность расчетов, щелкаем по числу 45, оно становится на нужное место)
- На слайде вы видите и скорость, с которой будет двигаться наш автобус. Как найти время его движения до Обухово?
(Путь разделим на скорость)
- Какой результат получим?
(45 на 60 не разделить).
- Как разрешить эту проблему? Что нужно сделать, чтобы получить ответ?
(Надо сделать перевод в другие единицы измерения).
- Как это сделать?
( 1 вариант (для сильного класса)): в 1 км – 1000 м, значит, 45 к м = 45 х 1000 м = 45000 м; в 1 часе - 60 мин, тогда 60 км/ч = 60000 м : 60 мин =1000 м/мин,, значит, t = 45000 м :1000 м/мин. = 45 мин.
2 вариант: (для слабого класса): в 1 часе - 60 минут, тогда 60 км/ч = 60 км : 60 мин. = 1 км/мин., значит, t = 45 км : 1 км/мин. = 45 мин.)
- Верно! Таким образом, время движения равно (45 мин.)
(На слайде щелкаем по числу 45 мин. и оно становится на свое место).
- рассчитайте теперь, во сколько нам нужно выехать, если 15 минут надо добавить на непредвиденные обстоятельства на дороге (остановка, движение с меньшей, чем планировалось скоростью и т.д.) и 15 минут на возложение цветов к памятнику Н.Я. Анфиногенова.
(В 11 часов 45 минут)
(После правильного ответа по очередному щелчку, на том же слайде выплывает слово МОЛОДЦЫ! )- 12 сентября 2013 года у памятника Николаю Анфиногенову собрались родные и близкие героя, сослуживцы и друзья, ветераны Афганистана, представители органов власти, односельчане. Состоялся торжественный митинг памяти героя, на котором присутствовал Член совета Федерации Федерального собрания РФ, сенатор Курганской области Олег Пантелеев. В это день 30 лет назад погиб Николай, прикрывая отход товарищей от напавшей на них банды.
«Наши люди чтят своих героев. И в этом великая сила нашего государства. Спасибо всем, кто стоит надежным оплотом мира» - сказал на митинге О. Пантелеев
После митинга участники мероприятия отправились в музей Николая Анфиногенова и на могилу героя, а у подножия памятника остались лежать венки и ярко-красные гвоздики, как капли крови, напоминающие нынешнему поколению о тех кровопролитных годах в Афганистане (слайд 13)
Задание 3:
- В этом митинге участвовали 155 человек. К подножию памятника было возложено 424 гвоздики. Узнайте, сколько школьников и сколько взрослых было на митинге, если каждый школьник положил по 2 гвоздики, а каждый взрослый – по 4 (слайд 14)
Решение:
если бы все 155 человек были школьниками, то они положили бы (155 х 2) 310 гвоздик. Но гвоздик на (424 – 310) 114 больше. Так как каждый взрослый положил на 2 гвоздики больше, чем школьник, то взрослых было (114 : 2) 57 (человек.). Школьников, соответственно, (155 – 57) 98.
Ответ: 98 школьников, 57 взрослых (слайд 15)
- Выполнив правильно все задания урока, мы познакомились с некоторыми интересными фактами биографии Анфиногенова Н.Я., а сейчас мы проверим, насколько внимательны вы были на уроке. Возьмите лежащий на краю стола текст и дополните его пропущенными датами и словами.
ТЕКСТ: (пропуски выделены желтым цветом)
АНФИНОГЕНОВ Николай Яковлевич, рядовой, разведчик, родился 29. 09. 1963 года
в с. Обухово Притобольного района Курганской области. Русский.
В Республике Афганистан с сентября 1982.
12. 09. 1983 года, прикрывая разведчиков, вынужденных отходить, израсходовал все боеприпасы и был окружен группой противника. Убедившись, что его товарищи в безопасности, последней гранатой подорвал себя вместе с мятежниками.
За мужество и героизм, проявленные в бою, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15.11. 1983 года рядовому Анфиногенову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
Дополнительное задание (для сильного класса): (слайд 16)
- Кто быстрее найдет значение этого числового выражения:
458 . (63842 - 63842) + 35048 : 35048 + (49 . 5 - 49 . 4) : 49 + 56 : 2 = 450 . 0 + 1 + 49 : 49 + 28 = 0 + 1 + 1 + 28 = 30.
- Полученное в ответе число, так же имеет отношение к биографии Коли, но узнать это вы сможете только самостоятельно.
4. Итог урока.
Учитель: Мы отлично поработали на уроке. Кто, по-вашему, работал лучше всех? (Учитель выслушивает мнения учеников, выставляет и комментирует оценки за урок).
5. Домашнее задание.
На «3» (слайд 17)
Придумать примеры на действия с натуральными числами, ответы которых заполнят числовой кроссворд..1 9 6 3 - 1 9 8 3 На «4» (слайд 18)
Написать мини-сочинение на тему «Биография Н. Я. Анфиногенова». Числительные в сочинении написать не числами, а словами, добавив еще одну или две даты из биографии героя, о которых на уроке не говорилось.
На «5» (слайд 18)
Выполнить задание на «4» и придумать математические задания, выполнив которые, можно вычислить добавленные даты.
Материал об Анфиногенове можно найти в интернете по ссылкам: (слайд 19)
http://kurganobl.ru/14808.html
http://gunmaker-t.narod.ru/0007anfinogenov-n-ya-afgan-.html
При выборе домашнего задания, учтите, что за выполнение заданий на «4» и «5» можно получить сразу 3 оценки:
- по математике – за выполнение задания и придуманные примеры и задачи;
- по русскому языку - за грамотность и стиль изложения;
- по истории - за историческую достоверность и хронологию событий.
6. Рефлексия.
Учитель: Оцените урок, свою деятельность на нем и настроение после урока, для этого заполните небольшую анкету, лежащую на краю стола. Прочитайте вопросы правой колонки. Подчеркните в левой колонке, наиболее подходящие, на ваш взгляд, ответы.
АНКЕТА.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / усталстало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
Учитель: Сдаем анкеты. Всем спасибо за урок! До свидания1Использованные источники информации.
«Математика», 5 класс, Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. - М: Мнемозина, 2012.
Попова Л. П. Поурочные разработки по математике: 5 класс. М: ВАКО, 2012.
Интернет ресурсы:
http://kurganobl.ru/14808.html
http://gunmaker-t.narod.ru/0007anfinogenov-n-ya-afgan-.html