Реферат по этнопедагогике на тему: Общечеловеческие ценности в народной педагогике
Содержание Введение ….............................................................................................................31. Общечеловеческие ценности в народной педагогике.................................…41.1. Общечеловеческие ценности в религии.………… ...……………..…….…4
1.2. Нравственное воспитание в народной педагогике Казахстана…………....61.3. Гуманистический подход в политике государства ………...……….…….9Заключение … ……………………………………………………………….....12
Список литературы … ………………………………………………………...13
Введение
Современное человечество представляет собой огромное множество различных исторически сложившихся общностей - наций, народностей, этнических групп. Каждая нация и народность отличается единством языка и культуры, имеет свои особенности в образе жизни, в образовании и воспитании.
Возникает необходимость основательного, более глубокого знакомства с духовными ценностями своего народа, с его нравственной культурой, с народными семейными традициями, в потенциале которых заложено нравственное начало. Нравственное воспитание подрастающего поколения – тема актуальная во все времена, но особое значение она приобретает сейчас, в период обновления общества.
Общечеловеческие духовно-нравственные ценности являются вечными. Высшей общечеловеческой ценностью являются жизнь и здоровье (Буева Л.П.). Если бы не было общечеловеческих ценностей, наша жизнь лишена была бы всякого смысла.
Раскрыть природу общечеловеческих ценностей поможет предмет «Этнопедагогика». Рассмотрим, как из глубины веков формировались общечеловеческие ценности.
Этнопедагогика — это педагогика всеобщей мудрости, всеобщей любви, это природосообразная, естественная педагогика, свободная от посредников, каждый ее носитель свободен, автономен, самостоятелен.
Так какие же общечеловеческие ценности составляют основу нашего общества? Изучим этот вопрос, обратившись к религиозному началу, затем изучением этнических ценностей в этнопедагогике и народной педагогике Казахстана. Проследим, какие общечеловеческие ценности являются актуальными.
Общечеловеческие ценности в народной педагогике
1.1 Общечеловеческие ценности в религии
Какова же история возникновения общечеловеческих ценностей?
Самому раннему этапу развития человечества соответствует первобытнообщинный строй, когда главенствовали так называемые запреты-табу. С зарождением запретов-табу знаком каждый из нас—часто мы сами придумываем себе различные приметы и суеверия, пытаясь таким образом предугадать события или подбодрить себя доброй приметой.
Процесс накопления запретов-табу шел самым случайным образом и поэтому был весьма долгим — десятки тысяч лет. Но возникла проблема сохранения накопленных запретов-табу и их толкования, что привело к появлению в племени людей специально этим занимающихся - колдунов, шаманов, кудесников.
Впоследствии возникла необходимость в некой системе очевидной в своей простоте, но позволяющей описывать достаточно сложные процессы во взаимосвязи между ними.
Так зарождается сложный языческий пантеон богов, божков, героев, полубогов, с помощью отношений, между которыми описываются процессы окружающего мира, — описываются и объясняются.
Возникает четкое представление о причине и следствии. Это следующий этап развития общечеловеческих ценностей, на этом этапе человек начинает строить модель окружающего мира, и у него возникает необходимость определить собственное место в окружающем мире, выделить свой интерес, свои потребности.
Затем человеку, исповедующему высшие ценности необходимы права беспрепятственно исполнять, прежде всего, свой долг по развитию собственной личности, христианская религия понимает это под термином – спасение души. А для спасения души человеку, прежде всего, необходимо неукоснительно соблюдать закон любви и милосердия. Общественные отношения приобретают подчинённую роль: функцией общества становится обеспечение возможности каждому человеку исполнять свой долг перед Богом.
В Христианстве Бог «дал» «Десять заповедей» - высших законов справедливости, которые знает большинство людей, живущих на Земле.
Чти отца своего и мать свою, как повелел тебе Бог, всесильный твой, дабы продлились дни твои, и дабы хорошо было тебе на Земле, которую Бог, всесильный твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не отзывайся о ближнем своем ложным свидетельством.
Не желай дома ближнего своего, не желай жены ближнего своего, ни раба его, ни рабыни его, ни быка его, ни осла его, и ничего, что у ближнего твоего.
Религия - стержневой фактор в формировании духовности личности. В религиозных книгах описаны эталоны праведного поведения, постоянно даются наставления на примере других людей, на примере Бога. «Будьте святы во всех своих поступках», «Если Бог нас так полюбил, то и мы обязаны любить друг друга».
Вот наиболее распространенные религии: индуизм имеет около 460 000 000 последователей, большинство из них живут в Индии. Буддизм имеет около 250 000 000 последователей, преимущественно в Китае и Японии. Конфуцианство имеет около 158 000 000 приверженцев, а даосизм — около 20 000 000. Синтоизм исповедуют около 32 000 000 людей, зороастризм — около 250 000, магометанство исповедуют в целом около 555 000 000 в Азии и Африке. Иудаизм имеет около 17 000 000 последователей. Христианская религия сегодня имеет последователей больше, чем какие-либо другие — около 1 062 000 000 человек.
Таким образом, несмотря на то, что духовность человека определяется не только религией, роль ее в формировании духовно-нравственных ценностей неумолима. Главным компонентом, которой является любовь к человеку, «созданному по подобию Бога». То есть акцентируется внимание на добро, милосердие, всеобщее счастье, честность, праведность, совершенство, спасение (вечную жизнь).Нравственное воспитание в народной педагогике Казахстана
Богатую историю имеет казахский народ. На протяжении длительной истории жители степных просторов накопили богатый опыт нравственного воспитания подрастающих поколений, создали обычаи и традиции, в которых соединяются нравственный опыт народа, правила, нормы и принципы поведения человека.
Духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой. Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляется через труд, созидательную деятельность, и приобщение молодёжи к своей истории и произведениям народного творчества. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, особенно богаты морально-этическими назиданиями, наставлениями, во многом отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них – и мировой культуры, приобщение к общенациональным ценностям, следование нравственным законам жизни.
Нравственное воспитание может осуществляться на основе народных методов, которые способствуют формированию таких нравственных качеств, как сочувствие, сопереживание, отзывчивость, доброжелательные коллективные и национальные взаимоотношения. Нравственность – это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других – для себя.
Согласно народной педагогике нравственное воспитание включает в себя усвоение основ своей национальной культуры, свой родной язык, свои национальные традиции, обычаи и обряды, которые и определяют. На основе этого ребенок приобретает первый опыт морального поведения. Таким образом, уже первое знакомство с народными порядками способствует моральному воспитанию.
Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности. Она существует столько времени, сколько существует сам народ. Основными факторами народной педагогики, соответственно и народного воспитания, является природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия.Природа – один из важнейших факторов народной педагогики, она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. В большинстве своем человек всегда чувствовал и понимал природу, бережно откосился к ней, обожествлял ее силы, восхищался ее творениями и явлениями.
Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Так писал академик Д.С. Лихачев.
Ребенок с самого рождения общается с самыми близкими ему людьми – мамой, папой, бабушками, дедушками. Это общение несет положительный эмоциональный настрой, включает в себя национальный культурный колорит. Личный пример (особенно родителей) – это самый радикальный, самый действенный метод народного воспитания. Нравственный облик родителей, их труд, общественная деятельность, взаимоотношения в семье, отношение к окружающим людям, отношение к вещам, искусству – всё это служит примером для детей и оказывает влияние на формирование их личности.
Фольклор - это самый доступный и полный источник для изучения народной духовной культуры. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать поступки и качества персонажей, осваивают правила морального поведения и моральные нормы.
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, необходимо показывать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица- умница. А для мальчиков – добрый молодец – сильный, смелый, бесстрашный.
Пословицы и поговорки – бесценное наследие каждого народа. Они накапливались тысячелетиями задолго до появления письменности и устно передавались от поколения к поколению. В пословицах выражены смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить – не поле перейти». Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Кто матери не послушает, в беду попадет». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «Труд человека кормит, а лень портит», «, «Ученье – свет, а неученье – тьма», «Ученье да труд к счастью ведут», «Век живи, век учись». Народная мудрость учит преодолевать трудности: «В беде руки не опускай – трудности преодолевай». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не лезь в воду», «Не руби сук, на котором сидишь», «Не беда ошибиться, беда не исправиться». Словом, коли дело не спорится, обратись за советом к пословице.
Связь поколений обеспечивают нам традиции, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразные традиции, тем духовно богаче народ, не что так не объединяет народ, как традиции.
Смысл воспитания – укрепление преемственности поколений для вековых гуманистических традиций народа, в конечном итоге – осознание принадлежности к своим корням.
Г.Н. Волков в своих трудах даёт каждой нации определенную характеристику и подтверждает общность представлений о нравственных ценностях разных народов. Все описанные личностные качества имеют положительную направленность. Духовно- нравственные и этнокультурные ценности он предлагает рассматривать как высшие общечеловеческие ценности. К ним он относит любовь к детям, любовь к матери, преданность семье и памяти предков, трудолюбие, любовь к человеку, к Родине, искренность и открытость, честность, чувство справедливости, взаимной терпимости и благодарности.
Таким образом, выделим центральные понятия в общечеловеческих и этнокультурных ценностях. Это семья: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейное воспитание является первоосновой в формировании личности, в развитии детей, передачи им социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Это дети: «Дом с детьми – базар, дом без детей- мазар». Одной из главных ценностей большинство народов считают детей. Этому свидетельствуют многочисленные традиции, обряды, обычаи, связанные с рождением и взрослением детей, а так же яркими событиями в их жизни. Дети – это продолжение человеческого роду, это наше будущее. Это Родина: «Родина- мать, умей за неё постоять». Любовь к Родине, или патриотизм, - одна из важных ценностей большинства этносов.
1.3 Гуманистический подход в политике государства
Казахстан – многонациональная страна. Формирование таких качеств, как сознательность, ответственность, уважение к историческому прошлому, воспитание патриотизма, внутренней культуры, чувства собственного достоинства, гордости за свою Родину, гражданином которой человек является – залог гражданского становления личности.
Воздействуя на внутренний мир человека, его самосознание помогает преодолеть дисгармонию в обществе, воспринимать общечеловеческие ценности. И поэтому, богатое устное поэтическое творчество и песенно-музыкальное наследие казахов до сегодняшнего является неиссякаемым источников вдохновения для современности, эталоном воспитания нравственности современного общества и необходимым материалом для обучения подрастающего поколения. Именно произведения устного народного творчества учат помнить о своих исторических корнях, народных традициях, честности, доблести, и о многом другом, что называется человечностью.
В Послании народу Казахстана («Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации») Президент Республики Н.А. Назарбаев подчеркнул, что: «Необходимо продолжить реализацию программы «Культурное наследие» и через осмысление прошлого развивать культуру настоящего времени».
Это ставит серьезные проблемы перед педагогикой.
Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества в современных условиях приобрели характер важнейшей составляющей национального богатства, а образованность человека, профессиональная мобильность, стремление к творчеству и умение действовать в нестандартных условиях стали основой прогресса, устойчивости и безопасности страны.
Новое время, третье тысячелетие, важные события, происходящие в нашей стране, задачи утверждения в жизни казахстанского общества гуманистических и демократических идей, прав и свобод, рыночных отношений, норм жизни правового государства и гражданского общества по-новому, расширенно ставят задачи перед педагогической наукой и практикой.
Воспитание молодого поколения должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях. Поэтому в качестве идейной основы всей системы воспитания должны быть выработанные и проверенные многовековой практикой принципы гуманизма.
Гуманизм, прежде всего, означает человечность: любовь к людям, высокий уровень психологической терпимости, мягкость в человеческих отношениях, уважение к личности и ее достоинству. В конечном счете, понятие гуманизм оформляется как система ценностных ориентаций, в центре которых лежит признание человека в качестве высшей ценности.
При такой трактовке гуманизм получает значение общественного идеала. Человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижение гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности.
Таким образом, с позиции гуманизма, конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познание и общение, то есть свободным, самодеятельным существом, ответственным за все происходящее в этом мире.
Содержательной стороны реализация принципов гуманизма в воспитательном процессе означает проявление общечеловеческих ценностей. Общечеловеческие ценности – это ценности значимые не для какого-то узкого ограниченного круга людей, а то, что имеет значение для всего человечества. Они в той или иной форме присущи всем социальным общностям, социальным группам, народам, хотя не у всех выражены одинаковым образом. Особенности их выражения зависят от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации.
Также общечеловеческие ценности – это предельные, исторически и социально нелокализируемые ценности, то есть ценности, которые носят абсолютный характер, вечные ценности. Верующие люди, осмысливая общечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценности имеют божественную природу. Для неверующих людей за общечеловеческими ценностями стоит многовековой опыт человечества, его потенций и устремлений.
Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписывается в систему гуманистических ценностей. Общечеловеческие установки не следует трактовать как некие космополитические ценности. У каждого народа эти ценности выражены особым образом. Это выражение зависит от особенностей культурно-исторического развития той или иной страны. Поэтому общечеловеческое всегда реализуется через конкретно человеческое. А каждый конкретный человек является гражданином конкретного государства, принадлежит к определенной народности, нации. Поэтому воспитание человека с общечеловеческих позиций не противоречит, а предполагает его воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества. Следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине, воспитание гражданской ответственности, уважение обычаев и законов своей страны, а так как Казахстан многонациональное государство то уважение обычаев других народов проживающих в нашей стране.
Гуманизм предполагает признание данной личностью в качестве ценности личности всех других людей, любовь к ним и служение им. Не случайно под термином «гуманизм» изначально понималось «человеколюбие». Поэтому гуманизм не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку.
В государственном общеобязательном стандарте образования Республики Казахстан (основные положения) выделена главная цель среднего общего образования на общенациональном уровне:
«Способствовать становлению компетентной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни Республики Казахстан.
Знать основы казахского и мирового культурного наследия, развивать свою культурную идентичность;
Проявлять терпимость к носителям иных культур и представлений независимо от национальности, вероисповедания, статуса, пола и т.д. , быть готовым к ценностно-осмысленному других культур, точек зрения, позиций;
Участвовать в культурной и творческой деятельности, уметь ценить и понимать наиболее важные стороны и аспекты культуры, формирующие личность и общество…»»
Таким образом, в политике государства Казахстан обозначена основная нравственная ценность ГУМАНИЗМ, которая воплотила в себе весь мировой опыт разных поколений, наций и народностей, независимо от принадлежности к религии.
Заключение
Изучив различные источники о формировании общечеловеческих ценностей, мы установили, что они являются основой духовно – нравственного воспитания любого поколения.
Нравственные отношения охватывают все сферы внутреннего мира и все области внешних социальных отношений.
Нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей и поступков, которые мы не просто оцениваем, но и одобряем как положительные.
Общечеловеческие нравственные ценности на протяжении многих веков регулируют поведение людей. Человек совершенствует свою личность, стремясь к общественному идеалу и нормам морального поведения.
В последнее время в Казахстане в основе общечеловеческих ценностей стоит гуманизм.
Таким образом, культивируется этика, основанная на гуманизме, любви к человеку, выдвигаются общие моральные идеалы и нормы: честность, правдивость, обязательность, искренность, верность, преданность, надёжность, благожелательность, не причинение зла другим людям, не причинение ущерба частной и общественной собственности, совестливость, порядочность, благодарность, ответственность, справедливость, толерантность…Гуманистический подход в народной педагогике – это основа человечности. В ней соединяются забота о человеке, его признание как ценности и любовь к нему, к его жизни.
Список литературы
Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Педагогика, 1991.
Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана.- М.,1991.
Баркова М.А. Общечеловеческие ценности народной педагогики в произведениях В.М. Шукшина. [Электронный ресурс] -http://cyberleninka.ru/article/n/obschechelovecheskie-tsennosti-narodnoy-pedagogiki-v-proizvedeniyah-v-m-shukshinaБутнараш О.Л. Воспитание духовно- нравственной личности в свете гуманизации образования. [Электронный ресурс] http://group-global.org/en/node/30576.
Волков Г. Этнопедагогическое осмысление общечеловеческих ценностей. [Электронный ресурс] - http://rl-online.ru/articles/2-03/124.htmlКот Л.Н. Нравственное воспитание в народной педагогике. [Электронный ресурс]. -http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/03/15/nravstvennoe-vospitanie-v-narodnoy-pedagogike
Потому. Ру. Сколько существует религий? Детская Онлайн энциклопедия. [Электронный ресурс] http://potomy.ru/world/1762.html
Шаймаганбетова А.Х. Воспитательное значение культурного наследия казахского народа. [Электронный ресурс] - http://group-global.org/ru/publication/22535-vospitatelnoe-znachenie-kulturnogo-naslediya-kazahskogo-naroda