Конспект урока по математике на тему Устные и письменные приемы вычислений вида 34+16, 12+48 ( 2 класс)


Технологическая карта урока
Тема урока
Устные и письменные приемы вычислений вида 34+16, 12+48
Тип урока
Урок открытия новых знаний
Цели урока Научить выполнять сложения вида 34+16, 12+48
Планируемые результаты
Предметные: выполнять устные и письменные виды вычислений
Метапредметные:
регулятивные:выполнять учебное задание в соответствии с поставленной целью
познавательные:определять устные и письменные приемы вычислений
коммуникативные:согласовывать позиции и находить общее решение при работе в паре
Личностные: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
Формы и методы обучения
Фронтальная, индивидуальная
Основные понятия и термины
Сложение, сумма, слагаемое, десятки, единицы, круглое число
Образовательные ресурсы
Учебник «Математика»Г.В.Дорофеев, ч. 2, ноутбук.
Ход урока.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Организация начала урока - Здравствуйте ребята. Садитесь, пожалуйста. Прозвенел звонок и смолк.Начинаем наш урок.Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Приветствуют учителя.
Включаются в учебную деятельность.
Организуют свое рабочее место.
Отвечают на вопросы учителя. Дети получают эмоциональный настрой
Актуализация опорных знаний. Работа над развитием навыков счета. -К нам сегодня в гости пришла белочка. И она хочет дружить с нами. И мы для начала должны ей помочь. Ребята, белка хочет собрать грибы, давайте поможем ей собрать грибы в корзину. (На доске написаны в столбик примеры без ответов, а рядом выставлены карточки с изображениями грибов и ответами.)
63+6=
4+32=
46+20=
32+7=
5+12=
26+30=
23+5=
13+5=
17+40=
3+42=
25
46
45
57
18
28
56
17
39
66
36
69

-Хорошо. Ребята, у меня есть красивые яблоки. А на них написаны примеры. Мы можем подарить эти яблоки белочке, если решим эти примеры правильно.

-Какое число здесь лишнее? Почему?
-Запишите эти числа в порядке убывания
=69
=36
=66
=39
=17
=56
=28
=18
=57
=45
=23
=65
=32
=79
=80
=34
80-круглое число, а остальные некруглые
80, 79, 65, 34, 32, 23
Усвоение новых знаний и способов действий -У меня есть еще одно яблоко.
-Чем оно отличается от других яблок?
-Прочитайте пример, записанный на красном яблоке.
34+16

-Сегодня мы научимся решать примеры, вот такого вида.
-Откройте ваши учебники на странице 47.
-Смотрите, ребята, мы должны найти сумму чисел 34 и 16. Для этого мы десятки складываем с десятками, а единицы с единицами. Сколько у нас десятков в числе 34?
-А в числе 16?
-Вместе будет сколько десятков?
-Теперь складываем единицы. Сколько у нас единиц?
-Мы прибавляем к 4 единицам 6 единиц и у нас получается 10 единиц. 10 единиц это сколько десятков?
-Значит, сначала у нас получилось 4 десятка, а теперь еще один десяток. Теперь к 4 десяткам прибавляем 1 десяток и получаем 5 десятков. 5 десятков это 50. Ответ у нас будет 50.
-Письменно мы решим этот пример так:

-Пишем 34 + 16. Единицы пишем под единицами, десятки пишем под десятками. К 4 единицам прибавляем 6 единиц и получаем 10 единиц. Под единицами пишем 0. А 1 запоминаем в уме.
-К 3 десяткам прибавляем 1 десяток, получаем 4 десятка, да ещё один в уме и будет 5 десятков. 5 пишем под десятками. Ответ получится 50.
-Теперь посмотрите второй пример. Прочтите.
-К 12 прибавляем 48. Какое слагаемое здесь больше.
-Нам будет легче к большему числу прибавлять меньшее. Поэтому пишем 48+12. От перестановки слагаемых сумма не меняется.
-Сейчас нам остается только вычислить этот пример.
К десяткам прибавляем десятки, т.е. к 4 десяткам прибавляем 1 десяток, получаем 5 десятков. И к единицам прибавляем единицы. 8+2 получаем 10, 10 единиц - это 1 десяток. К 5 десяткам прибавляем 1 десяток, получаем 6 десятков. 6 десятков это 60. Ответ получится 60.
-Письменное решение будет так:

-Единицы пишем под единицами, десятки пишем под десятками, и начинаем складывать. К 8 единицам прибавляем 2 единицы. Получаем 10 единиц. Под единицами пишем 0, а 1 запоминаем в уме. К десяткам прибавляем десятки. 4 десятка + 1 десяток равно 5десяткам, да ещё 1 в уме будет 6 десятков. Ответ получится 60.
-Ребята, давайте, теперь выполним №1 на странице 48. Первый пример рассмотрим все вместе.

-63 это 6 десятков и 3 единиц, а 27 это 2 десятка и 7 единиц. Сначала мы прибавляем к десяткам десятки, получаем 80. Потом прибавляем к единицам единицы 3 единиц + 7 единиц равно 10 единиц. Это 1 десяток. Значит 8 десятков + 1 десяток равно 9 десяткам. Ответ 90.
-Давайте, теперь выполним остальные примеры так же.
-Хорошо. Теперь мы с вами сделаем №2.Прочтите задание. Что вам нужно сделать?
-Теперь сравните примеры в каждом столбике, что вы заметили?
-Молодцы, ребята. Давайте дружненько все встанем и сделаем физкультминутку:
Вышли уточки на лугКря, кря, кря.Полетел зеленый жукЖ - ж - ж.Гуси шеи выгибалиКлювом перья расправляли.Зашумел в пруду камышШ - ш - шИ опять настала тишь. -Оно отличается цветом и формой. Это яблоко красное и круглое, а остальные яблоки желтые и продолговатые.
-34+16
-3 десятка
-1 десяток
-4 десятка
-в числе 34 – 4 единиц, а в числе 16 – 6 единиц
-10единиц это 1 десяток
12+48
48
(дети поочередно выходят к доске выполняют один у доски остальные в тетрадях)
-выполнить вычисления
-у всех примеров ответ одинаковый – 90
Первичная проверка понимания изученного -Ребята, мы совсем забыли про нашу гостью – белочку. И она проголодалась. Если мы сейчас решим задачу под №3, мы достанем нашей белочке орешки.
-Давайте, прочтем задачу.(Чтение учащимися, чтение учителем)
-В товарном поезде 25 вагонов. На одной из станций к нему присоединили ещё 15 вагонов. Сколько вагонов стало в этом товарном поезде?
-Ребята, о чем эта задача?
-Что нам известно?
-Что ещё сказано?
-Что спрашивается в задаче?
-Мы можем ответить на вопрос задачи сразу?
-Каким действием?
-Кто выйдет к доске и запишет решение?
Решение:
25+15=40 (в).
Ответ: 40 вагонов
-Мы помогли нашей белочке, теперь она у нас сыта.
-Ребята, белка любит рисовать, а для этого ей нужны карандаши. Давайте поможем белке, решив №4.
-Прочтем задачу (чтение учащихся, чтение учителем)
В первой коробке 18 карандашей, во второй коробке 22 карандаша, а в третьей коробке столько, сколько в первой и во второй коробках вместе. Сколько карандашей в третьей коробке? Сколько карандашей в трёх коробках вместе?
-О чем эта задача?
-Что нам известно?
-Что ещё сказано?
-Что спрашивается в задаче?
-Что мы сделаем, чтобы найти, сколько карандашей в третьей коробке?
-Что сделаем, чтобы найти число карандашей во всех коробках?
-Кто запишет решение?
Решение:
1)18+22=40(к).
2)18+22+40=80(к).
Ответ: в 3 коробке 40 карандашей, всего 80 карандашей.
-Молодцы, теперь надеемся, что белка нарисует красивые картинки.
-Давайте, сделаем ещё одну задачу. №6
-Прочитайте задачу (чтение учащимися, чтение учителем)
-В шкатулке лежат 8 металлических пуговиц и несколько деревянных и пластмассовых. Определи масштаб диаграммы и узнай с её помощью, сколько в шкатулке деревянных пуговиц и сколько пластмассовых. Сколько всего деревянных, пластмассовых и металлическихпуговиц в шкатулке?

-О чем эта задача?
-Что нам известно?
-Что ещё сказано?
-Что спрашивается в задаче?
-Посмотрите на диаграмму. Металлических пуговиц 8 штук. На диаграмме нарисовано сколько квадратиков?
-Каким действием мы узнаем, сколько пуговиц будет в 1 квадратике?
-А каким действием узнаем, сколько деревянных и металлических пуговиц?
-Кто запишет решение?
Решение:
1)8:2=4(п).
2)4х4=16(п).
3)4х5=20(п).
4)8+16+20=44(п).
Ответ: 16 деревянных пуговиц, 20 пластмассовых пуговиц, всего 44 пуговиц (читают)
-о вагонах
-было 25 вагонов
-присоединили ещё 15 вагонов
-сколько стало вагонов
-да
-сложением
(записывают)
(читают)
-о карандашах
-в первой коробке 18 карандашей, во второй коробке 22 карандаша
-в третьей коробке столько, сколько в первой и во второй коробках вместе
- Сколько карандашей в третьей коробке? Сколько карандашей в трёх коробках вместе?
-мы должны сложить числа 18 и 22
-сложим все числа
(записывают)
(читают)
-о пуговицах
-в шкатулке 8 металлических пуговиц
-ещё в шкатулке несколько деревянных и пластмассовых пуговиц
-сколько в шкатулке деревянных пуговиц и сколько пластмассовых. Сколько всего деревянных, пластмассовых и металлическихпуговиц в шкатулке?
-2 квадратика
-делением
-умножение
Закрепление новых знаний и способов действий -Ребята, вы поняли сегодняшнюю тему? Сейчас проверим, я приготовила каждому из вас карточки. Решите примеры, касающееся пройденной темы. (каждому ученику отдельная карточка с разными примерами)
Информация о домашнем задании -Откройте дневники и запишите ваше домашнее задание. №5, страница 48. (записывают домашнее задание)
Подведение итогов занятия -Какие задачи вам показались сложными?
-Почему?
-Вы считаете, что вы поняли сегодняшнюю тему или вам нужно ещё повторять?
- Сегодня вы все очень хорошо поработали. И каждый из вас заслужил оценку за сегодняшний урок.
-Урок окончен, ребята. До свидания.
(отвечают на вопросы)