Внеурочка на тему Мои проекты


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа д. Два Ключа
муниципального района Исаклинский Самарской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мои проекты»
5-6 классы
Составлена
учителем математики
первой категории
Васильевой Д. Н.
2015-2016 уч год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место «Проектной деятельности» во внеурочной деятельности.
Программа «Мои проекты» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В соответствии с программой внеурочной занятости ГБОУ ООШ д. Два Ключа на проектную деятельность отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 34 часа в 5-6 классах. Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по проектной деятельности.
Актуальность данной программы.
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.
Метод проектов является базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора».
Специфика курса.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям двадцать первого века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. Большинство видов работ, особенно на первых этапах цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий. В дальнейшем они всё больше приобретают специфические черты собственно проектной деятельности. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ребёнка на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.
Цель программы:
Обучить детей работе над проектами;
Формировать ключевые компетентности: коммуникативную, информационную, решение проблем;
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов повеления,
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание программы зависит от темы выбранных проектов.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Учащиеся должны научиться:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
готовить тексты собственных докладов;
составлять план действий по своей работе;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи;
презентовать свою работу.
получит возможность научиться:
структурировать материал;
под руководством учителя, родителей проводить эксперименты;
проводить самоконтроль;
делать умозаключения и выводы.
УУД Результат
Коммуникативные
Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания. Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных).
Организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Познавательные.
Предпосылка и условие успешности обучения, формирования умения решать поставленные задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметах. Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований.
Предполагать, какая информация нужна.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
Выбирать основания для сравнения, классификации объектов.
Устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
Выстраивать логическую цепь рассуждений.
Регулятивные.
Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия. Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта.
Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем, работая по составленному плану, использовать, наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ).
В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Личностные.
Положительная динамика детского отношения к процессу познания. Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности.
Осознавать себя ценной частью большого разнообразного мира (природы и общества).
Искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений. Уважать иное мнение.
Вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения.
Уровень сформированности коммуникативной компетентности
Письменная коммуникация: ученик изложил вопрос с соблюдением норм оформления текста и вспомогательной графики, заданных образцом.
Устная презентация: ученик выстроил свою речь в соответствии с нормами русского языка, обращаясь к плану, составленному с помощью учителя или самостоятельно. Ученик привёл дополнительную информацию в ответ на уточняющий вопрос.
Продуктивная коммуникация (работа в группе): ученики в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения, установленной учителем. Ученик высказывал идеи, подготовленные заранее.
•Уровень сформированности информационной компетентности
Поиск информации: ученик задал вопросы, указывающие на отсутствие конкретной информации, во время обсуждения с руководителем общего плана деятельности в рамках проекта. Ученик зафиксировал исчерпывающую информацию из указанного учителем источника.
Обработка информации:ученик изложил те фрагменты полученной информации, которые оказались новыми для него, или задал вопросы на понимание. Ученик привёл пример, подтверждающий вывод, заимствованный из источника информации.
•Уровень сформированности компетентности решения проблем
Постановка проблемы: ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем.
Целеполагание и планирование: ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта. После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий.
На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагал получить.
Оценка результатаУченик привёл аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения.
Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ.
видеофильм
выставка
газета, журнал
игра
постановка
праздник
коллекция
мультимедийный продукт
справочник
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАКОМЕНДАЦИИ.
Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.
В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника, то есть:
- Консультирует. То есть провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.
- Мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.
- Наблюдает. Следует особо отметить, что при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов
работы. Но на всех этапах он:
- Выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании
ученика как процесс принятия на себя ответственности.
- Выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о
ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).- Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся
оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.
В этом возрасте предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе проекта, могут исходить от учителя. При организации проектной деятельности характерна ведущая роль учителя на аналитическом этапе, а некоторые из перечисленных выше действий оказываются пропущены.
Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Школьники описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для использования продукта по назначению и они способны высказывать оценочное отношение к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания.
В школе проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность (в частности, доводить до конца – до получения продукта – начатое дело), а также осмыслять этапы своей деятельности. В этом возрасте организация проектной деятельности тесно связана с различными аспектами социализации учащихся: преодоление свойственного возрасту эгоцентризма, освоение социально приемлемых форм поведения, сотрудничества как модели отношений. В сфере выстраивания отношений со взрослым важно появление нового типа отношений – с руководителем проекта как с равноправным партнером. Поэтому на этой ступени особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).
Темы проектов учащихся этого возраста оказываются достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
7.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
№ НАИМЕНОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ И СРЕДСТВ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. КОЛИЧЕСТВО.
Библиотечный фонд.
По теме проекта 1
Печатные пособия.
По теме проекта Технические средства обучения.
Интерактивная доска. 1
Мультимедийный комплекс. 1
Принтер. 1
Сканер. 1
Экранно-звуковые пособия.
Презентации к занятиям. Оборудование класса.
Учительский стол, стул. 1
Ученические столы, стулья. Доски для размещения образцов изделий и готовых поделок. 2
Шкафы для хранения необходимых материалов для занятий. 2
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ название проекта
ТЕМА ЗАНЯТИЯ количество часов ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
всего аудиторные внеадитор-ныеПроект
«Мой класс и моя школа» Знакомство с темой проекта. Повторение правил поведения в школе. 5 3 2 Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели
Вырабатывают план действий.
Формулируют задачи.
Конкурс рисунков «Моя школа». Основные формы работы:
интервью, опросы, наблюдения, рисование рисунков, фотографирование.
Подбор информации для проекта. Проводят исследования, решая промежуточные задачи
Оформление работ. Анализируют, уточняют информацию для проекта. Оформляют результаты
Защита проекта «Мой класс и моя школа».
Отчёт о проекте в виде праздника.
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
Проект «Старинные русские меры длины и массы в пословицах и поговорках» Знакомство с темой проекта. Распределение обязанностей. 6
4
2
Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели
Вырабатывают план действий.
Формулируют задачи.
Сбор информации (фотографий, рисунков) с изображением старинных мер. Какие меры длины существовали до современных? Основные формы работы:
Сбор информации в печатных источниках, в интернете на детских сайтах, самостоятельно и совместно с учителем.
Проводят исследования, решая промежуточные задачи.
Взаимосвязь между старыми и новыми мерами длины Анализ полученной информации, отбор самой интересной. Оформление работ.
Решение задач со старинными русскими мерами длины. Подготовка к защите проектов. Пользуясь основными и старинными единицами длины, решают текстовые задачи
«Банк пословиц и поговорок со старинными русскими мерами длины» Подготовка к защите проектов. Анализируют собранную информацию. Оформляют результаты проектной деятельности.
Защита групповых и индивидуальных проектов «Меры длины испокон веков важны», "Энциклопедия старинных мер длины по толковому словарю Даля", "Хочу всё знать!"». Отчитываются, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
Проект «Когда и как на Руси стали праздновать Новый год» Знакомство с темой проекта. 5 2 3 Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели
Вырабатывают план действий.
Формулируют задачи.
Подбор информации “Новый год на Руси”. Основные формы работы:
интервью, опросы, наблюдения.
«Рисуем Новый год». Выставка рисунков. Готовить рисунки и фотографии. Оформление результатов.
“Новогодние приметы”. Оформление работ. Анализируют, уточняют информацию для проекта. Оформляют результаты.
Защита проекта «Новый год стучится в двери к нам».
Отчёт о проекте в виде праздника.
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
Проект
«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках»
Знакомство с темой проекта. Решение задач в стихах, разгадывание загадок. 5
3
2
Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели
Вырабатывают план действий.
Формулируют задачи.
Подбор информации для проекта. Основные формы работы:
Сбор информации в печатных источниках, в интернете на детских сайтах, самостоятельно и совместно с учителем и родителями.
Подбор информации для проекта.
Оформление работ в общую книгу. Проводят исследования, решая промежуточные задачи.
Подготовка к защите проекта. Анализируют информацию. Оформляют результаты своей поисковой работы.
Защита проекта «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах, поговорках». Отчитываются о проделанной работе.
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
Проект
«Моя семья» Знакомство с темой проекта. Беседа «Не нужен клад, коли в семье лад». 5 2 3 Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели
Вырабатывают план действий.
Формулируют задачи.
Конкурс рисунков «Моя семья в праздники и в будни». Основные формы работы:
беседа с родителями,
рисование рисунков,
подбор семейных фотографий
Подбор информации, фотографий для проекта. Подбор информации
Оформление проекта. Оформляют результаты своей поисковой работы
Защита проекта «Моя семья».
Отчитываются, отстаивают свою точку зрения, делают окончательные выводы.
Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.
Проект «Куда мы катимся» Знакомство с темой проекта. Деление на группы. 8 5 3 Обсуждают тему с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели
Подбор информации Сбор информации в печатных источниках, в интернете на детских сайтах, самостоятельно и совместно с учителем и родителями. Проводят исследования, решая промежуточные задачи
Решение задач на встречное движение двух тел. Иллюстрирование задач. Вырабатывают план действий.
Формулируют пути решения задач.
Решение задач на движение. «Какова особенность движения тел в противоположных направлениях?» Вырабатывают план действий.
Формулируют пути решения .Решение задач на движение. «В чем особенность движения тел вдогонку друг другу?» Иллюстрирование задач. Вырабатывают план действий.
Формулируют пути решения . Оформление групповых работ. Проводят исследования, решая промежуточные задачи. Оформление работ.
Оформление проекта. Создание презентаций и буклета.
Защита проекта «Куда мы катимся» Презентация проекта на классном родительском собрании. Защита проекта на открытом уроке в форме учебной научно-практической конференции. Отзывы приглашённых, анкетирование участников и родителей. Рефлексия.
Всего: 34 19 15