Тема: ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Парфенчук Алефтина Ивановна
педагог дополнительного образования
МАУДО
города Нижневартовска
Центр детского творчества


Тема: ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ
МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ.
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира -
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш»
IB. А. Сухомлинский/


В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными?
Причина в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль образовательных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с младшего школьного возраста. Моя задача показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. Что включает в себя понятие «экологическая культура»? Экологическая культура это знания, практические навыки, эстетические переживания эмоциональное отношение и практические поступки, и поведение детей (сопереживание, сочувствие, интерес и желание оказать помощь природе, умение любоваться ее красотой и т. д.).
Но, как известно уровень экологической воспитанности зависит не только и не столько от развития интеллектуальных способностей, сколько от развития эмоционально-ценностного отношения ребёнка к окружающему его миру и самому себе.
Одним из механизмов, обеспечивающих формирование экологически ориентированной личности, является дополнительное образование. Внеклассная и внешкольная работа по экологическому образованию дает много возможностей для непосредственного общения с природой, что позволяет расширить кругозор детей.
Учитывая, актуальность экологического воспитания, администрация МОУДОД «Центра детского творчества» на протяжении многих лет заключает договор о сотрудничестве и предоставлении услуг дополнительного образования и организации кружковой работы по экологическому образованию с учебными заведениями.
В целях формирования у детей младшего школьного возраста экологической культуры, мною разработана образовательная экологическая программа «Росинка», с учетом географических и природных особенностей традиционного и современного природопользования в Тюменской области и Ханты – Мансийском автономном округе – Югры, которая реализуется на базе МОСШ № 42, 29 г. Нижневартовска.
Содержание экологического воспитания в программе обеспечивает ребенку познавательный опыт по взаимодействию с окружающим миром.
Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка. В процессе экологического образования отдаётся предпочтение не механическому воспроизведению знаний, а формированию способности мыслить, оценивать отношение человека к окружающей среде, понимать существующие в природе взаимосвязи. Дети учатся устанавливать связи, зависимость, обнаруживать причины и следствия, формируется такие моральные качества как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других.
Важным фактором в реализации задач программы является педагогическое мастерство, профессиональная подготовка педагога.
Цель программы достигается путем формирования у детей системных знаний о живой и неживой природе, экосистеме на основе совершенствования умений и навыков творческой деятельности наполненной экологическим содержанием.
Анализ выполнения задач программы «Росинка», корректировка программы до начала учебного года на основе материала Нижневартовского района и ХМАО.
Своевременное комплектование групп и постоянный состав детей в группах кружка
Практика показывает, что успешное решение проблем экологического образования детей возможно только там, где существуют взаимопонимание, взаимодействие, координация усилий родителей и педагогов. Стратегия сотрудничества семьи и учреждений дополнительного образования детей определяется, прежде всего, спецификой образовательного учреждения и его задачами, характером конкретных задач, выявленных в совместной деятельности.
Основная цель организации системного взаимодействия учреждения дополнительного образования с родителями – максимальное вовлечение их в образовательный процесс, формирование у них позиции субъекта этого процесса. Это позволяет изменить представления многих современных родителей об их роли в жизни ребенка, в основном сужающейся до материального обеспечения всем необходимым для счастливой жизни.
В семье формируется образ и стиль жизни, социокультурные ориентации, межличностные отношения и психологический климат, наличие совместной значимой для всех ее членов деятельности, режим, культура питания и отдыха, все это, вместе взятое, способно оказать решающее влияние на развитие личности ребенка и в значительной степени сформировать его экологоориентированное мировоззрение. Однако реализация этого потенциала сдерживается объективными обстоятельствами общественной жизни и частной ситуацией в семье. Так, например, существенным фактором, ограничивающим возможности использования потенциала института семьи в экологическом воспитании детей, является низкая экологическая культура самих родителей.
Работа с родителями по экологическому воспитанию учащихся – одно из составляющих направлений деятельности учреждения дополнительного образования детей. Экологические знания воспитанники получают систематически занимаясь в экологическом кружке «Росинка», но гуманное отношение к природе можно воспитать только вместе с семьёй ребенка. Моя задача педагога вовлечь родителей в процесс экологического воспитания, показать им необходимость формирования у детей экологической культуры. Первые ростки взаимопонимания с родителями появляются на первом родительском собрании во время презентации программы «Росинка», которое я провожу в первом классе вначале учебного года, на котором я также провожу набор учащихся в кружки 1 го года обучения. Проблем с набором учащихся не бывает, родители с пониманием относятся к желаниям ребят, и в этот же день 100% пишут заявления
Традиционные родительские собрания и консультации не дают нужного эффекта. Родители принимают в них лишь формальное участие. И получалось, что семья и педагог, воспитывая одного и того же ребенка, были изолированы друг от друга. Я решила искать новые формы работы. С этой целью провожу анкетирование родителей. Анализ таких анкет дает представление о том, что интересно родителям, как они представляют себе процесс экологического воспитания, в каких консультациях нуждаются.
При выборе форм общения с родителями я отказываюсь от назиданий, привлекаю родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов.
Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания» провожу1предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем.
Форм привлечения родителей в учреждения дополнительного образования  и совместного экологического воспитания множество. Все формы работы с родителями основываваются на педагогике сотрудничества.
В практике использую следующие формы совместной деятельности педагога, родителей и их детей: формы познавательной деятельности, трудовой деятельности и формы проведения досуга.
К формам познавательной деятельности относятся: дни открытых уроков, экологические праздники, турниры знатоков, выпуск экологических газет. Родители помогают в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвуют в мероприятиях, создавая смешанные команды.
Формы трудовой деятельности: благоустройство и озеленение двора, экологический десант, природоохранные акции, распродажа семейных поделок из природного материала, проведение выставок.
Формы проведения досуга: совместные праздники, спектаклей, соревнования, конкурсы, экскурсионные поездки, семейные праздники являются формой проведения досуга.
Интересной формой объединяющей, воспитанников и родителей являются – беседы об экологии – о чистом воздухе, о “химии” в домашнем хозяйстве, о гигиене, о вредных привычках и как их преодолеть. Совместные занятия помогают в выработке активной жизненной позиции родителей, формировании чувства собственной значимости, создании атмосферы дружелюбия и взаимопомощи среди родителей и детей, участвующих в беседах и  привитии навыков экологической культуры, как родителей так и детей.
Большее внимание уделяю природоохранным акциям - охране и привлечению зимующих птиц. В связи с этим ежегодно проводится экологическая операция «Пусть зима будет доброй», где принимают активное участие учащиеся и родители школ г. Нижневартовска №29, №42.
В операции «Пусть зима будет доброй» основными задачами является практическая помощь зимующим птицам в холодное время года, пропаганда охраны птиц, ознакомление учащихся с особенностями жизни птиц зимой. Мероприятия в рамках акции проходят в течение года. На первом этапе операции - проводятся беседы, викторины, тематические уроки об образе жизни, пользе зимующих птиц и способах оказания помощи пернатым в зимнее время. На втором этапе учащиеся и родители оказывают практическую помощь пернатым друзьям. В результате просветительской работы педагога школьники совместно с родителями стали подкармливать птиц, устраивая кормушки и «птичьи столовые» на пришкольной территории, у себя на балконах и т.д.
Учащиеся проводят наблюдения за посетителями кормушек. Итоги наблюдений за кормовым поведением синицы большой, воробья, голубя были представлены на научно-практической конференции по экологии, прошедшей в МОУДОД ЦДТ в середине мая 2008 г.
Дети и совместно с родителями ведут агитационную работу среди учащихся школ и жителей микрорайона с целью привлечения их к помощи зимующим птицам. Выпускают и развешивают пропагандистские листовки в своих микрорайонах о необходимости подкормки птиц.
Участие в конкретной природоохранной деятельности позволяет каждому  ощутить свою полезность
Участие в охранной деятельности находит отражение и в творческой деятельности детей: принимали участие в конкурсах рисунков, стенгазет и фотографий о зимующих птицах. Конкурс сочинений на тему «Гости зимних кормушек» показал трепетное отношение детей к проблемам птиц.
Уроки доброты по отношению к братьям нашим меньшим благотворно влияют на становление личности ребенка и надо заботиться о том, чтобы такое поведение забота о животных стали нормой жизни детей и взрослых.
Работу в этом направлении мне помогают осуществить экологические проекты такие как: Экологическая фирма «Зеленый дом». Цель проекта - увеличить численность растений в наших домах, помочь людям найти себе зеленых друзей среди комнатных растений.
«Не проходите мимо!» - особый проект начинающих фотографов. Это создание экологической хроники, и включение родителей в данный проект дает положительный результат. В объектив попадает то, мимо чего миллионы людей проходят ежедневно: обломанные деревья, заброшенные дворы, загрязненные водоемы, и т.п.
В практике использую и другие экологические проекты: «Чтобы книги дольше жили», «Посади дерево», «Хлебные крошки», «Капелька» и т. д.
Детские праздники не только красочное торжество и веселье, это очень важное воспитательное средство, вклад в нравственное, экологическое и трудовое воспитание детей.
Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие личности, формирование активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы.
Проведение любого массового мероприятия требует тщательной, четкой подготовки. В ходе подготовки к празднику в кружке проводятся тематические экскурсии, прогулки, беседы, общественно полезные дела. При этом следует помнить, что важны не отдельные мероприятия, а непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Такое природоохранное мероприятие, как День Земли в кружке проводится традиционно, ежегодно. Дети пишут стихи, рассказы, рисуют рисунки, посвящённые Земле. Ведь дорого то, о чем позаботился сам, когда проявил заботу добровольно о ком-то бескорыстно, вместе с товарищами!
Возрождение народных традиций встречать птиц весной, способствует формированию у детей заботливого отношения к ним. Ежегодно в день массового прилёта птиц в начале апреля проходит праздник «Встреча птиц». Подготовка к празднику начинается за месяц, дети совместно с родителями мастерят скворечники, домики для синиц, к данной акции нет равнодушных. На празднике дети выпекают птиц из теста, совместно с родителями водят хороводы, играют в народные игры, развешивают скворечники и закликают птиц.
Участие в таких совместных природоохранных мероприятиях вызывают у детей положительный эмоциональный отклик на их содержание.
Организую совместные экскурсии в природу в лес, парк «Сибирские Увалы» цель расширить кругозор за счет ознакомления с новыми объектами природы и культуры, развить наблюдательность, способность видеть и ценить красоту природы, ее совершенство, предусмотреть посильные формы участия в природоохранной деятельности.
Совместные прогулки в природу, которые содержат в себе большую познавательную ценность и эмоциональную выразительность. Это достигается через множество экскурсионных объектов.
Организую экскурсии различной направленности по станциям.
Экологическая прогулка включает состязание, в котором на каждом этапе присуждаются очки. Победителей ждет приз. Соревновательный и игровой характер экскурсии должен побудить  любопытство, активность, наблюдательность, сделать процесс познания более осмысленным, значимым и увлекательным.
1.Станция «Деревья и кустарники» взрослые и дети сравнивают деревья и кустарники между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы и т. д. Связь с животными, забота человека о растениях.
Игры: «Мы деревца», «Хоровод вокруг березки» и т. д.
2. Станция «Звуки природы» участники, которой слушают голоса птиц, звуки леса в естественных условиях.  Они делятся друг с другом своими впечатлениями, участвуют в тематических играх («Птицы нашего края», «Лесные звуки», «Найди портрет»), выполняют упражнения на релаксацию, а также собирают природный материал для поделок.
3.Станция «Свалка» направлена на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок бытового мусора. Проводится мониторинг атмосферы с помощью растений индикаторов. Во время экскурсии проводит беседу об экологической этике туристов.  
4.Станция «Зеленая аптека». На станции организуется поиск и сбор лекарственных растений. Во время экскурсии проводится беседа о целебных свойствах растений.
Природа доверчиво открывает свои кладовые для постижения секретов и загадок, познания её премудростей. Каждая встреча с природой даёт возможность ребёнку наблюдать удивительные формы деревьев, цвет неба, полёт насекомых, пение птиц. Развитию интереса к природе, наблюдательности способствует использование на занятиях звуков природы. Они слушают музыку природы, любуются травами, насекомыми, птицами, таким образом, учатся понимать и любить её.
В процессе совместного времяпрепровождения происходит духовное сближение родителей с детьми, рождение общих интересов и увлечений, формирование убеждений. Общение с родителями, особенно если оно происходит вне дома, на лоне природы, весьма значимо для ребят ввиду возникающей особой духовной близости, на фоне которой бывает гораздо легче достичь взаимопонимания.
Таким образом, в работе с родителями по вопросам экологического воспитания учащихся необходимо использовать разнообразные направления деятельности. Заинтересованность и активное участие родительской общественности существенно дополняет разнообразные формы экологического воспитания учащихся в учреждении дополнительного образования.













13PAGE 15


13PAGE 14115




15