Статья на тему: Проблема освоения нового ФГОС через понятие деятельностного подхода в образовании


ПРОБЛЕМА ОСВОЕНИЯ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА (ФГОС) ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Клюева Людмила Александровна
МБОУ СОШ №61 имени М. И. Неделина Свою статью я хочу начать со слов Флоренского:
«Жизнь пролетает, как сновидение, и ничего не успеваешь сделать за мгновение жизни. Поэтому надо обучаться искусству жизни – самому трудному и самому важному: насыщать каждый час существенным содержанием и помнить, что он никогда не повторится»
Реализация деятельностного метода обучения на уроках по разным учебным предметам - путь к созданию условий для обеспечения перехода начальной школы на ФГОС второго поколения начального общего образования.
Системно - деятельностный подход стал методологической основой стандартов второго поколения, так как предложен способ обучения, который обеспечивает каждому ребёнку возможность выполнять весь комплекс УУД на каждом уроке.
Деятельностный подход есть основа концепции развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комплект (УМК) традиционной системы: «Школа 2100», «Начальная школа ХХI века», «Гармония», «Школа России» и другие. Во всех системах и учебно-методических комплектах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.
Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Вот что такое «деятельностный подход» в образовании.
Цель обучения: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Основные задачи обучения:
обучение деятельности;
формирование личностных качеств и системы ценностей;
формирование целостной картины мира.
Очевидно, что традиционный объяснительно - иллюстративный метод, недостаточен для решения поставленных задач. Поэтому на своих уроках я применяю деятельностный метод обучения.
Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Я лишь направляю эту деятельность и подвожу итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути.
Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальную работу в этом направлении предусматриваю в течение всех лет обучения детей в начальной школе.
Остановлюсь на структуре урока и особенностях некоторых его этапов.
Организационный момент.
Включение детей в деятельность; выделение содержательной области;
постановка учебной задачи; актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); создание проблемной ситуации; выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение.
Темы и цели урока.
«Открытие» детьми нового; организация самостоятельной исследовательской деятельности; выведение алгоритма.
Первичное закрепление.
Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи.
Самоанализ и самоконтроль.
Итог урока. Рефлексия.
Поставить учебную задачу – значит помочь учащимся самим сформулировать либо тему урока, либо сходный с темой вопрос, ответ на который выведет на тему урока.
Существует 3 возможности постановки учебной проблемы на уроке.
Создание проблемной ситуации (самый сложный, но и самый эффективный прием).
Подводящий к теме диалог (серединка на половинку, как по сложности, так и по развивающему результату).
Сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приема (самый простой и менее полезный для развития интеллекта).
Приёмы создания проблемной ситуации.
1. Классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. В результате возникают разные мнения.
2. Учитель дает задание, не выполнимое вообще. Оно не выходит, вызывая у школьников затруднение.
3. Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т. е. задание, не похожее на предыдущее. Не зная способа выполнения, ученики испытывают затруднение.
При постановке учебной задачи через проблемную ситуацию, учитель может столкнуться с двумя препятствиями:
когда ученики справляются с заданием. Задача учителя остается прежней: развернуть побуждающий диалог и помочь учащимся сформулировать тему. «Неужели решили? А я и не ожидала! Ведь примеры-то были новыми! Чем эти примеры не похожи на предыдущие?»
Когда задание давалось фронтально всему классу и несколько человек с ним справились. «Чуть позже мы посмотрим, как вы это сделали. Но почему не решили остальные? Чем этот пример отличается от остальных?»
В громкой речи фиксируется, где и почему возникло затруднение. Завершается этап сообщением детьми темы и цели урока.
Рассмотрим, как можно поставить учебную задачу на конкретных примерах.
Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных»
Пог…ворил, пок…зался, ст…рик.
П…льто, к…мыш, кр…стьянин.
П…слышался, з…валинка, п…дкрался.
Разбит… (дерево), блестящ… (рыба), ранн… (утро).
К черёмух…, о мор…, в памят…
Вставить пропущенные буквы.
Объяснить.
Учебная проблема поставлена и начинается 2-ой этап урока – поиск решения. Суть: учитель помогает ученикам открыть новое знание. Этот этап включает в себя 2 момента: выдвижение гипотезы и проверка гипотезы.
Существует 2 варианта выдвижения и проверки гипотезы: последовательное и одновременное. В 1-ом случае гипотезы выстраиваются в очередь: сначала выдвигается и проверяется одна гипотеза, потом другая и так до решающей. «Какие есть идеи?» «Вы согласны?» Как эту мысль проверить?» Во 2-ом случае гипотезы выдвигаются все сразу, и только потом дело доходит до проверки. «Какие есть догадки? Какие еще будут идеи? Кто думает иначе?» Гипотезы лучше фиксировать, чтобы не забылись.
Рекомендации к проведению этапа.
Педагогу следует позаботиться о том, чтобы сначала проверялись ошибочные гипотезы.
Нежелательно, чтобы учитель лично проверял гипотезы
Может случиться так, что 1-ая выдвинутая гипотеза окажется решающей. Можно в качестве провокации подбросить ученикам ошибочную гипотезу.
При выдвижении гипотезы учитель нередко оставляет ее без внимания. Задача учителя заключается в том, чтобы любая гипотеза была проверена.
Этот этап является не только основным, но и наиболее трудоемким. Желательно начинать его не позднее 10-ой минуты.
Мы говорим, что ученик знает, когда он понимает материал и может его воспроизвести. Этап воспроизведения знаний не является обязательным, тем не менее, желателен, так как за счёт проговаривания углубляется понимание;
развивается речь.
Воспроизведение знаний должно носить творческий характер. Это может быть схема, таблица, символ, опорные слова, алгоритм. Задания на опорный сигнал лучше выполнять в классе перед практической частью. При этом можно организовать как индивидуальную, так и групповую работу. Далее организуется оценивание творческого продукта. Оценивание проводится через сравнение с результатами класса «Вы согласны? Есть дополнения?» или с опорой на готовый образец «Сравните с учебником». В результате должен появиться тот опорный сигнал, который будет использоваться в практической части урока.
Даже далёкому от педагогики человеку ясно, что дети лучше усваивают то, что открыли сами, а не то, что получили в готовом виде и зазубрили. Таким образом, проблемный урок обеспечивает тройной эффект: качественное усвоение знаний; развитие интеллекта и творческих способностей; воспитание активной личности.
Список использованных литературных источников.
Азарова, Л. Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников, М., 2008
Выготский, Л. С. Детская психология. М., 1984
«Закон об Образовании» М.,2010
Кабанова – Меллер, Е. Н.Учебная деятельность и развивающее образование, М., 1988
Свиридова, В.Ю. Реализация стандартов 2-го поколения в системе Л.В.Занкова. В двух частях, М., 2011
Тамберг, Ю. Г. Развитие творческого мышления детей.
ФГОС Образовательная система «Школа 2100», М., 2012