БЕЗРАБОТИЦА И ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ БЕЗРАБОТИЦЫ
План урока
Тема БЕЗРАБОТИЦА И ДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ БЕЗРАБОТИЦЫ
Цель урока
- Дать определение безработных и проанализировать формулу расчета уровня безработицы
- Привести примеры типов безработицы: фрикционной, структурной и циклической
- Определить виды государственных политических мер по снижению трех типов безработицы
Задачи
научиться свободно ориентироваться понятии и видах безработицы;
формирование аналитического мышления при рассмотрении экономических явлений во взаимосвязи с социальными процессами, политикой, направленной на уменьшение безработицы;
понять роль государственного регулирования безработицы.
Внутрипредметные связи:
тема “Пофакторное распределение дохода. Рынок труда и заработная плата”
Оснащение урока:
- Компьютер, проектор, интерактивная доска.
- Диск с презентацией. (Приложение).
- Демонстрационный материал 1. «Кто такие безработные? Уровень беззработицы». по одному экземпляру для каждого студента,
Демонстрационный материал 2.“Три типа безработицы”,
Демонстрационный материал 3. “Государственные политические меры/программы по сокращению безработицы”.
Упражнение 1, “Примеры безработных” – по одной копии на каждого студента
Тест 1 – по одной копии на каждого студента
Тип: открытый урок- лекция с применением информационных технологий.
Основные понятия:
- Безработица
- Типы безработицы
- Роль государства
Требуемое время
Два урока.
Ход урока.
Введение
Выделяют три основные категории причин, вызывающих безработицу.
1. Общее снижение спроса в экономике способствует возникновению циклической безработицы.
2. Изменение структуры спроса (снижение спроса на отдельные виды продукции) приводит (в долговременном периоде) к возникновению структурной безработицы, которая может вызвать региональную безработицу. В кратковременном периоде снижение спроса на отдельные виды продукции может вызвать сезонную безработицу.
Сезонная и региональная безработицы как правило включаются в более общую категорию "структурная безработица"
3. Причины, влияющие на предложение рабочей силы, создают фрикционную безработицу.
Безработным является трудоспособный человек, не имеющий работу, но желающий работать и активно ищущий себе рабочее место.
Для расчета уровня безработицы сначала подсчитывается численность рабочей силы - это число занятых в производстве плюс число безработных.
Уровень безработицы определяется процентным отношением числа безработных к общей численности рабочей силы.
Безработица справедливо рассматривается как негативное явление и с экономической, и с социальной точки зрения. Экономически безработица означает недостаточное использование производственных ресурсов, и, следовательно, меньшее производство товаров и услуг, удовлетворяющих потребности людей. С социальной точки зрения безработица способствует обострению проблем бедности, преступности, наркомании, алкоголизма и т.п.
С целью выполнения своей функции по стабилизации экономики государство пытается снизить уровень безработицы путем проведения особой политики и осуществления различных программ.
Основная часть лекции
1. Рассказать студентам, что потеря работы для человека может быть очень травмирующим событием. (Некоторые социологи говорят, что только смерть одного из супругов или близкого друга, либо заключение в тюрьму создает больший стресс, чем потеря работы.) Объяснить, что воздействие безработицы как на отдельную личность, так и на экономику страны вследствие сокращения производства продукции, а также негативных социальных последствий, заставляет государство предпринимать попытки снизить уровень безработицы путем осуществления различных программ.
2. Показать слайд Демонстрационного материала 1 и выдайте по экземпляру материала каждому ученику. Обсудить, кто такие безработные и как определяется численность безработных. Подчеркнуть:
Сходство между безработными и добровольно незанятыми: и те, и другие способны работать, но не работают.
Различие между безработными и добровольно незанятыми: безработные хотят работать и активно ищут работу, тогда как добровольно незанятые предпочитают не работать.
Сходство между безработными и занятыми: и те, и другие способны работать и хотят работать.
Различие между безработными и занятыми: безработные хотят работать, но не могут найти работу, тогда как занятые смогли найти себе рабочее место.
3. Обсудить со студентами формулу расчета уровня безработицы. Подчеркнуть, что этот показатель является одним из основных измерителей состояния экономики. Высокий уровень безработицы свидетельствует о том, что трудовые (и, скорее всего, другие) производственные ресурсы задействованы в недостаточной степени, что приводит к сокращению производства товаров и услуг.
4. Для объяснения студентам различных типов безработицы Демонстрационный материал 2. “ Три типа безработицы”. Чтобы убедиться в правильном понимании учащимися этого экономического понятия, попросите их привести несколько примеров.
5. Раздайте экземпляры Упражнения 1 отдельным студентам или небольшим группам; пусть они заполнят первую колонку, указав тип безработицы для каждого работника. Проведите обзор классификации, данной учащимися, с целью добиться понимания ими различий между типами безработицы.
6. Вернутся к Упражнению 1 и определить студентам государственные политические меры/программы, которые они бы порекомендовали для решения проблемы безработицы для каждого работника. Список своих рекомендаций учащиеся должны записать в отведенном месте.
7. Обсудить со студентами особенности безработицы в России. Попросить их назвать факторы, способствующие обострению проблемы безработицы. При обсуждении обязательно уделить внимание следующим факторам:
а) Высокая территориальная концентрация производства. В период существования СССР многие города и поселки России создавались или развивались на основе 1-3 крупных, так называемых «градообразующих» предприятий. На этих предприятиях работало большинство трудоспособного населения города (поселка), и этим предприятиям фактически принадлежала вся городская инфраструктура – магазины, школы, детские сады, предприятия бытового обслуживания и т.д. В период перехода России к рыночной экономике многие градообразующие предприятия стали испытывать трудности, снижая объемы производства или закрываясь совсем. В то же время, в городах и поселках, где они располагались, практически не было альтернативных рабочих мест, поэтому работникам, уволенным с таких предприятий, не находилось иного места работы. Примеры: Норильский горно-обогатительный комбинат (г. Норильск, Красноярский край); предприятия оборонной промышленности в г. Воткинск (Республика Удмуртия); нефтеперерабатывающие предприятия в г. Усинск (Республика Коми) и др.
б) Важнейшим отличием трудовых ресурсов России по сравнению с трудовыми ресурсами индустриально развитых стран мира является их низкая мобильность. В России многие работники крайне неохотно меняют место жительства, даже если на новом месте они могут устроиться на работу с более высокой оплатой.
в) Широкие масштабы в России приобрела также так называемая «скрытая» безработица. В случае скрытой безработицы человек является безработным по сути (не работает, хотя хочет работать), но по ряду причин, часто связанных со статистическим учетом, не считается безработным.
Примеры сезонной безработицы включают: (1) из-за недостаточного развития службы занятости в регионе люди, не имеющие работы, не обращаются в бюро по трудоустройству и поэтому не учитываются в качестве безработных; (2) предприятия простаивают, но людей не увольняют, а отправляют в бессрочный неоплачиваемый отпуск; в результате люди не работают и не получают заработной платы, но при этом не считаются безработными.
8. Для исследования проблемы низкой мобильности ресурсов попросить студентов в качестве домашнего задания опросить родителей, родственников и знакомых, и выяснить у них следующее:
а) Какая прибавка (в %) к текущей оплате труда явится для человека (семьи) достаточным стимулом к тому, чтобы самостоятельно (без помощи государства) переехать:
· в равноценную квартиру на том же этаже того же дома;
· в равноценную квартиру в том же городе;
· в ближайший город той же области;
· в город, находящийся в другом субъекте Российской Федерации.
Примечание: студенты должны получить и представить достаточно конкретные ответы, например: «Наша семья готова переехать в соседний город, если в соседнем городе работающие члены семьи будут получать в виде оплаты труда на 40% больше, чем в нашем городе"» и т.п.
б) Что является основным препятствием для переезда человека (семьи) к новому месту работы? (Типичные ответы могут быть следующими: очень низкая зарплата, трудности с обменом, куплей или продажей жилья; неуверенность в том, что на новом месте жительства можно будет найти необходимые семье объекты инфраструктуры – детские сады, школы, магазины, театры и др.; привязанность к текущему месту жительства, в т.ч. и «привычка жить рядом с могилами предков» и т.д.)
9. Обсудить со студентами результаты проведенных ими опросов и подведите итоги. В ходе опросов, скорее всего, выяснится, что стимулом для переезда даже в соседнюю квартиру для большинства семей будет довольно существенная прибавка к сумме оплаты труда, а, например, прибавка в 10% вряд ли явится достаточным основанием для такого шага. Еще раз обсудить со студентами причины низкой мобильности человеческих ресурсов в России и то, как это сказывается на уровне безработицы в стране.
10. Студенты сделают обобщения в отношении того, что предпринимает государство в отношении фрикционной, структурной и циклической безработицы. Примеры будут включать: действия государства по сокращению фрикционной безработицы ограничиваются помощью в быстром нахождении нового места работы.
Действия государства по снижению циклической безработицы часто основываются на макроэкономической политике: фискальные и монетарные меры для стабилизации экономики, прекращения экономического спада и содействия увеличению количества рабочих мест.
Меры, предпринимаемые государством по сокращению структурной (долговременной) безработицы заключаются в переобучении сокращенных работников, а также в создании новых возможностей для роста занятости там, где закрываются целые индустрии. Меры по снижению сезонной (кратковременной) безработицы могут заключаться в стимулировании предприятий к созданию временных дополнительных рабочих мест в те сезоны, когда в деятельности предприятий сезонного цикла (туризм, сельское хозяйство, лесная промышленность) наблюдается сокращение активности. Сравнить примеры студентов с теми, что приведены в Демонстрационном материале 2, “Государственные политические меры/программы по сокращению уровня безработицы. Подчеркнуть, что в условиях России весьма действенной может оказаться информационная и иная поддержка государства, направленная на облегчение смены работниками места жительства, т.е. на повышение мобильности трудовых ресурсов страны и ,что для борьбы с различными типами безработицы нужны разные виды государственных программ.
Заключительная часть урока- лекции
Совместно со студентами повторите определения трех типов безработицы, а также государственные политические меры/программы, способствующие сокращению уровня безработицы.
Закрепление материала
Для оценки того, насколько учащиеся усвоили экономические понятия и идеи, рассмотренные в ходе этого урока, проведите Тест 1. Разберите с учениками правильные ответы.
Правильные ответы к Тесту 1:
1
В
2
Г
3
А
4
В
5
А
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ 1
КТО ТАКИЕ БЕЗРАБОТНЫЕ? УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ
Нетрудоспособное население
Трудоспособное население
(трудовые ресурсы) :
Добровольно
Экономически активное население (рабочая сила):
незанятые (Н)
Занятые (З)
Безработные (Б)
1. Общая площадь прямоугольника соответствует общей численности населения страны.
2. К нетрудоспособному населению относятся люди, которые в силу возраста и состояния здоровья не способны к труду. К лицам нетрудоспособного возраста в России относятся лица моложе 16 лет и лица, достигшие пенсионного возраста и не работающие.
3. К трудоспособному населению (трудовым ресурсам) относятся:
· Добровольно незанятые. Трудоспособные люди, добровольно предпочитающие не работать по найму или в индивидуальных предприятиях. Примеры: старшеклассники общеобразовательных и специализированных школ, гимназий, лицеев, достигшие 16 лет; студенты дневных отделений ВУЗов, техникумов, колледжей; лица, занятые в домашнем хозяйстве.
· Занятые. Люди, работающие полный рабочий день по найму или на индивидуальных предприятиях.
· Безработные. Люди, не имеющие работы, желающие получить работу и активно ищущие работу.
4. Занятые плюс безработные вместе образуют экономически активное население (рабочую силу) страны.
5. Уровень безработицы в стране рассчитывается как процентная доля безработных среди экономически активного населения страны:
Уровень безработицы = З + Б
З + Б
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ 2
ТРИ ТИПА БЕЗРАБОТИЦЫ
Фрикционная безработица: Работники, находящиеся в процессе смены работы, ищущие работу в первый раз, а также заново вступающие в ряды рабочей силы после добровольного отказа от работы. Безработица этого типа обычно продолжается короткий период времени.
Структурная безработица: Работники, которые не в состоянии занять имеющиеся рабочие места вследствие отсутствия необходимых навыков и умений для производства нового вида продукции, имеющего спрос на рынке.
Сезонная безработица: В некоторых отраслях экономика (туризм, сельское хозяйство, лесная промышленность и некоторые другие) производственный цикл имеет ярко выраженный сезонный характер. В период межсезонья работники теряют работу. В кратковременном периоде имеет причины, во многом аналогичные причинам структурной безработицы, поэтому, как правило, включается в более общую категорию "Структурная безработица".
Циклическая безработица: Работники, уволенные в период, когда вся экономика страдает от экономического спада. Считается, что при улучшении положения в экономике такие работники снова находят работу.ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ 3
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРЫ/ПРОГРАММЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
ФРИКЦИОННАЯ БЕЗРАБОТИЦА
Информация о наличии рабочих мест
Услуги службы занятости
СТРУКТУРНАЯ И СЕЗОННАЯ БЕЗРАБОТИЦА
Субсидии на получение образования
Обучение и переобучение работников
Создание временных рабочих мест
Субсидии по заработной плате/ Налоговые льготы
Законы о равных возможностях при трудоустройстве
Общественная служба занятости
ЦИКЛИЧЕСКАЯ БЕЗРАБОТИЦА
Фискальная политика
Монетарная политика
Общественная служба занятости
Субсидии по заработной плате/ Налоговые льготы
Для всех типов безработицы:
Повышение мобильности трудовых ресурсов.
УПРАЖНЕНИЕ 1
ПРИМЕРЫ БЕЗРАБОТНЫХ
Имя, фамилия ________________________________
Ниже перечислены работники, не имеющие работы. Используя данное учителем определение трех типов безработицы, укажите какой тип безработицы, - фрикционную, структурную (в т.ч. сезонную) или циклическую, - представляет каждый из перечисленных работников.
Затем определите соответствующую государственную программу или политические меры, которые помогут данному безработному. Какие выводы можно сделать о государственных мерах/программах по сокращению каждого из трех типов безработицы?
РАБОТНИКИ
ТИП БЕЗРАБОТИЦЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРЫ/
ПРОГРАММЫ
1. Недавний выпускник ВУЗа, ищущий свою первую работу.
2. Бывший работник сталелитейной промышленности, работавший на заводе, который был закрыт вследствие того, что устарело оборудование.
3. Работник, который ушел с работы, чтобы переехать в другой город к свой семье.
4. Плотник, уволенный из-за того, что вследствие повышения ставок банковского процента в жилищном строительстве произошел спад.
5. Работник, уволенный агрофирмой в конце октября, после окончания периода сбора урожая.
6. Работник автомобильной промышленности, уволенный вследствие падения продаж автомобилей.
7. Домохозяйка, которая решила пойти работать и начала поиски рабочего места.
8. Оператор телефонной станции, рабочее место которого было сокращено, когда телефонная компания установила новое оборудование, основанное на компьютерном переключении линий связи.
9. Работник нефтяной промышленности, уволенный в связи с падением спроса на нефть.
ТЕСТ 1
1. По состоянию здоровья инженер переехал в другой город и из-за переезда не
работал полтора месяца. Это должно быть учтено при исчислении ...
А) как фрикционной, так и структурной безработицы;
Б) циклической безработицы;
В) фрикционной безработицы;
Г) структурной безработицы.
2. За строительством электростанций, использующих нефть в качестве источника
энергии, последовало закрытие ряда угольных шахт и массовое увольнение
шахтеров. Это внесло вклад в увеличение ...
А) как фрикционной, так и В) фрикционной безработицы;
циклической безработицы;
Б) циклической безработицы; Г) структурной безработицы.
3. В мае 2001 г. Андрей окончил университет. Хорошо отдохнув 1,5 месяца, он
начал искать работу и спустя 2 недели нанялся на уборку клубники к фермеру
Ивану. Через 2 месяца период уборки закончился, и Андрей был уволен. В 2001
году Андрей должен был быть учтен при исчислении ...
А) как фрикционной, так и сезонной безработицы;;
Б) циклической безработицы;
В) как фрикционной, так и циклической безработицы
Г) сезонной безработицы.
4. “Если человек в трудоспособном возрасте не работает, он является
безработным.” Это утверждение ...
А) неверно;
Б) верно;
В) верно в том случае, если этот человек активно ищет работу;
Г) верно в том случае, если этот человек не учится в общеобразовательной школе
или на дневном отделении ВУЗа.
5. Молодой человек, только что закончивший общеобразовательную школу,
желал бы устроиться на работу. Несмотря на то, что газеты пестрят
объявлениями с предложениями о работе, активные поиски работы не
приносят успеха по причине отсутствия у молодого человека какого-либо опыта
и квалификации. Это событие ...
А) должно быть учтено при подсчете уровня структурной безработицы;
Б) должно быть учтено при подсчете уровня циклической безработицы;
В) не следует учитывать при подсчете уровня безработицы;
Г) должно быть учтено при подсчете уровня фрикционной безработицы.
Б
З + Б
( 100%
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 415