Урок географии в 9 классе по теме Государственная территория России с применением сингапурских методик преподавания

Тема урока: « Государственная территория России»
9а класс (учитель Ткачева Е.А.)
Цели: Сформировать представление о государственной территории. Сравнить и оценить географическое положение России и СССР. Объяснить разницу между понятиями «территория» и «пространство» страны. Научить участию в дискуссии, а также критически мыслить, уметь сотрудничать используя обучающие структуры конэрс, раунд тэйбл, микс-фриз-груп.
Оборудование: Политико-административная и физическая карта России, политическая карта мира, плакаты для закрепления, карточки с заданиями.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Проверка домашнего задания используя обучающую структуру раунд тэйбл.
Учитель: Сейчас на каждую группу я раздам по одному вопросу для закрепления предыдущей темы. Вам нужно в течение 5 минут на одном листе бумаги по кругу записать все что вы знаете по данному вопросу, по истечению времени ученик сидящий под номером А1 озвучивает ответ своей группы. Начинает отвечать столик находящийся ближе к двери.
Вопросы:
1. столик. Географическое положение России среди государств мира.
2. столик. Крайние точки России. Соседи 1-го порядка по суше.
3. столик. Моря, омывающие Россию.
4. столик. С какими государствами проходит морская граница?
5. столик. Какие технические средства используют пограничные войска при охране границ?
Учитель: А теперь используя обучающую структуру Микс-Фриз-Груп, давайте немного отдохнем и заодно вспомним материал прошлых уроков. Я попрошу вас встать, задвинуть стулья и разойтись по классу под музыку. После того как музыка остановится вам нужно замереть и внимательно послушать мой вопрос, после чего объединиться в группы количество участников в которой будет соответствовать правильному ответу.

1.Сколько городов федерального значения? (3)
2. Сколько автономных областей? (1)
3. Сколько автономных округов? (4)
4. Сколько краев? (9)
5. Сколько морей омывают Россию? (12)
Учитель: Я всех благодарю, прошу занять свои места.
III.Изучение нового материала
-Учитель: Сегодня мы с вами обсудим проблему: огромная территория страны – это благо или зло? Чтобы аргументировано изложить свое мнение, вам необходимо изучить следующие вопросы.
1.Что понимается под термином « государственная территория»?
2. В чем различие между понятиями «территория» и «пространство»?
3.Как изменилось географическое положение России после распада СССР?
4. Что такое «экономически эффективная территория»?
5. Что такое «зона Севера»?
6. Природные ресурсы на территории России.
Вопросы к классу:
-Учитель: Что такое государственная территория?
- Ученики: высказывают свои ответы.
- Учитель: Это часть поверхности планеты, на которую распространяется власть государства.
- Учитель: Государственная территория включает в себя: воздушное пространство, территориальные воды, недра под поверхностью суши, недра под акваторией.
- Учитель: Что такое «территориальные воды»?
- Ученик: высказывают свои ответы.
- Учитель: Это воды, омывающие территорию страны на расстоянии 12 миль от берега.
-Учитель: «Территория» и «пространство» страны. В чем различие этих понятий?
-Ученики: высказывают свои ответы.
- Учитель: Пространство страны включает:1)воздушное пространство; 2)космическое пространство; 3) морские пространства; 4) России принадлежат внутренние воды; 5) 200-мильная(370 км) экономическая зона за пределами территориальных вод. Здесь Россия может вести добычу полезных ископаемых, рыбы и морепродуктов; 6) шельф в Северном Ледовитом океане.
Вывод: понятие пространство гораздо шире, чем территория.
-Учитель: Историк, В.О. Ключевский оценивая положение России на северо-востоке Евразии писал: «Некогда какой-то враг вытеснил славян, именно наших предков с Дуная, прогнав их на девственный Северо-восток, из лучшей страны - в худшую. Так история-мачеха заставила их населить страну, где природа является мачехой для людей».
-Учитель: Географическое положение России менялось в течение веков. В последний раз изменения географического положения наступили в связи с распадом СССР. Оценим современное положение России:
1.Россия отдалилась от стран Европы.
2.Россия сместилась к северу, так как ее южная граница оказалась значительно севернее южной границы СССР.
3. Территория России вытянута и с севера на юг, и, особенно, с запада на восток.
4.Экономически эффективная территория России сократилась. 70% площади России – тундра, тайга с болотами и вечной мерзлотой. Под пашню пригодно лишь 20% территории страны. Площадь экономически эффективной территории России меньше таковой в США, Китае, Бразилии, Австралии.
5. Моря, омывающие Россию, замерзают.
6. Наша страна большей частью лежит в зоне Севера (рис. 4 стр.20).
- Учитель: На какие моменты жизни населения влияет столь северное расположение страны? Что изменилось бы в экономике страны, в жизни людей, если бы Россия находилась на территории более южной, например, в широтах США или Бразилии?
- Ученик: Мы вынуждены тратить больше средств на строительство, отопление, на энергию, на питание, одежду, транспортные пути и т.д.
- Учитель: Назовите другие страны, территория которых находится в зоне Севера.
- Ученик: Канада, Исландия, Финляндия, Норвегия.
- Учитель: В чем различие положения России от географического положения этих стран?
-Ученики: высказывают свои ответы.
- Учитель: 1. В зоне Севера России проживает 11,3 млн. человек, а основное население Канады, например, проживает на широте Северного Кавказа;
2.Зона Севера России имеет более суровые условия, нежели в других странах. В России находится полюс холода северного полушария Оймякон, Верхоянск, где температура достигает до – 68 градусов и даже – 71 градус.
-Учитель: В чем положительное значение большой площади территории страны?
- Ученик: Больше месторождений полезных ископаемых, больше площади, лесов, т.е благодаря большой площади Россия богата природными ресурсами.
IV.Закрепление
-Учитель: Естественно, что существуют многочисленные, часто прямо противоположные мнения ученых о том, какое влияние оказывают размеры территории на развитие России. Я предлагаю вам поразмышлять.
Итак, существует два взгляда на необъятные пространства России: 1) зло, проклятие, тормозящее развитие страны, подрывающее ее жизненные силы; 2) важнейшее потенциальное богатство России, основа ее безопасности и перспективного развития. Дайте свою оценку этим двум противоположным позициям.
Учитель: Ознакомившись с данной проблемой, я предлагаю вам занять один из 2-х углов в нашем классе, но перед тем подумать 5 минуту и записать ваш взгляд на эту проблему у себя в тетрадях.
1-ый угол. Зло, проклятие, тормозящее развитие страны, подрывающее ее жизненные силы.
2-ой угол. Важнейшее потенциальное богатство России, основа ее безопасности и перспективного развития.
Ученики: Размышляют 5 минуту, после чего записывают ту точку зрения, которую они поддерживают у себя в тетрадях.
Учитель: Попрошу подойти к выбранному углу.
Ученики: Встают, задвигают стулья и проходят к выбранному углу.
Учитель: Обсудите в парах, почему вы выбрали данный угол в течение 5 минут.
Ученики: Находят себе пару, после чего обмениваются мнениями.
Учитель: Теперь я попрошу, несколько учеников из каждого угла поделятся мыслями своего партнера. Отвечает ученик, который выше своего партнера.
Ученик, стоящий в углу под номером 1. Наши необъятные пространства как бы высасывают соки из страны, постоянно толкая ее на путь экстенсивного развития, при этом отмечается, что если бы за Уралом плескался океан, то Россия уже давно была бы высокоразвитым цивилизованным государством.
Ученик, стоящий в углу под номером 2. Без огромных пространств и богатств Севера и Сибири Россия была бы слабее и беднее, СССР не смог бы выдержать фашистскую агрессию, а современная Россия 90% ресурсов получает с севера и востока страны, и ее внешняя торговля ими дает стране основную долю валютных доходов.
Учитель: Главное богатство в будущем мире не производство стали, зерна, машин, нефти и газа, а чистый воздух, чистая пресная вода, нетронутая природа, т. е. особое качество природной среды, которым обладают гигантские пространства, не измененные человеческой деятельностью.
Учитель: Займите свои места.
Ученики: Занимают свои места.
Учитель: оценки за урок я сообщу на следующем уроке, когда проверю ваши листочки.

V. Домашнее задание.
Учитель: Домашнее задание параграф 4 пересказ, ответить на вопросы. Спасибо всем за внимание, урок окончен.